Архив Шано (публикации за 1 декабря 2018)5 читателей тэги

Автор: Шано

* * *

О водолазных работах на утонувшем "Адмирале Нахимове" www.outdoors.ru/book/namore/alm1989/1989-19.php

* * *

Оригинал взят у в Гендерный вопрос
В свое время я, помнится, хотела написать обзор про женщин-солдат в волшебном восемнадцатом; и вот этот день настал. ^_^ Однако в рамках чтения на тему и прочей приятной подготовительно-просветительной работы я поняла, что женская военная служба "под прикрытием" в Европе XVIII века была не более, чем частью довольно популярного в то время явления - а именно повального перелезания прекрасного пола в мужскую одежду и под мужские же имена.

Конечно же, вошедшие в легенду вольные нравы столетия и подчеркнутое изящество мужской моды способствовали тому, что дамы ничтоже сумняшеся вносили в свою одежду элементы мужского костюма, а кое-кто (как, например, Лисавет Петровна или Екатерина свет Алексеевна в бытность свою великой княгиней) и вовсе разъезжал, извиняюсь, в штанах. Штаны, впрочем, были привилегией не только особ королевской крови; так, аббат Прево упоминает, что уже в сороковых годах века в Париже привыкли ко всяческим женским переодеваниям и не сворачивали шею при виде дамы, фланировавшей в жюстокоре и кюлотах. Однако все это, тем не менее, не есть то, о чем мне хотелось бы поговорить, так как во всех этих случаях женщина, хоть и в мужском или близком к мужскому наряде, остается в глазах встречных женщиной; а наша история - о женщинах, которые хотели стать мужчиной.

Кстати говоря, убедительно переодеться в то время было намного проще, чем нам сейчас представляется. Специфика мужского кроя была такова, что позволяла скрыть многое, если не все, списать выступающую грудь на выправку, а разницу между талией и бедрами - на модный силуэт "песочные часы"; поэтому, как нам сообщают свидетельства эпохи, по разоблачении многих переодевательниц, бывало, выяснялось, что они не давали себе труда даже перетягивать грудь (при том, что груди тогда, как правило, бывали немаленькие). Мода на чистое бритье и длинные волосы у мужчин, не брезговавших зачастую и косметикой, тоже вносила свою лепту; а утаить свой пол от сотоварищей, скажем, по полку тоже было значительно проще, чем можно подумать - дело в том, что обязательных "банных дней" тогда в большинстве армий не было, каждый следил за своей гигиеной сам, а предпочесть дальние общественные купальни тем, которые посещали однополчане, было нетрудно и невозбранно.

скрытый текст[MORE=читать дальше]В свою очередь, с точки зрения мотивации мы можем выделить три основных подвида FtM-кроссдрессинга в "длинном" XVIII столетии:

1. Сексуальный. Дама предпочитает дам, но денег у нее не столько, чтобы позволить себе наплевать на общество, и потому она входит в него под видом мужчины - дабы спокойно устроить личную жизнь.

2. Социально-трудовой (как ни странно, самый часто встречавшийся). Если приходится зарабатывать в поте лица, попасть в услужение на нормальных условиях не удается, а стезя жрицы любви не привлекает - то девушке из мастеровой, сельской или мелкобуржуазной среды остается только подкоротить волосы, натянуть куртку, назваться Диком и претендовать на "мужские" места; благо, что платят на них, как правило, МНОГО больше.

3. Военный. В случаях сочетания жгучего темперамента и активной гражданской позиции иного шанса попасть в армию у представительниц прекрасного пола не было.


Само собой, в реальной жизни все эти мотивы нередко переплетались.

Так, в 1730 году юная англичанка по имени Мэри Ист, имея лишь тридцать фунтов стерлингов капитала и верную подругу, решила переменить свое бедственное положение к лучшему. Девушки кинули монетку, кому принять на себя роль мужа, и в результате Мэри, на которую пал жребий, превратилась в Джеймса Хоу. Новоявленные мистер и миссис Хоу перебрались в городок Поплар, где открыли трактир и жили припеваючи тридцать шесть лет - причем мистер Хоу принимал активнейшее участие в жизни прихода, а на его необычно тонкую для мужчины внешность обращали внимание разве что случайные не в меру любознательные приезжие. Уже в шестидесятых годах трактир случайно посетил человек, знавший Мэри Ист еще в ее родном городе, и стал угрожать ей шантажом; однако из этого ничего не вышло вплоть до смерти миссис Хоу, когда безутешная Мэри сама раскрыла свое инкогнито в ходе процесса над незадачливым шантажистом.

Еще более типической предстает перед нами история берлинки Теодоры Вердион, эмигрировавшей в Лондон в двадцать с небольшим лет. Следующие тридцать четыре года своей жизни она провела как мужчина, став за это время одним из крупнейших валютчиков и книготорговцев города. Примечательно, впрочем, что во время Семилетней войны, когда капитал Теодоры проходил стадию активного умножения, она еще нашивала платья (и, с тяжеленной сумкой на каждой руке и в походных ботинках, торчащих из-под юбок, представляла собой весьма колоритное зрелище) - так что краткое убытие г-жи Вердион на родину в Пруссию и последующее возвращение ее в качестве г-на Вердиона (что произошло в 1768 году) имело как минимум не только экономические причины. В общем и целом, свет принял Теодору как мужчину; однако многие ее друзья знали истинное положение дел, и сохранилось как минимум одно свидетельство того, что как-то раз, пребывая в сильном подпитии, г-н Вердион изволил публично раздеться и показать сотрапезникам, чем одарила его природа. Однако в глазах общественности Теодора стала женщиной лишь после собственной смерти в 1802 году - когда в некрологе было честно объявлено, что г-н Вердион скончался от... рака груди.

Но вернемся от богачей к простым смертным. Вот, например, в 1745 году пропала без вести тринадцатилетняя Барбара Хилл, дочь равно умершего подмастерья йоркского драпировщика. Как выяснилось, она отправилась на юг Англии, где под именем Джона Брауна нанялась в подмастерья у камнереза. Пресытившись ремеслом через пять лет, Барбара взяла расчет и нанялась в батраки на одну из местных ферм, вскоре открылась хозяину и вступила с ним в сожительство. Еще через некоторое время ей надоело и это, и Барбара перебралась в Лондон, где недолго трудилась извозчиком, а затем в Понтефракт и - впоследствии в Болтон-Пирси. В этом маленьком йоркширском городке, в январе 1757 года, Джон Браун и сочетался браком с Энн Стил, дочерью старой и известной в приходе семьи. Трудясь попеременно батраком и помощником каменщика, Джон прожил с женой душа в душу вплоть до 1760 года, когда ему неожиданно пришла фантазия записаться в пехоту к полковнику Кэри; к несчастью, кто-то из прежних знакомых Барбары Хилл увидел ее на призывном пункте, узнал в лицо и тут же донес сержанту. Даму демибилизовали, а запись о браке аннулировали; примечательно также, что миссис Браун явилась в Йорк на процесс по установлению пола Джона и со слезами умоляла смилостивиться и не разлучать их - что, впрочем, не помешало Энн выйти замуж вторично в 1767 году.

Здесь следует отметить важное - сам по себе факт того, что некая женщина предпочитает мужское платье и называется мужским именем, в восемнадцатом веке - в отличие от девятнадцатого - был совершенно ненаказуем. Заработать проблем можно было только тогда, когда к переодеваниям добавлялись вопросы военно-политического характера. Так, в феврале 1760 года, при попытке записаться в легкий драгунский полк, была разоблачена девятнадатилетняя Бетти Бландфорд; а поскольку присягнуть под фальшивым именем она уже успела, то за ложь под присягой была отправлена в Брайдвеллскую тюрьму. А в феврале 1764 года в Миддлсексе скончался некий Джон Чиви, хорошо известный в приходе и счастливо женатый в течение 20 лет (правда, за пять лет до смерти он все-таки развелся); осмотр тела показал, что мистер Чиви был хорошо сложенной от природы женщиной, чье настоящее имя так и не удалось установить. Летом 1773 года родила здоровую девочку миссис Слейд, супруга корабельного плотника из Дептфорда - которая в 1759 году, в нежном возрасте 16 лет, бежала из дома из-за любовной истории, служила в Чатеме лакеем под именем Уильяма Чендлера, затем прошла полный срок обучения подмастерьем у корабельного плотника и записалась в процветающую артель - где была разоблачена лишь после того, как за работой поранила ляжку и была вынуждена либо обнажиться, либо истечь кровью. Некто Слейд, один из бывших коллег Уильяма Чендлера, вскоре предложил последнему руку и сердце; в любви и согласии супруги прожили еще много лет, причем Совет Адмиралтейства, приняв во внимание историю миссис Слейд и ее отличные трудовые достижения, назначил ей пенсию в двадцать фунтов стерлингов в год. А в июле 1777 года в Лондоне прошли сразу два скандальных процесса - в ходе которых леди под видом джентльменов заключили по три брака одновременно и выманили у каждой жены по немаленькой сумме денег, за что и заработали по шесть месяцев тюрьмы и позорный столб каждая.

Еще более примечательна история Ханны Уиннег, ирландки, шесть лет отслужившей в морской пехоте и дравшейся с потрясающей храбростью. По-видимому, не будучи пойманной за присягой, воинственная дама имела все шансы отделаться легким испугом, а то и получить награду; так, в морской пехоте долго служила и знаменитая Ханна Снелл, которая, после признания в своем поле по собственному решению, сумела помимо королевской пенсии заработать еще немало денег и славы на воспоминаниях о своей военной карьере. Большой популярностью военная служба пользовалась и у шведских дам (например, у легендарных Ульрики Штальхаммар и Маргареты Елизаветы (по другим источникам - Анны Стины) Роос); причем многие из них, как правило, успевали еще и жениться, а некоторые получили и ордена (а Карин дю Рьетц, например, и вовсе дослужилась до королевской гвардии). Не обошлись без женщин-солдат и американская Война за независимость (Дебора Сэмпсон, она же Роб Шартлифф), Корсика (Анжелика Брюлон), Голландия (Мария ван Антверпен, впоследствии дважды женатая), Ирландия (Кит Кэванах, она же Кристиан Дэвис), Италия (Франческа Сканагатта) и многие другие страны. А вот в Горной Шотландии с женщинами в мужских одеждах как-то, признаемся, не сложилось - видимо, из-за того, что традиционно уважительное для гэлов отношение к женщине давало последней право заниматься войной, ремеслом и политикой безотносительно имени и наряда (чему пример как миссис Роб Рой МакГрегор, так и Анна МакИнтош, Джин Камерон из Лохиэля, леди Бьют и другие героические фигуры якобитских войн).


Ханна Снелл:




Кит Кэванах (хоронили ее, кстати, с воинскими почестями):




Джин Камерон из Лохиэля (якобитская "пин-ап" листовка ^_^'):




Дебора Сэмпсон:




Гертруда тер Брюгге (фламандская женщина-солдат конца XVII века; на этой гравюре 1701 года представлена после демобилизации):




Нэнси Уолпол (еще одна женщина-солдат из Англии, 1790 год):

 


Ну а нижеследующее - просто немного квазивоенного пин-апа. ^_~




[/MORE]

* * *

http://shano.diary.ru/p167168344.htm До персонажей масштабов папессы Иоанны и Жанны Д'Арк у испанцев вроде не дошло, но была у них в конце 16 - начале 17 века своя "кавалерист-девица", а точнее "монахиня-знаменосец", сиречь что-то типа лейтенанта.

* * *

Оригинал взят у в Вампиры, каннибалы и месячные
В 1556 году гугенот Жан де Лери, вместе с еще пятнадцатью кальвинистами, отправился в Бразилию, как он полагал, с целью основать там протестансткую миссию. Но общего языка с колониальными властями проповедники так и не нашли. Более того, в конце концов они окончательно разругались с пригласившим их шевалье де Виллеганьоном, который никак и не мог решить, с кем ему по пути — с католиками или с протестантами. В результате Жан де Лери со товарищи покинул французский форт и около года прожил среди индейцев, о чем впоследствии и написал в своих путевых заметках Histoire d'un voyage fait en la terre du Brésil. Там приводятся подробные сведения о культуре, обычаях, религии и языке индейцев Тупинамба. Большое внимание Жан де Лери уделял каннибализму — поскольку он был союзником племени, индейцы однажды попытались угостить его жареной человеческой ступней и очень обиделись, когда он отказался. Хотя он вовсю критикует каннибализм, но и европейцам, особенно католикам, от него достается не меньше, учитывая, что мемуары были написаны уже после Варфоломеевской Ночи. Более того, среди индейцев Жану де Лери было уютнее, чем среди соотечественников, и он даже взял себе индейское имя «Большая Устрица» («лери» означает «устрица» на местном наречии, а имя «Жан» индейцы никак не могли произнести)
скрытый текст
Обычаи он описывает очень красочно, но особенно его интересует еда, поэтому он не просто перечисляет местных птиц или рыб, но сообщает о их вкусовых качествах, а так же об оптимальных способах их приготовления. Даже каннибализм он сумел описать так, что хочется включить гриль и кого-нибудь срочно поджарить — не удивлюсь, если его мемуары были настолько книгой Ганнибала Лектера. Причем из мемуаров Жана де Лери можно узнать не только о кулинарии народов Бразилии, но и о европейских блюдах — например, что во Франции в качестве «постного бекона» продавали китовый жир или жир морской свиньи. Кулинарные навыки индейцев пригодились Жану де Лери во время восьмимесячной обороны крепости Сансерр, осажденной католиками в 1573м году. Нет, де Лери не призывал защитников крепости питаться друг другом,лишь помогал им отыскать новые источники пищи. Поэтому солдаты варили подметки сапог, а спали не на гнилой соломе, а в гамаках, изготовлению которых де Лери научился у индейцев.

Иллюстрации Theodore de Bry к мемуарам де Лери.












А теперь поделюсь понравившимися мне отрывками. Я в своем репертуаре, поэтому первый будет про вампиров.

“Есть в здешних краях и летучие мыши размером не меньше галок. Обычно они залетают в дома по ночам и, если кто-то спит с неприкрытыми ногами, впиваются в большой палец и высасывают из него кровь. Иногда они могут выпить более чашки крови, прежде чем вы что-нибудь почувствуете. А проснувшись поутру, вы с ужасом увидите, что и гамак, и все вокруг пропитано кровью. Тем не менее, когда такое случается на глазах у дикарей – или с ними сами, или с кем-то еще – они лишь смеются. Посмеялись они и надо мной, когда однажды утром я заметил такую неприятность. Но вдобавок к насмешкам, мой большой палец разболелся и, хотя боль была терпимой, несколько дней подряд я не мог надевать башмаки.

Далее он приводит историю о слуге одного монаха, страдавшем от плеврита.

“Поскольку вену для кровопусканий так и не смогли обнаружить, слугу оставили умирать. Однако ночью в дом влетела летучая мышь и укусила его возле пятки, которую он позабыл прикрыть. Она выпила столько крови, что не просто утолила свою жажду, но оставила вену открытой. Когда из вены вытекло достаточно крови, больной выздоровел.”

Хотя Жан де Лери и не питает особой приязни к летучим мышам, он добавляет, что они все же не так ужасны, как древнегреческие птицы стриги, которые высасывали кровь у младенцев в колыбели (впоследствии так стали называть ведьм). Я не знаю в точности, но, возможно, это первый случай, когда летучих мышей связывают с фольклорными ведьмами и вампирами.

Продолжая тему крови – не менее интересны и заметки де Лери о менструации.

“В течении почти что года, который я провел в этих краях в обществе дикарей, я не замечал среди их женщин следов месячных истечений . Я придерживаюсь мнения, что каким-то образом они избавляются от месячных, и их тела очищаются иначе, чем тела наших женщин. Я наблюдал, как матери и родственницы ставили девочек в возрасте от 12 до 14ти лет на камень и острым звериным зубом делали глубокий надрез на их теле от подмышек и бедер до колен. Некоторое время девочки, стиснув зубы от боли, истекали кровью. Как я уже сказал, я полагаю что с ранних лет они подобным образом избавляются от месячных. Доктора и ученые мужи, возможно, возразят мне: “Но как же такие сведения соотносятся со сказанным ранее – что после замужества их женщины очень плодовиты? Ведь известно, что с прекращением месячных женщина не может зачать.” Но если кто-то и укажет мне на это противоречие, я лишь отвечу, что в мои цели не входило разрешать этот вопрос, и больше по этому поводу я ничего сказать не могу.”

Все индейцы ходили голыми, именно поэтому де Лери так удивлен – месячные были бы очень заметными при таких обстоятельствах. Мне кажется, что женщины пользовались какими-нибудь тампонами, благо травы в джунглях предостаточно, а тампоны благовоспитанный мсье де Лери никак бы не смог разглядеть. Задавать женщинам стол интимный вопрос он постеснялся. Как вариант - уходили куда-нибудь подальше во время месячных. А то, что он описывает - это, вероятно, какой-то обряд или просто наказание (другой путешественник Кабеса де Вака упоминал, что индейцы иногда царапали детей острыми рыбьими зубами в качестве телесного наказания).

* * *

Оригинал взят у в Астрономические часы Европы

Понятие «астрономические часы» одно из тех, что употребляются крайне свободно. Действительно, любые часы, которые показывают астрономические данные, время в том числе, могут быть отнесены в разряд астрономических. Так же, они могут показывать положение Солнца, Луны, ее фазу и давать другую информацию. Некоторые могут показать текущий знак зодиака или даже вращающуюся карту звезд на небе. Начнем, пожалуй, с наиболее известного представителя астрономических часов, с Пражских курантов, которые так же известны как Пражский Орлой.

Сказать, что эти часы астрономические, значит сказать прописную истину. Иные слова, которыми можно описать их – изысканность и изящество. Первый и, возможно, наиболее примечательный факт, это то, что они были закончены и начали свою работу в 1410 году, почти за 80 лет до знаменитого путешествия Колумба к берегам Америки.
Астрономические часы – точность, уходящая вглубь веков | NewsInPhoto.ru Новости и репортажи в фотографиях (26)скрытый текст


Первое, что бросается в глаза – это циферблат в центре часов, показывающий положения Луны и Солнца. Зрителей так же привлекают движущиеся фигурки апостолов и другие скульптуры, которые каждый час появляются из часов. На циферблате расположены медальоны с месяцами года.

Астрономические часы – точность, уходящая вглубь веков | NewsInPhoto.ru Новости и репортажи в фотографиях (25)

Говорят, что жители Праги заботились о часах, возможно, этим можно объяснить их превосходное состояние. На протяжении долгих лет часы неоднократно восстанавливались. Во время Пражского восстания против нацистов в 1945 году, значительная часть часов пострадала в пожаре на городской площади. Потребовались долгие годы мучительно сложных реставрационных работ, прежде чем часы стали такими, какими мы видим их сегодня.

Астрономические часы – точность, уходящая вглубь веков | NewsInPhoto.ru Новости и репортажи в фотографиях (24)


Лунд, Швеция
Астрономические часы – точность, уходящая вглубь веков | NewsInPhoto.ru Новости и репортажи в фотографиях (23)
Эти часы находятся в Кафедральном соборе города Лунд в Швеции. Принято считать, что они были построены и запущены в 1424 году, немного позднее Пражских курантов. Тем не менее, это стало значительным достижением.

Астрономические часы – точность, уходящая вглубь веков | NewsInPhoto.ru Новости и репортажи в фотографиях (22)

Полностью они называются Horologium mirabile Lundense, и для бесперебойной работы им так же была необходима реставрация. С этой целью в 1827 году часы были остановлены и перемещены из собора. Потребовалось почти сто лет, чтобы вернуть их на законное место.
Астрономические часы – точность, уходящая вглубь веков | NewsInPhoto.ru Новости и репортажи в фотографиях (21)

Дважды в день небольшой орган в часах играет музыку и когда она звучит, три мудреца со своими слугами проходят мимо фигурок Иисуса и Марии. На фотографии Вы можете видеть, как это происходит. Дух замирает при одной мысли, что подобный механизм создан в 15 веке.

Астрономические часы – точность, уходящая вглубь веков | NewsInPhoto.ru Новости и репортажи в фотографиях (20)
Два рыцаря на вершине отмеряют каждый час, а астрономическая часть часов, среди прочего, показывает фазы луны. В нижней трети располагается календарь. По нему наши средневековые предки узнавали о наступлении религиозных праздников. Это возможно и сегодня. Календарь должен меняться каждые сто лет, тот, что есть сейчас, истекает в 2123 году. В конце концов, некоторые календари не заканчиваются в 2012.

Страсбург, Франция
Астрономические часы – точность, уходящая вглубь веков | NewsInPhoto.ru Новости и репортажи в фотографиях (19)
На протяжении столетий в Страсбургском кафедральном соборе находились не менее трех астрономических часов. Первые были установлены в 1352 году и шли почти два века, до тех пор, пока в 1547 году их не сменили более совершенные. Вторые часы остановились в 1788 году. Третьи, которые находятся в соборе посей день, были установлены в 1838 году. Они стали воплощением всех честолюбивых замыслов своего создателя. Вот если бы в каждом доме были часы, которые приходилось бы менять лишь дважды в 6 сотен лет.

Астрономические часы – точность, уходящая вглубь веков | NewsInPhoto.ru Новости и репортажи в фотографиях (17)

Жан Баптист Швильгве (Jean Baptiste Schwilgue) приступил к установке часов, которые мы можем видеть сейчас, в 1838 году. Сам он родился в 1766 и с самого детства мечтал создать новые часы для собора.

Астрономические часы – точность, уходящая вглубь веков | NewsInPhoto.ru Новости и репортажи в фотографиях (16)

Для воплощения этой мечты ему потребовалось почти 50 лет – целая жизнь, но именно столько времени мастер изучал механику, математику и часовое дело, чтобы осуществить грандиозный замысел.

Астрономические часы – точность, уходящая вглубь веков | NewsInPhoto.ru Новости и репортажи в фотографиях (15)

Перед началом работы ему и команде его помощников из 30 человек потребовался год на подготовку и обдумывания плана. Но все труды окупились сполна, и менее чем через 5 лет работа над часами была завершена. Торжественное открытие и запуск часов в эксплуатацию произошел в 1842 году.
Астрономические часы – точность, уходящая вглубь веков | NewsInPhoto.ru Новости и репортажи в фотографиях (18)

Астрономические часы в Оломоуце (Чехия)
Астрономические часы – точность, уходящая вглубь веков | NewsInPhoto.ru Новости и репортажи в фотографиях (14)
Конечно, когда в 1420 году эти часы были созданы, Чешской республики не существовало. Город был древней столицей Моравии (звучит вроде имени героини телесериала «Династия»). Удивительные часы установлены на главной городской площади. Со временем они несколько раз перестраивались, и теперь их реконструкция происходит раз в столетие.
Астрономические часы – точность, уходящая вглубь веков | NewsInPhoto.ru Новости и репортажи в фотографиях (13)

В последние дни Второй мировой войны в 1945 году, отступая под напором российской армии, фашистские войска оказались в Оломоуце. В порыве отчаяния и раздражительности они открыли огонь по часам и в значительной степени разрушили их – остатки можно увидеть в местном музее. В конце 1940-х годов Чехословакия находилась под влиянием бывшего СССР. Конечно, воссоздание часов происходило с должной осторожностью и вниманием. Тем не менее, религиозные и королевские фигурки, некогда украшавшие часы, были заменены. На смену им пришли спортсмены и рабочие – представители советских идеалов того времени.

Астрономические часы – точность, уходящая вглубь веков | NewsInPhoto.ru Новости и репортажи в фотографиях (12)

Издалека часы выглядят древними, как и предполагает их история. Но стоит подойти поближе и можно рассмотреть фигурки, которые напоминают нам о советском режиме. В нижней части мозаичной декорации изображены представители различных рабочих классов.

Астрономические часы – точность, уходящая вглубь веков | NewsInPhoto.ru Новости и репортажи в фотографиях (11)


Астрономические часы в соборе британского города Уэллс

До этого мы рассматривали часы, которые находятся либо внутри, либо снаружи здания. Однажды в 14 веке хорошие люди из города Уэллс, что на западе Англии решили, что соорудят и те, и другие. Их астрономические часы находятся в соборе и возвышаются над ним.
Астрономические часы – точность, уходящая вглубь веков | NewsInPhoto.ru Новости и репортажи в фотографиях (10)

На циферблате часов внутри собора представлена модель вселенной (или, по крайней мере, ее план). Солнце движется по кругу, на заднем плане находятся звезды. На 24-часовом аналоговом циферблате за сутки стрелки совершают два круга от одного до двенадцати. Отличный дизайн, разработанный столетия назад.
Астрономические часы – точность, уходящая вглубь веков | NewsInPhoto.ru Новости и репортажи в фотографиях (9)

Так же устроены часы, которые находятся снаружи, чтобы жителям города не приходилось входить в место поклонения, чтобы узнать точное время.

Астрономические часы – точность, уходящая вглубь веков | NewsInPhoto.ru Новости и репортажи в фотографиях (8)

Астрономические часы в Берне, Швейцария
Астрономические часы – точность, уходящая вглубь веков | NewsInPhoto.ru Новости и репортажи в фотографиях (7)
Хотя Швейцария более знаменита своими часами с определенной птицей, которая подкидывает свои яйца в другие гнезда, самой узнаваемой достопримечательностью Берна, является часовая башня Zytglogge.
Астрономические часы – точность, уходящая вглубь веков | NewsInPhoto.ru Новости и репортажи в фотографиях (6)

Сама башня была построена в тринадцатом веке, а в пятнадцатом на ней появились астрономические часы. Циферблат в форме астролябии, которая раньше служила инструментом для определения положения Солнца, Луны, планет и звезд. Зная широту можно определить местное время – и наоборот.
Астрономические часы – точность, уходящая вглубь веков | NewsInPhoto.ru Новости и репортажи в фотографиях (5)
Сам циферблат великолепно расписан. Как и все другие часы из нашей коллекции он претерпел значительную реконструкцию на протяжении столетий. Швейцария не принимала участия ни в одном из крупных европейских конфликтов ХХ века, однако, время имеет свои правила.
Астрономические часы – точность, уходящая вглубь веков | NewsInPhoto.ru Новости и репортажи в фотографиях (3)
Благодаря тому, что часам уделялось должное внимание, они сохранились в идеальном состоянии. Если вы не уверены, в чем смысл каждой их части, возможно, эта фотография поможет Вам.
Астрономические часы – точность, уходящая вглубь веков | NewsInPhoto.ru Новости и репортажи в фотографиях (4)


Кремона, Италия

Астрономические часы – точность, уходящая вглубь веков | NewsInPhoto.ru Новости и репортажи в фотографиях (2)

Спорный вопрос лучше остальных сохранились эти часы или нет, но факт в том, что это самые крупные астрономические часы в мире. И находятся они в Кремоне, в Италии. Помимо этого, они располагаются на второй по величине колокольне в мире из красного кирпича. Сама башня датирована началом тринадцатого века, но гордые местные жители часто хвалятся, что ее строительство началось в восьмом. Это правда, что благодаря ей археологи обнаружили более древние римские руины.
Астрономические часы – точность, уходящая вглубь веков | NewsInPhoto.ru Новости и репортажи в фотографиях (1)

Сами часы были построены отцом и сыном Франческо и Джованни Баттиста ди Вициоли. Обычно для многих астрономических часов они показывают зодиакальные созвездия с пробивающимся сквозь них Солнцем.

Источник


* * *

Оригинал взят у в Сага о термометре
Изобретателем термометра принято считать Галилея. Галилей изучал в это время Герона Александрийского, у которого уже описано подобное приспособление, но не для измерения степеней тепла, а для поднятия воды при помощи нагревания.
 (642x699, 79Kb)
Изобретение термометра также приписывают лорду Бэкону, Роберт Фладду, Санкториусу, Скарпи, Корнелию Дреббелю (Cornelius Drebbel), Порте и Саломону де Каус, писавшим позднее и частью имевшим личные сношения с Галилеем. Все эти термометры были воздушные и состояли из сосуда с трубкою, содержащего воздух, отделенный от атмосферы столбиком воды; они изменяли свои показания и от изменения температуры, и от изменения атмосферного давления.
скрытый текст
 (699x562, 86Kb)
Термометры с жидкостью описаны в первый раз в 1667 г. «Saggi di naturale esperienze fatte nell’Accademia del Cimento», где о них говорится как о предметах, давно изготовляемых искусными ремесленниками, которых называют «Confia», разогревающими стекло на раздуваемом огне лампы и выделывающими из него удивительные и очень нежные изделия. Сначала эти термометры наполняли водою, и они лопались, когда она замерзала; употреблять для этого винный спирт начали по мысли великого герцога тосканского Фердинанда II. Флорентинcкие термометры не только изображены в «Saggi», но сохранились в нескольких экземплярах до нашего времени в Галилеевском музее, во Флоренции; их приготовление описывается подробно.
 (544x699, 61Kb)
 (699x595, 92Kb)
Сначала мастер должен был сделать деления на трубке, соображаясь с относительными размерами ее и шарика: деления наносились расплавленною эмалью на разогретую на лампе трубку, каждое десятое обозначалось белою точкою, а другие черными. Обыкновенно делали 50 делений таких, чтобы при таянии снега спирт не опускался ниже 10, а на солнце не поднимался выше 40. Хорошие мастера делали такие термометры настолько удачно, что все термометры показывали одно и то же при одинаковых условиях, но это никому не удавалось достигнуть, если трубку разделяли на 100 или 300 частей, чтобы получить большую чувствительность. Наполняли термометры при посредстве подогревания шарика и опускания конца трубки в спирт, но оканчивали наполнение при помощи стеклянной воронки с тонко оттянутым концом, свободно входившим в довольно широкую трубку. После регулирования количества жидкости, отверстие трубки запечатывали сургучом, называемым «герметическим».
 (487x699, 44Kb)
 (700x576, 66Kb)
В 1703 г. Амонтон (Guillaume Amontons) в Париже усовершенствовал воздушный термометр, измеряя не расширение, а увеличение упругости воздуха, приведенного к одному и тому же объему при разных температурах подливанием ртути в открытое колено; барометрическое давление и его изменения при этом принимались во внимание. Нулем такой шкалы должна была служить «та значительная степень холода», при которой воздух теряет всю свою упругость (то есть современный абсолютный нуль), а второю постоянною точкою — температура кипения воды. Влияние атмосферного давления на температуру кипения не было еще известно Амонтону, а воздух его термометре не был освобожден от водяных газов; поэтому из его данных абсолютный нуль получается при 239,5° стоградусной современной шкалы. Другой воздушный термометр Амонтона, очень несовершенно выполненный, был независим от изменений атмосферного давления: он представлял сифонный барометр, открытое колено которого было продолжено кверху, наполнено сначала крепким раствором поташа, сверху нефтью и оканчивалось запаянным резервуаром с воздухом.
 (700x578, 87Kb)
Современную форму термометру придал Фаренгейт и описал свой способ приготовления в 1723 г. Первоначально он тоже наполнял свои трубки спиртом и лишь под конец перешел к ртути. Нуль своей шкалы он поставил при температуре смеси снега с нашатырем или поваренною солью, но при температуре «начинающегося замерзания воды» он ставил 32°, а 96° при температура здорового человеческого тела, во рту или под мышкой. Впоследствии он нашел, что вода кипит при 212° и эта температура была всегда одна и та же при том же стоянии барометра.
 (700x303, 32Kb)
 (699x598, 152Kb)
Окончательно установил обе постоянные точки, тающего льда и кипящей воды, шведский физик Цельсий в 1742 г., но первоначально он ставил 0° при точке кипения, а 100° при точке замерзания, и принял обратное обозначение лишь по совету М. Штёрмера. Сохранившиеся экземпляры термометров Фаренгейта отличаются тщательностью исполнения.
 (700x587, 67Kb)
 (700x685, 58Kb)
Работы Реомюра в 1736 г. хотя и повели к установлению 80° шкалы, но были скорее шагом назад против того, что сделал уже Фаренгейт: термометр Реомюра был громадный, к употреблению неудобный, а его способ разделения на градусы неточный и неудобный.
После Фаренгейта и Реомюра дело изготовления термометров попало в руки мастеровых, так как термометры стали предметом торговли
 (699x522, 55Kb)

* * *

Загадочное исчезновение экспедиции Лаперуза

* * *

Купила мама Лёше...

отсюда http://www.liveinternet.ru/users/2496320/post141940142/

 



 


Галоши имеют долгую историю. Существует две версии их происхождения. Согласно одной из них, галоши обязаны своим происхождением далекой культуре индейцев Южной Америки. Когда европейцы стали наведываться на загадочный континент, они заметили у индейцев мячи, непромокаемые холсты и обувь. Они заинтересовались свойствами сока каучукового дерева, стали делать из него галантерейную мелочь, а в начале прошлого века – привозить готовую каучуковую обувь от индейцев.


скрытый текст


 


По другой версии, галоши изобретены англичанином Рэдли в начале девятнадцатого века, который никак не мог вылечится от простуды, подхваченной им из-за вечной лондонской слякоти тех лет. От скуки он читал том «Галльской войны» Юлия Цезаря и узнал, что древние галлы для защиты от грязи носили защитные футляры для обуви «gallicae». В 1803 году от запатентовал своё изобретение – чехлы для обуви из ткани, пропитанной сырым соком каучукового дерева. Галоши из сырого каучука обладали одним серьезным недостатком: на холоде они твердели и становились ломкими, а в жаркую погоду «таяли» – неприятно пахли, делались липкими и мягкими.


 



 


В первые четыре десятилетия XIX века многие предприниматели пытались сделать каучук независимым от природных условий. Больше всех повезло Чарльзу Гудийру, который после многолетних экспериментов изобрел метод, известный сейчас, как вулканизация («сваривание» каучука с серой при нагревании).


 



 


Американские компании быстро наладили массовый выпуск «overshoes», т.е. верхней обуви из вулканизированного каучука. Новые галоши не боялись ни жары, ни холода. Американская новинка встречала оживленный спрос и в других странах, в том числе и России. С этого момента галоши стали постепенно входить в быт русской знати.


 





Летом 1859 года гамбургский купец Фердинанд Краузкопф вместе с несколькими русскими купцами учредил «фабрику галош и других резиновых и гуттаперчевых изделий в Санкт-Петербурге. Летом 1860 года заработала в России первая резиновая фабрика. Дело сразу пошло полным ходом: в октябре выпускалось уже до 1000 пар галош в день. Первоначальное название фабрики – Товарищество российско-американской резиновой мануфактуры (ТРАРМ). С 1888 года на изделиях появился фабричный знак в виде треугольника с начальными буквами фирмы внутри него, а еще через 20 лет название «Треугольник» было официально прибавлено к прежнему. Вскоре фабрика экспортировала свои изделия в Европу, а в России щупальца ее сбыта протянулись аж до Владивостока.


 



 


Чехлы для обуви составляли в XIX веке основную продукцию резиновой промышленности. Основным покупателем этих резиновых изделий было городское население, причем все его категории. Галоши стали частью выходного костюма кадровых рабочих, которые нередко надевали их на обувь даже тогда, когда погода этого не требовала – для форсу. Чиновники и купцы, дворники и извозчики в ненастную погоду на ботинки, сапоги или валенки надевали низкие или глубокие галоши. Зажиточные крестьяне тянулись вслед за горожанами. Граф Н.Е. Комаровский в своих записках отмечал, что для русского крестьянина надетые на сапоги галоши «чуть ли не возносят его над уровнем прочих сельчан, придавая ему значение аристократического характера».


 



 


Несколько позже появились зимние галоши на теплой байковой подкладке красного цвета – они были мягче, теплее, не повреждали кожаную обувь. Именно такие галоши стали культовыми и навечно остались в памяти многих поколений россиян.ТРАРМ стал одним из крупнейших «резиновых» производителей мира, получал премии и золотые медали за свою продукцию и был удостоен звания «Поставщик Двора Его Императорского Величества». В разгар первой мировой войны «Треугольник» оказался, по существу, единственным поставщиком резины для автотранспорта, авиации. Основная же продукция – галоши – отошла на задний план.


 



 


Дефицит галош сразу почувствовали покупатели, одним из которых был герой рассказа «Собачье сердце» Михаила Булгакова профессор Преображенский. Как известно, галоши из парадного подъезда дома, где жил Филипп Филиппович, исчезли еще в апреле 1917 года. Их уперли пролетарии. Последних можно понять: галош на всех их не хватало. Вскоре торговля была запрещена, и галоши можно было нелегально приобрести только на рынке или где-нибудь украсть.


 



 


Выпуск советских галош начался только в 1921 году, когда «Треугольник», а следом за ним и московский «Большевик» возобновили работу. Спрос был огромный, товар расходился мгновенно. На ниве рекламы московских галош трудились лучшие творческие силы страны – плакаты Маяковского и Родченко навеки остались в истории советского конструктивистского дизайна. Стремление всеми силами нарастить объемы производства часто вело к снижению качества производимой продукции. Это грозило стране валютными потерями – галоши были статьей экспорта Страны Советов. Марка «Треугольника» была хорошо известна за рубежом, но советские резиновые изделия уже не соответствовали западным требованиям. В августе 1930 года Совет торгпредства СССР в Германии, направляя завкому «Красного Треугольника» материалы по рекламациям, писал: «Мы дискредитируем в глазах иностранных покупателей нашу продукцию так, как если бы нашей задачей являлось не расширение, а сужение рынков сбыта для наших товаров».


 



 


К концу первой пятилетки дело с галошами ухудшилось, росли цены даже на то, что распределялось. Историк А.Г. Маньков в своем юношеском дневнике описал семейную ссору, произошедшую весной 1933 года. Разговор шел о покупке галош, пара которых стоила 15 рублей, что стало бы ударом по семейному бюджету. Отец кричал, что все деньги идут «на жратву», но потом вдруг согласился с тем, что и галоши нужны. Все-таки это был предмет первой необходимости. Следующий взлет культовой обуви пришелся на 50-60-е годы.


 



 


Широкий ассортимент стремился охватить все виды населения и все жизненные ситуации: выпускались галоши и боты мужские, женские, мальчиковые, девичьи и детские; галоши с гнездом для каблука – чтобы надевать на ботиночки, и без оного – чтобы носить на необутой ноге; формовые без подкладки (чуни); типа босоножек с ремешком вместо задника и т.д. Начиная с 1970-х годов в СССР неуклюжие галоши с красной байковой подкладкой постепенно стали выходить из моды, оставив горожан наедине со слякотью и грязью на улицах крупных российских городов. Последнюю дань классическим «советским» галошам отдала компания Bosco Di Ciliegi, разрабатывавшая дизайн костюмов для сборной России для Олимпиады в Солт-Лейк-Сити. Наша сборная была в пальто «а ля Шаляпин», бобровых шапках и галошах, одетых на валенки.


 



 


В США и Европе галоши продолжали быть востребованными и из моды не вышли. В 1960-х гг. именно галоши помогли создать имя известному итальянскому дизайнеру Элио Феруччи (Elio Fiorucci), который взял три пары галош, раскрасил их яркими красками и отнес их в модный журнал, попросив редактора сфотографировать и опубликовать снимок. В результате, его галоши стали просто сенсацией, а о молодом Феруччи узнали в Милане.


 



 


Позже он привнес в моду искусственное золото (на одежде, обуви, сумках, ремнях, джинсах), искусственный мех, одежду из лайкры, стиль «military». Специфическими деталями дизайнера считают огромное количество разноцветных кнопок на мужской рубашке, блестящие нити, проскальзывающие, например, сквозь беспорядочную шотландскую клетку, или же яркие галоши, созданные как бы в противовес скучности всего мира.


 



 


С развитием технологии обработки резины галоши стали тоньше и эластичнее, за ненадобностью исчезла подкладка, так как новые материалы не портят кожу ботинка. Сейчас галоша напоминает тонкий резиновый чехол для классического делового ботинка, полностью повторяя его очертания, а некоторые модели еще и отделку. Несмотря на рост популярности таких обувных марок, как Sorel или Ecco, галоши остаются обязательным аксессуаром для тех, чей вкус и чувство стиля не позволяют сочетать обувь Ecco с деловой одеждой.


 



Различаются по материалам, отделке и особенностям использования: галоши садовые; галоши на валенки, галоши клееные на валенки; галоши азиатские хлопчатобумажные мужские, галоши азиатские хлопчатобумажные женские, галоши азиатские хлопчатобумажные детские, галоши азиатские хлопчатобумажные малодетские, галоши азиатские на шерсти; галоши из пластиката поливинилхлоридного чёрные; галоши из пластиката поливинилхлоридного цветные; галоши мальчиковые клееные резиновые; галоши мальчиковые комбинированные резиновые; галоши резиновые лакированные клееные девичьи для ношения на обувь; галоши резиновые лакированные клееные для ношения на обувь; галоши резиновые лакированные клееные из чёрной резины для ношения на унтах; галоши резиновые лакированные клееные из чёрной резины.


 



 


В стихотворной сказке для детей Корнея Чуковского «Телефон» («У меня зазвонил телефон…»; 1924, по другим сведениям 1926) Крокодил со слезами просит прислать калоши ему, а также его жене и Тотоше. Из дальнейшего диалога выясняется, что высланные «на прошлой неделе» две пары «отличных калош» семейством Крокодилов уже съедены:

— Ах, те, что ты выслал

На прошлой неделе,

Мы давно уже съели

И ждём, не дождёмся,

Когда же ты снова пришлёшь

К нашему ужину

Дюжину

Новых и сладких калош!


 



В автобиографическом романе «Обещание на рассвете» („La promesse de l’aube«, 1960, русский перевод 1993) французского писателя Ромена Гари готовность мальчика в доказательство своей любви к соседской девочке Валентине съесть сырую галошу выступает высшим подвигом самоотверженного чувства. Эпизод романа послужил основой для памятника Ромену Гари, открытого 22 июня 2007 года в Вильнюсе на улице Басанавичяус (Jono Basanavičiaus g., бывшая Большая Погулянка, на которой жил будущий писатель и где разворачивается часть действия романа). Памятник представляет бронзовую скульптуру, изображающую мальчика с прижатой к груди галошей в руках (скульптор Ромаса Квинтаса).


 



 


Купила мама Леше

Отличные галоши.

Галоши настоящие,

Красивые, блестящие,

Теперь хоть и захочешь,

А ноги не промочишь!

Не терпится Алёше

Надеть свои галоши.

Галоши настоящие,

Красивые, блестящие,

И хочется к тому же

Скорей пройтись по лужам.

Домой с гулянья Лёша

Пришёл в одной галоше.

Галоша настоящая,

Красивая, блестящая,

Но мама удивилась:

«Алёша что случилось?»

Ответил маме Лёша:

«Я кошке дал галошу,

Галошу настоящую,

Красивую, блестящую.

Мне жалко кошку стало,

Босой она гуляла.

Ведь некому галошки

Купить для бедной кошки,

Галоши настоящие,

Красивые, блестящие.

Чтоб ей не простудиться,

Решил я поделиться!»

Но мама на Алёшу

Сердита за галошу -

Галошу настоящую,

Красивую, блестящую.

А он не понимает,

За что его ругают?


_________________________________________________________________________


 


И несколько слов о рижском «Проводнике»


 



 


Товарищество «Проводник» В 1888 году акционерное общество, основанное на русско-французском капитале, построило на болотистой окраине Риги, Саркандаугаве, крупное предприятие «Проводник». В 1889 году «Проводник» стал выпускать первую продукцию: различные технические и хирургические резиновые изделия, а в 1890 году начал производство галош.


 



Чтобы получить больше прибыли, фирма скупала земельные участки, строила новые заводские корпуса. В 1914 году товарищество «Проводник» насчитывало уже 220 промышленных и жилых зданий. Товарищество производило в больших количествах техническую резину; резиновые рукава; шины (как автомобильные, так и экипажные); изоляционные материалы: асбестовые изделия и ткани, эбонит; непромокаемые ткани; игрушки (в основном мячи). Высокий уровень выпускаемой продукции позволил фирме занять ведущее место не только в России, но и на мировом рынке.


 



 


В мировой резиновой промышленности того времени «Проводник» занимал по размерам производства четвертое место, а по производству шин – второе. Общий оборот составлял 65 млн. рублей, на заводах фирмы работало свыше 14 тыс. человек, из них 48 процентов составляли женщины. Товарищество владело 31 патентом и заявлениями об образцах в 11 странах. Именно технический уровень разработок «Проводника» и привлек сюда на работу в качестве помощника начальника автошинного цеха, будущего ученого-ракетостроителя Фридриха Цандера, после окончания с отличием Рижского политехнического института.


 



 


Объединяло различные производства то, что все изделия производились из очень современного для того времени материала — резины. В джунглях Амазонки добывался каучук, корабли через океан везли его в Ригу, потому что коммерсанты знали: именно здесь ценное сырье смогут использовать наилучшим образом.


 



 


В цехах работникам «Проводника» выдавали не только бесплатное молоко и бесплатный чай, но и бесплатный лимонад. В Межапарке, неподалёку от богатых вилл, разместилось красивое здание детских яслей «Проводника».


 



 


При заводе имелись больница, роддом, несколько бесплатных бань. В заводском парке для работников предприятия четыре дня в неделю проводились по вечерам бесплатные концерты. Заботились на «Проводнике» и о детях рабочих — на оплату их занятий в учебных заведениях города предприятие ежегодно тратило тысячи рублей.


Пожалуй, наибольшее впечатление ныне способен произвести четырехэтажный клуб «Проводника». В библиотеке предлагались газеты на русском, латышском, немецком и даже литовском языках. Здесь же имелись кегельбаны, десять биллиардных столов, работало даже закрытое (только для конторщиков предприятия) казино.



 


Летом 1915 года, в связи с наступлением немецких войск в направлении Елгава – Рига, началась срочная эвакуация промышленных предприятий Риги вглубь России. Фирма «Проводник» эвакуировала свои заводы в Москву.


В послевоенные годы акционерное общество хотело восстановить производство некоторых видов резиновых изделий, но из этого ничего не получилось, и в 1928 году «Проводник» был ликвидирован.


 




Источник: styleway.ru



* * *

Вольфганг Амадей Моцарт, музыкальный чудо-ребенок, начал давать выступления для европейской знати и сочинять первые произведения в шесть лет. Через 30 лет, в зените популярности, он погиб после недолгой болезни.

Даже через несколько десятков лет Софи Хайбль, младшая сестра супруги Моцарта Констанцы, прекрасно помнила зловещее предсказание. В первое воскресенье декабря 1791 года она на кухне готовила кофе для мамы. Накануне Софи была в Вене в гостях у заболевшего шурина и вернулась домой с известием о том, что ему стало лучше. Теперь, ожидая, пока закипит кофе, Софи задумчиво смотрела на яркое пламя лампады и думала о занемогшем муже Констанцы. Внезапно пламя погасло, «полностью, словно лампа никогда не горела», позже написала она. «На фитиле не осталось ни искорки, хотя не было ни малейшего сквозняка — за это я могу поручиться». Охваченная ужасным предчувствием, она бросилась к матери, которая посоветовала ей немедленно вернуться в дом Моцарта.

Констанца встретила сестру с облегчением. Она сообщила, что Моцарт провел беспокойную ночь, и попросила ее остаться. «Ах, дорогая Софи, как я рад, что ты пришла, — сказал композитор. — Останься сегодня с нами, чтобы присутствовать’ при моей смерти». С Моцартом был его ассистент Зуссмайер, которому композитор давал указания относительно завершения его последнего сочинения — заупокойной мессы. Вызвали священника, а затем врача, который велел прикладывать к пылавщему лбу больного холодные компрессы. Примерно за час до полуночи Моцарт потерял сознание; он умер 5 декабря 1791 года в 0.55. Бывший вундеркинд и плодовитый композитор не дожил двух месяцев до своего 36-летия.

Постоянно испытывая нужду в деньгах, Моцарт большую часть года лихорадочно работал над завершением важных заказов. Друзьям и родным он казался нервным и изнуренным чрезмерной работой. Тем не менее, когда 20 ноября он слег, никому не пришло в голову, что эта болезнь окажется смертельной. Второй муж Констанцы Георг Николаус Ниссе перечислил симптомы недуга в биографии композитора, опубликованно в 1828 году: «Все началось с отеков кистей рук и ступней и почти полна невозможности двигаться, затем последовала рвота. Это называют острой сыпной лихорадкой». Диагноз был подтвержден в официальной книге регистрации умерших Вены.

Сам Моцарт подозревал, что дело нечисто.скрытый текст За несколько недель до смерти он сказал Констанце, что его травят ядом: «Мне дали „аква-тофану„ и рассчитали точное время моей смерти». «Аква-тофана», медленно действующий яд без запаха на основе мышьяка, назван по имени Джулии Тофины, итальянской колдуньи XVII века, которая изобрела этот состав. Моцарт решил, что «Реквием», заказанный ему таинственным незнакомцем, предназначен для его собственных похорон.

31 декабря 1791 года берлинская газета сообщила о смерти композитора, выдвинув предположения относительно ее причины: «Поскольку тело раздулось после смерти, некоторые считают, что его отравили». В записи без даты старший сын Моцарта Карл-Томас вспоминает, что тело его отца так вздулось и запах разложения был так силен, что вскрытие не производилось. В отличие от большинства трупов, которые холодеют и теряют гибкость, тело Моцарта оставалось мягким и эластичным, как у всех отравленных.

Но кому понадобилась смерть Моцарта? Вдова не придавала особого значения слухам об отравлении и никого не подозревала. Антонио Сальери, который был старше Моцарта всего на пять лeт был назначен придворным композитором императора Иосифа II в 1774 году. Ему было 24 года. Когда через семь лет в Вену приехал Моцарт, итальянец был ведущим музыкантом австрийской столицы, высоко ценившимся apистократами, и фаворитом требовательных венских поклонников музыки. Сальери писал много и легко. Позднее среди его учеников были Бетховея, Шуберт и Ференц Лист. Но в Моцарте он быстро разглядел соперника и гения, с талантом которого ему никогда не удастся сравниться. В музыкальных кругах Вены мало кто сомневался, что Сальери завидовал Моцарту, а Моцарт не делал секрета из своего презрения к придворному композитору.

Сальери дожил до того дня, когда в 1824 году вся Вена праздновав пятидесятую годовщину его назначения придворным композитором. Однако за год до этого он сделал поразительное заявление. В октябре 1823 года один из учеников Бетховена по имени Игнац Москелес навестил престарелого Сальери в одной из пригородных клиник.

Сальери, который мог говорить только отрывочными предложениями и был занят мыслью о грядущей смерти, поклялся честью в том, что «в этом абсурдном слухе нет ни слова правды; вам известно, что меня обвиняют в отравлении Моцарта». Это гнусная клевета, заявил он потрясенному Москелесу, «передайте миру… старый Сальери, который скоро умрет, сказал вам это». Через месяц Сальери попытался покончить жизнь самоубийством. Посещавшие его люди сообщали, что у него галлюцинации, связанные с виной в смерти Моцарта, и он хочет признаться в своем грехе. Год спустя весьма почитаемый придворный композитор скончался.

Итальянский биограф Гайдна Джузеппе Карпани постарался спасти честь своего соотечественника. Он нашел врача, к которому обращались во время последней болезни Моцарта, и узнал от него диагноз: суставный ревматизм. Если Моцарт был отравлен, где доказательство? — задавал вопрос Карпани. «Бесполезно спрашивать. Доказательств не было, и найти их невозможно».

После смерти мужа Констанца послала младшего сына брать уроки у Сальери. Когда его спросили о слухах относительно того, что придворный композитор отравил его отца, мальчик сказал, что Сальери не убивал Моцарта, «но поистине отравил ему жизнь интригами». Сам Сальери якобы сказал: жаль, что Моцарт умер таким молодым, хотя для других композиторов это к лучшему: проживи он подольше, «ни одна живая душа не дала бы и корки хлеба за нашу работу».

Вторым подозреваемым в предполагаемом убийстве был Франц Хофдемель, брат масонской ложи, в которой состоял композитор. Его очаровательная молодая жена Магдалена была одной из последних учениц, бравших у Моцарта фортепьянные уроки. Через несколько дней после смерти Моцарта Хофдемель яростно набросился на свою беременную жену с бритвой, искалечив и изуродовав ее лицо, горло и руки, а затем покончил с собой. Магдалена выжила и через пять месяцев родила ребенка, отцом которого, по слухам, был Моцарт.

Старшая сестра Моцарта Мария Анна однажды заметила, что ее брат давал уроки молодым женщинам только тогда, когда был в них влюблен. А щепетильный Людвиг ван Бетховен через много лет после смерти Моцарта отказался играть в присутствии Магдалены, потому что «между нею и Моцартом существовала слишком тесная близость». Однако наблюдения современников и сохранившиеся письма Моцарта указывают на то, что он был глубоко предан Констанце, и не было никаких доказательств его внебрачных связей. Наконец, императрица Мария-Луиза проявила личное участие к трагедии Магдалены, что она вряд ли сделала бы если бы в историях об отцовстве младенца содержалась хоть капля правды.

Вскоре после смерти Моцарта появился и еще один слух: композитор заслужил кару за то, что раскрыл секреты франкмасонов в опере «Волшебная флейта». Премьера аллегорической оперы состоялась в Вене 30 сентября 1791 года. Дирижировал сам Моцарт, и опера имела огромный успех у критиков и публики. В числе восхищенных поклонников бы Антонио Сальери, который сопровождал Моцарта на следующий спектакль и заявил — о чем Моцарт с гордостью писал Констанце, — что oн никогда не видел «более прекрасной постановки».

Несмотря на то что «Волшебная флейта» могла поразить некоторых членов масонской ложи, композитор и его либреттист Иоганн-Эмануэл Шиканедер использовали оперу для распространения идей тайного общества о мужестве, любви и братстве среди широкой публики. Эта тема трактовалась с симпатией, уважением и толикой доброго юмора.

Венские франкмасоны не только не обиделись на оперу, но и заказали Моцарту кантату, которую он набросал за несколько дней между премьерой «Волшебной флейты» и своей смертельной болезнью. Через несколько дней после смерти Моцарта великий магистр его ложи воздал ему должное как «наиболее любимому и достойному» из ее членов и назвал кончину композитора «невосполнимой потерей». В 1792 году венские франкмасоны организовали постановку кантаты в пользу вдовы Моцарта и его сыновей.

Поскольку Констанца в момент смерти мужа испытывала денежные затруднения, она выбрала наиболее дешевые похороны, стоимость которых можно оценить в 30 долларов. 7 декабря 1791 года в 14.30 тело перевезли в собор Святого Стефана, где несколько провожавших — включая как полагают, Сальери — выслушали в боковом приделе благословение священника. Считается, что дождь со снегом помешал присутствующим проводить катафалк на кладбище Святого Марка, находившееся примерно в часе ходьбы от собора. Вот почему никто не отметил места, где тело было захоронено в общей могиле. В действительности один из современников записал в дневнике, что 7 декабря было теплым, хотя и туманный днем. Позднее, ссылаясь на то, что церковь должна была поставить на могиле ее мужа крест или плиту, Констанца не стала ставить памятник Моцарту. Только в 1859 году на кладбище Святого Марка был воздвигнут мраморный монумент, о точности местоположения которого можно было только догадываться.

Медицинское расследование, таинственная смерть и поспешные похороны Моцарта служили объектом острых споров и спекуляций в течение двух веков. В 1966 году швейцарский врач Карл Бэр назвал поставленный современниками Моцарта диагноз «острой сыпной лихорадки» любительским и непрофессиональным. На основании фактов, собранных врачом Моцарта Томасом Францем Клоссе, Бэр предположил, что у него был суставный ревматизм, острое неинфекционное заболевание, сопровождающееся болезненным воспалением суставов. В 1984 году другой врач, Питер Дж. Девис, опубликовал еще более тщательный анализ истории болезни Моцарта и его последнего недуга.

В 1762 году, когда шестилетний музыкант-вундеркинд начал давать концерты и сочинять музыку, он заразился стрептококковой инфекцией верхних дыхательных путей. Последствия такой инфекции могут проявиться через месяцы и даже годы. В дальнейшем мальчик страдал приступами тонзиллита, болел тифом, ветрянкой, бронхитом и желтухой, или гепатитом А. В 1784 году, через три года после приезда в Вену, композитор тяжело заболел. Симптомы болезни включали в себя тяжелую рвоту и острый суставный ревматизм.

Доктор Девис закончил анализ болезней Моцарта выводом о том, что причиной смерти стало сочетание стрептококковой инфекции, подхваченной в период эпидемии, почечной недостаточности, вызванной повышенной аллергической чувствительностью, известной как синдром Шенлейна-Геноха, а также кровоизлияния в мозг и смертельной бронхопневмонии. Доктор Девис отметил, что признаки почечной недостаточности включают в себя депрессию, изменение личности и бредовые состояния. Этим может объясняться убеждение Моцарта в том, что его отравили и что незаконченный «Реквием» предназначен для его похорон.
отсюда: www.liveinternet.ru/users/2496320/post129253304...

Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)