К.А. Левинсон
Палач в средневековом германском городе:
Чиновник. Ремесленник. Знахарь
Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т. 3. Человек внутри городских стен. Формы общественных связей. - М.: Наука, 1999, с. 223-231.
Фигура городского палача, знакомая многим по описаниям в художественной литературе, становилась предметом внимания историков гораздо реже, чем, скажем, многие из тех, кому пришлось на себе испытать искусность мастеров дыбы и эшафота.
Ниже предпринимается попытка, во-первых, дать некоторую общую информацию о палачах в городах Центральной Европы - об истории возникновения и бытования этой профессии, о функциях палачей и об их положении в городском сообществе; во-вторых, выяснить, как и в связи с чем сложилось и видоизменялось то неоднозначное и пронизанное разновременными веяниями отношение к фигуре палача, отголоском которого является сохранившееся по сей день брезгливо-пугливое отвращение.
Палач не упоминается в средневековых источниках вплоть до XIII в. Профессиональной должности палача тогда еще не существовало. В эпоху раннего и высокого средневековья суд, как правило, устанавливал условия примирения между потерпевшими и обидчиками (точнее, теми, кого признавали в качестве таковых): жертва преступления или ее родственники получали компенсацию ("вергельд"), соответствовавшую ее социальному положению и характеру правонарушения. Смертная казнь и многие другие телесные наказания, таким образом, заменялись уплатой определенной суммы денег. Но даже если суд приговаривал обвиняемого к смерти, приговор приводил в исполнение не палач. В старом германском праве смертную казнь изначально вершили сообща все те, кто судил преступника, либо исполнение приговора поручалось самому молодому заседателю, либо истцу, либо сообщнику осужденного. Часто осужденный препоручался судебному приставу, в обязанности которого, согласно "Саксонскому зерцалу", входило поддержание порядка во время судебных заседаний: вызов участников процесса и свидетелей в суд, доставка сообщений, конфискация имущества по приговору и - исполнение наказаний, хотя из текста источника и не ясно, должен ли он был делать это сам или только следить за исполнением.
Оригинал взят у в Аппетит-залог здоровья
Гильом из Рубрука-Людовику Святому, 1254г.
"Я вам не какой-нибудь хвастливый испанец. Я гасконец, а мы самые честные и правдивые люди на свете!"
Блез де Монлюк, "Комментарии", 1592г.
Вторая цитата не имеет никакого отношения к теме поста, но очень мне нравится. Вообще же на примере Монлюка хорошо видны проблемы организации питания в осажденном городе. В 1554-1555г. он командовал обороной Сиены от испано-флорентийских войск. К началу осады уже имел большой опыт, поэтому смог избежать ошибок многих командиров.
Оригинал взят у в Эволюция причин смерти за последние сто лет
Характер заболеваний и их распространенность значительно изменились за последние сто лет. Одни болезни появились недавно, другие исчезли или перешли в разряд излечимых. Чтобы понять структуру этих изменений, историки медицины Дэвид Джонс (David Jones), Скотт Подольски (Scott Podolsky) и Джереми Грин (Jeremy Greene) провели исследование и выяснили, от каких болезней умирали в 1900 и в 2010 году. Результаты их работы опубликованы в The New England Journal of Medicine, информация о диаграмме доступна в сообществе "Мнения о здравоохранении" социальной сети Facebook.
Пояснение:
В городе с населением 100.000 человек в 1900 году от пневмонии и гриппа за год умирало 202,2 человека.
В 2010 году от пневмонии и гриппа умирало 16,2 человека на 100.000 населения за год.
Оригинал взят у в О греческих гладиаторах
Суть:
1) Римляне не навязывали грекам эту традицию. Это была инициатива "на местах", т.к. сама идея грекам в общем понравилась. Вместе с тем игры были организованы по римскому образцу, почти вся сопутствующая терминология ("ретиарий", "провокатор", "лудус" и пр.) перешла в греческий язык без изменений. Одно из исключений - само слово "гладиатор", которое у греков превратилось в "мономаха".
2) Статус греческих гладиаторов (т.е. участников игр, которые устраивали сами греки) по сравнению с римскими был достаточно высок, т.к. их (и в первую очередь они сами себя) сравнивали:
а) с прочими атлетами (борцами, кулачными бойцами и т.п.) - была даже некая шутливая конкуренция: дескать, вы-то вполсилы дерётесь, а мы насмерть;
б) с гомеровскими героями-поединщиками.
При этом гладиаторские бои не были приравнены к традиционным греческим единоборствам и, разумеется, не стали олимпийской дисциплиной.
Я уже писал о том, большинство душистых веществ, которое мы употребляем в пищу (если конечно Вы не сыроед), пришло к нам не из природы, а синтезировано в процессе приготовления пищи. Потому что мы, люди, наверное единственный вид, который нагревает свою еду до высоких температур, и именно в процессе этого нагревания происходит целый ряд химических превращений, результатом которых является привычный нам вкус и аромат. Но некоторые продукты растительного происхождения мы действительно едим "как есть". И в них тоже есть вкусо-ароматические вещества. Впрочем, вкусо-ароматическими они являются для нас. Для растений они несут немного другие функции. В Популярной Механике об этом есть моя статья. В принципе, ничего особенно нового и необычного не написано, все изложенное так или иначе уже освещалось. Здесь же я решился выложить, полную, "не причесанную" версию. полный текст
Оригинал взят у в Ген голубизны
Лучшее
Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)