Автор: Шишка

Лиза Крон "С первой фразы" (главы 7-8)

В 7 главе Крон говорит о конфликте. Общеизвестно, что для того, чтобы зацепить читателя, в тексте должен быть конфликт, глобальное противоречие, которое движет сюжетные коллизии и толкает вперед героев. И довольно часто бывает, что в этом конфликте кроется какая-то загадка, которая, по мысли автора, раскрывается только в финале. Это действительно здорово, когда читатель в конце, закрывая последнюю страницу текста говорит "вау! вот это финал!". Но в стремлении к этому вау-эффекту, многие упускают начало и середину. Разгадка сваливается на голову читателя внезапно, как кирпич, но при этому у него было очень мало шансов дойти до этого финала.

 

От себя: есть такой фильм с Аланом Рикманом в главной роли "Темная гавань". Так вот сам фильм - довольно тягомотная нудятина, но финал производит ошеломительный эффект. Печаль в том, что даже очень пристрастный (в положительном смысле) к фильму зритель при пересмотре не замечает почти никаких намеков на этот эффект (там есть, но очень, очень вскользь). Таким образом, у зрителя нет ни малейшего шанса догодаться о разгадке заранее и при отсутствии других привлекательных вещей, вроде экшна или задорных сюжетных поворотов, фильм смотрится все равно уныло.

 

Вывод - финал, даже ошеломительный, должен быть подготвлен предыдущим повествованием. Чтобы читатель догадывался, но не был уверен до конца. Как вы понимаете, это сложно. Люди, которые умеют писать так, пишут бестселлеры. Но есть и более простой (хотя отнюдь не худший путь) - игра в открытую. Не скрывайте от читателя интригу, и тогда читатель будет вам благодарен. Очень большое количество историй заканчивается именно так, как читатели ждут, и читатели тому только рады.

 

Опять от себя: похоже, что Крон тут говорит о двух типах сюжета - притчевого и новеллистического, надо будет отдельно рассказать об этом поподробнее.

 

В главе 8, автор рассуждает о причинно-следсвенных связях, которые должны как нити основы пронизывать всю историю. У всякого события должны быть последствия, у всякого действия героя - реакция на него других персонажей. У всякого поступка героя - мотивы, которые так или иначе становятся ясны читателю.

 

Помимо этого, все события должны быть увязаны с основным конфликтом (сюжетом) и приключением героя. Не интересно читать про исторические события, падение фондовой биржи или даже сражения, если это напрямую не связано с приключениями героя.

 

Тут я не могу не вспомнить гигантские "лирические отступления" в романах Гюго и не всхохотать. Но вообще-то говоря, все верно. Сегодняшний читатель прочитает про архитектуру или предпосылки революции в соответствующих исторических трудах или википедии, тормозить историю, приосаниваясь энциклопедическими знаниями для современного рассказчика - непозволительная роскошь.

 

В итоге, по поводу каждой сцены в вашем романе вы должны суметь ответить на вопрос: "И что?".

"Постоянно задавайте себе этот вопрос, как четырехлетний ребенок, и в тот момент, когда вы не смогли на него ответить, знайте, что вы наткнулись на прелестное описание, лирическое отступление, - называйте его как хотите, но это отправит вашу историю в свободное плавание".

 

 

5

Комментарии


Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)