Цитатник цитатников1 читатель тэги

Автор: in se

Лондонская Вифлеемская больница

Каждый из нас знает значение слова «бедлам». Но мало кому известно, что его также поймут и во всех странах Европы, где слово «бедлам» тоже ассоциируется с хаосом, неразберихой и, главное, с невыносимым шумом. Причем, ранее в литературе это слово писалось с заглавной буквы.
Сейчас уже мало кто помнит, откуда пришло это слово. Если обратиться к истории, то можно узнать, что «бедлам» - это исковерканное Бейт-Лехем («Дом хлеба» в переводе с иврита), более известное русскоязычной публике как Вифлеем, а англоязычной - как Bethlehem. Но не название библейского города стало нарицательным, а богоугодное заведение в Лондоне, являющееся больницей для умалишенных, стало тому причиной.

дальшеhttps://ic.pics.livejournal.com/yrisska/14322575/174737/174737_900.jpg

Бетлем является старейшей больницей в мире, специализирующейся на лечении психически больных. Здание больницы Бетлем (или Бедлам, это название получило гораздо более широкое распространение) было построено в 1247 году в пригороде Лондона неподалеку от Бишопсгейтс. Тогда оно возводилось как монастырь для ордена Святой Марии Вифлеемской на месте современной Ливерпуль-стрит. В 1330 году, после упразднения монастырей, здание было передано светским властям Лондона, и было определено под богадельню, унаследовавшую название монастыря. В 1403 году там открылась больница, которая стала специализироваться на лечении душевнобольных, а с 1547 года она обрела статус Вифлеемской Королевской больницы для умалишенных. Это заведение стало известно жителям города под именем госпиталя Святой Марии Вифлеемской или St. Mary Bethlehem Hospital. В следующие сто лет название госпиталя постепенно сокращалось, превратившись сначала в Бетлехем Хоспитал, затем в Бетлехем, потом в Бетлем и, наконец, в Бедлам. Но, возможно, не только английская привычка глотать слова и буквы привела название больницы в такой вид. Возможно, это произошло из-за созвучия названия дома скорби со словами Bed - постель и lam (to lam)- бить, колотить, так как это подходит к описанию методов лечения, использовавшихся до середины XIX века в этом богоугодном доме. В русском языке это слово впервые появилось в «Письмах русского путешественника» Н.М. Карамзина.

Но эта больница известна не только как синоним сумасшедшего дома, но и как место, где зародилась психиатрия как наука в современном её понимании. Сначала Бедлам был просто тюрьмой для тех, кого врачи посчитали безумным. А так как наука в те времена еще только зарождалась и не обладала достаточным опытом и запасом знаний, в умалишённые частенько записывали и тех, кто был вполне вменяем. Отдельно остановимся на методах лечения психических недугов в этом доме скорби.

Вплоть до 18 века было широко распространено мнение, что безумие является следствием либо неправильного воспитания, либо повреждения мозга, либо дурными наклонностями самого пациента. Это, видимо, и объясняло, почему Бедлам (дом призрения) и Бридуэлл (тюрьма) имели общее начальство и финансирование в течение долгого времени. Вифлеемская королевская больница в Лондоне была одним из первых в мире психиатрических заведений. Обитатели были заперты по клеткам, кельям и стойлам для скота, прикованы к стенам, их избивали. Для усмирения особо буйных, да и с целью экономии, часто практиковалось «лечебное голодание», вплоть до полного истощения.

Средневековые методы «лечения» не страдали излишней гуманностью. Пациента клали в гроб, закрывали крышку и погружали в бассейн с водой, а затем открывали крышку и пытались его оживить. Был целый ряд подобных устройств, хотя во время процедуры смертность была очень высока. Беспокойных или маниакальных пациентов заворачивали в холодную простыню и кидали в воду. Буйно помешанные переставали буйствовать из-за жестоких наказаний кнутом. Но раз симптомы проходили, то вполне закономерен вывод о правильности лечения. В таком случае, оборачивая пациентов и макая их в холодную воду, врачи не издеваются над пациентами, а выводят из их тела токсины. Впрочем, любому зверству можно придать видимость научного подхода.

Королевский госпиталь Св. Марии Вифлеемской всегда был действительно лечебным учреждением, то есть пациентов принимали туда для того, чтобы излечивать. Но, как правило, если выздоровление не наступало уже в первое время, то такой пациент не мог рассчитывать на восстановление своей психики и в течение многих лет. Первый полный список пациентов, датированный 1598 годом, включает в себя только одного пациента, который пребывал в больнице в течение 25 лет, а десять из двадцати одного больного смогли излечиться в течение года или меньше. В следующем столетии была введена практика отсеивания тех, у кого было мало надежды на выздоровление. Таким образом появилось правило, что ни один пациент не должен оставаться в лечебном заведении дольше, чем 12 месяцев.

Никто и не скрывал, что за каменной оградой знаменитой больницы на протяжении нескольких веков подряд, вплоть до последней трети 18 века, был земной филиал Ада. Прикованные цепями или запертые в крошечных камерах, голые, имея в качестве кровати только солому, люди месяцами не видели солнечного света. Если же добавить сюда голод, холод и сырость, спертый, пахнущий нечистотами воздух, то удивительно, как еще кто-то умудрялся выжить в таких условиях. И все это – на фоне постоянно шума – криков, ударов плетей, грохота цепей и диких драк.К началу пятнадцатого века в больнице находилось всего 9 человек, а к началу шестнадцатого она содержала уже 31 пациента, хотя и была рассчитана на 24. По документальным данным, рева, криков, грохота цепей и шума драк было достаточно, чтобы свести с ума и попавшего туда случайно здравомыслящего человека.

https://ic.pics.livejournal.com/yrisska/14322575/171808/171808_900.jpg

https://ic.pics.livejournal.com/yrisska/14322575/171294/171294_900.jpg

Однако Дом призрения не мог обеспечить своих постояльцев даже минимумом еды. Поэтому не слишком буйные пациенты отпускались в город за пропитанием. Голодные и в рубищах, они бродили по дорогам, прося подаяния. То была самая низшая степень падения, ибо эти несчастные даже не сознавали своего ужасного положения. Они развлекали горожан жалобными песнями и странным, иногда – просто диким - поведением. Пациентов больницы отличала оловянная бляшка, которую они носили на левой руке. Впрочем, даже у них были конкуренты – юродивые и мнимые сумасшедшие. Первые - бывшие узники Бедлама, признанные условно безопасными, которым было отказано в дальнейшем содержании. Вторые - те, кто умело прикидывался ненормальным и таким образом обманывал жалостливых горожан. Постоянно присутствие этих несчастных стало для жителей Лондона и его предместий явлением хоть шумным и беспокойным, но вполне обыденным, создающим особый городской колорит. Ужасная жизнь пациентов Королевского госпиталя для умалишенных не раз была отражена не только в английской литературе и народном творчестве, но и в живописи.

За всеми нищенствующими постояльцами Бедлама у горожан закрепилось имя Том, что позволило Шекспиру вывести этот трагичный и яркий образ в своей пьесе «Король Лир». В этом бессмертном произведении Эдгар, сын герцога Глостерского играет роль Бедламского нищего (Bedlam Beggar), чтобы остаться в Англии незамеченным после изгнания.

Историки и исследователи творчества Шекспира до сих пор спорят о том, была ли в с сцене перевоплощения Эдгара из пьесы «Король Лир» баллада Tom O'Bedlam, а если была, то она написана или обработана самим Шекспиром или же это была народная городская песня о жизни блаженных. На данный момент авторство Шекспира не подтверждено, и баллада исполняется как народная английская песня.

Так как в Бедламе проходили лечение исключительно мужчины, для умалишенных женщин в Лондоне была также создана женская больница. Она была названа в честь Мэри Мэгдэлен - если это название произнести нечленораздельно, то звучало похоже на слово «плаксивый» - обозначающее в другом значении проститутку.

В 16-ых и 17-ых столетиях песни про сумасшедших стали чрезвычайно популярны. В Англии сущестует множество народных и авторских песен, обыгрывающих образ Безумного Тома из Бедлама. «Поиск безумного Модлина Тома Бедлама», популяризированный Томом Джилфеллоном, был издан Томасом Д'Юрфеи в его «Таблетках от Меланхолии» (1720). Похожие песни содержатся также в «Любви Джека Линдси к Безумному Тому» (1927). Большинство песен, относящихся к эпохе Возрождения, и поющихся народом Агнлии, были созданы на основе "Песни Безумного Модлина». Эта песня считается полностью отличной от «Песни Тома Бедлама», так как датой создания песни Тома считаетеся 1615 год, а песня Модлина выходит приблизительно столетие спустя. Так или иначе, это - очень старая песня, и ее также приятно и интересно слушать, как и исполнять.

В общем, с годами дела жителей Бедлама становились все хуже. Жестокое обращение надзирателей, ужасные условия содержания привели к тому, что в 1620 году в Палату Лордов было направлено обращение «Петиция Несчастных Обезумевших Людей из Палаты Бедлама (обеспокоенных условиями содержания)». Но лордам и королю, под патронажем которого находился госпиталь, в то время было не до настоящих безумцев. Им с трудом и не всегда удавалось справиться с инакомыслящими. Поэтому старое здание Бедлама пережило воцарение и свержение Чарльза I, гражданскую войну, казнь короля, годы кромвельской республики и благополучно дождалось возвращения на трон последнего короля. Вот тогда-то, в годы Реставрации, и была проведена реконструкция. Вместо средневекового монастыря-тюрьмы на Мурфилдс в 1673 году фактически был построен барочный дворец. У монарха, Чарльза II, было прекрасное чувство юмора, так что новое здани Бедлама строилось по образцу дворца Тюильри. К тому же оно было украшено двумя замечательными статуями – «Безумия унылого» и «Безумия свирепого».

https://ic.pics.livejournal.com/yrisska/14322575/167878/167878_900.jpg

Выстроенный дворец был прекрасен. К сожалению, к условиям содержания больных архитектурные изыски не добавили никаких улучшений. Их по-прежнему избивали, приковывали цепями, морили голодом и держали на соломе. Только теперь больница стала больше походить на театр, ибо начальство Бедлама решило сделать вход в больницу платным и открыть двери для вечно ищщущих развлечений и зрелищ представителей богатых слоев населения и знати.

https://ic.pics.livejournal.com/yrisska/14322575/166873/166873_900.gif

Теперь, заплатив всего один пенс, каждый желающий мог развлечься, наблюдая за «безумными выходками несчастных». Запечатленные на картинах и гравюрах прошлого молодые дамы использовали такие посещения для лучшего знакомства с мужской анатомией. В Англии в это время было сильно пуританство, а заключенные могли похвастать не столько одеждой, сколько ее полным отсутствием. Так что зрелище считалось «интересным», и публика за умеренную плату допускалась в больницу по праздникам, как в зверинец. Сюда приходили семьями, с детьми, невзирая на то, что по просторным галереям Дома скорби и призрения прохаживались многочисленные проститутки. Эти энергичные женщины всегда были готовы удовлетворить разгоряченных посетителей Бедлама, причем - буквально не сходя с места. Феерическая смесь страстей, боли, безумия и эротики голого тела действительно действовала на публику как виагра.На доходы от посещений содержались служители и, как было заявлено Бедламским руководством, вносились улучшения в условия содержания, лечения и питания скорбных духом.

https://ic.pics.livejournal.com/yrisska/14322575/168812/168812_900.jpg

Об этом периоде в истории больницы написано множество рассказов и книг. И именно в такую обстановку угодил молодой драматург Натаниель Ли. Позже распространились слухи, что до сумасшествия его довело пагубное влияние Лорда Рочестера, которому Ли в 1675 году посвятил пьесу "Нерон". Но сам Натаниель говорил об этом так: «Они назвали меня сумасшедшим, я назвал сумасшедшими их, но, черт возьми, их голосов было больше». ("They called me mad, and I called them mad, and damn them, they outvoted me")

В изобразительном искусстве наиболее известным произведением, связанным с этим Домом скорби, является заключительная картина знаменитой серии Уильяма Хогарта «Карьера мота». (Вифлеемский госпиталь (1732-34), Музей Джона Соуна, Лондон). Восемь произведений рассказывают о падении богатого бездельника по имени Том Рэйкуэлл. На первой картине мы видим безгрешного юношу, получившего от своего отца большое состояние. А последующие же картины рассказывают нам о том, как Том распорядился отцовским наследством. Ближе к последнему полотну юноша все чаще совершает глупости, разоряется, попадает в долговую тюрьму, а оттуда - в лечебницу святой Марии Вифлеемской для душевнобольных. Придуманная Хогартом история про расточителя остается актуальной и в наши дни - в XX веке по этой серии картин были поставлены балет и опера. Хогарт выпустил гравюры, сделанные по мотивам картин этой серии. На гравюрах, как правило, лучше заметны отдельные детали, которые на холсте скрыты в тени, но с другой стороны, благодаря цветовой палитре полотна лучше передают настроение, и это в полной мере относится к «Вифлеемскому госпиталю».

https://ic.pics.livejournal.com/yrisska/14322575/157454/157454_900.jpg

Не обошел вниманием такое явление и кинематограф. О жизни в Бедламе и его пациентах снято множество фильмов. Многие из нас знакомы с обстановкой лондонского Бедлама именно из кинематографа. В фильме «Из ада» с Джонни Деппом в главной роли - одной из наиболее правдоподобных версий разгадки личности Джека-Потрошителя - героиня попадает именно в Бедлам. Бедняжку «излечивают» весьма странным способом - пробиванием черепной коробки. Есть еще один потрясающий фильм, снятый режиссером Марком Робсоном, носящий одноименное название с больницей - «Бедлам», единственный в истории фильм, заявленный как экранизация картины. В нем снимались такие звезды как Борис Карлофф (Мастер Симс), Анна Ли (Нелл Боуэн) Йен Вульф (Сидни Лонг), Джейсон Робардс (Оливер Тодд) и др. Он посвящен как раз периоду платного посещения Бедлама, когда богатые зеваки могли вдоволь насладиться видом голодных, изнуряемых пытками душевнобольных людей.

https://ic.pics.livejournal.com/yrisska/14322575/164326/164326_900.jpg

https://ic.pics.livejournal.com/yrisska/14322575/164539/164539_900.jpg

В 1788 году король Георг III стал проявлять признаки сумасшествия. В страну были приглашены медицинские советники, которые образовали консилиум во главе с доктором Уиллисом, дабы вылечить монарха. Эти хорошо известные события привели к сдвигу в общественных настроениях по отношению к психически больным.

Итак, в последней четверти 18 века кнут был дискредитирован как инструмент лечения, но оковы, голод и солома еще широко использовались. Так же оставляла желать лучшего и администрация больницы. Кстати, в это время в Англии случилось презабавнейшее явление. В 18 веке Уильям Бетти стал первым, кто начал говорить, что в его лечебных заведениях можно вылечить душевнобольных. Понастроив целую сеть из приютов скорби, Бетти сколотил на этом огромное состояние, став одним из самых богатых людей в Англии. Забавно, что его методы лечения были такими же жестокими, как и в Бедламе, да и ни один пациент из заведений Бетти не был излечен. И все же такое быстрое обогащение пройдохи послужило поводом для начала бума в строительстве приютов для душевнобольных и дало возможность психиатрам вдоволь погреть руки на этой новой, перспективной и быстро развивающейся индустрии.

С середины 18-го и в 19 веке "Общество друзей" или «квакеров» сыграло важную роль в создании новых способов лечения безумия. Они верили в пользу гуманного обращения с психически больными пациентами и принимали активное участие в созданнии частных лечебниц, таких как The Retreat, в качестве альтернативы государственным заведениям. Однако, основные отличия здесь были лишь в более мягком, «нравственном», подходе, фактически же лечение отличалось мало и медицинское наблюдение за пациентами по-прежнему не велось.

Такие сумасшедшие дома, по более гуманной квакерской модели, стали все более распространенными, и в 19-го веке таких заведений стало большинство. Безумие же стали считать более болезнью разума, и мало зависящей от нравственности, преступных наклонностей характера или травмы мозга пациента. В свете происходящих в обществе изменений, меняется и социальная политика Бедлама. На протяжении большей части своей истории, пациенты Бедлама были людьми беднейших слоев населения, за редкими исключениями. Поэтому о большинстве из них мало что известно, кроме их имен и места рождения, записанных в регистры при госпитализации, которые ведутся с 1683 года. Даже более подробные справочники девятнадцатого века говорят нам сравнительно мало об этих людях за пределами их краткого пребывания в больнице, хотя и замечательный набор фотографий, сделанных в 1850-е годы, добавляет дополнительные сведения о их личности и произходении к учетной записи.

Изменение социального статуса пациентов Бедлама произошло в середине девятнадцатого века. Было решено не принимать нищих пациентов, которые помещались в новых лечебницах округа, и отдавать предпочтение пациентам из среднего класса общества. В 1882 году впервые были приняты несколько платных пациенты, что получило неизбежную огласку (хотя «благотворители» никогда полностью не оплачивали лечение, все медицинские препараты были проплачены казной). К тому времени, когда было открыто новое здание Бетхемской больницы, в 1930 году, рекламный проспект Дома скорби содержал фразу: «Жилье для 141 дамы и 109 господ, каждый из которых должен быть надлежащего уровня образования».

Огромные достижения в области науки, особенно в понимании работы человеческого мозга и развития фармокологии, а также широкий спектр методов лечения психических заболеваний, основанных на психотерапии, в корне изменили подход к лечению душевнобольных во второй половине двадцатого века. И теперь Бетхемский Королевский госпиталь, входящий в крупнейший британский медицинский траст NHS, продолжает играть важную роль в современной науке. Он предоставляет услуги специалистов, в том числе в таких областях как перинатальная психиатрия, наркомания, психоз, детская и подростковая психиатрия, судебная психиатрия.

Старое здание лечебницы передано под военный музей, который был открыт для публики в 1936 году. Во время Второй мировой войны оно значительно пострадало от бомбежек, но было вновь открыто уже в 1946 году.

Список самых знаменитых пациентов Бедлама:

•Ханна Чаплин, мать Чарльза Спенсера Чаплина.
•Молл Катперс, также известная как Мэри Фрит, согласно записям, сбежавшая из Бедлама в 1644 году.
•Ричард Дадд, художник.
•Джеймс Хадфейлд, который намеревался убить Короля Георга III.
•Джеймс Тилли Метьюс, коммерсант, торговец чаем - считается первым пациентом, случай психического расстройства которого был описан в серьезном исследовании.
•Даниел М'Нагтен, болезнь которого послужила поводом для введения в уголовное право Великобритании понятия «невменяемость», после совершения им покушения на убийство премьер-министра Роберта Пиля.
•Луис Уэйн, художник.
•Джонатан Мартин, подозреваемый в поджоге Йоркского собора.
•Эдвард Оксфорд, привлечен к судебному разбирательству по обвинению в государственной измене после попытки покушения на убийство королевы Виктории и принца Альберта.

https://ic.pics.livejournal.com/yrisska/14322575/170698/170698_900.jpg

https://ic.pics.livejournal.com/yrisska/14322575/170011/170011_900.jpg

https://ic.pics.livejournal.com/yrisska/14322575/170832/170832_900.jpg


источник
https://scfs.diary.ru/p195847382_londonskaya-vifleemskaya-bolnica.htm

* * *

https://66.media.tumblr.com/d24c0845e452cab6cc7289c2a7f27ca2/tumblr_n4c8zxOTqL1ql2w65o6_500.gif
https://66.media.tumblr.com/a813e25044e51243ab7b5d42a3855a3d/tumblr_n138k9Ye4p1ql2w65o4_250.gif https://66.media.tumblr.com/db0705446579d3fb26bed5cc57817b49/tumblr_n138k9Ye4p1ql2w65o5_250.gif
дальшеhttps://66.media.tumblr.com/ae4ab2e4875047f4b255deb7514e9c0a/tumblr_n138k9Ye4p1ql2w65o1_500.gif
https://66.media.tumblr.com/decd26a7ba8625f5712faeafbcb09675/tumblr_n13c6uNT9c1ql2w65o2_250.gif https://66.media.tumblr.com/a813e25044e51243ab7b5d42a3855a3d/tumblr_n13bagqPBR1ql2w65o1_250.gif
https://66.media.tumblr.com/eec7dd480243663c932ce4d0a1dc374f/tumblr_n13bagqPBR1ql2w65o5_500.gif
https://66.media.tumblr.com/7193751933c0d75fed7e96552d3d409c/tumblr_n4c8zxOTqL1ql2w65o4_250.gif https://66.media.tumblr.com/3cd961227791542cfb04ec7f378455de/tumblr_n4c8zxOTqL1ql2w65o5_250.gif
https://66.media.tumblr.com/4c2c3ad84ac4b7ee6b295194b259eeb1/tumblr_n4c8zxOTqL1ql2w65o2_500.gif


источник
https://somethingif.diary.ru/p197055940_sherlok-holms.htm

Сенсорная чувствительность

Вроде бы довольно неплохо разбираюсь в своих особенностях, но все еще попадаются вещи, которые продолжают открывать глаза на саму себя. Например, вот этот список. Разделы о повышенной чувствительности - практически полностью про меня, в том числе те мелочи из детства, которые и не приходило в голову отнести к симптомам. Сначала выложу чистый список, а мои личные комментарии отдельно, чтобы не засорять текст.


Опросник по симптомам сенсорных нарушений
дальше
Данный опросник не является инструментом диагностики. Скорее, это показатель избыточной или недостаточной сенсорной реакции. Цель этого опросника – помочь в разработке подходящего плана лечения и/или сенсорной диеты для ребенка с проблемами сенсорной регуляции.

Помните, что каждый человек может быть чувствителен к определенным ощущениям, и это нормально. Особенности сенсорной регуляции считаются нарушением только тогда, когда это негативно влияет на жизнь человека (например, на его концентрацию внимания, обучение, общение, отдых).

Знак * означает поведение, связанное с поиском сенсорных переживаний. Поиск сенсорных переживаний – это разновидность пониженной чувствительности, но в этом случае люди ищут интенсивных ощущений, чтобы компенсировать недостаточную восприимчивость своей нервной системы. В целом, люди с пониженной чувствительностью более пассивны и спокойны, чем ищущие сенсорных переживаний, но те и другие имеют много общих симптомов.


ТАКТИЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ (ОСЯЗАНИЕ)
Симптомы повышенной чувствительности:
- избегает прикосновений и проявлений ласки
- испытывает дискомфорт от швов на одежде, ярлыков, поясов и т. д.
- избегает игр, требующих запачкаться, включая пластилин и краски для пальцев
- не любит стричь волосы, ногти, расчесываться, чистить зубы
- имеет ограниченные пристрастия в еде, чувствителен к текстуре еды
- слишком чувствителен к щекотке
- избегает стоять близко к другим людям
- вздрагивает при неожиданном прикосновении
- слишком сильно реагирует на небольшие порезы, ушибы, комариные укусы

Симптомы пониженной чувствительности:
- постоянно трогает других *
- в раннем детстве предпочитал быть босиком или без одежды
- не обращает внимания на грязные руки или лицо
- ко всему прикасается, часто тянет в рот предметы и игрушки *
- запихивает слишком много еды в рот
- не замечает легких прикосновений
- не обращает внимания на царапины и ссадины, не боится уколов
- не вытирает слюну или нос при насморке
- ненамеренно грубо обращается с животными или другими детьми
- любит пищу с насыщенным вкусом – соленое, сладкое, кислое, острое *
- трудности с действиями, требующими мелкой моторики


ПРОПРИОЦЕПТИВНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ (ДАВЛЕНИЕ НА МЫШЦЫ И СУСТАВЫ)
Поскольку проприоцептивные сигналы всегда полезны для нервной системы, мы не рассматриваем повышенную чувствительность в этой категории.

Симптомы пониженной чувствительности:
- любит прыгать, лазать, падать *
- ходит на цыпочках или имеет тяжелую походку
- трудности с действиями, требующими мелкой моторики
- предпочитает хрустящую и волокнистую пищу *
- сосет палец, жует одежду и игрушки
- скрипит зубами, хрустит суставами пальцев *
- любит крепкие объятия, сдавливающие позы или занятия
- предпочитает толстые или тяжелые одеяла
- занимается самовредительством – щиплет, кусает сам себя, бьется головой
- предпочитает плотную и облегающую одежду *

Прочие симптомы проприоцептивной дисфункции, не относящиеся ни к повышенной, ни к пониженной чувствительности (обведите нужное): часто нечаянно ломает предметы; нажимает слишком слабо или слишком сильно при рисовании или письме; несоразмерно применяет силу (например, слишком сдавливает пакет с соком, хлопает дверями), грубо играет с животными или другими детьми.


ВЕСТИБУЛЯРНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ (ДВИЖЕНИЕ)
Симптомы повышенной чувствительности:
- в младенчестве не любит, чтобы его держали на весу или подбрасывали вверх, любит прижиматься
- не любит качели, горки, все, что требует отрывать ноги от земли
- боится эскалаторов, лифтов, высоты
- подвержен укачиванию («морской болезни»)
- не любит мыть голову, откинувшись назад, или плавать на спине в бассейне

Симптомы пониженной чувствительности:
- в младенчестве любит, чтобы его часто укачивали, любит коляску, кресло-качалку *
- не любит сидячих занятий *
- все время двигается, любит кружиться, раскачиваться, висеть вверх ногами *
- может иметь низкий мышечный тонус (мышцы и суставы кажутся слишком мягкими и вялыми)
- сидит на полу буквой W, сутулится, сползает на стуле
- любит аттракционы в парках, ощущение опасности *
- раскачивается из стороны в сторону или мотает головой, когда сидит *


СЛУХОВЫЕ ОЩУЩЕНИЯ (ЗВУК)
Симптомы повышенной чувствительности:
- в младенчестве легко пугается, плачет от звука пылесоса, фена, слива воды в туалете
- не любит шумные места
- легко отвлекается и раздражается из-за фонового шума
- плачет, закрывает уши от громких или неожиданных звуков
- просит других не шуметь

Симптомы пониженной чувствительности:
- не всегда реагирует на свое имя (при отсутствии проблем со слухом)
- громко включает музыку и телевизор *
- часто не замечает фоновых звуков
- часто издает различные звуки, любит, когда это делают другие *
- переспрашивает, даже если нет проблем со слухом
- не замечает определенных звуков, с трудом определяет источник звука
- может разговаривать сам с собой, выполняя задание


ЗРИТЕЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ
Симптомы повышенной чувствительности:
- испытывает дискомфорт от яркого света, солнца
- не любит зрительно насыщенные места (магазины, детские площадки, загроможденные предметами комнаты)
- избегает зрительного контакта
- любит тень, приглушенное освещение
- часто трет глаза, от чтения может болеть голова

Симптомы пониженной чувствительности:
- любит блестящие, крутящиеся или движущиеся предметы *
- испытывает трудности с координацией глаз и рук (ловить мяч, нанизывать бусы, обводить фигуры, писать)
- любит яркие, насыщенные действием телепрограммы и видеоигры *
- путает буквы или фигуры похожего начертания
- испытывает трудности при слежении глазами, часто теряет место при чтении


ВКУСОВЫЕ И ОБОНЯТЕЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ
Симптомы повышенной чувствительности:
- часто говорит о запахах, замечает запахи, которые не замечают другие
- зажимает нос, избегает мест с сильными запахами (например, некоторые рестораны)
- не любит пробовать новую еду, возможно, имеет очень ограниченные предпочтения в еде

Симптомы пониженной чувствительности:
- нюхает и облизывает несъедобные предметы, например, игрушки и пластилин *
- любит сильные запахи, например, духи, моющие средства, бензин *
- предпочитает еду с насыщенным вкусом – острую, соленую, горькую, кислую, сладкую *

источники
https://amhran-na-habhann.diary.ru/p196203552.htm
sensationalbrain.com

Nicolaus Wegner

https://66.media.tumblr.com/5e411edd0bf5fcc2853e46f7ba640045/tumblr_n5zek9jDMh1tc258so1_r1_1280.png

дальшеhttps://66.media.tumblr.com/376f0065759d49a8203a9e2ffe0b9e02/tumblr_n5zek9jDMh1tc258so3_r1_1280.png

https://66.media.tumblr.com/fb167e743fb3508b1d862f1cfe83754f/tumblr_n5zek9jDMh1tc258so2_1280.png

https://66.media.tumblr.com/d5e2f7c198e2c42218a5413a14c3fd66/tumblr_n5zek9jDMh1tc258so5_1280.png

https://66.media.tumblr.com/a93211ffb62bc0e2de4e09777393737a/tumblr_n5zek9jDMh1tc258so4_r1_1280.png


источник https://www.lightalivephotography.com/storms

Юстинианова чума, или эпидемия Yersinia Pestis

https://secure.diary.ru/userdir/8/4/9/4/849469/84614473.jpg

Почему античность сменилась в Европе совершенно новым порядком, который мы знаем, как Средние века, и который не являлся логическим продолжением античности? Причин много, но одной из них, несомненно, оказалась эпидемия "Юстиниановой чумы", имевшая место в 536-40-х годах.

дальшеКак водится, всё началось с раскопок. В 1979 -1989 годах археологи раскопали четыре захоронения в районе Санса и Les Clos des Cordeliers - общим числом останки 45 взрослых и 28 детей. Необычность захоронения была в том, что могилы были общими. В 2004 году, из десяти зубов трёх индивидов удалось извлечь ДНК, в котором обнаружилось присутствие Yersinia Pestis.

Через шесть лет, в 1997-м, в Ашхайме нашли уже 456 захоронений, где количество захороненных варьировало от пяти в одной могиле, до двух. Были и двойные захоронения. Как понимаю, в данном случае присутствие Yersinia Pestis уже искали специально. И нашли. Стали копать в 20 км, в Альтенэрдинге - и снова нашли.

После этого учёным удалось недавно удалось воссоздать первый геном средневековой Yersinia Pestis.

Исследование подтвердило, что вспышки чумы происходили, как правило (в 99,5% случаев), в радиусе 10 км от водных путей. Это оказалось верным и для распространения чумы в XIV веке. Во-вторых, при численности населении городков в 250-300 человек, что было обычным, такое количество смертей в короткий промежуток времени не могли не привести к социальному коллапсу около 550-х. Что привело, в свою очередь, к массивным экономическим потрясениям в результате исчезновения, сразу и в больших количествах, наработанных структур.

В Византии, например, где период был хорошо задокументирован, результатом были недостаток продуктов, голод, девальвация солиди, и, как следствие, невозможность платить армии, что тоже имело свои последствия.

А если учесть, что именно этот период пандемии характеризовался массивными экологическими катастрофами (извержения вулканов, пылевые облака, изменение климата), то всё вместе не могло не привести и к сдвигам в религиозно-культурной жизни того времени. Которые имели даже более серьёзные последствия, чем сдвиги экономические.

Вера в устоявшейся форме потеряла свою основу, у людей появилась потребность искать новых защитников на небесах. Поэтому, этот период богат на вспышки возврата к язычеству. Тем не менее, именно в этот период наблюдается стремительный рост культа Девы Марии. Этот период стал также началом развития иконографии и приобретения особой репутации отдельными иконами.

источник https://mirrinminttu.diary.ru/p211101353_srednevekovye-novosti-6.htm

Разрушение мифов о плацебо

Стивен Новелла

Плацебо часто представляют магическими средствами, с помощью которых "ум лечит тело", но по большей части это лишь иллюзии и неспецифические эффекты.

Плацебо-эффекты часто понимают неправильно, причем даже профессионалы, и это приводит к довольно небрежным оценкам потенциальных методов лечения. А альтернативная медицина лишь усугубляет проблему.
Несколько десятилетий назад сторонники так называемой "комплементарной и альтернативной медицины" клялись, что если бы только их "неортодоксальные" методы лечения были правильно протестированы, медицинская наука сразу поняла бы, насколько они эффективны. "Эффективность" в медицине имеет конкретное определение: этот термин означает, что некий метод лечения в контролируемом слепом эксперименте работает статистически значимо лучше, чем плацебо. Прошло несколько десятилетий, проведены тысячи экспериментов, и обнаружилось, что самые популярные методы "комплементарной и альтернативной медицины" (гомеопатия, акупунктура, рэйки, хиропрактика и т.д.) не более эффективны, чем плацебо. Это означает, что они не работают.
дальшеВпрочем, такая мелочь, как реальность, вовсе не помешала "альтернативщикам": они просто изменили определения. Теперь многие из них говорят, что плацебо-эффекты реальны, и, соответственно, раз их методы лечения так же эффективны, как плацебо, это значит, что они "работают". В рамках этой стратегии они стали продвигать и раздувать распространенные мифы о плацебо-эффектах. Давайте поближе присмотримся к этим мифам и покажем, в чем они неверны.

Миф №1. Есть некий единый "плацебо-эффект"

Первый, главный миф о плацебо: существует некий единый плацебо-эффект. Это вполне понятно: даже ученые иногда говорят о "плацебо-эффекте" в единственном числе. Но ученые говорят о параметре, измеряемом во время клинических испытаний: они называют "плацебо-эффектом" разницу между полным отсутствием лечения и применением плацебо в этом испытании.
Эта разница, однако, складывается из нескольких отдельных плацебо-эффектов. В измеряемый плацебо-эффект включается все, что приводит к видимому улучшению состояния. Среди этих эффектов:
Регрессия к среднему. Когда симптомы обостряются, они с большой вероятностью позже вернутся к среднему уровню самостоятельно. Если вы возьмете любую болезнь, тяжесть которой может меняться, то любой метод лечения, который вы применяете на пике симптомов, скорее всего, совершенно случайным образом приведет к облегчению этих симптомов.
Похожий, но отдельный эффект заключается в том, что многие болезни самоограничиваются. Если у вас простуда, то вы, скорее всего, выздоровеете, даже если не будете делать вообще ничего - грубо говоря, что бы вы ни делали, за этим последует улучшение состояния.
Существует также определенная необъективность в восприятии и сообщении о симптомах. Люди хотят чувствовать себя лучше, хотят думать, что метод лечения действует, а также хотят порадовать своего врача. Наконец, сами врачи и ученые тоже хотят, чтобы их методы лечения действовали.
Наконец, есть немало различных неспецифических эффектов, возникающих просто благодаря самому акту лечения. Надежда бывает очень положительной эмоцией, и часто ее одной бывает достаточно, чтобы люди субъективно чувствовали себя лучше. Кроме того, участники клинических испытаний находятся под постоянным наблюдением врачей и, скорее всего, и сами тщательнее следят за своим здоровьем, а также с большей готовностью соглашаются на другие методы лечения.
Метод лечения, применяемый во время исследований, может содержать несколько компонентов - как специфических, так и неспецифических. Отчего людям иногда становится лучше после сеанса рэйки или акупунктуры - может быть, потому, что они лежали, слушали музыку и вдыхали ароматические вещества? Насколько сильно здесь влияет расслабляющий эффект? Обязательно ли вообще втыкать акупунктурные иглы в нужные точки? (Если что, ответ - нет.)

Миф №2. Плацебо-эффекты на самом деле лечат

Поскольку многие верят, что "плацебо-эффект" - это некий единый эффект, часто считается, что этот эффект проявляется в том, что разум реально исцеляет тело. Но никаких доказательств в пользу этой интерпретации не существует. Более того, ученые, которые искали настоящие исцеляющие эффекты плацебо, смогли лишь обнаружить, что их не существует.
Частью проблемы, конечно, является то, что термин "лечить" довольно расплывчатый. У него нет точного определения, но он подразумевает, что происходит некое биологическое восстановление. На практике ученые разделяют объективные и субъективные признаки улучшения состояния. Субъективные признаки означают лишь одно: пациент почувствовал себя лучше и сообщил об этом врачу. Например, оценил собственный уровень боли. А вот объективные признаки - это то, что можно измерить: артериальное давление, размер опухоли, выживание после болезни.
Систематический метаанализ исследований методов лечения рака, например, показал, что применение плацебо слегка улучшает субъективные симптомы, но никак не влияет на развитие рака.
Плацебо-эффекты подразделяются на несколько категорий. Первая категория - иллюзорные: за "улучшение состояния" выдают регрессию к среднему или необъективную интерпретацию результатов. Вторая - неспецифические эффекты: эмоциональный комфорт от общения с врачом, расслабление, более качественный уход за собой. Третья категория - эффекты, которых можно добиться чисто психологическими вмешательствами. Они связаны в основном со стрессом, депрессией, тревожностью, а также восприятием боли и других субъективных симптомов. Разум действительно связан с телом - посредством органа, который называется "мозг".
Но ваш мозг не имеет никакого магического контроля над биологическими или физиологическими процессами, которые не соединены с мозгом через нервную систему или гормоны.

Миф №3. На животных и младенцев плацебо-эффект не действует

Этот миф вырос из ложного предположения, что для возникновения плацебо-эффекта обязательно нужно верить, что лекарство или метод лечения действует. Эффект вызывается верой, и, соответственно, вера здесь обязательна. Из этого следует логичный вроде бы вывод: животные и младенцы не знают, что их лечат, соответственно, плацебо-эффекта у них быть не может, и любое улучшение их состояния является физиологической реакцией на лечение.
Но если вы дочитали статью до этого места, вам уже должно быть очевидно, что эти предположения неверны. Существует множество источников плацебо-эффекта, которые никак не зависят от того, знает ли пациент, что его лечат: регрессия к среднему, самоограничение болезней, неспецифические эффекты от нескольких методов лечения, применяемых одновременно.
Более того, кто-то должен еще и определять, улучшилось ли состояние животного или младенца. Этот человек может быть склонен к необъективному восприятию и необъективному же составлению отчетов, что опять-таки скажется на измеряемом эффекте.
Это означает, что исследования на животных и детях тоже нужно правильно контролировать, а человек, оценивающий результаты, не должен знать, получал ли пациент лечение, и если получал, то какое.

Миф №4. Причудливые или альтернативные методы лечения дают лучший плацебо-эффект

Отчаянно стараясь хоть как-то спасти свои предпочитаемые, но неэффективные методы лечения, многие "альтернативщики" заявляют, что их главная задача - давать максимально большой плацебо-эффект. Ладно, хорошо, научные данные показывают, что мой метод лечения не лучше, чем плацебо, но плацебо-эффекты существуют, и я особенно хорошо умею их вызывать. Это называется "гамбитом плацебо-медицины".
Первую половину этого мифа я уже опроверг. Но не существует никаких доказательств и второй части - что альтернативная медицина вызывает более сильные плацебо-эффекты. Научные данные показывают, что любые медицинские вмешательства дают плацебо-эффект, и зависит он в основном от выводов, которые делает врач. Чем больше учитывается субъективных переменных вроде настроения, тем больше будет и измеряемый плацебо-эффект.
Существование плацебо-эффекта не оправдывает применения неактивных или псевдонаучных методов лечения. Точно такие же эффекты можно получить и от строго научных методов. С этим также связана идея плацебо-эффектов без обмана. Они тоже вполне возможны, если включить в определение все неспецифические и статистические эффекты, но большинство пациентов вряд ли будут рады получать средство, о полной инертности которого известно заранее, так что это может повлиять на субъективное восприятие симптомов в худшую сторону. Все псевдонаучные методы лечения, даже оправдываемые плацебо-эффектами, подаются, щедро приправленные обманом, а это нарушает автономию пациентов.
Другая переменная, которая кажется важной, но требует дополнительного изучения, - терапевтические отношения между врачом и пациентом. Позитивные отношения, возможно, улучшают измеряемый плацебо-эффект, но это может быть всего лишь еще одной субъективной переменной.
В любом случае, любую пользу от плацебо-эффектов можно получить с помощью научно обоснованных методов лечения, позитивных отношений с врачом и при выполнении этических требований по информированному согласию и автономии пациентов.

источник перевода https://spektrowski.diary.ru/p214256804.htm
оригинал https://sciencebasedmedicine.org/placebo-myths-debunked/

Просто не христианство

к посту комментарии бывают интереснее самого поста, но нет времени копировать. по ссылке.

Вот пишет умнейший, кроме шуток, человек, глубокий и действительный знаток естественных и общественных наук:

https://ivanov-petrov.livejournal.com/2173268.html

...и я понимаю, до какой степени даже у самых мудрых из нас голова прошита идеей "религия - это христианство".

Я не раз и не два натыкался уже на эту максиму. Что люди-де всегда находили надежду и опору в мысли о добрых силах, правящих мирозданием, а научно-атеистическая картина мира им эту радость поломала. Но говорить так - значит, КМК, вообще не очень представлять себе, при всем уважении, подлинного контекста религиозного мышления человечества в его историческом развитии.

дальшеЛюди не идиоты. Древние люди были ничем, вообще ничем конституционально не глупее нас. Мозг не менялся с палеолита. А из этого следует, что они прекрасно видели и понимали, что мир вокруг них - большей частью либо невероятно страшное, либо просто страшное, либо как минимум тотально безразличное место. За редкими исключениями, которые ещё поди найди, если тебе повезёт. И представление людей о богах, сотворивших такой мир или правящих им, из этого самым органическим образом происходило - именно что "на протяжении всей человеческой истории".

Боги древних - причем мало не любых древних, от ацтеков до семитов - как-то органически делились на три типа:

- чудовища разной степени усмиряемости и удобряемости; к людям обычно агрессивны или безразличны, максимум жрут жертвы и после этого временно соглашаются не жрать людей;
- просто совершенно своей жизнью живущие могущественные "инопланетяне", которых можно ситуативно уговорить помочь;
- два с половиной чудака из числа последних, которые почему-то из каких-то собственных эмоциональных причин решили сделать людям что-то хорошее (Прометей, Кецалькоатль) и зачастую огребли за это от своих же. К людям при этом даже они относятся плюс-минус как зоозащитники к собакам.

На этом фоне иногда существуют как бы "младшие силы", которые послабее, миром не правят, но именно поэтому поближе к людям. С ними можно даже как-то подружиться. Шаманизм вот вообще забивает на любые попытки общения с "высшими" силами, хотя обычно и признает их существование, и концентрируется на общении с "низшими"; не с богами, а с духами или "фэйри из холмов".

Всё. Вся остальная благодать, надежда и прочая эмпатия в этом мире существует только между людьми и на человеческом уровне. Смысл бессмысленного мира и доброта бессердечного мира - порождение людей и передается только от человека к человеку.

Иудаизм. Ну, предположим. Но древний образ Яхве представляет из себя то самое невероятно могущественное и в целом невероятно же злобное чудовище, которое мы просто как-то сумели... приручить, что ли. Или приручиться ему скорее даже. Этим мы, Избранный Народ, страшно круты - но это не мешает ему просто так, из-за того, что мы где-то в чем-то ситуативно вызвали у него раздражение, насылать на нас чуму, тюрьму, суму и собачку Муму. Кроме того, он может это сделать и без видимой причины, просто чтоб испытать нас на прочность. Потому что ему прикольно. Вот такое оно существо, это Яхве, его логика непостижима, оно злое в той же степени, что и доброе, да ещё и абсолютно непредсказуемо.

Зороастризм? Ну да, тут есть прямо некоторая благая весть, которая гласит, что в мире ЕСТЬ однозначно добрая и при этом достаточно могущественная сила. Но ее могущество концептуально ограничено настолько же сильной силой зла. И никакой гарантии победы добра в каждый конкретный момент у нас нет. Это все равно как-то душевнее, конечно; именно поэтому зороастризм и отгрохал такую махину, как Персия, и стал исповедоваться миллионами. Тем не менее, зороастрийским миром не правит добро; по нему катаются, сцепившись, как коты, благая и злая Большие Штуки, и их власть над миром совершенно равна друг другу.

И в этом пространстве никейское христианство, то есть тогдашнее православие, начинает вкачивать нечто совершенно новое и отдельное. Ни в какие ворота не лезущее и для любого нормального эллина отдающее безумием. А именно идею, что: миром правит всемогущий, единый, и одновременно тотально Добрый Бог. И никаких других сил, значимо ограничивающих его могущество, нет; но при этом он есть Любовь и Свет и вот это все одновременно.

(Я специально уточняю: именно никейское христианство, исторически победившая версия. Гностицизм, бывший его значимым конкурентом в начале - это по сути продвинутая ересь от зороастризма и ничем концептуально в плане мироустройства оному зороастризму не противоречит)

Так или иначе, мне кажется, что именно эта модель изначально дала этому христианству такой бурст на старте. Потому что никому и никогда, кажись, до этого не приходило в голову утверждать, что мироправящий Бог однозначно добр, глубоко заинтересован в людях, и непременно именно ради людей все и вся сделает ко благу. Такой запредельный оптимизм, который при этом проповедовался очень харизматическими и эмоционально драйвовыми товарищами. Собственно, очень логично и то, что на эту религию обратили пристальное внимание те самые римские императоры, которые сами же раньше ее гоняли. То есть гоняли-то они раннее христианство во всем многообразии его местами очень пессимистичных сект; а выбрали для себя по итогам реально самую вдохновенно-оптимистичную версию. Что ж, если начать поддерживать это всей мощью государства, это и правда могло очень недурно вдохнуть некие новые моральные силы в изрядно подуставшую империю; и на время таки вдохнуло, если Византию считать - так и на довольно долгое время. Видоизменив при этом Рим до полной непохожести на себя, но тут уж ведь как.

Характерно, что эта система с трудом была способна переварить человека с хорошим античным философским заходом. Ориген был без пяти минут гностик. Тертуллиан был вынужден буквально выесть сам себе мозг ложкой. Когда вы ВЕКА изучаете мир в его мрачном многообразии, а потом пытаетесь торжественно заявить, что по сути в мире все ХОРОШО и им правит ДОБРО - это просто так для понятийного аппарата всё-таки не проходит.

Но так или иначе, да, эта модель победила в том числе за счёт своей удивительной керигмы. И - именно эта же керигма стала для нее фатальной, когда совершенно неожиданно для всех участников христианство сталкивается на узкой дорожке с формирующейся научной картиной мира.

Смотрите, ну. Есть ли у зороастризма проблемы с теорией эволюции? Да нет, конечно. Ормазд создал динозавров, Ахриман их вымер, тогда Ормазд поднял млекопитающих, а Ахриман хренак - и ледниковые периоды... ну понимаете, да? Вся безжалостная борьба за существование отлично укладывается в безжалостную же борьбу мировых начал. Есть ли у синтоизма, индуизма, буддизма, эллинизма проблемы с теорией эволюции и вообще с научной картиной мира? Мир возник из первоэлементов страшное количество времени назад? Вселенной правит случайность, и она довольно жестока? Виды борются за выживание и вымирают друг об друга? No problem, buddy. Ни в одной из этих доктрин нет всемогущего, и при этом антропно доброго Творца, эрго класть они хотели на теодицею, эрго проблема того, почему люди занимают такое крохотное место в летописи мироздания и почему вся жизнь есть борьба - для них не составляет вопроса. Ну да, так и есть, ещё Гераклит что-то такое говорил, помнится.

Но для христианства эта встреча оказалась без малого губительной. Когда те же самые учёные священники, которые до этого веками таки вкладывались в науку, стали понимать, как именно всё-таки устроен мир. Когда к этому подключились миряне, у которых вообще тормозов не было. Вот тут-то и встала во весь рост проблема того, что если мир на самом деле таков, если вот такие законы им управляют, то говорить об однозначно добром и при этом всемогущем Боге, создавшем эту реальность именно в таком виде и продолжающем ее ежеминутно контролировать, как-то уж вовсе странно! Современное христианство решает эту проблему очень по-разному; от создания сверхзамороченных моделей типа Тейяра де Шардена до просто игнорирования целых информоблоков по принципу "зажать уши и громко говорить ЛЯЛЯЛЯ". Это до сих пор нерешенная проблема, и как она будет решена - может быть, мы ещё увидим (и будет ли она решена вообще или классическое христианство всё-таки распадется как система).

НО. Это не проблема "религии". Это проблема одной конкретной религии! Огромная масса людей просто не заметили, что что-то изменилось; их миром никогда и не правило всемогущее добро, они и не пытались простроить такой мир и не жили в нем. Более того, невероятный расцвет на бывшей христианской территории всяких новых культов, в основном пытающихся быть чем-то вроде нового эллинизма, взрыв интереса к анимизму и соответствующим практикам, к каким-то восточным верам - все это говорит нам о том, что кризис христианства совершенно не означает, что у людей нее осталось религиозной потребности как таковой.

Но для нас очень долго именно христианство было образцом - и образцом едва ли не единственным, по крайней мере на подсознательном уровне. И поэтому мы сейчас говорим о "науке, заменившей собой религиозное мировоззрение" и "совершенно изменившей наше представление о мире". Но это ошибка.

источник https://myrngwaur.livejournal.com/802459.html

Øystein Sture Aspelund

https://mir-s3-cdn-cf.behance.net/project_modules/1400_opt_1/a4d1df45037889.5b701b7da5532.jpg

ещё однаhttps://mir-s3-cdn-cf.behance.net/project_modules/1400_opt_1/50fe1845037889.590b7305a6100.jpg

источник https://www.behance.net/gallery/45037889/AEON

* * *

Карло Броски (итал. Carlo Broschi; 1705 - 1782, Болонья), известный как Фаринелло или Фаринелли, до сих пор считается совершенным певцом всех времен. Он родился в маленькой Андрии на юго-востоке (чуть выше каблука на итальянском сапоге), и стал величайшим оперным певцом 18-го века, чей голос тогда покорил всю Европу, а легенды о нем живут и множатся до сих пор.
Он был кастрирован еще в детстве: его семья посчитала возможным для Карло сделать блестящую карьеру певца (такая «зверская» тактика была популярна в те времена, причем, предпубертатная кастрация практиковалась особенно часто именно в Италии (Jenkins, 1998), так как кастрация мальчиков прежде, чем их голоса начинали меняться, позволяла сохранить всю красоту и богатство диапозона мальчишеского голоса, но в то же время, голос приобретал силу и ловкость, характерные для взрослого). У Фаринелли, как говорят, был настолько богатый голос, что любая современная дива люто бы ревновала: в частности, голос Фаринелли полностью охватывал три октавы, по описаниям очевидцев имел очень узнаваемый характерный тембр, сладкий и мощный одновременно, и необычайную длительность звучания, которую до сих пор никто не может достигнуть: целую минуту он мог удерживать ноту, не делая дополнительного вдоха (Jenkins, 1998).

дальшеФаринелли умер в 1782 году, и после того, как его могила была разрушена во время наполеоновских войн, в 1810 году его останки были перенесены на кладбище Чертоза в Болонье. Там покоился его прах, пока антропологи и музыковеды не решили изучить его могилу в 2006 году в поисках дополнительной информации о его жизни. Мероприятие было организовано группой музыкальных энтузиастов из Centro Studi Farinelli и учеными университетов Болоньи и Пизы. Первые надеялись, что останки Фаринелли раскроют секрет его легендарно голоса. Последние были особенно заинтересованы в восстановлении биологического профиля певца, который подвергся кастрации до наступления половой зрелости. Фактически кастрация, лишающая человека яичек и, следовательно, секреции тестостерона, должна была иметь последствия: и в развитии вторичных половых признаков, в том числе гортани и скелета, а, возможно, могла вызвать некоторые патологические процессы. В период полового созревания половой диморфизм гортани становится очевидным, голос под действием тестостерона становится грубее. Под влиянием увеличенной секреции тестостерона, вернее, его метаболита дигидротестостерона, длина мужских голосовых связок увеличивается (со среднего препубертатного значения 17 - 35 мм до 28- 92 мм у взрослого, то есть более, чем в 2 раза (на 63%), тогда как женские голосовые связки увеличиваются только на 34% (с 17 - 31 мм до 21 - 47 мм). Тестостерон вызывает отек голосовых связок с последующим постоянным утолщением (накопление коллагеновой и эластической ткани). Эти изменения способствуют дальнейшему снижению голоса. Кроме этого, с момента начала полового созревания происходит постепенное увеличение переднезадней длины хряща щитовидной железы (у мужчин размер увеличивается в 3 раза, создавая «адамово яблоко» или кадык, выступ гортани, выступающий на передней поверхности шеи). Название «кадык», вероятно, происходит от тюркского «твёрдый, крепкий, выступающий», а «адамово яблоко» связано с Библейским преданием о том, что когда Адам вкусил запретный плод, он застрял у него в горле (считается символом греха). Специфические гормональные рецепторы для дигидротестостерона были обнаружены в большинстве тканей мужской гортани. Кроме этого с возрастом и с активным ростом увеличивается глотка, полость рта, пазухи черепа и грудная полость, что вместе приводит к характерному резонансу и мощности взрослого голоса. Удаление яичек приводит к отсутствию роста гортани. В единственном задокументированном вскрытии кастрированного человека зафиксированы удивительно маленькие размеры гортани.
( Свернуть )

Немного биографии
Карло Броски был кастрирован приблизительно в 8 летнем возрасте, хотя дебютировал лишь в 14 лет в небольшой партии в опере Никола Порпора «Анжелика и Медор» (кстати, и драматург, написавший либретто, и впоследствии сам Порпора благосклонно отнеслись к молодому дарованию и вскоре начали доверять исполнителю главные партии). На протяжении следующих нескольких лет Фаринелли пел преимущественно в Неаполе и Риме, затем до 1734 г. в Болонье и Парме, после чего он отправился в Лондон, где был замечен испанским королем Филиппом V, и в 1737 г. Фаринелли стал личным певцом короля (контракт не предусматривал сценических выступлений, а исключительно ежедневное пение для короля). Помимо пения, чтобы облегчить депрессию Филиппа V, он начал реорганизацию музыкальной жизни и испанских театров. За эту работу он был награжден крестом ордена Калатравы, самой высокой чести короны Испании. Через 10 лет король умер, Фердинанд VI назначил Фаринелли руководителем королевских театров – тот пользовался исключительным авторитетом и успел поставить 23 оперы. В 1759 году он вернулся в Италию, обосновавшись в Болонье, где он жил до самой смерти. В последние годы он был окружен друзьями и художниками, которые переехали в Болонью (1761-1782): он жил в великолепной вилле под Порта-Ламе, разрушенной в 1950-х годах. Интерьер насчитывал более 300 картин, клавесинов и скрипок большой ценности, на вилле была огромная библиотека, ученые, музыканты и художники – вся элита того времени- собирались на вечера, устраиваемые Фаринелли.
В 1784 году его биограф G. Sacchi зафиксировал факт его смерти: «Фаринелли умер от лихорадки 16 сентября 1782 года, когда ему было около 78 лет. Его разум и память были ясны до самой смерти. Он принял болезнь как акт Божьей воли в соответствии со своей христианской верой».
Известно, что Фаринелли оставил завещание: «После моей смерти я хочу, чтобы мое жалкое тело было обернуто в мою мантию Ордена Калатравы … и чтобы оно было похоронено без помпезности с восковой свечой в руке в церкви отцов-капуцинов в сопровождении пятидесяти бедняков, каждому из которых положено вознаграждение [...] Я хочу, чтобы они молились за мою душу во всех церквях Болоньи вдоль Рейнского канала [...] " Завещание было написано чуть более, чем за пол года до смерти и передано городскому нотариусу 20 февраля 1782 г. (сейчас оно хранится в нотариальном фонде Гамбарини в Болонье).
После смерти Фаринелли, все было точно исполнено, и он был похоронен в монастыре церкви капуцинов в Болонье, который был разрушен в 1810 году в результате наполеоновского вторжения в 1796 году. Затем его тело было перевезено в Чертозу, главное кладбище Болоньи, по пожеланию его внучатой племянницы Марии Карлотты Пизани, а потом, после ее смерти, останки Фаринелли перенесли еще раз, в совместную усыпальницу (вернее, свалили останки к ее ногам). Кости, которые пережили переезд в Болонью и последующее погребение со своей племянницей, сохранились плохо. При беглом анализе можно было доподлинно установить только то, что это скелет мужчины, умершего в возрасте после 60 лет, о чем свидетельствовали консолидированные черепные швы, степень изношенности зубов и дегенеративные изменения в позвоночном столбе. При этом человек был очень высоким: длина локтевой кости показала, что его рост составлял около 190 см. Сопоставить останки с сохранившимися портретами было, увы, невозможно: от черепа сохранились только лицевые отломки и неполная лобная кость.

Плохая сохранность останков сделала невозможным раскрыть тайну легендарного голоса, но позволила пролить свет на некоторые другие особенности его жизни.

Изучая кости скелета Maria Belcastro и коллеги заметили некоторые интересные особенности: мало того, что рост Фаринелли был выше среднего, певец имел еще и очень длинные, возможно, непропорционально длинные конечности. Вероятно, это тоже связано с кастрацией, ведь когда детский организм растет, то трубчатые кости образуются в процессе слияния трех и более частей: трубчатого «стержня» и двух концевых пластин -эпифизов. Обычно, когда рост прекращается в позднем подростковом возрасте, части кости соединяются и сливаются, это еще можно увидеть, а вот во взрослом возрасте граница соединения становится неразличимой. Аномальный рост Фаринелли и наличие эпифизарных линий, то есть как раз зон слияний, связаны с диспропорциональным ростом «длинных» частей кости, вызванными кастрацией. В качестве примера авторы исследования показывают часть левой бедренной кости, обращая внимание на узкую большую седалищную насечку и наличие эпифизарной линии подвздошного гребня даже там, где по возрасту их быть просто не могло. У некоторых исследователей из группы даже возник вопрос, а не осматривают ли они чужие останки?
Несколько скелетных маркеров возраста костей все же позволяют подтвердить, что это был не то, что не юноша, но уже пожилой человек. Чрезвычайная хрупкость и легкость костей, трабекулярное истончение и широкие пространства костного мозга, обнаруженные в губчатой кости, вместе с компрессионным переломом поясничного позвонка (4-ого или 5-ого) указали на остеопороз. Также были выявлены дегенеративного заболевания суставов (краевая губа, поверхностная пористость). Все эти особенности соответствуют относительно пожилому возрасту на момент смерти. Однако эпифизарная линия все еще была видна на медиальной границе левой лопатки и на левом гребне подвздошной кости (оба участка обычно полностью сливаются в среднем к двадцати годам (McKern & Stewart, 1957), а после 35 лет (Rastelli, 2005) их обнаружение почти невозможно.
Про то, как смогли оценить рост, если кости были утеряны и находились в плохом состоянии. Оказывается, довольно точно предположить рост можно на основании длины локтевой кости (Olivier et al. 1978). У Фаринелли сохранилась целиком именно она, правая локтевая кость, единственная кость, полная длина которой могла быть измерена (максимальная длина: 315 мм). По таблице соответствия длины кости и туловища рост певца при жизни составлял 190 см (6 футов 3 дюйма).
У скелета нашли еще одну особенность: двадцать пять зубов были сохранены, и только два были разрушены (несильный кариес был зарегистрирован только в 14 зубах). Вероятно, это связано с хорошим уходом за полостью рта, ведь эстетическое состояние зубного ряда было так важно в карьере певца. Именно в это время вошло в моду чистить зубы зубной щеткой, которая стала новым «инструментом красоты» в конце 18-го века и была доступна только для элиты (и теперь не говорите, что чистить зубы - это ерунда). Кстати, зубы Фаринелли дают дополнительную информацию о его повседневной жизни: используя компьютерную томографию исследователи смогли восстановить челюсть. Было обнаружено всего несколько сколов его моляров, возможно, связанных с диетой. Фаринелли писал, что он был поклонником «мортаделлы (болонской колбасы), макарон с кабачками, желе из айвы и шоколада», - эта мягкая диета может объяснить его относительно невредимые зубы, особенно учитывая, что он дожил до 77 лет.
В августе 1770 года Чарльз Берни, историк музыки, описал 65-летнего Фаринелли следующим образом: «Мистер Фаринелли все еще жив, у него хорошее здоровье и хорошее настроение. Я нашел его намного моложе, чем я ожидал. Он очень высокий и худой, у него юношеский вид, и он ни в коем случае не немощен» (Burney, 1773). Многие портреты известного певца подтверждают это описание.
Эта остеобиография подтверждает наличие особенностей развития скелета у кастрированных людей (Jenkins, 1998). Компресионный перелом поясничного позвонка типичен для постменопаузального остеопороза у женщин, в то время как при возрастном остеопорозе переломы позвонков часто бывают по типу множественного вклинения (Riggs, 1991). Собственно, почти 30 лет известно, что гипогонадизм как у мужчин, так и у женщин увеличивает частоту остеопороза (Riggs, 1991). Другая интересная особенность, которая может быть связана с кастрацией, - это выраженный лобный гиперостоз (hyperostosis frontalis interna), патологическое состояние, проявляющееся утолщением внутренней пластинки лобной кости, при том, что утолщение лобной кости и другие признаки указывают на наиболее тяжелую степень гиперостоза (тип D по Hershkovitz et al. 1999: непрерывный рост кости, охватывающий более 50% лобной поверхности черепа).
Распространенность гиперостоза в современном мире до сих пор оспаривается, но она гораздо чаще встречается у женщин (24%), чем у мужчин (5%) (Hershkovitz et al. 1999; May et al. 2010), причем чаще всего он развивается у женщин в постменопаузе (Salmi et al. 1962; Barber et al. 1997; Devriendt et al. 2005; May et al. 2010a). Всего несколько случаев были описаны у мужчин (в основном при гипогонадизме, в том числе, в рамках синдрома Кляйнфельтера, а также при лечении рака простаты (подавление андрогенов, изменяющее соотношение андроген-эстрогенов).
Несмотря на обширную литературу по гиперостозу существует двусмысленность в отношении его этиологии (Hershkovitz et al. 1999; Yamakawa et al. 2006; Talarico et al. 2008; Nikolić et al. 2010): он может возникнуть в результате гормональных нарушений (длительная стимуляция эстрогенами, нарушения менструального цикла, гиперпролактинемия, галакторея и т. д.), сахарного диабета, артериальной гипертонии, ожирения и др. Несмотря на то, что клинические симптомы гиперостоза не специфичны, существует связь связь с синдромом Морганьи — Стюарта — Мореля (или метаболической краниопатией, состоянием, связанным с широким спектром эндокринных проблем, включая сахарный и несахарный диабеты и гиперпаратиреоз, при этом утолщение внутренней поверхности лобной части черепа является, как правило, начальной стадией заболевания) и синдромом Труэлля-Жюне (сочетание акромегалии, зоба и сахарного диабета) (Ortner & Putschar, 1985; Armelagos & Chrisman, 1988; Barber и др., 1997; Hershkovitz и др., 1999; Rühli и др. 2004; Devriendt и др. 2005; Yamakawa и др. 2006).
Эти синдромы нельзя исключить и у Фаринелли. Жизнеописания певца позволяют заключить, что он добродушным человеком, склонным с возрастом к меланхолии. По крайне мере, он не страдал перепадами настроения, головной болью и прочими симптомами гиперостоза. Он также не имел проблем с памятью, а посему можно смело утверждать, что он не страдал ни от каких поведенческих нарушений и психических расстройств, которые могут быть связаны с гиперостозом (Devriendt et al. 2005).
Почему это может быть важным
Опубликованных отчетов о скелетных характеристиках людей, подвергшихся кастрации, нет. Остеобиография певца-кастрата Фаринелли, представленная в палеопатологическом исследовании, подтверждает наличие многих характеристик, которые могут быть связаны с кастрацией. Интересно и другое: когда студенты-медики изучают черты, которые помогают выяснить пол скелета, по крайней мере, один всегда спрашивает, какое влияние может оказать операция по смене пола на скелет человека. Науке это пока неизвестно. Вероятно, такое палеопатологическое исследование поможет пролить свет на будущее.

Список литературы:
1. Belcastro MG, Mariotti V, Bonfiglioli B, Todero A, Dental status and 3D reconstruction of the malocclusion of the famous singer Farinelli (1705-1782). Int J Paleopathol. 2014 Dec; 7:64-69. Epub 2014 Jul 23.
2. Belcastro MG, Todero A, Fornaciari G, Mariotti V. Hyperostosis frontalis interna (HFI) and castration: the case of the famous singer Farinelli (1705-1782).J Anat. 2011 Nov; 219(5):632-7. Epub 2011 Jul 11.
3. Jenkins JS. The lost voice: a history of the castrato. J Pediatr Endocrinol Metab. 2000; 13 Suppl 6:1503-8.

источник https://shano.diary.ru/p218016212.htm

Про Дейр-эль-Бахри и его обитателей

фото из оригинала большоеhttps://ic.pics.livejournal.com/carmelist/4291139/1408801/1408801_original.jpg

24 февраля 2020 года примерно к полудню мы всё-таки добрались до Дейр-эль-Бахри. Вся группа дружно рванула смотреть шеренги одинаковых Хатшепсут, а я, как всегда повернул налево. Там в левой части узкой долины 4 тысячи лет назад высилась пирамида одного из самых знаменитых фиванских фараонов - Ментухотепа Второго. Того самого, который после полутора сотен лет междуусобных войн между Фивами и Гераклеополем, одержал наконец победу. И в результате в самом начале второго тысячелетия до нашей эры во второй раз через 1000 лет после Менеса объединил Египет. Тем самым, Ментухотеп основал его Среднее царство. Не слабо, правда!?

дальшеhttps://ic.pics.livejournal.com/carmelist/4291139/1407554/1407554_original.jpg

Пирамиды на месте не оказалось. Ожидаемо. От храма тоже почти ничего не осталось. Туристов туда не пускают. Осталось только фантазировать.

https://ic.pics.livejournal.com/carmelist/4291139/1408424/1408424_original.jpg

Чтобы вам было понятно, о чем я фантазировал, я свои фантазии немного нафотошопил в этой картинке. Вкратце объясню ситуацию. В Египте были приняты две формы погребальных сооружений. На равнинном севере в Древнем царстве возводили пирамиды. В скалистом юге, естественно, были приняты скальные захоронения. Архитектор, возводивший комплекс Ментухотепа Второго, решил совместить оба варианта. Возможно причина была чисто политическая - желание отметить роль объединителя нации. Так или иначе результат получился весьма неожиданным.

https://ic.pics.livejournal.com/carmelist/4291139/1407880/1407880_original.jpg

Комплекс, огороженный высокой каменной оградой, начинался рощей священных деревьев, разрезанной дорогой процессий. Дорога само-собой вела от Нила. Рощи и дороги на этой картинке нет, не ищите. Они должны быть слева внизу, но художник об этом не знал. Зато есть широкий пандус, фланкированный двумя портиками с квадратными столбами, и поднимающийся на вторую террасу. Далее на одной оси располагались два перистильных двора. В первом стояла та самая пирамида.

Если вы легко читаете разрезы, посмотрите на картинку ниже.

https://ic.pics.livejournal.com/carmelist/4291139/1408213/1408213_original.jpg

Пирамида стояла на широком массивном основании, огороженном пологими стенами. И всем свои внешним видом напоминала страшно располневшую стеллу. На самом деле, архитектурная задача тут была проста - необходимо было, как всегда поднять повыше священный камень Бен-бен - пирамидон, чтобы его было видно со всех сторон. На высокую пирамиду места не хватало. Высокую стеллу из розового ассуанского гранита еще не придумали. Поэтому пирамиду вместе с подиумом собрали традиционным для юного Среднего царства методом. Её сложили из каменных блоков с забутовкой строительным мусором.

Под покрытием второго перистиля располагался потайной вход в 150-метровый наклонный дромос, который вел в погребальную камеру Ментухотепа. Там был найден белый алебастровый саркофаг. Но он был пуст. То ли жрецы перепрятали мумию фараона, то ли гробница была традиционным кенотафом - ложным ритуальным погребением. Нам сие неизвестно. Под комплексом было найдено еще несколько коридоров, ведущих к гробницам жены и близких Ментухотепа. Обнаружили даже странную братскую могилу 60 воинов. Но нас же, в первую очередь, интересует архитектура.

https://ic.pics.livejournal.com/carmelist/4291139/1409309/1409309_original.jpg

Посмотрите на план долины Дейр-эль-Бахри. Такой она была в начале второго тысячелетия до нашей эры.

https://ic.pics.livejournal.com/carmelist/4291139/1408648/1408648_original.jpg

А так она же выглядит сейчас. Знакомая картинка с комплексом храмов, построенных в 15 веке до. н.э. во времена правления царицы Хатшепсут. Вы же в курсе, что эта девица-фараон узурпировала власть у своего пасынка-племянника Тутмоса Третьего и 20 лет позиционировала себя в качестве великого правителя. Так вот, в качестве узурпатора она решила отхватить самый лакомый кусочек земли в фиванском некрополе рядом с гробницей известного предка, тем самым через 500 лет заявляя о себе, как о равной великим фараонам. Её архитектор Сенмут даже скомпилировал основные идеи композиционного построения храма Ментухотепа Второго: двор с деревьями, портик с квадратными колоннами, пандус, перистильный двор и т.д. Надо признать, получилось очень неплохо. Во всяком случае туристов в сезон там просто тьма.

https://ic.pics.livejournal.com/carmelist/4291139/1409931/1409931_original.jpg

Так стала выглядеть долина с двумя храмами Ментухотепа Второго и Хатшепсут.

Но на этом архитектурные приключения Дейр-эль-Бахри не закончились. Хатшепсут померла. Власть вернулась к Тутмосу Третьему. Тот стал не просто великим фараоном. Он реально заработал себе такое реноме многочисленными многолетними военными походами, увеличив древнеегипетскую империю до её самых больших размеров от Пунта на юге до Анатолии на севере. А сколько битв у него было на будущей Святой Земле! 14 мая 1457(до н.э. естественно) он даже посетил мою родную гору Кармель, где я сейчас сижу и пишу эти строки. А как его любит igor_torik Игорь Торик !

https://ic.pics.livejournal.com/carmelist/4291139/1409739/1409739_original.jpg

Короче, Тутмос Третий, растолкав локтями Ментухотепа и свою мачеху, втиснул свой погребальный храм между ними! Говорят эту филигранную работу для него проделал тот самый Сенмут - тайный поклонник, великий визирь и архитектор Хатшепсут. Храм получился меньше, скромнее, но зато выше храмов его великих предшественников. Кстати это его погубило. Он первым оказался засыпан обвалами расположенных выше скал и был найден последним только совсем недавно в середине 20 века. Сейчас его раскапывают и готовят для музейного показа. Вернитесь на три снимка наверх и поищите его на современной фотографии некрополя.

https://ic.pics.livejournal.com/carmelist/4291139/1410155/1410155_original.jpg

Такой получилась итоговая картинка царского некрополя в Дейр эль Бахри к середине 15 века до нашей эры. Вы спросите, куда делась пирамида Ментухотепа Второго? Её растащили на строительные материалы его великие поклонники Хатшепсут и Тутмос.


источник https://carmelist.livejournal.com/656763.html?media&utm_source=recommended
Страницы: 1 2 следующая →

Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)