Автор: Шишка

О ритме текста. Вступительное

Забавно, что в большинстве случаев в разговорах о хорошем/плохом тексте в оценках конкретных текстов большинство сходится. Ну, "Капитанская дочка" - хороший текст, а "Что делать" - плохой. (Речь только о тексте, а не о произведении, которое суть не только текст, разумеется). Но вот как только речь заходит о теории вопроса, о том самом "почему", сразу у каждого свое мнение. В школьных пабликах вконтакте тысячи мэмов про воду в "ВиМ", а по мне так там вообще воды нет, там размышления ЛНТ о жизни и истории есть, но разве ж это "вода"? Кто-то считает, что хороший текст - тот, где живые герои, которым проникаешься сочувствием (отдельный вопрос, что это такое), кто-то уверен, что без продуманного занимательного сюжета не может быть хорошего текста, а "Улисс" Джойса - это литературная ересь.

Разумный человек послушает всех и скажет что-то вроде: ребята, вы все правы! Правда, начинающему (или даже уже начавшему, учиться надо всю жизнь) писателю от этого не лучше и не хуже, потому что он и без вас знает, что хорошо, когда есть и то, и это, и глубина мысли, и стиль, и... А еще ведь есть некоторые, которые утверждают, что без Божественного Вдохновения, Гения и Искры все бесполезно, никакие усилия не помогают и выпеййаду. Как жить, как жить...

Мне кажется, в конечном итоге, каждый автор более-менее успешных текстов прокладывает к этому успеху собственную дорогу, и по большому счету все равно с чего именно вы этот путь начнете: с выстраивания сюжета по Воглеру, с "утренних страниц" по Джулии Кэмерон или с вырабатывания у себя привычки писать каждый день на марафонах по типу нановраймо.

Для меня критерий хорошего текста и, одновременно, моя собственная нора на ту сторону хорошего письма - это ритм текста.

Мне кажется, что ритм в тексте (я имею в виду прозу, прежде всего) важнейший и организующий элемент текста, через который можно увидеть как макроуровень текста (сюжет, композицию), так и микроуровень (абзац, фразу) и сделать его лучше.

И вот тут самое важное: лучше в отношении ритма прозаического текста - это не РОВНО И ГЛАДКО, а ПОРЫВНО, КРИВО, СБИВЧИВО.

На этом парадоксе я прервусь, чтобы объяснить его в следующей главе следующем посте.

 

tbc

2

Комментарии


Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)