Чёрт меня дёрнул сесть на троллейбус, когда быстрее было доехать до центра на метро и пройти несколько кварталов пешком. Но я села на троллейбус, и из-за пробок потратила на дорогу на час больше, чем ожидала, и едва успела. Ну как, едва — билет на сеанс я купила первой, и в кинозал пришла первой, и всё прекрасно, но времени перехватить кусок на фудкорте уже не оставалось. Приятно, конечно, что моя привычка выходить с большим запасом времени хотя бы иногда себя оправдывает, но честное слово, лучше бы она была совершенно бесполезной. Шекспир — это, конечно, очень хорошо, зато не есть семь часов подряд — очень печально (печальнее, наверное, только есть семь часов подряд). Невольный спонсор этого поста — бренд "Алтайская сказка" и хлопья пшённо-гречневые, не требующие варки. И молоко, не помню, чьё, но всё равно спасибо.
И кинотеатр в "Алатыре" мне не нравится (да что тебе вообще нравится?). Дело не в том, что он синий, все кинотеатры синие, которые не бордовые, но там мрачно, и залы хоть и маленькие, но неуютные. Такое ощущение, что давит что-то, то ли потолок, то ли стены.
"Ричард II" ("Глобус", 2016-й, режиссёр — Саймон Годвин) — вО-От такими глазами я смотрела и в некоторые моменты наверняка с вОт таким ртом. Блестящий, замечательный, великолепный спектакль. Я не читала пьесу и о Войне Алой и Белой розы представление имею в лучшем случае приблизительное, так что меня захватило и не отпускало. Первый раз в жизни извлекла из собственного невежества пусть не пользу, но удовольствие.
"Глобус" лучше всех. До сих пор рада, что в тот единственный раз, когда они к нам приезжали собственными волшебными персонами, я чудом умудрилась купить билет.
На обратном пути не стала рисковать, пошла до метро, хотя в десять вечера пробок не бывает. В общем, всё наоборот сделала, но погода сегодня тёплая, и я с прошлого года не гуляла по вечернему городу с блаженно лёгкой головой.
Смотрю на афишу TheatreHD и понимаю, что работа с хорошей зарплатой и свободными вечерами (и служебной губозакатывательной машинкой) нужна вот просто срочно, но я и поиски работы — это отдельная песня. Если — когда — меня заест настолько, что припрёт высказаться, это будет не простыня — простынища. Ну а пока никто из работодателей не сообразил, что им в штате не хватает опытного нытика на полный рабочий день, можно заполнять время чем душа пожелает.
Я тут вспомнила, что собиралась прочитать азимовский путеводитель по английским пьесам Шекспира; я бы и про греческие и итальянские собиралась бы почитать, но эту книгу в электронном виде не нашла.
Среди смутных чайно-книжных субботних планов сама собой вырисовалась настоящая драма (в стихах!), и я, собственно, не собиралась, но всё равно поехала смотреть "Ричарда III": театр "Алмейда", 2016-й, режиссёр-постановщик Руперт Гулд, в роли Ричарда — Тот-Кого-Нельзя-Называть, в смысле, Рэйф Файнс. И надо сказать, что в сравнении с Ричардом, герцогом Глостером Лорд Волдеморт просто душка.
Постановка аскетична до предела — минимум декораций, современные костюмы, повседневные и незапоминающиеся, света и звука не более необходимого, вообще ничего, что отвлекало бы внимание от мерзкого злодейского гения Ричарда, он настолько страшен и отвратителен, что рядом с ним меркнет всё и вся; мне даже рейтинг 16+, указанный на билете, показался вполне оправданным, и из кинозала я вышла впечатлённой по самые уши.
На обратном пути попался неудачный трамвай — в нём не объявляли остановки, и в конце концов я выключила ридер и стала прилежно смотреть в окно: в сумерках город выглядит очень однообразно, и вывески сетевых магазинов и едален совсем не спасают ситуацию. Пересела на метро и из поливаемого дождём района приехала в тот, где даже тротуары уже просохли; какое разочарование. Но прогноз погоды на следующую неделю обещает дождь, дождь и дождь, так что и на моей улице будет праздник.
Или хотя бы лужи.
Если есть хорошая новость и плохая новость, обычно они обе плохие. Хорошая новость — сеансы TheatreHD с недавних пор стали проходить ещё в двух кинотеатрах, помимо "Титаник Синема", плохая новость — я на них всё равно не попаду. Правда, в анонсах пока нет ничего для меня интересного, а что интересного есть, то я уже видела.
Последнее, на что я ходила, кстати — "Как вам это понравится" (Королевский Национальный театр, 2015) 29-го марта.
Всё-таки "Глобус" — лучший, но эту постановку я тоже посмотрела с удовольствием, там все такие милые, а ближе к концу происходящее скатывается в полнейший абсурд, как это можно не любить? И как ни нравятся мне приближенные к аутентичным глобусовские спектакли, но сочетание оригинального шекспировского текста с современными костюмами и декорациями эффект порой даёт умопомрачительный, и "Как вам это понравится" тоже поставили таким образом. И если офис крутой компании вместо герцогского дворца — штука ожидаемая, то его преображение в волшебный Арденнский лес стало торжеством театральной механики над обыденностью, даже над двумя обыденностями — героев в пьесе и зрителей в зале.
А до этого был ещё шикарный поединок хорошего парня Орландо с борцом Шарлем тире звездой реслинга— необъятных размеров негром, обтянутым лазурным и золотым. Шоу! Феерия!
И если Орландо уделал Шарля по законам жанра , то кузины Розалинда и Селия уделали Орландо и Оливера просто потому, что могли. Обе девочки отжигали на всю катушку, причём каждая по-своему. Высокая рыжеволосая Розалинда, переодевшись мужчиной, похорошела просто невероятно, но, кстати, мужчиной она не выглядела ни минуты, несмотря на короткую стрижку и одежду в стиле унисекс (что поделать, в нашем веке нет мужской одежды, хотя женская есть), но только превратилась из томной красотки в беспечного и вольного в речах и манерах молодого человека, во времена Шекспира этого могло обозначать принадлежность персонажа к мужскому полу, в наше — определённо нет.
Юная Селия в своём свитшоте с Hello Kitty рядом с Розалиндой выглядит почти ребёнком, смешная, славная, упрямая и офигевающая от выходок влюблённой подруги; офигевавшая — пока сама не вляпалась по уши. Что-то такое в лесном воздухе, наверное.
Больше всех из второстепенных персонажей порадовал Амьен из свиты изгнанного герцога. Как он пел, ах. Вообще, эпизоды с пением а капелла были чудесные, и не сказать, что его было мало, но я бы хотела больше. Серьёзно, это пение затмило даже пререкания шекспировских шутов (в данном случае шута и меланхолика (что в контексте пьесы одно и то же)), а ведь именно они в моих глазах были главным украшением всех виденных мною постановок.
Неделя за неделей я ежедневно заходила на TheatreHD, тщетно алча новых анонсов, и сегодня моё долготерпение было вознаграждено расписанием сеансов до конца года, в котором, однако, нет ни одной постановки "Глобуса". Я и не рассчитывала, что их будет много, но парочка или даже одна весьма бы украсили мои планы на жизнь. Правда, Шекспира вообще — много, а из хороших новостей — театральные киносеансы теперь будут не только в будни, но и в выходные, мои шансы (но не желание) посмотреть хоть что-нибудь значительно возросли.
От таких новостей я аж повторно порадовалась тому, что сходила на глобусовскую "Комедию ошибок". Поначалу мне казалось, что она будет поскучнее "Двенадцатой ночи"; я ошибалась. Опять смотрела, не ознакомившись с текстом пьесы, и опять ничего от этого не потеряла.
За этот сюжет сценаристы Латинской Америки, верно, душу бы продали, но Шекспир успел раньше: две пары близнецов — сыновья богатых родителей и сыновья бедняков, купленные им в услужение, — были разлучены во младенчестве безжалостной судьбой и ею же разделены на две пары не-близнецов: господин и слуга и другой господин со своим слугой. И тех, и других братьев, разумеется, зовут одинаково, давать детям одинаковые имена вообще очень удобно и логично. И так они мирно и даже относительно спокойно жили в разных городах, ничего друг о друге не зная, пока та же пресловутая судьба не свела их в одном: один некомплект близнецов там обитал постоянно, другой некомплект только-только прибыл.
И вот тут-то и началась главная веселуха из всех возможных и некоторых невозможных курьёзных ситуаций, не поддающаяся описанию словами уже потому, что сверх текста было сыграно очень много и очень изумительно. Оба господина — крайне эмоциональные господа, надо заметить — общаются со слугами преимущественно посредством колотушек. Колотушки художественны и разнообразны, моим фаворитом была драка осьминогом — ровно до того момента, когда один из Антифолов нахлобучил на голову своему Дромио ощипанную куриную тушку (а поостыв, душевно с
ней ним беседовал). Немало огня в эту феерию добавляют ревнивая жена Антифола-местного со своей сестрой (не близняшкой! и имена разные, тоже непорядок) и другие горожане (мне лично очень понравился древнегреческий стражник в европейском костюме, практикующий при задержании преступников какое-то чересчур восточное для Эфеса боевое искусство). А финал мог бы посрамить Болливуд в полном составе, если бы в те времена существовал Болливуд.
Хороший было, жалко только, что мало.
Сегодня на работе я собиралась помирать, потому что это представлялось самым логичным поведением после пяти часов сна, но как-то не помиралось. Видно, откат от недосыпа зависит ещё и от причин, его повлёкших, а спонсор моего нынешнего недосыпа — видеоверсия "Двенадцатой ночи" Шекспира в постановке "Глобуса" в "Титаник Синема". Три часа на одном дыхании, ради этого стоило смириться даже с "Гринвичем", там (в пьесе, а не в "Гринвиче") восхитительно решительно всё, начиная с аутентичного эпохе музыкального сопровождения и заканчивая жёлтыми чулками Стивена Фрая в роли дворецкого Мальволио.
Главная особенность постановки в том, что, как во времена Шекспира, все роли исполняют мужчины. Мне кажется, такие актёры и трагедию сыграли бы убедительно, но для комедии оно ж вообще самое то. И самое интересное, что их воспринимаешь именно как персонажей-женщин, а не как актёров-мужчин, так что даже пара смачных поцелуев на сцене с гомосексуальностью не проассоциировалась вообще никак.
Но первое появление на сцене Виолы выглядело странно: видно же, видно, что накрашенный парень в платье. А потом Виола переоделась в Цезарио и влюбилась в герцога Орсино — и откуда что взялось? Только и думаешь о ней: "Ах, нежная голубка, за что тебе такие напасти?", притом что актёр, игравший брата Виолы Себастьяна, мне показался даже миловиднее. Похожее впечатление произвёл Керубино (партию Керубино исполняет женщина), которого я видела в июле в "Свадьбе Фигаро" в оперном: первое появление — одетая мальчиком тётя, но когда мальчика переодели в девочку, на сцене объявился неловкий застенчивый юноша в женском платье.
Оливия изумительна и стопроцентно комедийна, особенно в романтических эпизодах. Вот это её "Возьми меня, я вся горю!"-поведение по отношению к Цезарио ржачно (сказать "смешно" было бы прегрешением против истины) и так трогательно, что от этого ещё более ржачно.
Но самая убедительная женщина — Мэри Наддай, камеристка Оливии, ни секунды когнитивного диссонанса. Честное слово, если б я не знала, что все мужские роли исполняют женщины, я бы не просекла.
Остальные персонажи тоже отжигали по мере сил (коих у них явный избыток), я несколько раз ловила себя на порыве поаплодировать, но это же видео, видео! Но ухохатывальнейшее.
И очень милое, я совсем не ожидала, что любовная история Орсино и Виолы мне додаст практически всего, что мне нужно от любовной истории, а вот поди ж ты. То есть, если линия Оливия-Цезарио смешна даже тогда, когда трогательна, то линия Виола/(это не тот слэш)Цезарио-Орсино трогательна даже тогда, когда смешна.
Но герцог Орсино там, кажется, самый нормальный человек, поэтому ему проще всего сочувствовать. Ну, то есть, как нормальный — не дурак, не пьяница, не шут, не сумас... То есть, нет, он, конечно, тоже ополоумел от любви, но как-то сдержанно.
Я весь день сегодня вспоминала спектакль, весь день улыбалась внутрь себя. Тоже, наверное, не очень адекватно выглядела)))
Когда я шла к театру, снежинки только витали в воздухе, а когда вышла, газоны были белыми, а тротуары — пятнистыми от следов.
Если бы можно было хранить в сокровищнице особенные, лучшие часы жизни, я бы сохранила эти три часа, проведённых на представлении "Сна в летнюю ночь".
Я и пошла-то на него только потому, что это гастроли шекспировского "Глобуса". Какие шансы, что мне ещё хоть раз представится возможность попасть на их спектакль? Да никаких. Билетом я озаботилась то ли в конце июля, то ли в начале августа — их к этому времени осталось три, буквально чудом успела.
И я предполагала, что будет хорошо, но того, как это оказалось на самом деле, вообразить бы не сумела. Это в самом деле было волшебно. Для определения таких вещей и необходимо понятие искусства.
Знакомство с текстом пьесы ничего не дало и ни к чему не подготовило, я её специально прочитала за несколько дней до спектакля, благодаря чему меньше, чем могла бы в ином случае, обращалась к субтитрам и поняла пару неочевидных шуток, разъяснённых в примечаниях, но это и всё. А на сцене текст ожил и на три часа стал целым миром, и, наверное, воспринимать с прежним равнодушием я его не смогу — буду вспоминать тех, кого видела и слышала, сидя в освещённом — согласно традиции шекспировского театра — зрительном зале.
Они прекрасные, все.
Это я, наверное, долго не забуду: негры продают малахит.
То есть, если вот так сказать, то ничего особенного — ну негры и негры, ну малахит и малахит, ну подумаешь, продают. Мало ли кто чего продаёт.
Но! В уральском-уральском городе, в сером-сером здании, на чёрном-чёрном прилавке так зелено от малахита, что глаза режет, а над этой роскошью — чёрные-чёрные негры в свитерах, из-под которых выглядывают белые воротнички и манжеты.
То ли в прошлый раз я неудачно зашла, то ли ещё что хотя, скорее всего, именно неудачно: на октябрьскую ярмарку я пришла за два часа до закрытия, тогда половина стендов уже свернулась, а половина остававшихся к этому приступала, но сегодня ноги за глазами не успевали.
Уйма всяческих аммонитов, от самых маленьких, с ноготь на мизинце, до одного здоровенного аммонитища. Аммонитины. В общем, эта окаменелая улитка оказалась вне всяких сравнений, хотя диаметром могла бы сравниться с хорошим домашним блином.
Акульи зубы буквально россыпями. Ужасно хотелось купить пригоршню некрупных и потому недорогих и ввиду грядущего года дарить "драконьи клыки", но по зрелом размышлении эта идея была отвергнута как непрактичная, хотя во всех прочих отношениях она выглядит самой что ни на есть привлекательной.
Два корытца с кусочками метеоритов, разных. Кусочки метеоритов маленькие и страшные, как несбывшиеся мечты, но это более чем искупается осознанием того, что держишь в руках самую что ни на есть настоящую падающую — павшую — звезду. Вещь не с этой планеты. Попытка осознать бездну преодолённого ими расстояния производит действие, схожее с тем, какое оказывает попытка осознать бездну времени, через которую до нас дошли останки ископаемых животных — в голове образуется пустота, которая при этом ещё и звенит.
Ещё были белемниты, в смысле, их ростры — лучше всего сохранившиеся части внутренних раковин вымерших в конце палеогена головоногих моллюсков. Я в таких вопросах ни разу не копенгаген, но, кажется, сейчас нет животных с внутренней раковиной. А были.
В общем, представляю, какие глаза у меня были возле прилавка с самым большим разнообразием окаменелостей. Славная женщина за ним поинтересовалась, уж не собираюсь ли я их коллеционировать. Я сначала удивилась, как это она меня узнала, а потом сообразила, что заявилась на выставку с у неё же купленным акульим зубом на шее. Сегодня были ещё ожерелья (ошейники?) из них же, понатыканных на равном расстоянии на полоске чёрной кожи. Я бы купила, и никакой бы голос разума меня не спас, если б смогла представить хоть одну ситуацию, в которой это надену. Мне опять рассказали интересного, и про белемниты, и про камни. Как-то очень хорошо она рассказывает — информативно, но в тоже время тепло. Не каждый, пусть бы и в теме, человек, сказал бы про современных камнерезов, что им помогает Хозяйка Медной горы; прозвучало это на диво убеждённо, но в то же время без малейшего намёка на эзоистеричность, которая порой проскальзывает в разговорах о камнях.
Неожиданно понравились серьги — было много длинных и узких, я таких раньше не видела, так что ничего удивительного, что раньше мне тамошние серьги не нравились совершенно. И пока я соображала, какие же взять (ибо выбор между обсидианом и гематитом для меня смерти подобен, раухтопаз же дымчат до изумления, а яшма просто зелена и прекрасна, но унести с собой полдюжины пар не было никакой возможности), хозяйка прилавка пыталась облегчить мне муки выбора прикладной астрологией. Я бы лицо рукой закрыла, но так на серьги смотреть неудобно. Не то чтобы мне не нравились "предписанные звёздами" камни (благо список для каждого знака немаленький), но всерьёз руководствоваться астрологией при выборе украшения — это как-то никак. Впрочем, услышать, что покупка непременно принесёт мне удачу (как и положено тигровому глазу), всё равно было приятно.
Лучшее
Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)