Архив памяти (публикации за 24 июня 2021)10 читателей тэги

Автор: Василисище

Фантастика

Из стопки книг, привезённой от Артёма, попалась мне "Берег динозавров" Лаумера. И вот я читаю... и Азимов вспоминается, "Конец вечности". И там и там - организация, которая бегает по линиям времени и исправляет некоторые его события. И разумеется, ГГ во время одной из миссий влюбляется в женщину и потом страдает: я не могу ей признаться, что у меня за работа, мы не можем быть вместе.
Однако здесь организация пошла дальше; если в "Конце" она тупо предотвращала войны и катаклизмы, то здесь времябегальщики исправляют то, что натворили такие же, как они, в предыдущие эры. В процессе появляется контакт с исправителями времени из следующей эры... и вот тут автор выдал неожиданный выверт, поднимая происходящий сюр на новую высоту. В целом и в частностях - 10/10

Ефремов. "Туманность Андромеды", 87 год. Книга настолько хорошо сохранившаяся, что я не поверила, увидев год издания. Мне её подарила учительница классе в 7, но тогда я её не осилила.
Под обложкой два произведения, и второе, оно же шедшее первым - "Звёздные корабли". Читатель погружается в жизнь простых советских учёных, и это было так тягомотно, что я читала через несколько страниц. В целом - два друга поехали на раскопки, где нашли разбившуюся летающую тарелку и кости неожиданно прочного состава. Черепушка была почти человеческой, но с клювом. В тарелке нашёлся портрет этого существа: "в этих глазах был свет безмерного мужества разума, сознающего беспощадные законы Вселенной, бьющегося в муках и радости познания". Тут у нас радость открытия, и собственно всё.
Ефремов любит благородных и развитых пришельцев.
А ещё он, сука, любит подробно описывать какие-либо процессы, слегонца отрывая их от повествования. В "Кораблях" корабль попал в катаклизм только чтобы капитан объяснил, почему тот случился. Подробной такой лекцией. Но это ладно, у нас путешествие, и надо разнообразить его.
"Туманность Андромеды". Тут уже далёкое будущее, типичное для советской фантастики. Развитое общество, межзвёздные перелёты, контакты с другими разумными формами жизни. Пока не дочитала, но есть что сказать.
Это вам не космоопера с облётом кучи звёзд за короткое время. Тут у нас сложнейшее преодоление самого космического пространства, не говоря уж об опасностях на пути. спойлерыТоплива хватает ненадолго; так, долетев за несколько лет до планеты, с которой Земля потеряла связь 70 лет назад, экспедиции понадобилось пополнить запасы топлива. И поскольку знали, что вместо топлива на планете может быть одно большое ничего, навстречу был выслан корабль с новыми запасами.
И вот этот корабль пропал. Планета погибла, топлива чуть - но героическая экспедиция рассчитала всё так, чтобы дотянуть до Земли.
А потом бац - и угодила в ловушку Железной звезды. А там - пара планет, и выбор: либо сесть в ядовитую атмосферу, либо подвергнуться тяжести в два раза выше привычной. Но что это? На планете ещё два корабля и опасные приключения! Садимся.
Параллельно идёт повествование об учёных на Земле. Они принимают и передают сигналы с далёких звёзд, и каждое сообщение долетает с опозданием в 300-600 лет. И для каждого нужна энергия всей планеты. И вот они получают сообщение от таких же людей из неведомого мира. Один учёный влюбляется в танцовщицу с экрана (звука нет, поэтому мы вам станцуем о нашем мире), и с кучкой друзей моментально разрабатывает теорию, как построить телепорт. Но для эксперимента опять нужны энергоресурсы всей планеты. Альтернатива - провести его на Луне, но пока будет идти подготовка, они все помрут от старости. А на Земле нельзя - если что-то пойдёт не так, энергии и всем приблудам резко кирдык.

Итак, любимые автором описания. В самом начале повествования он заявляет: я решил писать с погружением, поэтому термины расшифровываю в сносках.
В тексте все персонажи сравнивают настоящее с прошлым, даже просто объясняя принцип действия чего-либо. И ладно учёные. Как вам ответ художника?
" - Вы пишете красками?
- Наша работа мало изменилась за тысячи лет существования живописи. Оптические законы и глаз человека - те же. Обострилось восприятие некоторых оттенков, придуманы новые хромкатоптрические краски [33] с внутренними рефлексами в слое, некоторые приёмы гармонизации цветов. А в общем художник незапамятной древности работал как я".
Серьёзно? Автор, может, надо было ввести переселенца из прошлого? Собеседники персонажа вряд ли оторваны от реальности настолько, чтобы не знать, чем пишут современные художники - они банально посещают выставки, и это упоминается. Если хочешь написать про технический прогресс в живописи, лучше бы поделился, какие новые краски герой приобрёл недавно. Кто вообще ответит на вопрос "вы пишете красками?" лекцией о том, что было в прошлом? Вот эти лекции подбешивают отрывом от нормальных диалогов.

Кстати о развитом человечестве в советской фантастике. Рассказ Зеленского "Экспонаты руками не трогать" (Сборник фантастики "День гнева"). Это было великолепно.
Все ведь помнят пластинку на зонде "Пионер-10", предназначенную инопланетянам, буде такие обнаружатся?
Тут автор отправил зонд прямо через червоточину в лапы воинственной Галактической империи. Повествование шло от лица того или иного пришельца - а это затрудняет их описание. Но автор извернулся, показывая то лапу, то гребень, рассказывая об устройстве самой армии и упоминая, что Император что-то там поливает... а, это его дети, очевидно. Картинка постепенно проявляется, и мы уже видим не только как выглядят пришельцы и структуру армии, но и детали их жизни.
И вот вся эта орда прыгает через червоточину к Земле. А там мирная пасторальная картина, травка, домики... ничто не предвещало, как говорится.
Конец вообще великолепен.

Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)