Автор: Шано

* * *

Оригинал взят у в Аутизм и вера — суть вещи несовместные

Но это не значит, что каждый неверующий — аутист.

 

Аутисты редко бывают религиозны, говорят канадские нейробиологи. Необычное исследование ученые провели в попытке понять, что же такое вера в Бога и почему одним людям она свойственна, а другим чужда. Оказывается, чтобы молиться высшим силам, нужно понимать людей. А точнее — быть в состоянии представить другую личность и ваши с ней отношения.

 

Именно это умение делает возможным «персональные запросы» верующих к Богу, считают медики из Канады. Аутисты же лишены этой способности, а вместе с ней — и религиозности. Предпосылками к работе канадских ученых было совместное исследование специалистов из Университета Британской Колумбии и Калифорнийского университета в Дэвисе. Его результаты были недавно опубликованы в журнале PLoS оnE. Авторы работы продемонстрировали, что субъекты, испытывающие трудности при оценке мыслей и чувств других людей (то есть, попросту говоря, те, кто плохо понимает окружающих), существенно менее религиозны.

 

[MORE=читать дальше]Группа исследователей из Канады решила проверить, действительно ли умение понимать других людей связано с верой в Бога. Люди, пожалуй, хуже всех понимающие мысли и чувства окружающих — это аутисты. Аутизм — загадочное расстройство, над загадкой которого уже почти век бьются медики и психиатры. В данный момент ясно, что аутизм представляет собой тяжелое нарушение развития нервной системы, про котором страдает эмоциональная сфера и социальные контакты.

 

Симптомы аутизма обычно проявляются в раннем детстве. Младенцы с этим расстройством уделяют мало внимания находящимся рядом людям и животным, редко улыбаются и смотрят на других, реже обычных детей откликаются на собственное имя. Для большинства из них характерны вспышки беспричинного гнева, у многих проявляется и аутоагрессия — укусы, порезы самих себя и т. п.

 

Для аутичных детей характерна низкая эмоциональность, пугливость (к примеру, непереносимость определенных звуков, которые здоровый ребенок счел бы негромкими), почти полное отсутствие привязанностей к членам семьи — даже к матери, и странные «ритуалы» поведения. К примеру, вместо того, чтобы играть, они могут часами расставлять игрушки и кубики в линию, сортировать их по цвету, размеру и так далее. Образ взрослого аутиста с характерными привычками и особенностями поведения блестяще воплотил на экране Дастин Хоффман в фильме «Человек дождя».

 

Большинство аутистов имеют трудности в обучении и сниженный уровень интеллекта. Естественно, их социальные контакты тоже затруднены: замкнутость аутистов и их странное поведение становятся препятствием к общению с окружающими. Основная трудность их социализации в том, что собственный эмоциональный мир аутистов беден, и поэтому они не могут понять мотивы поведения других людей.

 

В своей книге «Антрополог на Марсе» блестящий британский невролог Оливер Сакс описывает свое знакомство со взрослой женщиной-аутистом Темпл Грандин. «Читая автобиографию и статьи Темпл Грандин, невольно представляешь себе, каким странным и необычным ребенком она была, — рассказывает Сакс. — В шесть месяцев она начала противиться ласкам матери, а в десять стала царапать ее, как пойманный в капкан зверь. Нормальные контакты нарушились». К счастью, благодаря своевременной коррекции и чутким педагогам, Темпл удалось преодолеть трудности в обучении и социальные проблемы, связанные с ее недугом.

 

Она сделала прекрасную карьеру и основала свою компанию по проектированию животноводческих предприятий. Но неспособность Темпл понимать эмоции и намерения других людей порой мешала ей даже в бизнесе. «Она сообщила, что простые, пусть и сильные, чувства людей она понимает, а страсти, пылкие увлечения, притворство, иносказания ставят ее в тупик», — пишет ученый.

 

«Темпл мне рассказала, что на одном из животноводческих предприятий, которое она проектировала, постоянно ломалась техника, но это случалось только тогда, когда один из работников предприятия по имени Джон был на работе. Она сопоставила эти данные и в конце концов пришла к заключению, что именно Джон выводит механизмы из строя и совершает это намеренно. „Мне пришлось научиться быть подозрительной, — сказала мне Темпл, — и эту способность я обрела на практике. Я могу сопоставить факты, смекнуть в чем дело, но не могу распознать завистливый взгляд“».

 

Именно эта особенность аутистов — неспособность «додумать» внутренний мир другого человека — и помогла канадским нейробиологам проверить связь между эмпатией и религиозностью. Догадка подтвердилась: аутисты по сравнению с контрольной группой (субъекты, сходные по всем иным характеристикам, но без клинического диагноза) почти в 10 раз реже проявляли какие-то религиозные чувства. Число верующих в контрольной группе принималось за 100 процентов. Это означает не то, что вся контрольная группа состояла из верующих, а то, что доля верующих среди аутистов подсчитывалась относительно контрольной группы.

 

Решающей оказалась способность к моделированию психики других людей. Если человек оказывался неспособен представить себе мысли и чувства окружающих, то в большинстве случаев он оказывался атеистом. При этом вера в Бога практически не зависела ни от уровня IQ, ни от формальной принадлежности к какой-либо церкви, ни от возраста. Более того, законопослушность и совестливость, которые обычно приписывают верующим людям, на деле оказались очень слабо связаны с религиозностью.

 

Анализ обычных людей, студентов университета, лишь подтвердил результаты первого исследования. Те, кто проявлял больше понимания других людей, оказались более религиозными. Ученые даже выявили небольшую зависимость религиозности от пола, связанную с этим показателем: мужчины в среднем менее склонны к эмпатии и моделированию психики других людей, и верующих среди них чуть меньше, чем среди женщин.

 

Полученный, весьма удивительный, результат ученые объясняют так: чтобы обращаться к божеству, его нужно представить. Мысленное общаясь с высшими силами, как бы мы их ни называли, обращая к ним свои молитвы и просьбы, мы должны выстроить у себя в голове некий живой образ. И пусть Бог в любой религии наделен отнюдь не человеческой природой — выходит, что сознание людей все-таки создает его по своему образу и подобию.

 

Человеку верующему нужно не просто обращаться к Богу со словами молитвы, рассуждают ученые. Ему также нужно представить реакцию божества на тот или иной его поступок: могу ли я, как верующий человек, совершить то или иное действие, не грешно ли это, угодно ли это Богу? На такой анализ способен тот, кто склонен обдумывать мотивы поведения других людей. Для тех, у кого нарушены нейронные структуры, отвечающие за эмпатию — например, для аутистов — вера в Бога оказывается невозможной.

 

У такой интерпретации есть доказательная база. В 2009 году немецкие ученые исследовали томограммы мозга молящихся людей. МРТ-сканирование показало, что при произнесении молитвы «Отче Наш» и молитв о собственных нуждах у верующих, помимо прочего, включаются те же отделы мозга, что и в процессе ментализации — обдумывания отношений с другими людьми. Эти данные согласуются с выводами канадских нейробиологов: чтобы верить в высшие силы, нужно как-то их себе представлять. Верить в абстрактное божество у людей никак не получается.

 

Источник.

 

[/MORE]

Комментарии


Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)