Автор: Виэль Эзис

Ещё об инь-ян в художественной литературе

Похоже, в прошлом посте я случайно сформулировала гипотезу, объясняющую избыток мужских персонажей в некоторых направлениях художественной литературы. Собственно, мне это пришло в голову потому, что вопрос гендерного дисбаланса недавно поднимался в обсуждениях на АТ, и главной причиной этого назывался имеющийся в нашей культуре перекос в сторону мужского пола. Думаю, это объяснение верно. В культуре, где в языке слова "человек", "герой" и "персонаж" мужского пола, нет ничего удивительного в количественном перевесе героев-мужчин.

Однако, это в литературе в целом. Если же взять близкий и лучше прочих знакомый мне сегмент фантастическойфэнтезийной эпики, героики и приключений, то преобладание мужчин-персонажей мне всегда казалось в нём естественным. И вот теперь я могу сформулировать гипотезу, почему: потому что приключения, войны, сражения, подвиги, активное изменение мира - это янский аспект.

Конечно, в каждом человеке есть инь и ян. В самой робкой и тихой женщине есть ян, а в самом крутом альфа-самце есть инь. Однако художественная литература, а фэнтези - в особенности, строится на метафорах. И в качестве метафоры янского аспекта естественно взять мужчину, а в качестве метафоры аспекта иньского - женщину. Это не гендерная дискриминация. Это закономерное следствие реального положения вещей. Поэтому если в сюжете художественного произведения основное место занимают сражения, войны, восстания, противостояния с антагонистами, опасные походы за могущественным артефактами, обретение сверх-силы и прочее подобное, то преобладание персонажей-мужчин естественно, и искусственная попытка сбалансировать гендерное распределение на пользу произведению не пойдёт. За исключением разве что случаев, когда одной из задач автора является демонстрация янского аспекта в женщинах.

К чему я всё это? Да просто так. Интересно порассуждать.

3

Комментарии

Я вот в юности-молодости любила про героинь женщин. Вернее как. Самая любимая литература у меня всё равно была про мужчин, но и про женщин мне в принципе тоже нравилось. И сама я раньше ещё до нынешних книг когда писала, то чаще всего ассоциировала себя с героиней. А потом меня переклинило и очень конкретно. Вижу себя на 80 процентов в мужских героях как в своих книгах, так и в персонажах кино и литературы. Чтобы я увидела себя в женской героине, это ей надо быть разве что Дейенерис и то только в паре с Кхалом. )) После его гибели я уже даже в ней себя не вижу. )
Ну, или Белль в "Красавице и чудовище" - да. ))
Джулиан, любопытно. А момент, когда переклинило, был связан с какими-то этапом в жизни?
Виэль Эзис, это произошло в процессе творчества. Я ведь начала писать про Кейлин и Росса, и я тогда вообще не представляла, во что это выльется. У меня были уже до этого так называемые черновики, и там тоже были герой и героиня. И вот пока я писала, появился Фил, который должен был по моему замыслу погибнуть. Но он не погиб. Я не знаю, как так вышло. И вдруг я поняла, что пишу себя именно в нём, а между мной и Кейлин на самом деле пропасть, хотя изначально я думала, что я это она. Так Фил из второстепенного персонажа превратился в главного. И именно тогда я поняла, что именно этого мне и не хватало все предыдущие годы творчества, в которые у меня ничего по-настоящего путного не получалось. Я осознала, что могу писать себя только мужчиной, и так стали рождаться мои книги. Я нашла своих героев.
Джулиан, я рада, что Фил не погиб .
Виэль Эзис, я тоже в итоге очень рада )

Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)