Архив Шано (публикации за 9 декабря 2018)5 читателей тэги

Автор: Шано

* * *

Оригинал взят у в "Пляжный волейбол" на римской мозаике.
Чувство превосходства над древним миром по большей части не слишком оправдано.
Мы мало знаем о некоторых тонкостях и сторонах той жизни, но, вместо того, чтобы понимать субъективность этого факта, часто  пытаемся придать ему объективный характер:  раз не знаем, то ничего особенного там не было. То есть наше незнание означает отсутствие.

Но вот когда узнаем нечто неожиданное, то зачастую первая реакция оказывается: "Не может быть!"
Ну, почему ж не может?
Пример - сценка из древнеримской  жизни, запечатленная на мозаике 

Девушки 3 века - мозаика на Villa Romana,  Piazza Armerina, Сицилия

О римском "бюстгальтере" я как-то писал - http://aldanov.livejournal.com/189996.html, это лента, которой обматывались груди. Трусики - уже нечто шитое, надо думать. А мячик и гасящий удар по нему сверху - часть волейбола, который в Риме не существовал, не так ли?

И в волейбол долгое время играли одетыми в форму. Как на рисунке:

скрытый текст[MORE=читать дальше]
Волейбол. 1929. Х.М. 51.5х59.5. Смоленск . Художник Гуревич Михаил Львович 1904-1943, погиб на фронте   Посмертно - Гeрой Советского Союза.

Хотя пляжный волейбол появился в Калифорнии в 1920-ых напомню еще, что раздельные купальники появились всего-то в 1943 году.

Впрочем, на картине есть и гантели, и какая-то хитрая ловушка типа бейсбольной (хотя это, скорей всего, просто тамбурин).

Панно.
Сплошные загадки.
 Будто б римляне иногда ездили в будущее.


[/MORE]

* * *

Серия постов из ЖЖ, посвященная истории столовых приборов и наших предвзятых представлений об этой истории.

http://aldanov.livejournal.com/371677.html

продолжение:

http://aldanov.livejournal.com/373300.html

http://aldanov.livejournal.com/374545.html

http://aldanov.livejournal.com/377552.html

http://aldanov.livejournal.com/377622.html

http://aldanov.livejournal.com/378063.html

 

Кстати, сам журнал очень интересен. Я прошла только по метке "Технологическая цивилизация", и у меня глаза разгорелись. Автор старательно подводит к мысли, что если бы не римское завоевание, Древняя Греция могла бы стать местом технологического прорыва, который в нашей истории был совершен полтора тысячелетия спустя. На мой взгляд, несколько сомнительно, при всем уважении к древним грекам, но поразмышлять об этой альтернативе интересно.

* * *

Разбираю энтомологические сборы А.А. Любищева из северной Киргизии за 1941-1946 гг. Пласты впечатлений.скрытый текст [MORE=читать дальше]Вспоминаю бесчисленные сборы, просмотренные в разные годы - скажем, как за неделю просматривал 120 тысяч экземпляров из Вьетнама, бесконечные эти ряды жуков в поисках нужного и с поспешным определением до семейств, и таких просмотров было много - косые какие-то немереные десятки и сотни тысяч из Поволжья и Крыма, Подмосковья и Приуралья, с Карпат и из Западной Сибири, ну и прочих мест. Каждый раз поражаюсь, сколько же человеколет труда истрачено. Одно дело когда своего - всё время происходят потраты, накопления материала, разработка тем, написание текстов - и это в никуда, потом... ну, разные причины - скажем, становится не интересно, потому что уже понятно, или напротив - не удается решить задачу, или - формат, в котором можно представить решение, не годится для печатных изданий, да мало ли. Но свои годы ушедшего в никуда и низачем труда легко списать на свою дурость, а когда видишь прессованные годы чужого труда высокой квалификации - вот тут мысли другие. Одновременно вспоминал по поводу встреченных зверей - всё время ведь копятся какие-то воспоминания. Вот Byturidae - как пытался разобраться с ними, вот занятные муравьи - вспоминаются истории с определениями муравьев и разные мои смешные ошибки, вот маленькая гистеридка - мимоходом повертел, любуясь на совершенный панцирь, вот занятный клоп - удивительный рисунок на крыльях, вот Oxytelinae характерные, вот рядами жужелицы, съеденные уже Malachiidae, занятные эксцитатории у этого рода - и это бесконечный ряд впечатлений, совсем иной пласт, запоминающиеся признаки, названия родов, обрывки впечатлений о том, как и куда что размещено в современной системе - вот занятная сцидменидка проскользнула, вспоминаю историю группы и особенности родовой диагностики, там безумно много родов, вот местные чернотелки грудами и мертвоеды, какие-то Danaceae, никто в мире не знает, что это за виды, там еще годы труда, а Майер умер, рак, рано его съел, а ведь великолепный был специалист...[/MORE] Никто не будет смотреть этих красивых мух, с серебряными узорами на свинцово-сером фоне, этих пчел и наездников. Этот материал частично в спирту, а в основном на ватных матрасиках. Они сделаны из ненужной бумаги, оказавшейся у сборщика под рукой. Газеты 1941, 1942... Военные годы. Концерты народной музыки Таджикистана, демонстрации, горячие дни уборки урожая, колхоз Кагановичи перевыполнил план, особенности народной культуры народов СССР. Как теперь узнать, где находился в Киргизии в 1945 году колхоз Кагановичи. Их ведь, небось, было немало. Тут и центральные газеты, и местные с перепечатками из центральных, и совсем какие-то местные листочки с плохой печатью, удивляюсь слогу - даже и не скажешь, что идет война, просто местные новости, я такие же в 70-х читал. И тут же думаю о законе сохранения в археологии - известное дело, сохраняется то, что выброшено. Александрийскую библиотеку сжигают. а мусор в баррикадах и оборонительных валах, в котором находят обрывки Евангелий за 80-е годы - этот мусор остается. Выброшенное прессуется и может сохраниться - предназначенное к заботливому хранению специально и целиком уничтожается. Может быть. если перетрусить кипы ватных матрасиков, очень даже интересные газетки могут отыскаться, что и в спецхране трудно найти. Но главное, конечно, это сопровождающая все архивы пыль, бесконечная пыль.

отсюда http://ivanov-petrov.livejournal.com/1755931.html выделение мое

* * *

Оригинал взят у в Как древние греки регулировали рождаемость?

Как и мы, с помошью контрацептивов.  

Киренаика.

 

Их роль исполнял сильфиум, растение из рода зонтичных, росшее некогда на побережье Ливии.

Выходцы с острова  Тера (Thera, Санторин - южный остров в архипелаге Киклады), колонизировавшие ее некогда и основавшие город Кирена (630 г. до нэ,) и другие города Киренаики, обнаружили, что растение обладает редким свойством предотвращать беременность, и очень обогатились на торговле им. 

Поэтому сильфиум стал символом Киренаики

 

Спартанская чаша, ок. 565 BC, Король Кирены Аркесилай II  (ок. 569-550 до нэ) наблюдает за за отвешиванием и отгрузкой сильфиона.

Изображение сильфиона на монете Кирены. Ок. 470-430 гг, на другой стороне изображение Амона.

Видно, что сильфион был из рода зонтичных, родственник укропа и фенхеля.

Изображение плодов сильфиона на монетах Кирены, около 520 г. до нэ Они были в характерной форме сердечек.

Сильфиум отличался прекрасным ароматом и вкусом, его использовали в кухне, он лечил множество болезней, особенно воспаления, отравления, поражения печени и др. 

 

Само растение культивировать в Греции или Италии не удалось, а в Ливии его якобы уничтожила интенсивная заготовка. Хотя такую ценность, которая продавалась на вес серебра, вряд ли не берегли.

Современные попытки найти сильфиум не удались, хотя и делались.

"Ашерсон (Ascherson) выразил надежду, что пристальное изучение районов степной зоны, расположенных вглубь материка от Кирены, где растет Артемизия (Artemisia) – кустарниковая полынь (southernwood), поможет вновь обнаружить сильфион. Такие поиски проводились перед Второй Мировой войной итальянскими ботаниками во время оценки территорий Африки, принадлежащих Италии".

Если прикинуть, что современные оральные контрацептивы появились в 1960-ом (Грегори Гудвин Пинкус), то разница между открытием древним и современным составляет около 2500 лет 

Средневековые больницы

http://aldanov.livejournal.com/287233.html

 

 

Продолжение:

http://aldanov.livejournal.com/288472.html

http://aldanov.livejournal.com/288954.html

http://aldanov.livejournal.com/289156.html

* * *

Своё первое широкое применение вязаный шерстяной свитер нашёл в конце XIX века в Европе как одежда для похудения. Врачи рекомендовали заниматься физическими упражнениями в свитере, который, увеличивая потоотделение, способствовал сжиганию жира (по английски «потеть» — to sweat, от этого слова и было образовано наименование «свитер»)

отсюда mi3ch.livejournal.com/1996616.html

* * *

Оригинал взят у в История Жюли де Мопен, певицы и дуэлянтки

Жюли де Мопен, урожденная д’Обинье, родилась в 1670 г. Ее отец был секретарем Луи де Лоррена, графа д’Арманьяка. Он дал дочери разностороннее образование, включающие, что немаловажно,  навыки фехтования.  Совсем юной Жюли стала любовницей д’Арманьяка. Он представил ее ко двору и  способствовал ее замужеству со сьером де Мопеном. Но мужа  Жюли вскоре бросила. В Париже она заслужила скандальную репутацию благодаря своим пристрастиям к дракам и дуэлям.  Ее любовником стал  учитель фехтования по имени Серран. Когда в 1688 г. Серрана обвинили в убийстве на дуэли, парочка  бежала в Марсель. Там они сперва давали представления по гостиницам с фехтованием и пением, затем Жюли стала выступать в театре под девичьей фамилией. Она имела привычку одеваться по- мужски, но не скрывала своего пола.

Серрана она бросила  ради молодой девицы из благородной семьи, которую родители  от греха подальше отправили в монастырь. Жюли поступила в тот же монастырь послушницей и выкрала любовницу, инсценировав ее смерть -  устроила  пожар и подложила в келью тело умершей накануне монахини. Через три месяца подлог раскрылся, девицу вернули родным,  а Жюли судили заочно и по совокупности статей  приговорили  к казни через сожжение. Она  бежала, в бегах успела подучиться пению и вступить в несколько любовных связей, в том числе с сыном герцога де Люиня. Когда папа-герцог вмешался и воротил сына в лоно семьи, Жюли вернулась в Париж и с помощью д’Арманьяка  добилась отмены смертного приговора.

В 1691 г. она дебютировала на сцене Парижской Оперы  под именем «мадемуазель де Мопен». С успехом выступала в контральтовых партиях. А также были романы  с мужчинами и женщинами, и дуэли, дуэли… После того, как в 1693 г.  на поединке во время придворного бала она убила троих противников ( самый известный эпизод ее биографии), ей пришлось  на время бежать в Брюссель, но потом она вернулась, и все началось сначала.

В  тридцатилетнем возрасте она неожиданно воссоединилась с брошенным в юности мужем и прожила с ним до его смерти, последовавшей пять лет спустя. Тогда она оставила сцену и  удалилась в монастырь в Провансе, где через два года и умерла.

* * *

Оригинал взят у в Шарль Перро и его кошмары, ч. 4, окончание
Часть первая.

Часть вторая.

Часть третья.


Продолжая «знакомство» с Шарлем Перро, обратимся к другим его рассказам.

Немалым садизмом отличается также сказка «Ослиная кожа», которая представлена в двух вариантах: прозе и стихах.

Принц ищет девушку, на пальчик которой налезет колечко невероятно маленького размера. Он дает клич по всему королевству и девушки всех сословий, спешат попытать счастье. Однако колечко настолько мало, что ни одна не может в него втиснуться. Тогда они прибегают к хитрости:

скрытый текст[MORE=читать дальше]А девушки? — Одна сидит в своей каморке
И точит пальчик жесткой теркой, другая пробует ножом,
А третья, палец смазавши касторкой, его — в тиски иль в тесный жом,
А эта руку жжет в лекарстве дорогом…

Вы представляете себе этот мазохизм? Это ж как надо хотеть стать принцессой, чтобы палец заточить ножом как карандаш!

Но и это еще не все. Ведь Ослиная кожа это ни кто иной, как принцесса, сбежавшая из дворца практически из-под венца. И кто же на ней захотел жениться? Да сам отец! После смерти жены король не очень долго страдал в одиночестве и не нашел в округе никого более подходящего на роль новой жены, как собственная дочь. Воспылав к ней неподдельной страстью, отец выполнял все причуды дочери, лишь бы та поскорее легла с ним на ложе. Даже содрал кожу с волшебного осла, который гадил золотом и серебром и был, по сути, золотой жилой для казны.

Что мы в итоге имеем? — садизм и инцест. А поклонники Фрейда не упустили возможности указать на содомию и желание девушки поскорее лишиться девственности. Кольцо, которое принцесса посылает принцу — символ вагины, жаждущей, чтобы в нее проникли.

Образ сбежавшей принцессы, скрывающейся в бараньей шкуре, чтобы ее не узнали, присутствует также в средневековом романе «Персефорест». В новелле Бонавертюра Деперье «Парнета» отец против сватовства некого дворянина к его дочери и, чтобы отвадить неугодного жениха, заставляет дочь одеться в ослиную шкуру и собирать с пола зерно языком.

Аналогичная ситуация с символами происходит и в сказке «Золушка», где принц ищет суженую по туфельке. Сама туфелька и ее примерка, как в случае с кольцом, означают, по мнению психоаналитиков, дефлорацию.

Самое интересное, что туфелька у Перро совсем не хрустальная, а оторочена мехом. Сказка так и называется: «Золушка, или Туфелька отороченная мехом». Так откуда же взялась хрустальная туфелька? Кстати если подумать, то подобная обувка не только непрактична в силу своей непрочности, но совсем неудобна и довольно травматична!

Даже если обратиться к аналогичным сказкам других авторов (345 вариантов), то и там мы не встретим ничего подобного.

У Перро речь идет о туфельке, отороченной мехом (vair — старинное французское слово, означающее оторочку из меха белки или горностая). Возможно это результат неправильного перевода, или однажды произошла ошибка при наборе текста и вместо vair, написали verre — стекло, а уже со временем стеклянная туфелька облагородилась и стала хрустальной.

Не миновала кровавая слава и эту сказку. В североамериканской версии, старшей сестре Золушки так хочется замуж за принца, что она дабы втиснуться в маленькую туфельку, по совету матери отрубает себе большой палец на ноге. Принц видимо ничего необычного не замечает, и обрадовавшись что нашел невесту, сажает ее на коня, чтобы увезти в замок. Так бы и женился подслеповатый принц на самозванке, но когда они проезжали возле могилы золушкиной матери, птицы запели:

Посмотри назад, посмотри назад!
С туфельки капает кровь,…

Принц возвращает обманщицу обратно, но есть еще средняя дочь, которой тоже жуть как хочется стать коронованной особой. Не долго размышляя над вариантами, она отрезает себе пятку! И что же принц? Сажает и везет ее во дворец. Хорошо, что мать Золушки не дремлет даже в могиле!

В сказке «Рике с хохолком» звучит тема: «любовь зла, полюбишь и ….», в том смысле, что влюбленный человек не замечает недостатков объекта любви.

Как и в других сказках, тут тоже множество отклонений от нормы в плане психологии, ну и не трудно догадаться, что хохолок на голове Рике — фаллический символ.

В рассказе «Мальчик с пальчик», Д.А. Декали разглядел в сюжете оральный садизм и примитивный каннибализм.

«Гризельда» просто пронизана садо-мазо. Сперва принц влюбляется по уши в пастушку, делает ее своей женой, любит и задаривает подарками. Когда у них появляется дочь, он любуется на умилительную картину всеобщей любви и гармонии, но потом в голове у него что-то щелкает, и он начинает придумывать всяческие испытания верности для своей супруги вплоть до того, что отбирает у нее дочь и вскоре объявляет ребенка мертвым. Он смотрит на мучения жены и в моменты угрызения совести мучается сам.

Когда же дочь выросла и, сама полюбив, собирается замуж, отцу вдруг приходит в голову новый коварный план проверки на преданность и послушание жены. Он объявляет ей о том, что она стара и может возвращаться в свою убогую лесную избу, а он нашел себе новую любовь. Жениться же собирается на собственной дочери, а свадьбу ему должна устроить со всей пышностью старая жена. И только основательно всех помучив, доведя свой фарс до последней черты, он сообщает жене радостную весть, что не будет жениться на другой, и что молодая невеста никто иная, как их совместная дочь. Если до этого несчастная женщина раболепно переносила все козни супруга, то эта радостная новость чуть не лишила ее жизни.

Еще одна сказка: «Потешные желания», прорастает на могучих корнях народных сказаний. Прежде, чем пожелать — хорошенько подумай, ведь желания умеют исполняться!

Фрейдисты же усмотрели в сказке проблемы кастрации. В загаданной мужем на ужин кровавой колбасе — фаллический символ и желание анального секса, а в том, что неосторожным вторым желанием он приклеивает эту колбасу к носу жены — стремление убить ее.

В общем как видим, сказки Шарля Перро — это еще тот кладезь символов. Вот только я сомневаюсь, что сам Перро задумывался над фаллическими символами или девственностью юных принцесс. Но хоть ему и в голову не приходило рассматривать свои рассказы под таким углом, он все же вкладывал в них свой смысл и наделял моралью, которую тут же сам и выводил в стихах, видимо для того, чтобы не отягощать мыслительным процессом венценосные и другие государственные головы. А возможно и опасаясь, как бы неверное толкование его рассказов не привело его собственную голову на плаху.

Как бы там ни было, а читать его сказки в оригинале в наш век весьма интересно и захватывающе,… но только не при детях!



[/MORE]

* * *

12.12.2011 в 21:35
Пишет [J]Случайный дневник[/J]:

Пишет [J]Armilla[/J]:

Ален Бомбар. За бортом по своей воле.

скрытый текст..."Жертвы легендарных кораблекрушений, погибшие преждевременно, я знаю: вас убило не море, вас убил не голод, вас убила не жажда! Раскачиваясь на волнах под жалобные крики чаек, вы умерли от страха!" (с)

Молодой французский врач пересек Атлантику без запасов воды и пищи. 19 октября 1952 г. на небольшой надувной резиновой лодке «Еретик» Ален Бомбар вышел из порта Лас-Пальмас на Гран-Канариа и через 65 суток достиг острова Барбадос.

Еще во время учебы на медицинском факультете Ален Бомбар заинтересовался проблемами выживания в экстремальных условиях. После изучения рассказов людей, переживших кораблекрушения, Бомбар убедился, что очень и очень многие выжили, перешагнув через определенные учеными медицинские и физиологические нормы. Люди невероятным образом выживали с малым количеством воды и пищи, в холоде и под палящим солнцем, в шторм и штиль, на плотах и в шлюпках, на пятый, десятый и даже пятидесятый день после катастрофы.

В плавание Бомбар отправился, чтобы на собственном опыте доказать, что:

— человек не утонет, пользуясь надувным плотом;

— человек не умрет от голода и не заболеет цингой, если будет питаться планктоном и сырой рыбой;

— человек не умрет от жажды, если будет пить выжатый из рыбы сок и в течение 5-6 дней — морскую воду.

А еще он очень хотел разрушить традицию, по которой поиск потерпевших кораблекрушение продолжался неделю или, в редких случаях, десять дней.

«За бортом по своей воле»

[MORE]
Поначалу плавание не задумывалось как одиночное. Бомбар долго искал себе спутника, даже давал объявления в газетах. Но письма приходили от самоубийц («прошу взять меня с собой в плавание, ведь я уже трижды неудачно пытался покончить собой»), сумасшедших («я очень хороший попутчик, к тому же я дам вам разрешение съесть меня, когда вы проголодаетесь») или не слишком умных злоумышленников («предлагаю испытать вашу теорию на моей семье, для начала прошу принять в экипаж мою тещу, ее согласие мною уже получено»). Просился на борт и основной спонсор экспедиции, весивший 152 кг и видевший в том неоспоримое преимущество перед худым Бомбаром. В конце концов отыскался безработный яхтсмен, панамец Джек Пальмер. Бомбар никак потом не упрекнул его, но после двух недель пробного плавания из Монако до острова Мальорка, во время которого исследователи съели всего двух морских окуней, несколько ложек планктона и выпили по несколько литров морской воды, Джек Пальмер отказался от дальнейших экспериментов. Отказался не только от тяжелейших мучений, но и от всемирной славы.

Из Лас-Пальмаса Бомбар вышел в одиночестве. Свою лодку он гордо назвал «Еретик». Это была туго накачанная резиновая плоскодонка длиной 4 м 65 см и шириной 1 м 90 см с деревянной кормой и легким деревянным настилом на дне. Двигался «Еретик» при помощи четырехугольного паруса размерами примерно 1,5 х 2 м. Выдвижные кили, весла, мачта, тали и прочее оснащение было предельно простым и малоудобным.

Но «Еретик» сразу начал движение в нужную сторону, ведь Бомбар выбрал проторенный еще Колумбом путь. Этим путем ходили в Америку все парусные суда: пассаты и течения неизбежно выносили к берегам Америки. Но времени на пересечение Атлантики каждый мореплаватель тратил в зависимости от мореходных качеств судна и — удачи. Ведь пассаты дуют нерегулярно, в чем Бомбар и сам смог убедиться, когда почти на полмесяца застрял в 600 милях от Барбадоса.

В первые же ночи, еще недалеко от канарского берега, Бомбар попал в шторм. При всем желании на резиновой лодке активно сопротивляться волнам было невозможно, можно было только вычерпывать воду. Черпак взять с собой он не догадался, поэтому использовал шляпу, быстро обессилел, потерял сознание и очнулся в воде. Лодка полностью наполнилась водой, на поверхности остались лишь резиновые поплавки. Прежде чем лодка оказалась на плаву, он вычерпывал воду два часа: каждый раз новая вода сводила на нет всю его работу.

Едва шторм утих, случилась новая беда — лопнул парус. Бомбар заменил его на запасной, но через полчаса налетевший шквал сорвал новый парус и унес вместе со всем крепежом. Пришлось Бомбару зашивать старый, да так и идти под ним все оставшиеся 60 дней.

Ни удочек, ни сетей он с собой не взял принципиально, решил сделать из подручных средств, как и положено потерпевшему кораблекрушение. Он привязал к концу весла нож и загнул кончик, получился гарпун. Когда он загарпунил первую корифену-дораду, то добыл и первые рыболовные крючки, которые сделал из рыбьих костей.

Несмотря на предупреждения биологов, Бомбар обнаружил, что в открытом океане очень много рыбы, причем она непугливая и все ее виды, в отличие от прибрежных, съедобны в сыром виде. Ловил Бомбар и птиц, которых тоже ел сырыми, добела обгладывая кости и выбрасывая только кожу и подкожный жир. Ел и планктон, считая его верным средством от цинги. Около недели пил морскую воду, а все остальное время — выжатый из рыбы сок.

Досаждавших акул он бил веслом. Одна из акул напала решительнее других и не боялась ударов. Бомбар предположил, что она уже пробовала человечину и убил ее, распоров ножом брюхо. А еще лодку могли уничтожить выпрыгивавшие рядом из воды меч-рыбы и парусники. Неизвестное животное ночью сорвало, отгрызло огромными челюстями, тент из прорезиненной ткани. Но опаснее всех акул были гнездящиеся в клееных швах ракушки, они быстро подрастали и могли порвать резину.

В спокойное время Бомбар купался, но купание не помогало избавиться от многочисленных гнойников на теле. От воды и постоянно влажной одежды тело зудело, кожа разбухала и отваливалась лентами, а ногти почему-то быстро и глубоко вросли в пальцы и причиняли сильную боль.

Многое пережив, Бомбар наконец подошел к берегам Барбадоса. Он был опытным путешественником и не спешил высаживаться на берег. Вот как он описывает это момент в своей книге: «Друг, терпящий бедствие! Когда ты наконец увидишь землю, тебе покажется, что все твои несчастья окончены. Но не торопись! Нетерпение может все испортить. Помни, что девяносто процентов несчастных случаев происходит в момент высадки на землю». Бомбар не торопился, подавал сигналы, шел вдоль берега. В конце плавания он стал случайным свидетелем трагедии, океан показал ему, что отпустил его, а мог бы и погубить. На его глазах рыбацкий баркас вместе с пятерыми рыбаками был потоплен гигантской прибойной волной.

Бомбар обошел остров и пристал к западному берегу, который обращен в более спокойное, чем Атлантика, Карибское море и на котором сейчас размещены курортные отели, а в ту пору были только пустынные пляжи. Бомбар потратил три часа, чтобы преодолеть барьерный риф, а на пляже его уже встречали две сотни вороватых негров. Когда с лодки стали снимать и растаскивать все ценное, Бомбар понял, что он наконец-то не один, а среди людей, на твердой земле. Он понял, что вырвал свою жизнь у океана. И хотя он оказался за бортом по своей воле, он доказал, что любой потерпевший кораблекрушение может выжить два месяца без пищи и пресной воды.

Морская вода или сок рыбы?

И сразу после плавания, и спустя двадцать лет Ален Бомбар советовал: «Вы можете пить морскую воду шесть дней подряд, потом три дня только пресную воду, потом шесть дней морскую, потом три дня пресную и так сколько угодно. И в конце концов вы спасетесь. Вас ожидает жизнь!»

Главный оппонент — врач Ханнес Линдеманн — дважды на собственном опыте проверял достижения Бомбара. В 1955 г. он 65 дней плыл по тому же маршруту в деревянной пироге. И через год на байдарке проделал путь из Лас-Пальмаса до острова Сен-Мартен за 72 дня. Он тоже выжил. Причем его испытания были потруднее, чем у Бомбара. Например, шторм перевернул его байдарку вверх дном, и Линдеманн едва не погиб.

Но после двух плаваний Линдеманн сделал окончательный вывод: «С тех пор как существует человечество, всем известно, что пить морскую воду нельзя. Но вот появилось сообщение, утверждающее обратное, при условии, что организм не обезвожен. Пресса подхватила сенсацию, и сообщение нашло горячий отклик у дилетантов. Я скажу так: конечно, морскую воду можно пить, ведь можно и яд принимать в соответствующих дозах. Но рекомендовать пить морскую воду потерпевшим кораблекрушение — по меньшей мере преступление».

В начале 60-х врачи разных стран проводили исследования на добровольцах, а также опрашивали выживших после кораблекрушения. И обнаружилось, что из 977 потерпевших кораблекрушение и пивших морскую воду погибло почти 40%. А вот из 3994, не выпивших ни капли морской воды, умерли всего 133. Многие тогда посчитали цифры убедительными. В 1966 г. Всемирная организация здравоохранения официально предупредила о недопустимости употребления морской воды. Врачами тема была окончательно закрыта.

В общей сложности Ален Бомбар пил морскую воду две недели (с перерывом на восстановление организма в Лас-Пальмасе). В остальное время он пил сок, выжатый из пойманной рыбы. С тех пор многие исследователи пытались определить, можно ли пить если не морскую воду, то хотя бы «рыбий сок». Вот что выяснил российский исследователь Виктор Волович: «Тело рыбы на 80% состоит из воды. Но чтобы извлечь ее необходимо специальное приспособление, нечто вроде портативного пресса. Однако даже с его помощью удается отжать не так много воды. Например, из 1 кг морского окуня можно получить лишь 50 г сока, мясо корифены дает 300 г, из мяса тунца и трески можно нацедить 400 г мутноватой пахнущей рыбой жидкости. Возможно, этот напиток, не очень приятный на вкус, и помог бы решению проблемы, если бы не одно серьезное «но» — высокое содержание в нем веществ, небезразличных для человека. Так, в одном литре рыбьего сока содержится 80-150 г жира, 10-12 г азота, 50-80 г белков и заметное количество солей натрия, калия и фосфора».

После многолетних исследований выяснилось, что и рыбий сок лишь в очень малой степени может служить утолению жажды: практически всю выпитую жидкость организм использует на выведение содержащихся в соке веществ.

Состав солей морской воды повсеместно постоянен, меняется только соленость воды. Самая соленая вода в Красном море, в заливе Акаба, ее соленость — 41,5 г на литр. На втором месте Средиземное море у берегов Турции соленость воды 39,5 г на литр. В Атлантическом океане, в тропиках и субтропиках, соленость тоже очень высока — 37,5 г на литр. В Черном море соленость вполовину меньше — 17-19 г на литр, а в Финском заливе и вовсе 3-4 грамма на литр.

С пищей человек получает 15-25 г соли в день. Избыточные соли выводятся через почки. Чтобы вывести 37 г солей, поступивших с литром морской воды, необходимо 1,5 л воды, т.е. к выпитому литру организм должен добавить еще пол-литра из собственных резервов. Кроме того, почки могут вывести из организма максимум 200 г солей даже при достаточном количестве жидкости. Рано или поздно (через 1-4 суток) почки перестают справляться с нагрузкой, концентрация солей в организме повышается. Соли поражают внутренние органы (почки, кишечник, желудок) и нарушают функционирование нервной системы. Смерть от солевого отравления — типичное явление для свиней, которых кормят отходами кухонь и ресторанов. Человек более устойчив к действию солей, чем животные. Прежде чем умереть от поражения внутренних органов, происходит расстройство психики, человек сходит с ума и может совершить самоубийство.

В настоящее время инструкциями и памятками для терпящих бедствие (такими памятками снабжены спасательные средства) употребление морской воды категорически запрещено.

Пун Лим, моряк американского транспорта, потопленного японцами во время Второй мировой войны, 133 дня находился на баркасе в Тихом океане с очень малым количеством воды и совсем без пищи. Он питался рыбой, крабами и креветками, которые запутывались в клубках водорослей. На 55 дней он растянул имевшийся запас воды, а оставшиеся дни пил только морскую воду.

В 1945 г. молодой флотский врач Петр Ересько 37 дней плавал в Черном море на шлюпке, не имея никакого запаса пресной воды, и пил только морскую воду.

Уильям Уиллис, мореплаватель-одиночка, который по примеру Тура Хейердала в 1959 г. плыл на бальсовом плоту «Seven sisters», по его словам, «выпивал в день не меньше двух кружек морской воды и не испытывал от этого ни малейшего вреда».

Поплавский, Федотов, Крючковский и Зиганшин, солдаты с унесенной в океан баржи, пили только дождевую воду и ржавую воду из системы охлаждения двигателя и ни капли морской воды. Они ничего не знали ни про Бомбара, ни про исследования 60-х годов. Они выжили, хотя на 49 дней у них имелось всего три ведра картошки, буханка хлеба, банка жира, четыре поясных кожаных ремня и гармонь-хромка, а рыба в штормовом ледяном море не ловилась.

Звездный час и окончательные итоги

Плавание на «Еретике» и издание книги «За бортом по своей воле» были звездным часом Бомбара. Развивая успех, он доказывал необходимость обязательного оснащения всех судов спасательными плотами. Но на Лондонской конференции по обеспечению безопасности мореплавания 1960 г. решение о надувных спасательных средствах было принято без участия и даже без упоминания имени Бомбара. А ведь какое-то время надувные плоты назывались не иначе как «бомбарами». Что же случилось?

Осенью 1958 г. во Франции, в прибойной полосе на отмели у устья реки Этель, Ален Бомбар с группой из шести добровольцев решил продемонстрировать местным рыбакам эффективность надувного плота. Задачей себе он поставил пересечь прибойные волны туда и обратно. Поначалу все шло, как планировалось. Плот выдержал пять огромных валов, преодолел половину прибойной полосы, но шестой вал его перевернул. Все семеро оказались в воде. Но так как все были в спасательных жилетах, никто не утонул. Тем временем наблюдатели на берегу вызвали спасательный катер. Спасатели, а их тоже было семеро, выловили Бомбара и добровольцев и втащили на катер. Катер показался спасенным таким надежным, что они сняли спасжилеты, а спасатели их не имели с самого начала. И тут заглохли двигатели. Потом выяснилось, что на винты намотался трос от плота. Произошло страшное: набежавшие волны перевернули катер вверх дном. Все 14 человек оказались под ним, в воздушном колоколе. Ален Бомбар, который плавал лучше всех, вынырнул за подмогой. Но помочь в такой ситуации было нельзя, девять человек погибли. Бомбар и его последователи доказывали, что произошел всего лишь несчастный случай. Учтя трагедию, спасательные плоты для увеличения устойчивости стали снабжать карманами, которые, наполнившись водой, выполняют функции балласта, именно поэтому перевернуть современный спасательный плот довольно сложно. Плоты улучшили, но репутация Бомбара была безнадежно испорчена.

Сейчас Бомбара вспоминают только благодаря его первому плаванию и книге. Потом он еще не раз предпринимал плавания с самыми разными целями. Он первым доказал, что нельзя сваливать в море радиоактивные отходы. Но 40 лет назад это было не так очевидно, как сейчас. Он занимался изучением морской болезни и бактерицидных свойств морской воды, боролся с загрязнением Средиземного моря. Но главным итогом жизни Бомбара остаются десять тысяч человек, которые написали ему: «Если бы не ваш пример, мы бы погибли».


Состав морской воды, %
хлориды — 88,7 (почти все хлориды — это обычная соль NaCl, а также немного MgCl и KCl);
сульфаты — 10,8,
карбонаты — 0,3,
прочие соединения — 0,2.

Причины гибели судов
(по материалам морского страхового общества Ллойда):
42 % — суда гибнут по навигационным причинам — налетая на скалы и рифы, садясь на мель, сталкиваясь с затонувшими судами;
22 % — пожары и взрывы;
17,5 % — штормы и тайфуны;
8 % — столкновения с другими судами;
8 % — обстоятельства гибели остаются неустановленными;
2,5 % — пропадают без вести.

Пять приступов болезни «кораблекрушение»
(по Бомбару):
1. Утопление, которое убивает за несколько минут.
2. Холод и жара, которые убивают за несколько часов.
3. Страх — убивает тоже за несколько часов.
4. Жажда — убивает за несколько дней.
5. Голод — убивает за несколько недель.

**** Книга А. Бомбара тут.
http://lib.ru/PRIKL/BOMBAR/zabortom.txt[/MORE]

* * *

10.12.2011 в 23:23

Пишет [J]Случайный дневник[/J]:

 

Перед началом стройки в Исландии проверяют территорию на наличие эльфов

Это не шутка, а закон: если вы хотите получить разрешение на строительство в Исландии какого-либо крупного объекта, будь то фабрика, дорожная развязка и торговый центр, вы должны исследовать территорию на наличие эльфов. С такой проблемой столкнулись, например, владельцы компании Alcoa, решившие построить в Исландии завод по плавке металла.

Alcoa было сообщено, что они могут строить всё, что угодно на приобретённой ими земле, но только после того, как правительственный эксперт исследует территорию и выдаст заключение о том, что на ней не живёт «тайный народец». Это довольно странно, но в Исландии 54% населения не отрицает существование эльфов, 8% безоговорочно верит в них, а 3% утверждает, что могут видеть их или чувствовать их присутствие! Если построить фабрику или другой крупный объект на земле, в которой живут эльфы, мифические существа так расстраиваются, что сходят с ума, что, в свою очередь, ведёт к самым ужасным последствиям: катастрофам, разрушениям, смертям.

Не особенно важно, верит ли в существование эльфов правительство Исландии, но, если в них верит народ, с этим нельзя не считаться, поэтому эльфовые эксперты выдают заводам справки, и люди идут работать на такие предприятия со спокойной совестью.

 

URL записи


Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)