На волне смирения8 участников тэги

Администратор: Позывной "Любочестие"

Как говорил Серафим Роуз: "Быть христианином трудно, почти невозможно". А один из профессоров богословия добавляет: "И никому не советую". Но мы рискнем:) Наше сообщество посвящено Православию; планируем писать о христианских праздниках, традициях, книгах, иконах, святых и т.д. Логин и название взяты из трудов преподобного Паисия Святогорца.

Позывной "Любочестие":

Бог и бомбы: как выглядят и как живут сегодня святыни Сирии

Монастырь Успения пресвятой Богородицы в Блемане



Монастырь Успения Пресвятой Богородицы в Блемане – молодой монастырь Сирии, ему всего 30 лет. Он принадлежит к Лаодикийской митрополии, самой многочисленной в Сирии.

Дальше

Дорога апостолов с Юга на Север проходила именно по этой местности, святые апостолы Петр и Павел, Андрей Первозванный были первыми, кто принес сюда весть о Христе.



Настоятельница Успенского монастыря — схимонахиня Макрина, ученица старца Паисия Святогорца.
Церковь никогда не закрывается, в ней непрестанно читают Псалтирь. Монастырь живет по одному из самых строгих афонских уставов.



Сестры несут всевозможные послушания, но именно рукоделие стало визитной карточкой женского монастыря в Блемане.


Репортаж целиком можно прочитать на сайте "Фомы".

Позывной "Любочестие":

28 августа - Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии



Великий Праздник Успения Богоматери может показаться нецерковному человеку очень странным. Как можно праздновать чью-то смерть? Все у христиан как не «у людей», скажет кто-то. Для них радость то, что для других горе. И, между прочим, этот кто-то будет не так уж и далек от истины.

В христианстве привычный мир действительно в каком-то смысле встает с ног на голову с точки зрения обычной логики. «Мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, для эллинов безумие» (1 Кор. 1, 23), сказал апостол Павел: κηρύσσομεν Χριστὸν ἐσταυρωμένον, Ἰουδαίοις μὲν σκάνδαλον, Ἕλλησι δὲ μωρίαν. Но «безумное Божие мудрее людей» (1 Кор. 1, 25), говорит дальше апостол.Христианское безумие, ἡ μωρία (mōria), оказывается настоящей мудростью, благодаря которой осуществляется победа над смертью.

ДальшеДень расставания с земной жизнью Божией Матери, ее Успение, одновременно сочетает в себе вполне понятную человеческую скорбь с радостью от того, что смерти на самом деле не существует, что Богородица словно бы уснула, чтобы затем пробудиться к вечной жизни и славе.

«Успение» в переводе с церковнославянского значит «погружение в сон», «мирная кончина, подобная сну», «погребение». Это перевод древнегреческого слова ἡ κοίμησις (koimēsis). Оно является однокоренным с глаголом κοιμάω (koimaō), который на русский язык переводится как «спать», «засыпать», «почить», «умирать».

Личность Девы Марии, Ее жизнь и Ее успение имеют для Церкви исключительное значение. Ведь в Пресвятой Богородице осуществилась главная цель всего сотворенного бытия: полное единение с Богом. И дело не только в том, что Мария согласилась на воплощение Бога-сына, полностью подчинив свою волю Божественной. В ее лице, в ее материнстве произошло взаимопроникновение жизни тварной и нетварной. Ее тело соединилось с Богом в Ее утробе. От Ее плоти и крови Христос обрел Свою плоть и кровь.
Поэтому и считается, что зачав Богомладенца наитием Духа Святого, Дева Мария воссоединила все творение, весь мир – с его Творцом. Поэтому Церковь так Ее почитает и молится Ей.

Когда Христос страдал на Кресте, он сказал Деве Марии и апостолу Иоанну Богослову: «Это сын Твой, это Мать Твоя». На основании этих слов Спасителя Церковь учит, что в лице апостола Иоанна Богородица усыновила всех христиан.

Ее смерть, Ее успение было безболезненным, без всякого телесного страдания, подобно тому, как Она родила Христа – тоже без страданий и болезней. Ее тело не видело истления. На третий день после Ее смерти апостолы обнаружили Ее гробницу и погребальные одежды пустыми. Кстати, по Преданию Церкви, первым это обнаружил апостол Фома, тот самый, который своим «неверованием добрым» еще больше содействовал удостоверению Воскресения Христова.

Разлученная на три дня с телом, затем душа Девы Марии вновь с ним воссоединяется – уже на Небесах, и, воскреснув, Матерь Божья идет в Жизнь Вечную. Как сказал Святитель Григорий Палама, «Сия же – Пречистая Дева и превознеслась над всеми и всем: Она единая, ставши между Богом и родом человеческим, сотворила Бога Сыном человека, а людей соделала сынами Божиими; Она соделала землю Небом и обоготворила род человеческий; Она единая из всех превыше всякаго естества явилась Матерью Бога по естеству, а чрез несказанное рождение стала царицей всякой сущей в мире и премирной твари, и, возвышаясь таким образом над подчиненными Ей чрез Нее Самое, и, делаясь Сама причастницей высшего избрания чрез Божественного Духа, Она является высочайшей из превознесенных и блаженнейшей царицей блаженного рода».

Журнал "Фома"

* * *
Успение: сон, а не смерть.
Уже с древних времен у христиан сформировался небольшой пост, предваряющий праздник Успения Пресвятой Богородицы. Лишь несколько праздников в церковном календаре сопровождаются такими многодневными постами. Это подчеркивает особое значение праздничного дня. Почему же именно день Успения (то есть, как сказали бы светские люди, день смерти) Пресвятой Богородицы почитается в Церкви как столь значимый праздник?

ДальшеЕсли мы посмотрим на жизнь Пресвятой Богородицы, то увидим, что с самого Благовещения, когда она узнала о своей великой миссии, Дева Мария понимала, что её жизнь — это крестный путь, и ей нужно будет много пострадать на нем.

Как мать, которая понимает, что она рожает ребенка на заклание, она испытывала большие страдания. И каждый день, видя Младенца, видя как Он растет, она переживала все те эмоции, которые может в это время переживать мать. Однако она сразу приняла свою судьбу. Ангелу, возвестившему ей о рождении Христа она отвечает: «Се раба Господня, да буди мне по глаголу Твоему…».

Богородица смиренно стоит у Креста, она не заграждает собой Своего Сына, когда его избивают. Она молча скорбит, понимая, что так должно быть. И после Пасхи и Вознесения, каждый земной день для неё, конечно, был каторгой, испытанием, страданием, но был полон и ожидания будущей встречи.

Так в общем-то и каждый человек, чувствующий заботу Бога, ждет, когда окончится его земной путь, и он предстанет перед Господом, чтобы получить от Него ту любовь, к которой стремился, ту благодать, к которой все мы призваны. Мы не знаем, когда придет этот час: через минуту, через день, месяц, через годы, но человек должен готовиться к нему всю жизнь. Ждать и уповать.

Успение — славянское слово, которое означает некое особое состояние сна. Когда человек просто засыпает, он оказывается как бы в некой другой реальности, но для христиан не только сон, но и физическая смерть тела — лишь калитка в иную реальность, а вовсе не конец. Мы говорим, что Христос «смертию смерть попрал», то есть смерти в обычном значении после Его распятия и воскресения просто не существует: человек лишь переходит в другое состояние.

Поэтому мы говорим Успение, поэтому говорим — «почил», избегая слова смерть. Ведь слово это в Священном Писании часто употребляется в ином значении: смерть души, а не тела, когда человек, к сожалению, не смог достичь того, к чему призывает его Господь, истощил свои душевные силы и душа его умерла для Бога. Подлинная смерть — это то состояние, когда человек сам добровольно делает выбор не в пользу Бога и вечности, уходит прочь, потому что без Бога ему комфортнее и лучше.

Физическая же кончина последние две тысячи лет может называться смертью лишь условно.

Протоиерей Михаил Зазвонов

Позывной "Любочестие":

Про отца Филофила

Путешествуя в летнюю жару, один из привалов о. Филофил обыкновенно делал у ограды Царства Небесного - было там одно уютное местечко: буйные лопухи в человеческий рост и тень от этих лопухов.
Лежал на спине, дремотно плыл глазами в горней сини... Вдруг - захрустел кто-то лопухами: апостол Петр запер КПП, зашел тоже в тени посидеть.
О. Филофил поднялся, испросил благословения.
- Да лежи-лежи, Филофиле... Филофиле-простофиле.
Шутка у старенького апостола всегда была одна и та же; посмеялись.
ДальшеПетр утерся рукавом ризы :
- Ну и пекло сегодня... Хорошо хоть, посетителей нет пока... А то и не отойдешь. У нас тут сиестов нету...не Бразилия чай какая. Где в лесах много диких обезьян.
Это была еще одна и та же апостолова шутка; опять посмеялись.
- А ты чего? Всё путешествуешь?
- Ага.
- А у вас там как?
- Ну как... Пост.
- И как там они, постом-то ?
- Да как... Всё так же.
- Бьются?!
- Бьются...
- И опять про пост?!
- Про что им еще...про пост. Каждый раз одно и то же... На этот раз война прямо какая-то. Инфоповодов других нету, лето ведь, мертвый сезон, вот и ярятся...Одни, как всегда, кричат, что искажение, изуверство и устарело, другие - что апостольский, и кто не постится - апостасия и кощунство...
- И мною грешником бьются?!
- И тобою, пост-то Петров...
- Господи...ахти мне грешному!.. - Петр вскочил, всплеснул руками, заморгал , как ни за что ни про что обиженное дитя, закапали с воспаленных век частые ясные слезы. Отвел лицо , стал рыться в ризе, искать якобы платок, прокашливаться, не подавать вида :
- Да где ж оно... Вечно в этих карманах...
Вытащил платок, какой-то большой, как бы большое полотно, развернул, держа за четыре угла, посмотрел внутрь: увидел четвероногих земных, зверей, пресмыкающихся и птиц небесных. Свернул , сунул обратно, вынул снова - на этот раз платок был обыкновенный, носовой; сморкался нарочито долго, трубно, на о.Филофила не смотрел, хмуро, тщательно складывал платок в осмь раз. О.Филофилу стало жалко старика:
- Да ну, ничего...пусть их. Ну, бьются...до смерти не убьются. Наши, они такие, их об асфальт не расшибешь... Покалеченных, конечно, много будет, а так...
Петр только махнул рукой, ничего не ответил, полез через лопухи обратно.
О.Филофил шел по жаре, ярой, но все же доброй, какой-то галилейской, шел - улыбался.
Предвкушал, как вернется к себе в клеть , затворит дверь, скажет : "ВЖЖЖУХ!" и поставит токающие усталые ноги в тазик с холодной водой, по-старому, как мать поставила.

Из книги священника Сергия Круглова «Про отца Филофила»

Пустыня:

Самый правильный шашлык

Позывной "Любочестие":

Свенская Печерская икона Божией Матери

Свенская Печерская икона Божией Матери с преподобными Антонием и Феодосием

 

Существуют две основные разновидности Печерской иконы - Печерская-Свенская и Печерская, причем, судя по всему, существует ощутимая путаница названий для разных иконографических образов:

1) С Преподобными Антонием И Феодосием Печерскими Со Свитками.

2) С Коленопреклоненными Антонием и Феодосием Печерскими И Ангелами.

Также, по желанию иконописца, ангелы могут либо присутствовать, либо отсутствовать в обоих иконографических типах.

Я не могу с точностью заверить, какая конкретная икона Печерская, а какая Печерская-Свенская, но для удобства поиска, эти иконописные типы все же разделены в этом каталоге как:

1) Печерская-Свенская – святые стоят со свитками.

2) Печерская – коленопреклоненные святые.

Данное разделение согласуется с описаниями этих икон у Поселянина:

 

Свенская-Печерская икона: На золотом возвышенном троне, поставленном на особом амвоне, величественно восседает Царица Небесная; правая стопа Ее покоится на небольшом камне, а левая стоит на амвоне. На коленях Богоматери восседает Предвечный Младенец Господь наш Иисус Христос; в левой руке Он держит шар, а правой рукой благословляет молящихся. Пречистая Дева держит Своего Божественного Сына обеими руками. По сторонам трона на особых возвышениях стоят с правой стороны преподобный Феодосий Печерский, а с левой — прп. Антоний; в руках того и другого длинные свитки с письменами. На свитке у прп. Феодосия написано: «Владыко Господи Боже Вседержителю, Творче всея твари видимых и невидимых, Своим смотрением возгради дом Пречистой Своей Матери мною, рабом Твоим Феодосием, егоже утверди недвижимо до дне суда Твоего страшного (на) хвалу и славословие Тебе». На свитке же прп. Антония Печерского стоит следующая надпись: «Молю убо вы, чада, держимся воздержания и не ленимся. Имамы в сем Господа помощника». Преподобный Феодосий изображен на иконе без клобука, с открытой головой, в мантии и епитрахили, а прп. Антоний представлен в полной монашеской схиме. Размеры иконы: пятнадцать с половиной вершков в длину и девять с половиной вершков в ширину.

***

Печерская с предстоящими: Богоматерь изображена на ней сидящей на троне, с короной на голове. Руки Свои она возлагает на коленопреклоненных Антония и Феодосия, чудотворцев Печерских. На коленях у Богоматери изображен Спаситель, обеими руками благословляющий преподобных. По бокам трона представлены два ангела. Подобным образом изображаются следующие иконы: Ярославская-Печерская (коей празднуется 14 мая), Свенская (3 мая), Псково-Печерская (15 августа) и другие.

 

Источник — Хризма.рф

Позывной "Любочестие":

Христос Воскрес! Воистину воскрес Христос!


Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав.

«Слово огласительное на Пасху» святителя Иоанна Златоуста


Аще кто благочестив и боголюбив, да насладится сего добраго и светлаго торжества.
Аще кто раб благоразумный, да внидет радуяся в радость Господа своего.
Аще кто потрудился постяся, да восприимет ныне динарий.
Аще кто от первого часа делал есть, до приимет днесь праведный долг.
Аще кто по третием часе прииде, благодаря да празднует.
Аще кто по шестом часе достиже, ничтоже да сумнится, ибо ничимже отщетевается.
Аще кто лишися и девятаго часа, да приступит, ничтоже сумняся, ничтоже бояся.
Аще кто точию достиже и во единонадесятый час, да не устрашится замедления:
любочестив бо сый Владыка, приемлет последняго яко и перваго: упокоевает в единонадесятый час пришедшаго, якоже делавшаго от перваго часа.
И последняго милует, и первому угождает, и оному дает, и сему дарствует.
И дела приемлет, и предложение хвалит.
Тем же убо внидите вси в радость Господа своего: и первии и втории, мзду приимите.
Богатии и убозии, друг со другом ликуйте.
Воздержници и ленивии, день почтите.
Постившиеся и непостившиеся, возвеселитеся днесь.
Трапеза исполнена, насладитеся вси.
Телец упитанный, никтоже да изыдет алчай: вси насладитеся пира веры: вси восприимите богатство благости.
Никтоже да рыдает убожества, явися бо общее царство.
Никтоже да плачет прегрешений, прощение бо от гроба возсия.
Никтоже да убоится смерти, свободи бо нас Спасова смерть. Угаси ю, иже от нея держимый.
Плени ада, сошедый во ад. Огорчи его вкусивша плоти его.
И сие предприемый Исаия возопии: ад, глаголет, огорчися, срет тя доле.
Огорчися, ибо упразднися.
Огорчися, ибо поруган бысть.
Огорчися, ибо умертвися.
Огорчися, ибо низложися.
Огорчися, ибо связася.
Прият тело, и Богу приразися.
Прият землю, и срете небо.
Прият еже видяще, и впаде во еже не видяще.
Где твое, смерте, жало; где твоя, аде, победа; воскресе Христос, и ты низверглся еси.
Воскресе Христос, и падоша демони.
Воскресе Христос, и радуются ангели.
Воскресе Христос, и жизнь жительствует.
Воскресе Христос, и мертвый ни един во гробе: Христос бо востав от мертвых, начаток усопших бысть. Тому слава и держава, во веки веков, аминь.

Слово в день Святой Пасхи священномученика Серафима ЧичаговаСлово в день Святой Пасхи священномученика Серафима Чичагова
Христос Воскресе!

Мы прощены, мы спасены и искуплены — Христос воскресе! В этих двух словах все сказано. На них основана наша вера, наша надежда, любовь, христианская жизнь, вся наша премудрость, просвещение, Святая Церковь, сердечная молитва и вся наша будущность. Двумя этими словами уничтожены все бедствия человеческие, смерть, зло и дарованы жизнь, блаженство и свобода! Какая чудодейственная сила! Можно ли устать повторять: Христос воскресе! Может ли надоесть нам слушать: Христос воскресе!
Но все ли мы понимаем истинное значение этих двух слов: Христос воскресе! Что значит: Христос воскресе? Ведь Христос воскрес не сегодня, не вчера, а много, много веков тому назад. Кто же в наше время может сомневаться, что Христос действительно воскрес на третий день по смерти? Никто! А потому, что же мы свидетельствуем, отвечая на привет «Христос воскресе!» словами «Воистину воскресе»? Свидетельствуем ли мы только нашу веру или еще другое?

Христиане должны участвовать в самом Воскресении Христа. «Аще же Христос не воста, суетна вера наша» (1 Кор. 15,17), — говорит святой апостол, и, следовательно, мы празднуем величайший христианский праздник — всех праздников праздник, ибо на Воскресении Христовом основано само христианство. Но должно ли состоять это празднование лишь в соблюдении церковного устава и в одном нашем присутствии в храмах? Где же внутренний, духовный смысл праздника? Одно воспоминание о великом мировом событии, Воскресении Христовом, может ли принести нам спасение? Нет, христиане должны участвовать в самом Воскресении Христа! Как участвовать? Таинством покаяния и причащения Святаго Тела и животворящей Крови Спасителя, дабы соединиться с Ним — воскресшим Искупителем. В дни Великого поста, в дни покаяния, очищения и возрождения мы должны обновить свои сердца, дабы воскрес в них Христос. Поэтому, кто не участвовал в самом Воскресении Христовом, тот не разумеет и не вмещает в себя истинное значение этих слов «Христос воскресе!» и ответа «Воистину воскресе!»

Воскресение Христа в нас, в наших сердцах доказывается также не одним ответом «Воистину воскресе!» Оно подтверждается радостью о Господе и доказывается любовию ко Христу. Кто любит, тот понимает любовь Божию и не сомневается в ней. Но вспомните, возлюбленные братья и сестры, нашу недавнюю исповедь, как вы каялись в том, что иногда ропщете на Бога, сомневаясь в Его милосердии, как вы обвиняли Господа в своих незаслуженных скорбях и непосильных страданиях, даже в нежелании услышать ваши молитвы! Вспомните, как, живя в грехе, вы были склонны считать Господа немилосердным, глухим и слепым к вашим горю и нуждам! Но теперь, воссоединившись со Христом, сознали ли вы, что Он — Бог Любви, Бог милующий, а не наказующий? Если вы действительно сознали эту истину, то, несомненно, поняли Бога в Его помышлении, полюбили Господа от чистого сердца, Христос воскрес в вас, и можете теперь сознательно ответить на радостный привет христианский «Христос воскресе!» — словами «Воистину воскресе!» Аминь.

Священномученик Серафим (Чичагов)

Пустыня:

Великая Пятница

В. М. Васнецов. Положение во гроб

 

Как тяжело с Тобой прощаться,

Держусь за Крест, чтоб не упасть.

Готово сердце разорваться

Твою, Иисусе, видя страсть.

 

Среди разбойников распялся…

О, как мне, Сыне, не скорбеть!

И где Фома, который клялся

С Тобою вместе умереть?

 

Иуда предал поцелуем

За горсть серебряных монет,

Поющим в храме «Аллилуйя»

Не нужен Твой любви Завет.

 

А Петр отрекся трижды даже,

Оставил любящий Отец…

Ты истекаешь кровью, Блаже,

Не можешь снять с чела венец.

 

Сбылось предсказанное в храме:

В грудь меч вошел по рукоять.

Заплакать может твердый камень,

А я Твоя родная Мать.

 

Над Галилейскою равниной

Все гуще, Чадо, темнота.

Лишь Иоанн да Магдалина

Со мною рядом у Креста.

 

Земля и небо сострадают

Сегодня горю моему,

А люди жалости не знают

Ко мне и Богу своему.

 

Татьяна Соколова-Буланчикова

Позывной "Любочестие":

Вход Господень в Иерусалим

Ж. И. Фландрен. Вход Господень в Иерусалим (1842)

 

Их-то Господь — вон какой!

Он-то и впрямь настоящий герой!

Без страха и трепета в смертный бой

Ведёт за собой правоверных строй!

И меч полумесяцем над головой,

И конь его мчит стрелой!

А наш-то, наш-то — гляди, сынок —

А наш-то на ослике — цок да цок —

Навстречу смерти своей.

 

А у тех-то Господь — он вон какой!

Он-то и впрямь дарует покой,

Дарует-вкушает вечный покой

Среди свистопляски мирской!

На страсти-мордасти махнув рукой,

В позе лотоса он осенён тишиной,

Осиян пустотой святой.

А наш-то, наш-то — увы, сынок, —

А наш-то на ослике — цок да цок —

Навстречу смерти своей.

 

А у этих Господь — ого-го какой!

Он-то и впрямь владыка земной!

Сей мир, сей век, сей мозг головной

Давно под его пятой.

Вкруг трона его весёлой гурьбой

— Эван эвоэ! — пляшет род людской.

Быть может, и мы с тобой.

 

Но наш-то, наш-то — не плачь, сынок, —

Но наш-то на ослике — цок да цок —

Навстречу смерти своей.

На встречу со страшною смертью своей,

На встречу со смертью твоей и моей!

Не плачь, она от Него не уйдёт,

Никуда не спрятаться ей"!

 

Тимур Кибиров

Позывной "Любочестие":

Смерть начинает трепетать. Лазарева суббота



Лазарева суббота, или Вербная суббота,— это суббота шестой недели Великого поста. Эта неделя еще называется Неделей Ваий («Ваия» — пальмовая ветвь (церк. устар.)), или Вербной неделей. В этот день мы вспоминаем чудо воскрешения праведного Лазаря.
В церковном календаре Лазарева суббота и Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) празднуются в соседние дни: субботу и воскресенье. Интересно, что богослужебное время не совпадает с историческим: воскрешение Лазаря произошло за месяц или два до Входа Господня в Иерусалим.
Сейчас эти два праздника неразрывно связаны. Они предшествуют событиям Страстной седмицы: предательству Христа Иудой, страданиям, распятию и Воскресению Спасителя.

События Лазаревой субботыО воскрешении Лазаря пишет один из четырех евангелистов — Апостол Иоанн Богослов.

Перед тем, как отправиться в столицу — Иерусалим, Христос пришел в дом своих друзей в Вифании, предместье Иерусалима. В доме жили Марфа, Мария и их брат Лазарь, здесь они не раз принимали Спасителя как самого дорого гостя. Христа привела сюда печальная весть — его друг Лазарь умер.

Еще по пути в дом умершего друга Христос встретил Марфу и спросил ее: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?» На что Марфа ответила: «Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир».

Христос очень любил своего друга и, подходя к гробнице, где уже четыре дня покоилось его тело, заплакал. Вместе с учениками Он приблизился к пещере и сказал окружающим его людям, чтобы отвалили камень, закрывающий вход. На что Марфа воскликнула, что брат ее уже «четырехдневный» и смердит. Иисус напомнил ей о беседе по дороге в Вифанию: «Не сказал ли Я тебе, что, если уверуешь, увидишь славу Божию?» И камень отвалили.

Стоя перед открытой гробницей, Спаситель начал молиться: «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал [сие] для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон».

После молитвы Христа из пещеры вышел Лазарь, «обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами», с лицом, обвязанным платком. Иисус повелел развязать его. Иоанн Богослов пишет, что, увидев это чудо, многие люди уверовали в то, что Христос — Сын Божий.

И именно с этого дня, видя народную любовь ко Христу, иудейское священноначалие испугалось и задумало страшное: «c этого дня положили убить Его».

Церковь почитает воскрешение Лазаря как одно из самых важных, знаковых чудес, совершенных Христом за время Его земного пути. Это символ того, что Господу подвластно все — и жизнь, и смерть человека. Это надежда на то, что всех верующих во Христа и исполняющих Его заповеди ждет воскресение. Это чудо — свидетельство того, что Господь любит каждого из нас.

Лазаря еще называют «Лазарь Четверодневный» и «друг Божий». Как говорит церковное предание, после воскрешения Лазарь прожил еще 30 лет и стал епископом Китийским — служил на острове Кипр, в городе Китионе (сейчас Ларнака).

Как раз в этом городе в 890 году обрели святые мощи епископа Лазаря. Они лежали в мраморном ковчеге, на котором было написано: «Лазарь Четверодневный, друг Христов». Чуть позже при императоре Льве Мудром в 898 году мощи Лазаря были перенесены в Константинополь, где были положены в храме во имя Праведного Лазаря. В конце IX — начале X века над могилой Лазаря в Ларнаке была построена церковь Святого Лазаря. В 1972 году в этом храме была обнаружена мраморная рака с человеческими останками, которые идентифицировали как мощи святого Лазаря, которые, вероятно, не полностью были вывезены в Константинополь


Проповедь протоиерея Алексий Чубаков, настоятеля храма Сошествия Святаго ДухаСегодня мы с вами, возлюбленные братья и сестры, вспоминаем событие, которое произошло за несколько дней до Крестных Страданий Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Сегодняшним днем заканчивается святая Четыредесятница. Именно сегодня – 40 дней с начала Великого поста. Мы вступаем с вами в особый период времени – Страстную седмицу, которая стоит особняком среди всех других дней церковного года. Предстоящая нам Страстная седмица – эта седмица, в которой мы вспоминаем каждый последний день земной жизни нашего Спасителя. И вот сегодня, за несколько дней до Страданий, Господь совершает чудо – воскрешение человека, который умер уже как четыре дня. Мы все сегодня слышали евангельское повествование об этом чуде. Действительно, Господь являет Себя как истинный Бог и как истинный Человек. Являет, уже не скрывая, что Он есть тот самый Мессия, Которого ожидало человечество в течение многих сотен лет. Он являет себя повелителем жизни.

И мы с вами помним, что Господь не раз воскрешал умершего человека. Он воскрешал дочь Иаира, но тогда были у некоторых сомнения: «а может, она не умерла, а спит?»; «а может, это лишь обморочное состояние?» Здесь же в момент смерти своего друга Лазаря Господь вместе со Своими учениками пребывает далеко от Вифании – того селения, где жил Лазарь. И когда Господь приходит в его дом и видит плачущую Марфу и Марию – сестер праведного Лазаря, – Он просит их отвести Его ко гробу. Все думали, что Господь хочет лишь попрощаться с Ним. Когда Он просит отвалить камень от пещеры, то Его предупреждают: «Господи, а может, не стоит? Потому что уже четвертый день и уже чувствуется запах тления». И тут все видят, что Господь плачет. Господь не плакал на Кресте во время страданий, а тут плачет, тем самым являя любовь к своему другу Лазарю, являя свое человеческое естество.

И тут у нас возникает вопрос: что есть дружба? И что есть дружба с Богом? Некоторые святые отцы этот день называют праздником дружбы и любви. Во время Тайной вечери Господь всех Своих апостолов называет так: «Вы братия Мои, вы друзья Мои». А за несколько дней до этого, когда некоторые из апостолов просят: «Господи, дай нам возможность сесть рядом с Тобою во Царствии Небесном!», – на эту просьбу Господь отвечает: «Можете ли вы пить чашу вместе со Мною, ту чашу, которую Я буду пить?» Это означает: «Можете ли вы разделить со Мною Мою судьбу?» Этот вопрос Господь через апостолов задает каждому из нас. Если мы хотим быть друзьями Божьими, можем ли мы разделить ту судьбу, тот суд Божий, который предназначен каждому из нас? И очень часто мы в жизни видим, как один человек вроде и не верит в Бога и в храм не ходит, не соблюдает заповеди Божии, живет в свое удовольствие. И, казалось бы, все у него хорошо, и Господь снисходит к нему, раз он так счастливо живет. Но на самом деле Господь судил иначе. Он нас спрашивает: «Можете ли вы со Мною разделить Мою судьбу?» Когда в жизни человека бывают какие-нибудь скорби, неудачи и испытания, это не значит, что Господь его оставил. Это означает, что Господь нас любит. Ведь к трупу не подходит враг. Когда человек умирает, ему уже не нужна никакая помощь, никакое хирургическое вмешательство. Когда человек заболевает, к нему подходит врач; и иногда этот врач доставляет и боль, и неудобства, и неприятность. Вот так же и у нас в жизни: если мы хотим быть друзьями Божьими, то мы должны помнить, что Господь как истинный врач касается нас, и иногда от этого становится неловко, неудобно, а порой и больно.

Но опять мы должны ответить себе на вопрос: «Хотим ли мы быть друзьями Божьими?» Если да, то должны понимать, что тогда нам нужно разделить с Господом и судьбу Его. И вот сейчас, вступая в Страстную седмицу, мы должны с вами понять, что как бы ни хотелось нам поскорее достигнуть Светлого Христова Воскресения, мы его не достигнем, если не пройдем с Господом каждый последний день Его земной жизни, не услышим слова предательства Иуды, не увидим, как он берет эти 30 сребреников за жизнь своего Учителя. Если мы не побываем с учениками и апостолами Христовыми на Тайной вечери и не услышим от Господа: «Вы друзья Мои»; если мы не взойдем на Голгофу вместе со Христом, мы не испытаем той радости, которую Господь приготовил любящим Его. Той пасхальной радости, которая ожидает всех, прошедших каждый шаг, стопа в стопу со Христом.

Вступая в святую Страстную седмицу, я всем вам желаю по возможности на этой седмице быть в храме, вслушиваться в слова богослужения, которые содержат смысл последних дней жизни Господа. Я желаю вам, чтобы, пережив эту страстную седмицу, мы с чистым сердцем встретили Светлое Христово Воскресение и великою радость этого события!

Протоиерей Алексий Чубаков, настоятель храма Сошествия Святаго духа в Казани

Пустыня:

"Мне захотелось умереть в эту же ночь"

Шла последняя неделя поста. Перед Страстной было волнительно. На глаза попался отрывок от Чарли Чаплина.

16 апреля 2019 года исполняется 130 лет со дня рождения Чарли Чаплина. В его жизни множество удивительных поворотов и неоднозначных событий. Его биографы, как правило, концентрируют внимание на трудностях его творческого пути, окружавшей его политической подоплеке и взаимоотношениях с самыми разными людьми. При этом сам он в своей автобиографии очень большое внимание уделил своей матери, которая была верующей христианкой и оказала на сына значительное влияние.

«Я вспоминаю один вечер в нашей комнате в подвале на Окли-стрит. Я лежал в постели, выздоравливая после гриппа, Сидней ушел в вечернюю школу, и мы с матерью остались вдвоем. Уже смеркалось, и мать, сидя спиной к окну, читала мне Новый завет, играя и объясняя в своей неподражаемой манере, как любил и жалел Христос бедняков и маленьких детей. Может быть, эта прочувствованность была вызвана моей болезнью, но мамино толкование Христа было самым понятным и самым трогательным из всех, какие мне когда-либо доводилось слышать или видеть. Она говорила о Его терпимости и умении прощать, о грешнице, которую толпа хотела забросать камнями, а Он сказал: «Кто из вас без греха, пусть первый бросит в нее камень».

ДальшеОна читала дотемна, прервав чтение только затем, чтобы зажечь лампу, а потом рассказывала о вере, которую Иисус вселял в больных, – им достаточно было коснуться лишь края его одежды, чтобы тут же излечиться.

Рассказывала она и о ненависти, зависти первосвященников и фарисеев, описывала, как схватили Христа и с каким спокойным достоинством держался Он перед Понтием Пилатом, когда тот, умывая руки, сказал (это она уже играла актерски): «Я никакой вины не нахожу в нем». И дальше рассказывала, как они раздели его донага и стали бичевать, возложили на голову терновый венец, издевались и плевали ему в лицо, говоря: «Радуйся, царь Иудейский!».

Мама продолжала рассказывать, и слезы лились из ее глаз. Она вспоминала о Симоне, который помог Христу нести крест на Голгофу, и о том, как Христос благодарно взглянул на него, о раскаявшемся разбойнике, который умирал вместе с Ним на кресте, прося у него прощения, на что Христос ответил ему: «Сегодня же будешь со мной в раю». И о том, как распятый на кресте Спаситель смотрел на Свою мать и говорил ей: «Женщина, се – сын твой!». И как в предсмертную минуту воскликнул: «Боже мой, для чего ты Меня оставил?» И мы оба плакали.

– Вот видишь, – говорила мать, – он был такой же, как и все мы. Он тоже мучился сомнениями.

Мать так увлекла меня своим рассказом, что мне захотелось умереть в эту же ночь, чтобы скорее встретиться с Христом. Но мать умерила мой пыл: «Иисус Христос хочет, чтобы ты жил и сперва выполнил на земле то, что тебе предназначено», — сказала она. В этой темной комнатке в подвале на Окли-стрит мать озарила мою душу тем светом доброты, который подарил литературе и театру самые великие и плодотворные темы: любовь, милосердие и человечность. ”

Перевод с английского: З. Гинзбург, Д. Самойлов, “Чарли Чаплин. Моя биография”, печатается по открытым источникам в Интернете
Журнал "Фома"
Страницы: 1 2 3 10 следующая →

Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)