Цитатник цитатников (публикации за 15 марта 2020)2 читателя тэги

Автор: whisp

Про Дейр-эль-Бахри и его обитателей

фото из оригинала большоеhttps://ic.pics.livejournal.com/carmelist/4291139/1408801/1408801_original.jpg

24 февраля 2020 года примерно к полудню мы всё-таки добрались до Дейр-эль-Бахри. Вся группа дружно рванула смотреть шеренги одинаковых Хатшепсут, а я, как всегда повернул налево. Там в левой части узкой долины 4 тысячи лет назад высилась пирамида одного из самых знаменитых фиванских фараонов - Ментухотепа Второго. Того самого, который после полутора сотен лет междуусобных войн между Фивами и Гераклеополем, одержал наконец победу. И в результате в самом начале второго тысячелетия до нашей эры во второй раз через 1000 лет после Менеса объединил Египет. Тем самым, Ментухотеп основал его Среднее царство. Не слабо, правда!?

дальшеhttps://ic.pics.livejournal.com/carmelist/4291139/1407554/1407554_original.jpg

Пирамиды на месте не оказалось. Ожидаемо. От храма тоже почти ничего не осталось. Туристов туда не пускают. Осталось только фантазировать.

https://ic.pics.livejournal.com/carmelist/4291139/1408424/1408424_original.jpg

Чтобы вам было понятно, о чем я фантазировал, я свои фантазии немного нафотошопил в этой картинке. Вкратце объясню ситуацию. В Египте были приняты две формы погребальных сооружений. На равнинном севере в Древнем царстве возводили пирамиды. В скалистом юге, естественно, были приняты скальные захоронения. Архитектор, возводивший комплекс Ментухотепа Второго, решил совместить оба варианта. Возможно причина была чисто политическая - желание отметить роль объединителя нации. Так или иначе результат получился весьма неожиданным.

https://ic.pics.livejournal.com/carmelist/4291139/1407880/1407880_original.jpg

Комплекс, огороженный высокой каменной оградой, начинался рощей священных деревьев, разрезанной дорогой процессий. Дорога само-собой вела от Нила. Рощи и дороги на этой картинке нет, не ищите. Они должны быть слева внизу, но художник об этом не знал. Зато есть широкий пандус, фланкированный двумя портиками с квадратными столбами, и поднимающийся на вторую террасу. Далее на одной оси располагались два перистильных двора. В первом стояла та самая пирамида.

Если вы легко читаете разрезы, посмотрите на картинку ниже.

https://ic.pics.livejournal.com/carmelist/4291139/1408213/1408213_original.jpg

Пирамида стояла на широком массивном основании, огороженном пологими стенами. И всем свои внешним видом напоминала страшно располневшую стеллу. На самом деле, архитектурная задача тут была проста - необходимо было, как всегда поднять повыше священный камень Бен-бен - пирамидон, чтобы его было видно со всех сторон. На высокую пирамиду места не хватало. Высокую стеллу из розового ассуанского гранита еще не придумали. Поэтому пирамиду вместе с подиумом собрали традиционным для юного Среднего царства методом. Её сложили из каменных блоков с забутовкой строительным мусором.

Под покрытием второго перистиля располагался потайной вход в 150-метровый наклонный дромос, который вел в погребальную камеру Ментухотепа. Там был найден белый алебастровый саркофаг. Но он был пуст. То ли жрецы перепрятали мумию фараона, то ли гробница была традиционным кенотафом - ложным ритуальным погребением. Нам сие неизвестно. Под комплексом было найдено еще несколько коридоров, ведущих к гробницам жены и близких Ментухотепа. Обнаружили даже странную братскую могилу 60 воинов. Но нас же, в первую очередь, интересует архитектура.

https://ic.pics.livejournal.com/carmelist/4291139/1409309/1409309_original.jpg

Посмотрите на план долины Дейр-эль-Бахри. Такой она была в начале второго тысячелетия до нашей эры.

https://ic.pics.livejournal.com/carmelist/4291139/1408648/1408648_original.jpg

А так она же выглядит сейчас. Знакомая картинка с комплексом храмов, построенных в 15 веке до. н.э. во времена правления царицы Хатшепсут. Вы же в курсе, что эта девица-фараон узурпировала власть у своего пасынка-племянника Тутмоса Третьего и 20 лет позиционировала себя в качестве великого правителя. Так вот, в качестве узурпатора она решила отхватить самый лакомый кусочек земли в фиванском некрополе рядом с гробницей известного предка, тем самым через 500 лет заявляя о себе, как о равной великим фараонам. Её архитектор Сенмут даже скомпилировал основные идеи композиционного построения храма Ментухотепа Второго: двор с деревьями, портик с квадратными колоннами, пандус, перистильный двор и т.д. Надо признать, получилось очень неплохо. Во всяком случае туристов в сезон там просто тьма.

https://ic.pics.livejournal.com/carmelist/4291139/1409931/1409931_original.jpg

Так стала выглядеть долина с двумя храмами Ментухотепа Второго и Хатшепсут.

Но на этом архитектурные приключения Дейр-эль-Бахри не закончились. Хатшепсут померла. Власть вернулась к Тутмосу Третьему. Тот стал не просто великим фараоном. Он реально заработал себе такое реноме многочисленными многолетними военными походами, увеличив древнеегипетскую империю до её самых больших размеров от Пунта на юге до Анатолии на севере. А сколько битв у него было на будущей Святой Земле! 14 мая 1457(до н.э. естественно) он даже посетил мою родную гору Кармель, где я сейчас сижу и пишу эти строки. А как его любит igor_torik Игорь Торик !

https://ic.pics.livejournal.com/carmelist/4291139/1409739/1409739_original.jpg

Короче, Тутмос Третий, растолкав локтями Ментухотепа и свою мачеху, втиснул свой погребальный храм между ними! Говорят эту филигранную работу для него проделал тот самый Сенмут - тайный поклонник, великий визирь и архитектор Хатшепсут. Храм получился меньше, скромнее, но зато выше храмов его великих предшественников. Кстати это его погубило. Он первым оказался засыпан обвалами расположенных выше скал и был найден последним только совсем недавно в середине 20 века. Сейчас его раскапывают и готовят для музейного показа. Вернитесь на три снимка наверх и поищите его на современной фотографии некрополя.

https://ic.pics.livejournal.com/carmelist/4291139/1410155/1410155_original.jpg

Такой получилась итоговая картинка царского некрополя в Дейр эль Бахри к середине 15 века до нашей эры. Вы спросите, куда делась пирамида Ментухотепа Второго? Её растащили на строительные материалы его великие поклонники Хатшепсут и Тутмос.


источник https://carmelist.livejournal.com/656763.html?media&utm_source=recommended

* * *

Карло Броски (итал. Carlo Broschi; 1705 - 1782, Болонья), известный как Фаринелло или Фаринелли, до сих пор считается совершенным певцом всех времен. Он родился в маленькой Андрии на юго-востоке (чуть выше каблука на итальянском сапоге), и стал величайшим оперным певцом 18-го века, чей голос тогда покорил всю Европу, а легенды о нем живут и множатся до сих пор.
Он был кастрирован еще в детстве: его семья посчитала возможным для Карло сделать блестящую карьеру певца (такая «зверская» тактика была популярна в те времена, причем, предпубертатная кастрация практиковалась особенно часто именно в Италии (Jenkins, 1998), так как кастрация мальчиков прежде, чем их голоса начинали меняться, позволяла сохранить всю красоту и богатство диапозона мальчишеского голоса, но в то же время, голос приобретал силу и ловкость, характерные для взрослого). У Фаринелли, как говорят, был настолько богатый голос, что любая современная дива люто бы ревновала: в частности, голос Фаринелли полностью охватывал три октавы, по описаниям очевидцев имел очень узнаваемый характерный тембр, сладкий и мощный одновременно, и необычайную длительность звучания, которую до сих пор никто не может достигнуть: целую минуту он мог удерживать ноту, не делая дополнительного вдоха (Jenkins, 1998).

дальшеФаринелли умер в 1782 году, и после того, как его могила была разрушена во время наполеоновских войн, в 1810 году его останки были перенесены на кладбище Чертоза в Болонье. Там покоился его прах, пока антропологи и музыковеды не решили изучить его могилу в 2006 году в поисках дополнительной информации о его жизни. Мероприятие было организовано группой музыкальных энтузиастов из Centro Studi Farinelli и учеными университетов Болоньи и Пизы. Первые надеялись, что останки Фаринелли раскроют секрет его легендарно голоса. Последние были особенно заинтересованы в восстановлении биологического профиля певца, который подвергся кастрации до наступления половой зрелости. Фактически кастрация, лишающая человека яичек и, следовательно, секреции тестостерона, должна была иметь последствия: и в развитии вторичных половых признаков, в том числе гортани и скелета, а, возможно, могла вызвать некоторые патологические процессы. В период полового созревания половой диморфизм гортани становится очевидным, голос под действием тестостерона становится грубее. Под влиянием увеличенной секреции тестостерона, вернее, его метаболита дигидротестостерона, длина мужских голосовых связок увеличивается (со среднего препубертатного значения 17 - 35 мм до 28- 92 мм у взрослого, то есть более, чем в 2 раза (на 63%), тогда как женские голосовые связки увеличиваются только на 34% (с 17 - 31 мм до 21 - 47 мм). Тестостерон вызывает отек голосовых связок с последующим постоянным утолщением (накопление коллагеновой и эластической ткани). Эти изменения способствуют дальнейшему снижению голоса. Кроме этого, с момента начала полового созревания происходит постепенное увеличение переднезадней длины хряща щитовидной железы (у мужчин размер увеличивается в 3 раза, создавая «адамово яблоко» или кадык, выступ гортани, выступающий на передней поверхности шеи). Название «кадык», вероятно, происходит от тюркского «твёрдый, крепкий, выступающий», а «адамово яблоко» связано с Библейским преданием о том, что когда Адам вкусил запретный плод, он застрял у него в горле (считается символом греха). Специфические гормональные рецепторы для дигидротестостерона были обнаружены в большинстве тканей мужской гортани. Кроме этого с возрастом и с активным ростом увеличивается глотка, полость рта, пазухи черепа и грудная полость, что вместе приводит к характерному резонансу и мощности взрослого голоса. Удаление яичек приводит к отсутствию роста гортани. В единственном задокументированном вскрытии кастрированного человека зафиксированы удивительно маленькие размеры гортани.
( Свернуть )

Немного биографии
Карло Броски был кастрирован приблизительно в 8 летнем возрасте, хотя дебютировал лишь в 14 лет в небольшой партии в опере Никола Порпора «Анжелика и Медор» (кстати, и драматург, написавший либретто, и впоследствии сам Порпора благосклонно отнеслись к молодому дарованию и вскоре начали доверять исполнителю главные партии). На протяжении следующих нескольких лет Фаринелли пел преимущественно в Неаполе и Риме, затем до 1734 г. в Болонье и Парме, после чего он отправился в Лондон, где был замечен испанским королем Филиппом V, и в 1737 г. Фаринелли стал личным певцом короля (контракт не предусматривал сценических выступлений, а исключительно ежедневное пение для короля). Помимо пения, чтобы облегчить депрессию Филиппа V, он начал реорганизацию музыкальной жизни и испанских театров. За эту работу он был награжден крестом ордена Калатравы, самой высокой чести короны Испании. Через 10 лет король умер, Фердинанд VI назначил Фаринелли руководителем королевских театров – тот пользовался исключительным авторитетом и успел поставить 23 оперы. В 1759 году он вернулся в Италию, обосновавшись в Болонье, где он жил до самой смерти. В последние годы он был окружен друзьями и художниками, которые переехали в Болонью (1761-1782): он жил в великолепной вилле под Порта-Ламе, разрушенной в 1950-х годах. Интерьер насчитывал более 300 картин, клавесинов и скрипок большой ценности, на вилле была огромная библиотека, ученые, музыканты и художники – вся элита того времени- собирались на вечера, устраиваемые Фаринелли.
В 1784 году его биограф G. Sacchi зафиксировал факт его смерти: «Фаринелли умер от лихорадки 16 сентября 1782 года, когда ему было около 78 лет. Его разум и память были ясны до самой смерти. Он принял болезнь как акт Божьей воли в соответствии со своей христианской верой».
Известно, что Фаринелли оставил завещание: «После моей смерти я хочу, чтобы мое жалкое тело было обернуто в мою мантию Ордена Калатравы … и чтобы оно было похоронено без помпезности с восковой свечой в руке в церкви отцов-капуцинов в сопровождении пятидесяти бедняков, каждому из которых положено вознаграждение [...] Я хочу, чтобы они молились за мою душу во всех церквях Болоньи вдоль Рейнского канала [...] " Завещание было написано чуть более, чем за пол года до смерти и передано городскому нотариусу 20 февраля 1782 г. (сейчас оно хранится в нотариальном фонде Гамбарини в Болонье).
После смерти Фаринелли, все было точно исполнено, и он был похоронен в монастыре церкви капуцинов в Болонье, который был разрушен в 1810 году в результате наполеоновского вторжения в 1796 году. Затем его тело было перевезено в Чертозу, главное кладбище Болоньи, по пожеланию его внучатой племянницы Марии Карлотты Пизани, а потом, после ее смерти, останки Фаринелли перенесли еще раз, в совместную усыпальницу (вернее, свалили останки к ее ногам). Кости, которые пережили переезд в Болонью и последующее погребение со своей племянницей, сохранились плохо. При беглом анализе можно было доподлинно установить только то, что это скелет мужчины, умершего в возрасте после 60 лет, о чем свидетельствовали консолидированные черепные швы, степень изношенности зубов и дегенеративные изменения в позвоночном столбе. При этом человек был очень высоким: длина локтевой кости показала, что его рост составлял около 190 см. Сопоставить останки с сохранившимися портретами было, увы, невозможно: от черепа сохранились только лицевые отломки и неполная лобная кость.

Плохая сохранность останков сделала невозможным раскрыть тайну легендарного голоса, но позволила пролить свет на некоторые другие особенности его жизни.

Изучая кости скелета Maria Belcastro и коллеги заметили некоторые интересные особенности: мало того, что рост Фаринелли был выше среднего, певец имел еще и очень длинные, возможно, непропорционально длинные конечности. Вероятно, это тоже связано с кастрацией, ведь когда детский организм растет, то трубчатые кости образуются в процессе слияния трех и более частей: трубчатого «стержня» и двух концевых пластин -эпифизов. Обычно, когда рост прекращается в позднем подростковом возрасте, части кости соединяются и сливаются, это еще можно увидеть, а вот во взрослом возрасте граница соединения становится неразличимой. Аномальный рост Фаринелли и наличие эпифизарных линий, то есть как раз зон слияний, связаны с диспропорциональным ростом «длинных» частей кости, вызванными кастрацией. В качестве примера авторы исследования показывают часть левой бедренной кости, обращая внимание на узкую большую седалищную насечку и наличие эпифизарной линии подвздошного гребня даже там, где по возрасту их быть просто не могло. У некоторых исследователей из группы даже возник вопрос, а не осматривают ли они чужие останки?
Несколько скелетных маркеров возраста костей все же позволяют подтвердить, что это был не то, что не юноша, но уже пожилой человек. Чрезвычайная хрупкость и легкость костей, трабекулярное истончение и широкие пространства костного мозга, обнаруженные в губчатой кости, вместе с компрессионным переломом поясничного позвонка (4-ого или 5-ого) указали на остеопороз. Также были выявлены дегенеративного заболевания суставов (краевая губа, поверхностная пористость). Все эти особенности соответствуют относительно пожилому возрасту на момент смерти. Однако эпифизарная линия все еще была видна на медиальной границе левой лопатки и на левом гребне подвздошной кости (оба участка обычно полностью сливаются в среднем к двадцати годам (McKern & Stewart, 1957), а после 35 лет (Rastelli, 2005) их обнаружение почти невозможно.
Про то, как смогли оценить рост, если кости были утеряны и находились в плохом состоянии. Оказывается, довольно точно предположить рост можно на основании длины локтевой кости (Olivier et al. 1978). У Фаринелли сохранилась целиком именно она, правая локтевая кость, единственная кость, полная длина которой могла быть измерена (максимальная длина: 315 мм). По таблице соответствия длины кости и туловища рост певца при жизни составлял 190 см (6 футов 3 дюйма).
У скелета нашли еще одну особенность: двадцать пять зубов были сохранены, и только два были разрушены (несильный кариес был зарегистрирован только в 14 зубах). Вероятно, это связано с хорошим уходом за полостью рта, ведь эстетическое состояние зубного ряда было так важно в карьере певца. Именно в это время вошло в моду чистить зубы зубной щеткой, которая стала новым «инструментом красоты» в конце 18-го века и была доступна только для элиты (и теперь не говорите, что чистить зубы - это ерунда). Кстати, зубы Фаринелли дают дополнительную информацию о его повседневной жизни: используя компьютерную томографию исследователи смогли восстановить челюсть. Было обнаружено всего несколько сколов его моляров, возможно, связанных с диетой. Фаринелли писал, что он был поклонником «мортаделлы (болонской колбасы), макарон с кабачками, желе из айвы и шоколада», - эта мягкая диета может объяснить его относительно невредимые зубы, особенно учитывая, что он дожил до 77 лет.
В августе 1770 года Чарльз Берни, историк музыки, описал 65-летнего Фаринелли следующим образом: «Мистер Фаринелли все еще жив, у него хорошее здоровье и хорошее настроение. Я нашел его намного моложе, чем я ожидал. Он очень высокий и худой, у него юношеский вид, и он ни в коем случае не немощен» (Burney, 1773). Многие портреты известного певца подтверждают это описание.
Эта остеобиография подтверждает наличие особенностей развития скелета у кастрированных людей (Jenkins, 1998). Компресионный перелом поясничного позвонка типичен для постменопаузального остеопороза у женщин, в то время как при возрастном остеопорозе переломы позвонков часто бывают по типу множественного вклинения (Riggs, 1991). Собственно, почти 30 лет известно, что гипогонадизм как у мужчин, так и у женщин увеличивает частоту остеопороза (Riggs, 1991). Другая интересная особенность, которая может быть связана с кастрацией, - это выраженный лобный гиперостоз (hyperostosis frontalis interna), патологическое состояние, проявляющееся утолщением внутренней пластинки лобной кости, при том, что утолщение лобной кости и другие признаки указывают на наиболее тяжелую степень гиперостоза (тип D по Hershkovitz et al. 1999: непрерывный рост кости, охватывающий более 50% лобной поверхности черепа).
Распространенность гиперостоза в современном мире до сих пор оспаривается, но она гораздо чаще встречается у женщин (24%), чем у мужчин (5%) (Hershkovitz et al. 1999; May et al. 2010), причем чаще всего он развивается у женщин в постменопаузе (Salmi et al. 1962; Barber et al. 1997; Devriendt et al. 2005; May et al. 2010a). Всего несколько случаев были описаны у мужчин (в основном при гипогонадизме, в том числе, в рамках синдрома Кляйнфельтера, а также при лечении рака простаты (подавление андрогенов, изменяющее соотношение андроген-эстрогенов).
Несмотря на обширную литературу по гиперостозу существует двусмысленность в отношении его этиологии (Hershkovitz et al. 1999; Yamakawa et al. 2006; Talarico et al. 2008; Nikolić et al. 2010): он может возникнуть в результате гормональных нарушений (длительная стимуляция эстрогенами, нарушения менструального цикла, гиперпролактинемия, галакторея и т. д.), сахарного диабета, артериальной гипертонии, ожирения и др. Несмотря на то, что клинические симптомы гиперостоза не специфичны, существует связь связь с синдромом Морганьи — Стюарта — Мореля (или метаболической краниопатией, состоянием, связанным с широким спектром эндокринных проблем, включая сахарный и несахарный диабеты и гиперпаратиреоз, при этом утолщение внутренней поверхности лобной части черепа является, как правило, начальной стадией заболевания) и синдромом Труэлля-Жюне (сочетание акромегалии, зоба и сахарного диабета) (Ortner & Putschar, 1985; Armelagos & Chrisman, 1988; Barber и др., 1997; Hershkovitz и др., 1999; Rühli и др. 2004; Devriendt и др. 2005; Yamakawa и др. 2006).
Эти синдромы нельзя исключить и у Фаринелли. Жизнеописания певца позволяют заключить, что он добродушным человеком, склонным с возрастом к меланхолии. По крайне мере, он не страдал перепадами настроения, головной болью и прочими симптомами гиперостоза. Он также не имел проблем с памятью, а посему можно смело утверждать, что он не страдал ни от каких поведенческих нарушений и психических расстройств, которые могут быть связаны с гиперостозом (Devriendt et al. 2005).
Почему это может быть важным
Опубликованных отчетов о скелетных характеристиках людей, подвергшихся кастрации, нет. Остеобиография певца-кастрата Фаринелли, представленная в палеопатологическом исследовании, подтверждает наличие многих характеристик, которые могут быть связаны с кастрацией. Интересно и другое: когда студенты-медики изучают черты, которые помогают выяснить пол скелета, по крайней мере, один всегда спрашивает, какое влияние может оказать операция по смене пола на скелет человека. Науке это пока неизвестно. Вероятно, такое палеопатологическое исследование поможет пролить свет на будущее.

Список литературы:
1. Belcastro MG, Mariotti V, Bonfiglioli B, Todero A, Dental status and 3D reconstruction of the malocclusion of the famous singer Farinelli (1705-1782). Int J Paleopathol. 2014 Dec; 7:64-69. Epub 2014 Jul 23.
2. Belcastro MG, Todero A, Fornaciari G, Mariotti V. Hyperostosis frontalis interna (HFI) and castration: the case of the famous singer Farinelli (1705-1782).J Anat. 2011 Nov; 219(5):632-7. Epub 2011 Jul 11.
3. Jenkins JS. The lost voice: a history of the castrato. J Pediatr Endocrinol Metab. 2000; 13 Suppl 6:1503-8.

источник https://shano.diary.ru/p218016212.htm

Øystein Sture Aspelund

https://mir-s3-cdn-cf.behance.net/project_modules/1400_opt_1/a4d1df45037889.5b701b7da5532.jpg

ещё однаhttps://mir-s3-cdn-cf.behance.net/project_modules/1400_opt_1/50fe1845037889.590b7305a6100.jpg

источник https://www.behance.net/gallery/45037889/AEON

Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)