Архив Шано5 читателей тэги

Автор: Шано

Архив Шано

Разгребаю старый дневник на дайри. Поэтому посты могут быть битыми. И тэги я приглаживать не буду, мне они не мешают.

* * *

Оригинал взят у в Вампиры, каннибалы и месячные
В 1556 году гугенот Жан де Лери, вместе с еще пятнадцатью кальвинистами, отправился в Бразилию, как он полагал, с целью основать там протестансткую миссию. Но общего языка с колониальными властями проповедники так и не нашли. Более того, в конце концов они окончательно разругались с пригласившим их шевалье де Виллеганьоном, который никак и не мог решить, с кем ему по пути — с католиками или с протестантами. В результате Жан де Лери со товарищи покинул французский форт и около года прожил среди индейцев, о чем впоследствии и написал в своих путевых заметках Histoire d'un voyage fait en la terre du Brésil. Там приводятся подробные сведения о культуре, обычаях, религии и языке индейцев Тупинамба. Большое внимание Жан де Лери уделял каннибализму — поскольку он был союзником племени, индейцы однажды попытались угостить его жареной человеческой ступней и очень обиделись, когда он отказался. Хотя он вовсю критикует каннибализм, но и европейцам, особенно католикам, от него достается не меньше, учитывая, что мемуары были написаны уже после Варфоломеевской Ночи. Более того, среди индейцев Жану де Лери было уютнее, чем среди соотечественников, и он даже взял себе индейское имя «Большая Устрица» («лери» означает «устрица» на местном наречии, а имя «Жан» индейцы никак не могли произнести)
скрытый текст
Обычаи он описывает очень красочно, но особенно его интересует еда, поэтому он не просто перечисляет местных птиц или рыб, но сообщает о их вкусовых качествах, а так же об оптимальных способах их приготовления. Даже каннибализм он сумел описать так, что хочется включить гриль и кого-нибудь срочно поджарить — не удивлюсь, если его мемуары были настолько книгой Ганнибала Лектера. Причем из мемуаров Жана де Лери можно узнать не только о кулинарии народов Бразилии, но и о европейских блюдах — например, что во Франции в качестве «постного бекона» продавали китовый жир или жир морской свиньи. Кулинарные навыки индейцев пригодились Жану де Лери во время восьмимесячной обороны крепости Сансерр, осажденной католиками в 1573м году. Нет, де Лери не призывал защитников крепости питаться друг другом,лишь помогал им отыскать новые источники пищи. Поэтому солдаты варили подметки сапог, а спали не на гнилой соломе, а в гамаках, изготовлению которых де Лери научился у индейцев.

Иллюстрации Theodore de Bry к мемуарам де Лери.












А теперь поделюсь понравившимися мне отрывками. Я в своем репертуаре, поэтому первый будет про вампиров.

“Есть в здешних краях и летучие мыши размером не меньше галок. Обычно они залетают в дома по ночам и, если кто-то спит с неприкрытыми ногами, впиваются в большой палец и высасывают из него кровь. Иногда они могут выпить более чашки крови, прежде чем вы что-нибудь почувствуете. А проснувшись поутру, вы с ужасом увидите, что и гамак, и все вокруг пропитано кровью. Тем не менее, когда такое случается на глазах у дикарей – или с ними сами, или с кем-то еще – они лишь смеются. Посмеялись они и надо мной, когда однажды утром я заметил такую неприятность. Но вдобавок к насмешкам, мой большой палец разболелся и, хотя боль была терпимой, несколько дней подряд я не мог надевать башмаки.

Далее он приводит историю о слуге одного монаха, страдавшем от плеврита.

“Поскольку вену для кровопусканий так и не смогли обнаружить, слугу оставили умирать. Однако ночью в дом влетела летучая мышь и укусила его возле пятки, которую он позабыл прикрыть. Она выпила столько крови, что не просто утолила свою жажду, но оставила вену открытой. Когда из вены вытекло достаточно крови, больной выздоровел.”

Хотя Жан де Лери и не питает особой приязни к летучим мышам, он добавляет, что они все же не так ужасны, как древнегреческие птицы стриги, которые высасывали кровь у младенцев в колыбели (впоследствии так стали называть ведьм). Я не знаю в точности, но, возможно, это первый случай, когда летучих мышей связывают с фольклорными ведьмами и вампирами.

Продолжая тему крови – не менее интересны и заметки де Лери о менструации.

“В течении почти что года, который я провел в этих краях в обществе дикарей, я не замечал среди их женщин следов месячных истечений . Я придерживаюсь мнения, что каким-то образом они избавляются от месячных, и их тела очищаются иначе, чем тела наших женщин. Я наблюдал, как матери и родственницы ставили девочек в возрасте от 12 до 14ти лет на камень и острым звериным зубом делали глубокий надрез на их теле от подмышек и бедер до колен. Некоторое время девочки, стиснув зубы от боли, истекали кровью. Как я уже сказал, я полагаю что с ранних лет они подобным образом избавляются от месячных. Доктора и ученые мужи, возможно, возразят мне: “Но как же такие сведения соотносятся со сказанным ранее – что после замужества их женщины очень плодовиты? Ведь известно, что с прекращением месячных женщина не может зачать.” Но если кто-то и укажет мне на это противоречие, я лишь отвечу, что в мои цели не входило разрешать этот вопрос, и больше по этому поводу я ничего сказать не могу.”

Все индейцы ходили голыми, именно поэтому де Лери так удивлен – месячные были бы очень заметными при таких обстоятельствах. Мне кажется, что женщины пользовались какими-нибудь тампонами, благо травы в джунглях предостаточно, а тампоны благовоспитанный мсье де Лери никак бы не смог разглядеть. Задавать женщинам стол интимный вопрос он постеснялся. Как вариант - уходили куда-нибудь подальше во время месячных. А то, что он описывает - это, вероятно, какой-то обряд или просто наказание (другой путешественник Кабеса де Вака упоминал, что индейцы иногда царапали детей острыми рыбьими зубами в качестве телесного наказания).

* * *

http://shano.diary.ru/p167168344.htm До персонажей масштабов папессы Иоанны и Жанны Д'Арк у испанцев вроде не дошло, но была у них в конце 16 - начале 17 века своя "кавалерист-девица", а точнее "монахиня-знаменосец", сиречь что-то типа лейтенанта.

* * *

Оригинал взят у в Гендерный вопрос
В свое время я, помнится, хотела написать обзор про женщин-солдат в волшебном восемнадцатом; и вот этот день настал. ^_^ Однако в рамках чтения на тему и прочей приятной подготовительно-просветительной работы я поняла, что женская военная служба "под прикрытием" в Европе XVIII века была не более, чем частью довольно популярного в то время явления - а именно повального перелезания прекрасного пола в мужскую одежду и под мужские же имена.

Конечно же, вошедшие в легенду вольные нравы столетия и подчеркнутое изящество мужской моды способствовали тому, что дамы ничтоже сумняшеся вносили в свою одежду элементы мужского костюма, а кое-кто (как, например, Лисавет Петровна или Екатерина свет Алексеевна в бытность свою великой княгиней) и вовсе разъезжал, извиняюсь, в штанах. Штаны, впрочем, были привилегией не только особ королевской крови; так, аббат Прево упоминает, что уже в сороковых годах века в Париже привыкли ко всяческим женским переодеваниям и не сворачивали шею при виде дамы, фланировавшей в жюстокоре и кюлотах. Однако все это, тем не менее, не есть то, о чем мне хотелось бы поговорить, так как во всех этих случаях женщина, хоть и в мужском или близком к мужскому наряде, остается в глазах встречных женщиной; а наша история - о женщинах, которые хотели стать мужчиной.

Кстати говоря, убедительно переодеться в то время было намного проще, чем нам сейчас представляется. Специфика мужского кроя была такова, что позволяла скрыть многое, если не все, списать выступающую грудь на выправку, а разницу между талией и бедрами - на модный силуэт "песочные часы"; поэтому, как нам сообщают свидетельства эпохи, по разоблачении многих переодевательниц, бывало, выяснялось, что они не давали себе труда даже перетягивать грудь (при том, что груди тогда, как правило, бывали немаленькие). Мода на чистое бритье и длинные волосы у мужчин, не брезговавших зачастую и косметикой, тоже вносила свою лепту; а утаить свой пол от сотоварищей, скажем, по полку тоже было значительно проще, чем можно подумать - дело в том, что обязательных "банных дней" тогда в большинстве армий не было, каждый следил за своей гигиеной сам, а предпочесть дальние общественные купальни тем, которые посещали однополчане, было нетрудно и невозбранно.

скрытый текст[MORE=читать дальше]В свою очередь, с точки зрения мотивации мы можем выделить три основных подвида FtM-кроссдрессинга в "длинном" XVIII столетии:

1. Сексуальный. Дама предпочитает дам, но денег у нее не столько, чтобы позволить себе наплевать на общество, и потому она входит в него под видом мужчины - дабы спокойно устроить личную жизнь.

2. Социально-трудовой (как ни странно, самый часто встречавшийся). Если приходится зарабатывать в поте лица, попасть в услужение на нормальных условиях не удается, а стезя жрицы любви не привлекает - то девушке из мастеровой, сельской или мелкобуржуазной среды остается только подкоротить волосы, натянуть куртку, назваться Диком и претендовать на "мужские" места; благо, что платят на них, как правило, МНОГО больше.

3. Военный. В случаях сочетания жгучего темперамента и активной гражданской позиции иного шанса попасть в армию у представительниц прекрасного пола не было.


Само собой, в реальной жизни все эти мотивы нередко переплетались.

Так, в 1730 году юная англичанка по имени Мэри Ист, имея лишь тридцать фунтов стерлингов капитала и верную подругу, решила переменить свое бедственное положение к лучшему. Девушки кинули монетку, кому принять на себя роль мужа, и в результате Мэри, на которую пал жребий, превратилась в Джеймса Хоу. Новоявленные мистер и миссис Хоу перебрались в городок Поплар, где открыли трактир и жили припеваючи тридцать шесть лет - причем мистер Хоу принимал активнейшее участие в жизни прихода, а на его необычно тонкую для мужчины внешность обращали внимание разве что случайные не в меру любознательные приезжие. Уже в шестидесятых годах трактир случайно посетил человек, знавший Мэри Ист еще в ее родном городе, и стал угрожать ей шантажом; однако из этого ничего не вышло вплоть до смерти миссис Хоу, когда безутешная Мэри сама раскрыла свое инкогнито в ходе процесса над незадачливым шантажистом.

Еще более типической предстает перед нами история берлинки Теодоры Вердион, эмигрировавшей в Лондон в двадцать с небольшим лет. Следующие тридцать четыре года своей жизни она провела как мужчина, став за это время одним из крупнейших валютчиков и книготорговцев города. Примечательно, впрочем, что во время Семилетней войны, когда капитал Теодоры проходил стадию активного умножения, она еще нашивала платья (и, с тяжеленной сумкой на каждой руке и в походных ботинках, торчащих из-под юбок, представляла собой весьма колоритное зрелище) - так что краткое убытие г-жи Вердион на родину в Пруссию и последующее возвращение ее в качестве г-на Вердиона (что произошло в 1768 году) имело как минимум не только экономические причины. В общем и целом, свет принял Теодору как мужчину; однако многие ее друзья знали истинное положение дел, и сохранилось как минимум одно свидетельство того, что как-то раз, пребывая в сильном подпитии, г-н Вердион изволил публично раздеться и показать сотрапезникам, чем одарила его природа. Однако в глазах общественности Теодора стала женщиной лишь после собственной смерти в 1802 году - когда в некрологе было честно объявлено, что г-н Вердион скончался от... рака груди.

Но вернемся от богачей к простым смертным. Вот, например, в 1745 году пропала без вести тринадцатилетняя Барбара Хилл, дочь равно умершего подмастерья йоркского драпировщика. Как выяснилось, она отправилась на юг Англии, где под именем Джона Брауна нанялась в подмастерья у камнереза. Пресытившись ремеслом через пять лет, Барбара взяла расчет и нанялась в батраки на одну из местных ферм, вскоре открылась хозяину и вступила с ним в сожительство. Еще через некоторое время ей надоело и это, и Барбара перебралась в Лондон, где недолго трудилась извозчиком, а затем в Понтефракт и - впоследствии в Болтон-Пирси. В этом маленьком йоркширском городке, в январе 1757 года, Джон Браун и сочетался браком с Энн Стил, дочерью старой и известной в приходе семьи. Трудясь попеременно батраком и помощником каменщика, Джон прожил с женой душа в душу вплоть до 1760 года, когда ему неожиданно пришла фантазия записаться в пехоту к полковнику Кэри; к несчастью, кто-то из прежних знакомых Барбары Хилл увидел ее на призывном пункте, узнал в лицо и тут же донес сержанту. Даму демибилизовали, а запись о браке аннулировали; примечательно также, что миссис Браун явилась в Йорк на процесс по установлению пола Джона и со слезами умоляла смилостивиться и не разлучать их - что, впрочем, не помешало Энн выйти замуж вторично в 1767 году.

Здесь следует отметить важное - сам по себе факт того, что некая женщина предпочитает мужское платье и называется мужским именем, в восемнадцатом веке - в отличие от девятнадцатого - был совершенно ненаказуем. Заработать проблем можно было только тогда, когда к переодеваниям добавлялись вопросы военно-политического характера. Так, в феврале 1760 года, при попытке записаться в легкий драгунский полк, была разоблачена девятнадатилетняя Бетти Бландфорд; а поскольку присягнуть под фальшивым именем она уже успела, то за ложь под присягой была отправлена в Брайдвеллскую тюрьму. А в феврале 1764 года в Миддлсексе скончался некий Джон Чиви, хорошо известный в приходе и счастливо женатый в течение 20 лет (правда, за пять лет до смерти он все-таки развелся); осмотр тела показал, что мистер Чиви был хорошо сложенной от природы женщиной, чье настоящее имя так и не удалось установить. Летом 1773 года родила здоровую девочку миссис Слейд, супруга корабельного плотника из Дептфорда - которая в 1759 году, в нежном возрасте 16 лет, бежала из дома из-за любовной истории, служила в Чатеме лакеем под именем Уильяма Чендлера, затем прошла полный срок обучения подмастерьем у корабельного плотника и записалась в процветающую артель - где была разоблачена лишь после того, как за работой поранила ляжку и была вынуждена либо обнажиться, либо истечь кровью. Некто Слейд, один из бывших коллег Уильяма Чендлера, вскоре предложил последнему руку и сердце; в любви и согласии супруги прожили еще много лет, причем Совет Адмиралтейства, приняв во внимание историю миссис Слейд и ее отличные трудовые достижения, назначил ей пенсию в двадцать фунтов стерлингов в год. А в июле 1777 года в Лондоне прошли сразу два скандальных процесса - в ходе которых леди под видом джентльменов заключили по три брака одновременно и выманили у каждой жены по немаленькой сумме денег, за что и заработали по шесть месяцев тюрьмы и позорный столб каждая.

Еще более примечательна история Ханны Уиннег, ирландки, шесть лет отслужившей в морской пехоте и дравшейся с потрясающей храбростью. По-видимому, не будучи пойманной за присягой, воинственная дама имела все шансы отделаться легким испугом, а то и получить награду; так, в морской пехоте долго служила и знаменитая Ханна Снелл, которая, после признания в своем поле по собственному решению, сумела помимо королевской пенсии заработать еще немало денег и славы на воспоминаниях о своей военной карьере. Большой популярностью военная служба пользовалась и у шведских дам (например, у легендарных Ульрики Штальхаммар и Маргареты Елизаветы (по другим источникам - Анны Стины) Роос); причем многие из них, как правило, успевали еще и жениться, а некоторые получили и ордена (а Карин дю Рьетц, например, и вовсе дослужилась до королевской гвардии). Не обошлись без женщин-солдат и американская Война за независимость (Дебора Сэмпсон, она же Роб Шартлифф), Корсика (Анжелика Брюлон), Голландия (Мария ван Антверпен, впоследствии дважды женатая), Ирландия (Кит Кэванах, она же Кристиан Дэвис), Италия (Франческа Сканагатта) и многие другие страны. А вот в Горной Шотландии с женщинами в мужских одеждах как-то, признаемся, не сложилось - видимо, из-за того, что традиционно уважительное для гэлов отношение к женщине давало последней право заниматься войной, ремеслом и политикой безотносительно имени и наряда (чему пример как миссис Роб Рой МакГрегор, так и Анна МакИнтош, Джин Камерон из Лохиэля, леди Бьют и другие героические фигуры якобитских войн).


Ханна Снелл:




Кит Кэванах (хоронили ее, кстати, с воинскими почестями):




Джин Камерон из Лохиэля (якобитская "пин-ап" листовка ^_^'):




Дебора Сэмпсон:




Гертруда тер Брюгге (фламандская женщина-солдат конца XVII века; на этой гравюре 1701 года представлена после демобилизации):




Нэнси Уолпол (еще одна женщина-солдат из Англии, 1790 год):

 


Ну а нижеследующее - просто немного квазивоенного пин-апа. ^_~




[/MORE]

* * *

О водолазных работах на утонувшем "Адмирале Нахимове" www.outdoors.ru/book/namore/alm1989/1989-19.php

* * *

При написании этой книги, как, вероятно, любого другого прочитанного вами когда-либо документа, который был набран на клавиатуре, я использовал клавиатуру с раскладкой QWERTY, названной так по первым шести буквам в ее верхнем ряду. Сколько бы невероятным это ни показалось сегодня, такое расположение знаков было разработано в 1873 г. в результате настоящего подвига антиинженерной мысли. В нем применен целый ряд извращенных уловок, которые должны были заставить печатающих работать с минимально возможной скоростью — например, самые распространенные буквы были разбросаны по всем рядам клавиатуры и сосредоточены на ее левой половине (чтобы правшам приходилось задействовать свою более слабую руку). Подоплекой всех этих явно контрпродуктивных ухищрений был тот факт, что в пишущих машинках 1873 г. при быстром наборе смежные клавиши часто залипали, и поэтому производителям пришлось придумывать, как сделать пальцы печатающих менее беглыми. Когда техническое усовершенствование пишущих машинок устранило эту проблему, испытания, проведенные в 1932 г. с более эффективной раскладкой, показали, что она позволяет удвоить скорость набора и сократить мышечные усилия человека на 95%. Однако к тому времени раскладка QWERTY уже прочно вошла в обиход. Интересы сотен миллионов пользователей этой клавиатуры, преподавателей машинописи, людей, занятых в производстве и сбыте машинок и компьютеров, успешно отражают все инициативы по введению более эффективной раскладки вот уже на протяжении более 60 лет.

Джаред Даймонд . Ружья, микробы и сталь. Судьбы человеческих обществ

* * *

Отсюда: collegaproul.livejournal.com/3459.html

Вокзал Симферополя известен не в последнюю очередь благодаря расположенным на башне часам. В двадцатом веке башенные часы сделались анахронизмом. Скажем, у нас, в Феодосии, таковых не было со времён генуэзского владычества, однако они были разрушены с течением веков. Последняя небольшая башня с часами, стоявшая напротив картинной галереи Айвазовского, пала жертвой частнособственнических амбиций хозяев нового ночного клуба, подмявшего под себя всю угловую площадь.
Часы Симферопольского вокзала отличаются тем, что несут на себе знаки Зодиака. В советском обществе астрология считалась ложным учением, обыкновенным гаданием и не более. Однако зодиакальная символика входила в моду по мере обращения к наследию древности, особенно в конце шестидесятых годов после масштабных археологических открытий в Средней Азии. А в 1949 году появление круга Зодиака на башне вокзала можно было объяснить разве что наследованием классики — к примеру, зодиака с часов Казанского вокзала Москвы, созданного прижизненным классиком советской архитектуры Алексеем Щусевым.
Вобще-то я страдаю близорукостью, а бинокля у меня не было, поэтому с первой попытки знаков я не разобрал. Поэтому я попросил всмотреться маму, которая, в отличие от меня, страдает дальнозоркостью и на расстоянии ей видно хорошо. Результат оказался парадоксален: знаки на часах не соответствуют установленной традиции. И расположены они как-то не по порядку. Возможно, решили мы, это результат обычного пренебрежения традицией, поскольку советские мастера не обязаны были знать астрологию. Однако не тут-то было.
скрытый текстКак мне удалось в настоящее время прочесть на одном из сайтов в Интернете, в зодиаке симферопольских часов отсутствуют созвездия Весов, Тельца и Близнецов. Вместо них изображены фигуры Змееносца, Гончих Псов и Лебедя. Эти созвездия весьма примечательны. И загадочнее всего, что их особенности не рассматривались в сороковые годы. Все три созвездия нередко называются в связи с внеземными цивилизациями.
Созвездие Змееносца в настоящее время астрологи именуют тринадцатым знаком Зодиака. В нём находится так называемая «летящая» звезда Барнарда, которая приближается к Солнечной системе со значительной по астрономическим меркам скоростью. Также эта звезда обладает собственной планетной системой как минимум из трёх планет.
Созвездие Лебедя — настоящий астрономический Клондайк. Мало того, что благодаря выразительной конфигурации и яркой звезде Денеб оно является одним из самых запоминающихся созвездий северного неба, Лебедь содержит в себе немало загадочных объектов: солнцеподобная двойная звезда 61 Лебедя, таинственный объект «Космический вальс», представляющий собой, как считают, звезду, затягивающуюся в чёрную дыру, радиогалактика Лебедь А и ещё много необычного. Как предполагают, некоторые из этих объектов могут иметь искусственное происхождение.
Страницы: ← предыдущая 1 98 99 100

Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)