Автор: Шано

* * *

Почему людей европейской расы на Западе именуют кавказцами Оригинал взят у в Недоразумение VIII: Кавказская пленница
[MORE=читать дальше]

   В предыдущем посте я процитировал памфлет аббата Сийeса "Что такое третье сословие?". Mне данный текст известен в чешском переводе (для автора "Богемских манускриптов" это вполне естественно). Комментаторы ознакомили меня с каноническим русским вариантом приведённого пассажа. Оказалось, в нём отсутствует термин "раса". Приключения слов в нашем богоспасаемом отечестве - это отдельная тема. Например, из русской версии фильма "Аватар" исчез оборот "предательство своей расы", хотя в европейских языках "раса" - это стандартное определение для населяющего ту или иную планету биологического вида.

   Применение на Западе по отношению к европеоидам термина "кавказская раса" и вовсе вводит иного нашего соотечеcтвенника в ступор. Этот общеупотребимый термин изобрёл и начал использовать Иоганн Фридрих Блюменбах в 1781 году. Он написал:

  "Для обозначения даннoго типа я взял имя Кавказких гор, потому что эти места, а особенно южный склон хребта, производят самую красивую человеческую расу - я имею в виду грузин - и потому что все физиологические признаки указывают, что этот регион мы с наибольшим основанием можем считать колыбелью человечества."

   Впрочем, первую расовую классификацию разработал не Иоганн Блюменбах, а Франсуа Бернье. Это было столетием раньше, в 1684-м. Однако как тут не вспомнить, что ещё в 1591 году Хуан де Карденас издал в Мексике книгу "Problemas y secretos maravillosos", которую сегодняшние исследователи считают первой современной работой о расовой физиологии...

 

   Вы уже поняли, что происходит? Тут опять появляются испанцы. Те из вас, кто читает "Недоразумение" с самого начала, знают, что сыны Иберии приходят на страницы этогo циклa когда захотят, совершенно помимо моей воли. Что поделать, дон Бальтазар Маррадас в своё время тоже стал губернатором Богемии, не спрашивая мнения богемцев.

  Господствавшая во времена испанской гегемонии христианская доктрина долгое время делала появление расизма принципиально невозможным. Во-первых, считалось, что все люди происходят от Адама и Евы, то есть от общих предков. Во-вторых, человеческое тело считалось лишь временым обиталищем бессмертной души, так что его антропологическим характеристикам не придавалось никакого значения.

  Известные европейцам народы делились на потомков Сима, Хама и Яфета. Открытие Нового Света загадало загадку о происхождении индейцев. Испанцы без труда разгадали её, провозгласив ацтеков и инков своими старыми знакомыми - семитами, то есть потомками Сима.

   Преобладала теория, что это потерянные колена израилевы. Между обычаями древних иудеев и современных индейцев обнаружилось множество параллелей, в индейских языках нашлись еврейские слова и т.д. Но были и другие версии. Одни высказывали мнение, что индейцы - это ханаанеяне, под натиском евреев в глубокой древности бежавшие за океан. Другие доказывали, что майя произошли от карфагенян. Некоторые считали, что индейцы - это потомки различных обитавших в Старом Свете народов, попавших в Новый Свет в разные времена и при разных обстоятельствах. Например, Гуго Гроций придерживался мнения, что в Северной Америке обитают потомки не то скандинавов, не то скифов, на Юкатане живут выходцы из Эфиопии, а Южная Америка заселена колонистами из Индонезии и Китая.

  Aнтропологические и психологичесие особенности различных народов долгое время приписывалиcь в первую очередь географическим факторам (начиная со времён античности в обиходе было множество различных теорий, увязывающих характер того или иного народа с климатом и даже с направлением и силой преобладающих в его стране ветров). Было теоретически обосновано положение, согласно которому у народа, переселившегося в другой климатический пояс, за восемь поколений полностью изменится цвет кожи и другие антропологические характеристики. Кстати, испанцы спорили по поводу того, отличется ли цвет кожи индейцев от цвета кожи европейцев; многие считали, что ничуть не отличается.

    Частным случаем географического детерменизма было мнение о влиянии на свойства народа сияющих над его головой созвездий. Принято считать, что даже само придуманное Америго Веспуччи название "Новый Свет" появилось не потому что в Западном полушарии были обнаружены новые континенты, а потому что там взору европейцев открылись новые звёзды, невидимые из Старого Света. Веспуччи насчитал около двадцати таких звёзд (впрочем, ещё в 20-х  годах ХХ века итальянские исследователи высказали предположение, что человека по имени Америго Веспуччи не существовало в природе - он был плодом мистификации нескольких флорентийских литераторов, никогда не покидавших пределы родной Тосканы).

   Мнения о благотворности или пагубности влияния тропического климата и созвездий Западного полушария на индейцев разделились. Одни (например, Лас Касас) утверждали, что аборигены Нового Света превосходят европейцев физически и интеллектуально; другие (их было больше) полагали, что индейцы уступают колонистам по всем параметрам. Юлий Цезарь Скалигер (имя которого благодаря фантазиям новохронолов теперь знает вся Россия) утверждал, что астральная сфера ответственна за бедность, дикость и варварство Бразилии. Антонио Леон Пинелло (чьё имя вряд ли кому-то что-то говорит) доказывал, что Амазонка, Ориноко, Магдалена и Ла Плата - это четыре библейские реки, омывающиеи сады Рая.

    По своим масштабам дискуссия была сопoставима с дискуссией французов о франках и проходила в ситyации, когда несмотря на высказанные Тридентским собором претензии к астрологии как к учению, ставящему под сомнение свободу воли, в университетах Нового Света преподавался предмет "лечебная астрология". Новое слово в диспуте сказала образовавшаяся в Новом Свете каста метисов. Метисы утверждали, что констеляция звёзд над Мексикой и Перу куда более благоприятна, чем над Кастилей, и это делает их благословенными краями. Ведь Анды ближе к Солнцу, чем Пиренеи. Возникло несколько теорий, провозглашающих превосходство метисов как над чистокровными индейцами, так над чистокровными испанцами.

    В противовес графу Гобино, в XIX веке объявившему расовое смешение причиной дегенерации и упадка всех цивилизаций в истории, многие интеллектуалы XVII столетия обращали внимание на недостатки европейцев и индейцев и утверждали, что дети от смешанных браков наследуют только лучшие качества обоих родителей, становясь наиболее совершенными людьми. Эта идея сооответсвовала политике испанских властей, всячески поддерживавших смешение колонистов с туземцами.

   В 1618 году иезуит Гомес в одной проповеди назвал метисов бездарными и продажными. Архиепископ Хуан Перес де ла Серна приказал арестовать его и распорядился восхвалять превосходные качества метисов во всех костёлах. Несколько позже юрист Хуан де Солорзано Перейра (защищавший интересы своих клиентов-метисов при королевском дворе) развил теорию, согласно которой индейцы от природы ленивы и только железная десциплина может заставить их эффективно трудиться (подразумевалось, что они должны работать на метисов).

    Упомянутый в начале поста Хуан де Карденас  в своей книге "Замечательные проблемы и секреты" доказывал, что переезд в иной климат не может изменить человеческих качеств. Иное дело - смешение. Если испанцы от природы меланхолики, а индейцы - флегматики, то их потомки рождаются сангвиниками и превосходят своих родителей интеллектуально. Ещё одну значительную  научную работу, доказывавшую, что разницу между цветом кожи и поведением различных народов невозможно объяснить одними лишь географическими и астрологическими факторами, издал в 1638 году августинский монах Антонио де ла Галанча - метис по происхождению. Как это ни парадоксально, метисы были одними из первых людей, у которых стали появляться зачатки расового мышления.

    Однако до создания расовой теории было ещё далеко. Во-первых, Новый Свет занимал провинциальное положение и оказывал на мышление европейцев лишь минимальное влияние. Во-вторых, обитателям испанских колоний не хватало понятийного аппарата. Слово раса в принципе существовало, но употреблялось различными авторами совершенно произвольно. Для одних это было лингвистическое, для других - географическое понятие; третьи просто отождествляли расу с народом. Ситуацию изменили французы.

    В 1620 году на свет пришёл Франсуа Бернье. Все известные мне источники называют его сыном бедного крестьянина. Говорят, уже в детстве один добрый кюре заметил способности Бернье и позаботился о его образовании. Пейзанин Бернье стал учеником и другом крупного философа-эпикурейца Пьера Гассенди, получил степень доктора медицины в университете в Монпелье и завёл знакомство с Мольером и Сирано де Бержераком. Он немного поездил по Европе, а после смерти в 1655 году Гассенди решил отправиться на Восток.

   В Египте Бернье серьёзно заболел и почти год лечился в Каире, потом добрался до Индии и оказался посреди гражданской войны между сыновьями падишаха Шах Джахана. Бернье познакомился с Дара Шукохом - одним из претендентов на трон Великих Моголов - и стал личным врачом одной из его жён. Дара Шукох проиграл войну, Бернье попал в плен к каким-то разбойникам и после разных приключений оказался при дворе победоносного Аурангзеба, где провёл двенадцать лет в качестве домашнего доктора правящего семейства.

   Бернье был далеко не первым близко узнавшим Индию европейцем, но он одним из первых взглянул на эту страну сказок и грёз трезво и критично. Например, он обнаружил, что индийские врачи не имеют представления об анатомии и кровообращении человека (вскрытия были запрещены по религиозным мотивам). В их трактaтах говорилось, что в человеческом теле есть пять тысяч артерий и вен, но эта цифра была установлена пyтём умозрительных рассчётов. Далее выяснилось, что индийские астрономы не способны ни предсказать, ни объяснить природу солнечных затмений. Бернье перевёл на фарси некоторые работы Декарта и Гассенди. Оказалось, что и это никому не нужно, причём в своём равнодушии к науке местные мусульмане ничем не отличались от местных индуистов. Всё это  - на фоне дичайших социальных контрастов и деспотического правления.

   Бернье отправил в Европу несколько писем, которые зачитывались в Академии, а после возвращения в 1671 году издал четыре книги, одна из которых была посвящена его путешествиям, а три - истории и культуре восточных стран. С собой Бернье привёз "Упанишады" на фарси (считается, что они были переведены с санскрита в 1656 году по приказу Дара Шукоха).

   24 апреля 1684 году Бернье анонимно издал статью "Новое членение Земли на основании различия человеческих видов или же рас, которые её населяют". Статья содержала первую в истории расовую классификацию. Бернье (если это был он) подписался как Fameux Voyageuer - "славный путешественник" (его авторство было установлено только в XIX веке).

   По мнeнию Бернье, сущеcтвовали чeтыре расы. Белая раса населяла почти всю Европу (за исключeнием самых восточных областей Московии), Переднюю Азию, Аравию, Персию, Индию и Юго-Восточную Азию вплоть до Борнео, а также обе Америки. Цвету кожи как таковому Бернье не придавал решающего значения, поэтому отнёс к белым и индейцев, и суматрийцев.

    Второй расой была чёрная, населявшая Африку на юг от Сахары. В отличие от преобладавших ранее представлений, Бернье утверждал, что чёрные остаются чёрными и при переселении в другой климат, и при смешении с белыми.

    В качестве третьей Бернье описал жёлтую расу, занимавшую восточую часть Московии, Татарию, Туркестан, Китай, Индокитай, Японию и Филиппины.

   Четвёртой расой у Бернье была - если вы этого не знаете, то нипочём не угадаете - лапландская. Она обитала в северных райoнах Скандинавии. Почему именно лапландцам досталась честь составить отдельную расу? Однажды в Данцинге Бернье повстречал в порту пару удивительных людей, которые показались ему похожими на медведей. Выяснилось, что это лапландцы из Швеции. Бернье решил, что они вообще ни на кого не похожи, и поэтому заслуживают выделения в особую расу.

     

   Слева: Карл фон Линней, один из крупнейших учёных всех времён. Справа: Жорж-Луи Леклерк де Бюффон, популяризатор термина "раса", соотносившийся с Линнеем как топовый блогер с учёным. За изящество стиля и другие заслуги Людовик XVI произвёл его в графское достоинство.

   За Бернье последовал Карл Линней. Научные заслуги этого шведа общеизвестны - он создал сиcтему единой классификации животного и растительного мира, определил понятие биологического вида, разработал и внедрил биноминальную номенклатуру и т.д. и т.п. В 1735 году Линней издал основополагающую "Систему природы", в которой классифицировал и человечeские расы. Как и Бернье, Линней насчитал четыре расы, но несколько иные - homo europeus albus, homo asiaticus horridus, homo americanus rubescens и homo afer niger. Медведеподобные лапландцы исчезли, появлась краснaя раса - индейцы. В десятом издании "Системы природы" (1758 год) был впервые использован термин homo sapiens.

   Впрочем, о расе как таковой Линней не говорил. Он предпочитал пользоваться латинским термином varietas (сорт). Общеупотребимым слово "раса" стало благодаря французскому академику Жоржу Луи де Бюффону (о котором я скажу лишь одно: как блогер он добился бы большей популярности, чем Линней, хотя и обладал куда меньшими научными достижениями).

   Латинским словом gens, обычно переводящимся на немецкий и другие языки как "раса", пользовался и Иоганн Фридрих Блюменбах, полвека проработавший в университете в Геттингене и ставший почётным членом семидесяти восьми научных обществ по всей Европе. По версии Блюменбаха, Землю населяют пять человеческих рас.

   Наидревнейшей и наичистейшей была кавказская (белая) раса, от которой произошли монгольская (жёлтая) и эфиопская (чёрная). Смешение чёрной и жёлтой рас с белой привело к возникновению двух переходных рас - американской и малайской. Если с названиями монгольской и эфиопской рас всё более или менее понятно, то наименование кавказской расы звучит неожиданно.

Свои прославленные пассажи о том, что у грузин самая белая кожа на свете, Блюменбах сопроводил портретом... посла Османской империи в Лондоне Юсуфа Аги Эфенди. Указаний на грузинское происхождение этого дипломата я не нашёл (турецкая википедия вызывает его уроженцем Триполи). Обычно приводящееся объяснение причин, по которым Блюменбах назвал белых кавказцами, выглядит как-то неубедительно. Говорят, это как-то связано с прародителем человечества Ноем и горой Арарат. Звучит неплохо, но Арарат находится не в Грузии, а в Армении.

.

.

    

    Слева: Иоганн-Фридрих Блюменбах, назвавший белую расу кавказской. Справа: Юсуф Ага Эфенди, портретом которого Блюменбах проиллюстрировал тезис о непревзойдённо белой коже грузин.

    Первое издание книги Блюменбаха "О врождённом разнообразии человеческого рода" вышло в 1775 году, и в этом издании потрета Юсуфа Эфенди ещё не было, да и белая раса называлась не кавказской, а европейской. В 1775-м Блюменбаху было 23 года; в 1781, когда он заменил европейцев кавказцами - 29. Что произошло за это время в жизни молодого учёного?

   Он встретил женщину.

    Мне не удалось установить её имени.  Не знаю я и того, какие отношения связывали эту даму с Блюменбахом. Знаю лишь, что это была грузинка редчайшей красоты. В частности, она обладала необычайно белой кожей. У девушки была полная приключений судьба: во время очередной русско-турецкой войны она попала в плен (я так и не понял, в русский или в турецкий), а потом какими-то сложными путями оказалась в Европе, где и познакомилась с Блюменбахом.

   Наша раса обязана своим названием красоте одной безымянной девушки. Что неудивительно - ведь это название появилось в Галантном Веке.

                                                               (продолжение следует)

 

[/MORE]

Комментарии


Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)