На волне смирения11 участников тэги

Администратор: Позывной "Любочестие"

Как говорил Серафим Роуз: "Быть христианином трудно, почти невозможно". А один из профессоров богословия добавляет: "И никому не советую". Но мы рискнем:) Наше сообщество посвящено Православию; планируем писать о христианских праздниках, традициях, книгах, иконах, святых и т.д. Логин и название взяты из трудов преподобного Паисия Святогорца.

Пустыня:

Потребители безразличия

Началась четвертая неделя поста, или Про (не)толерантность от отца Андрея Ткачева

Всеяден стал человек. Ничего не испугается, ни от чего не отшатнётся. Скривится, но съест всё, что ни попросят, тем более, если снимают на камеру.
Скажут ему: «Вот здесь поцелуйте, вот здесь подержитесь, вот тут на коленки встаньте. Это для счастья», — исполнит. Всякую чушь на себя наденет. На фоне какой хочешь глупости сфотографируется. Любую палочку ароматную зажжёт перед любым истуканом.
И всё это — от внутренней пустоты и того уменьшения пространства во времени, которое называют глобализмом.
Так и передвигается внутри съёжившегося пространства внутренне пустой человек, важный представитель западной цивилизации. У него избыток денег и масса свободного времени. Он получает лёгкий доступ к любой интересующей информации, но вместо цельного и выстраданного мировоззрения имеет только жалкую смесь из газетных клише вроде «рыночная экономика», «свобода личности», «террористическая угроза», «защита окружающей среды»…

ДальшеУ этого правнука былой христианской цивилизации в словарном запасе всё те же слова, что и триста-четыреста лет назад: вера, надежда, любовь. Но это уже «вера в прогресс», «надежда на научные достижения» и «любовь к себе». Борьба за истину переросла для него в борьбу за рынки сбыта. А частицей большого целого он чувствует себя не на крестном ходу и не в храме, а на стадионе и возле урны с бюллетенями на очередных выборах.

Этот милейший человек любит животных, но лишь потому, что не любит людей, а любить хоть кого-то, да надо. Смирение он обозвал униженностью, а гордыню — добродетелью. Наконец, потеряв всякий вкус к истине, он решил, что истины нет вообще, и, значит, все по-своему правы.

Эту мерзкую мысль он объявил своим достижением и назвал толерантностью.

Что же скажет этому представителю белого, гордого, цивилизованного мира остальной мир — экзотический, многоликий и «нецивилизованный»? На многих языках — одно и то же: «Приезжай к нам. Лечись нашими народными средствами. Танцуй по ночам на наших пляжах. Фотографируйся на фоне развалин наших древних храмов. И плати нам за это».

Он говорит тихо, склонив лицо вниз и орудуя щётками чистильщика над блестящими туфлями белого туриста:
— Мы скоро сами к тебе приедем. Многие наши уже приехали, но это только десант. Мы будем жить в твоих городах, учиться в твоих университетах. У тебя есть деньги, много денег. Нам нужны они и твои технологии. Ты стал ленив и привычен к комфорту, а мы всё ещё умеем работать. Мы умеем улыбаться и одновременно презирать того, кому улыбаемся. Мы умеем брать подачки, но и ненавидеть тех, кто нам их подаёт. Мы сто раз согнёмся до земли, но однажды мы выпрямимся, а ты согнёшься. Только ты уже не распрямишься.

Мы ненавидим тебя, даже когда учимся в твоих университетах. Мы завязываем галстуки по твоей моде и ненавидим тебя. Мы учим наряду с языком своей матери языки чужих матерей, но лишь для того, чтобы со временем проклясть тебя на всех языках. Ты слишком долго пиршествовал и наслаждался, подчинял и властвовал. Это время заканчивается. У тебя больше нет души, и в твоей системе координат нет другой точки отсчёта, кроме твоего эгоизма. Поэтому тебе не на что опереться. Когда ты умрёшь, даже когда ты только упадёшь, утомлённый развратом, пьянством или собственной дряхлостью, количество людей, желающих вытереть о тебя ноги, будет так велико, что ты навеки будешь смешан с прахом…

Но правнуки былой христианской цивилизации словно бы и не слышат этих угроз.

Они не желают вспомнить об истине и заполнить ею душевную пустоту. Цивилизация, в которой мы живём, перед достижениями которой, как перед истуканом Навуходоносора, ползаем в пыли, — цивилизация безразличия к истине, цивилизация наследников евангельского Понтия Пилата, равнодушного и трусливого соучастника богоубийства.
Будем помнить, что рано или поздно всякой неправде приходит конец. В День Возмездия небеса совьются, как свиток. Великий позор ожидает лживую славу века сего.

Не позавидуешь тогда не только большим и маленьким современным пилатам, но и тем мелким душам, которые сегодня готовы шнурки завязывать цивилизованному европейскому барину. Только за одно это мелкое холуйство будут они наказаны в полной мере наравне с теми, чьи шнурки рвались завязывать.

А уж День Возмездия будет, поверьте. Бог наш на нас мало похож. Чего-чего, а толерантности у Него нету.

Протоиерей Андрей Ткачев

Позывной "Любочестие":

Крестопоклонная неделя

 

Эта Неделя — середина Великого Поста. Крестопоклонной она называется потому, что в этот период Поста из алтаря выносится для поклонения украшенный цветами Крест. Крест находится посреди храма до пятницы 4-й седмицы Великого поста.

 

Дальше

Пустыня:

Злишься - возьми шашлычок!

Шла третья неделя поста, или О психотропной еде от отца Дмитрия Смирнова

о. Александр: - Батюшка, минуло почти две недели Великого поста, и люди замечают, что пост не очень благостно влияет на них. Кто-то становится злее, хотя старается соблюдать меру поста, молиться, на службы ходить. Но раздражение иногда просто взрывает.
о. Дмитрий: - Тут много причин. Самая простая - с голода. Человек сытый успокаивается под психотропным влиянием еды. Смирение - от слова «мир». По-сербски "смирися" значит "успокойся". И смысл поста – в том, чтобы без этого средства войти в состояние "успокойся".
Дальше
о. Александр: - А получается обратное от поста действие - человек только еще больше раздражается.
о. Дмитрий: - Очень многие не понимают смысла поста и Евангелия.

о. Александр: - То есть исполняют механически?
о. Дмитрий: - Некоторые исполняют механически и хотят этим угодить Богу. А Господь заповедал нам очистить внутреннюю скляницу нашей души. Чтобы мы свою природу с помощью благодати Божией изменили.

о. Александр: - Природу меняет именно благодать Божия, которая приходит в сердце человека.
о. Дмитрий: - Да. Надо привлечь Бога, и Он Своею благодатью очистит наши сердца. А у нас как? "Царю Небесный" читаем и не понимаем. Куда Он придет? Читаем автоматически. Потому что к молитве отношение магическое. От этого духовного здоровья не прибавляется, ибо не в многословии будете услышаны. Все время в Евангелии Господь в своих поступках, притчах демонстрирует то, что Ему от нас надо. Идет путник, видит израненного болящего, поднимает его, омывает ему раны, возливает на них умягчающий елей, сажает на свою скотинку, довозит до постоялого двора, гостиннику денег дает, чтобы тот ухаживал за раненым и обещает, вернувшись, заплатить сполна. Всё.

о. Александр: - Такую меру любви человек приобретает в течение длительного времени.
о. Дмитрий: - А если такой случай представился? Зачем ждать меры любви? Вон сколько просящих! Ребенок заплакал - возьми его на ручки, утешь. Люди не понимают, что пост - это не диета. Злишься - возьми шашлычок, поешь - успокоишься. Это гораздо лучше. Известно высказывание: всё ешь, только не людей.

Интервью на радио Радонеж

Позывной "Любочестие":

Вторая неделя Великого поста. Святитель Григорий Палама



Святитель Григорий Палама, архиепископ Солунский, последний "официальный" святой отец, завершивший создание фундамента Церкви, как института. Богослов, опытно изучивший, отстоявший и укрепивший истины и догматы Православия. Например, о нетварном фаворском свете, который может быть видим.
И если в первое воскресенье поста мы празднуем Торжество Православия, неразрывно связанное с утверждением иконопочитания, то сегодня вспоминаем логическое завершение многовековых трудов отцов Церкви.
Церковная полнота:)

Еще немножко о святителеРодился в 1296 году в Малой Азии. Во время турецкого нашествия семья бежала в Константинополь. Григорий получил отличное образование. Все ждали, что он посвятит себя государственной деятельности. Но двадцатилетний юноша удалился в Афонский монастырь Ватопед. Там все свое внимание он сосредоточил на духовной молитве, или как ее еще называют – умном делании. Такая молитва в сочетании с уединением и безмолвием получила название «исихазм», что по гречески значит – покой, молчание. Будущий святитель принял для себя исихазм как основу жизни. Почти через тридцать лет ему пришлось отстаивать основные принципы умного делания на Константинопольском Соборе, в споре с монахом Варлаамом. Тот объявил исихазм ересью. Благодаря своему красноречию и неоспоримости доводов, Григорий Палама победил в дискуссии. Однако у Варлаама было немало высокопоставленных сторонников. В результате Григорий был заключен в темницу. Освободил его новый Константинопольский патриарх, сторонник исихастов. Святитель Григорий Палама был возведен в сан архиепископа Солунского. Влахернский Собор торжественно засвидетельствовал истинность его учения.

Позывной "Любочестие":

40 мучеников Севайстийских



В 313 году святой Константин Великий издал указ, согласно которому христианам разрешалась свобода вероисповедания и они уравнивались в правах с язычниками. Но его соправитель Ликиний был убежденным язычником и в своей части империи решил искоренить христианство, которое значительно распространилось там. Ликиний готовился к войне против Константина и, боясь измены, решил очистить от христиан свое войско.
Читать дальшеВ то время в армянском городе Севастии одним из военачальников был Агриколай, ревностный сторонник язычества. Под его началом была дружина из сорока каппадокийцев, храбрых воинов, которые вышли победителями из многих сражений. Все они были христианами. Когда воины отказались принести жертву языческим богам, Агриколай заключил их в темницу. Воины предались усердной молитве и однажды ночью услышали глас: "Претерпевший до конца, тот спасен будет".

На следующее утро воинов вновь привели к Агриколаю. На этот раз язычник пустил в ход лесть. Он стал восхвалять их мужество, молодость и силу и снова предложил им отречься от Христа и тем снискать себе честь и расположение самого императора. Снова услышав отказ, Агриколай велел заковать воинов. Однако старший из них, Кирион, сказал: "Император не давал тебе права налагать на нас оковы". Агриколай смутился и приказал отвести воинов в темницу без оков.

Через семь дней в Севастию прибыл знатный сановник Лисий и устроил суд над воинами. Святые твердо отвечали: "Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога". Тогда Лисий велел побить святых мучеников камнями. Но камни летели мимо цели; камень, брошенный Лисием, попал в лицо Агриколаю. Мучители поняли, что святых ограждает какая-то невидимая сила. В темнице воины провели ночь в молитве и снова услышали утешающий их голос Господа: "Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные".

На следующий день суд перед мучителем и допрос повторился, воины же остались непреклонны.

Стояла зима, был сильный мороз. Святых воинов раздели, повели к озеру, находившемуся недалеко от города, и поставили под стражей на льду на всю ночь. Чтобы сломить волю мучеников, неподалеку на берегу растопили баню. В первом часу ночи, когда холод стал нестерпимым, один из воинов не выдержал и бросился бегом к бане, но едва он переступил порог, как упал замертво. В третьем часу ночи Господь послал отраду мученикам: неожиданно стало светло, лед растаял, и вода в озере стала теплой. Все стражники спали, бодрствовал только один по имени Аглаий. Взглянув на озеро, он увидел, что над головой каждого мученика появился светлый венец. Аглаий насчитал тридцать девять венцов и понял, что бежавший воин лишился своего венца. Тогда Аглаий разбудил остальных стражников, сбросил с себя одежду и сказал им: "И я - христианин!" - и присоединился к мученикам. Стоя в воде, он молился: "Господи Боже, я верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини и меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами".

Наутро истязатели с удивлением увидели, что мученики живы, а их стражник Аглаий вместе с ними прославляет Христа. Тогда воинов вывели из воды и перебили им голени. Во время этой мучительной казни мать самого юного из воинов, Мелитона, убеждала сына не страшиться и претерпеть все до конца. Тела мучеников положили на колесницы и повезли на сожжение. Юный Мелитон еще дышал, и его оставили лежать на земле. Тогда мать подняла сына и на своих плечах понесла его вслед за колесницей. Когда Мелитон испустил последний вздох, мать положила его на колесницу рядом с телами его святых сподвижников. Тела святых были сожжены на костре, а обуглившиеся кости брошены в воду, чтобы христиане не собрали их.

Спустя три дня мученики явились во сне блаженному Петру, епископу Севастийскому, и повелели ему предать погребению их останки. Епископ с несколькими клириками ночью собрал останки славных мучеников и с честью похоронил их.

Пустыня:

Про мрачную рожу, идиотов и неподъемные усилия. И про гроб. Накрашенный. И про молитву.

Шла вторая неделя поста, или Ликбез от отца Дмитрия Смирнова

С чего надо начинать преображение? Прийти сегодня домой, посмотреть в зеркало на свою мрачную рожу, сказать: "Почему у меня рожа такая мрачная? Потому что я злой человек. Мне надо преобразиться». Но преобразиться не как в школе Станиславского, когда надо представить, что ты счастливый, добрый человек, и это из себя изобразить. Это никому не нужно, это называется "накрашенный гроб" (см. Мф. 23, 27). Гроб можно накрасить, цветочки прибить, всякую ткань, если деньги есть, так можно вообще лаком покрыть, но внутри всё равно труп. Поэтому это не годится. А нужно стать таким.

А стать можно только совершая дела. Если ты ленивый, как тебе сделаться трудолюбивым? Очень просто. Начинай с уборки своего дома: вымой всё, вычисти, разбери шкафы, протри пыль, даже сверху буфета, шкафа, пойди на рыночек, купи стремянку, слазь, возьми тряпочку, намочи, отожми, вытри. А через четыре дня повтори это. И так месяц, два, год. Пройдёт два с половиной года, смотришь, а ты уже трудолюбивый.

Читать всёТак же и с ленью на молитве. "Я, – говорит, – не могу заставить себя молиться". Экие большие усилия – сложить троеперстно руку, осенить себя крестным знамением и сказать: "Господи, помилуй!". Ой, прям кубометр земли вырыть! Нет, не могу. Не "не могу", а "не хочу", потому что никто ж тебя не заставляет делать тысячу поклонов. "Господи, помилуй!" Какие страшные усилия! Но нет, просто лень. И вот, человек может из ленивого сделаться трудолюбивым. Так же из жадного сделаться щедрым. Из бросающегося на всех демона или бабы-яги превратиться в добрую, хорошую, доброжелательную, участливую женщину. Потом подойдёшь к зеркалу через годик, смотришь – на тебя глядит светлое лицо, и морщин-то уже столько нет, и взгляд не исподлобья, а открытый, светлый, и все соседи: "Здравствуйте!", и все рады, потому что в ответ – улыбка, приветствие. Один человек добро сердца посылает другому. И всё вокруг – не только внутри, но и вокруг – начинает преображаться. Преподобный Серафим говорил: "А ты стяжи мирный дух, и вокруг тебя спасутся тысячи". Потому что жить в этом мраке, в злобе, в раздражении, в подозрительности, в негодовании, в постоянном осуждении очень тяжело и болезненно, потому что это есть подлинный ад. И вот, Господь и хочет спасти человека от этого ада. А спасти можно только единственным способом.

Всяческие философы, политические деятели, они идиоты. Потому что они хотят мир преобразить вокруг. Ничего не получается. Что бы они ни строили, получается концентрационный лагерь смерти. Почему? Потому что хотят преобразить не сердце человека, а внешнюю жизнь. И получается что? Бараки, колючая проволока. Ничего другого. В любой стране мира, как только затевают сделать людей счастливыми, заканчивается всё концентрационным лагерем и отрезанием голов, больше ничем. Потому что человек этому не подчиняется. <Человек обретёт счастье>, только если он преобразится сам.

Представим себе, сто человек на один процент станут добрее. Что это значит? Это значит, 99 останется такими, как были, а один станет святой. И он уже будет этот свет радости, добра, прощения других, терпения, распространять и на других. И все вокруг – и дети, и внуки – все будут преображаться, потому что будут наталкиваться на добро, снисходительность, на готовность помочь, на желание подставить плечо, а не наоборот, затоптать. Всё наоборот. Жизнь улучшится. И в нашей жизни есть поле, оно огромное, для того, чтобы нам преображаться. И вот, Господь хочет именно этого. И это действительно, и в Писании написано: блаженнее давать, нежели принимать (Деян. 20, 35). Гораздо. Это и сердцу веселее, и Богу угодно. Это только маленький ребёнок, неразумный, ещё не обученный: "А мне? А мне? А мне? И я хочу!". Потому что он грешный человек, что в нём? Только обыкновенная человеческая зависть. А человек, наученный христианству, наоборот, лучше даст: "Да ничего не надо, да возьмите". Да, можно приобрести что-то материальное, но потеряешь-то духовное. А попробуй, за материальное приобрети что-нибудь духовное. Пойди в булочную и скажи: "Отрежьте мне 800 грамм чего-нибудь духовного". Нет. Это возможно, только трудясь самому. Только сам.

Протоиерей Димитрий Смирнов

Позывной "Любочестие":

Торжество Православия

 

В середине IX века в Византии закончился период иконоборчества, длившийся полтора столетия. Спор о том, можно ли изображать Христа, Богородицу, святых и молиться перед этими образами, выливался в жестокие гонения и убийства иконопочитателей.

 

После церковного собора 843 года, осудившего иконоборцев и восстановившего иконопочитание в империи, царица Феодора предложила устроить церковное торжество, которое пришлось на первое воскресенье Великого поста.

 

В воспоминание об этом событии ежегодно в первое воскресенье Великого поста Православная церковь торжественно празднует восстановление иконопочитания, именуемое «Торжество православия».

 

К XIV веку сложился особый чин Торжества православия, который был дополнен текстами, содержащими православные догматы. В тексте службы провозглашается торжество церкви над всеми существовавшими ересями, утверждаются постановления семи Вселенских соборов.

Пустыня:

Ярослав Мудрый



Сегодня день памяти Ярослава Мудрого. Да-да, того самого древнего-древнего князя. Конечно, не такого древнего как Ной, но все же нашего, древнерусского. Известен он, в первую очередь, созданием Русской правды: свод законов, кодекс чести, формировавшийся его предками, начиная, пожалуй, со времен святой Ольги, а то и раньше.
Лично мне он ещё симпатичен и тем, что был великим книжником. Читатель, собиратель книг, писатель (та же Русская правда), просветитель. Про последнее в летописи есть забавный и любопытный эпизод, как родители рыдали и и стенали, отдавая своих деточек в школы, открываемые Ярославом. Думается, школы были христианские, преподавали в них основы Православия, вот и истерили родные над своими чадами. (Что-то мне это напоминает...)
А Ярослав был прост и мудр. Понимал текущую ситуацию, предугадывал будущую; видел и строил ту самую русскую идею в лучшем смысле этого словосочетания.
В общем, с праздником!

Страница из Русской правды
Страница из Русской правды

Позывной "Любочестие":

Неделя о мытаре и фарисее



Первая подготовительная неделя перед Великим постом. Основана на евангельской притче (см. ниже). Называется сплошной седмицей, потому что на ней нет постных дней.

Христос говорит: «Два человека вошли в храм помолиться, один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи или этот мытарь. Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть всего, что приобретаю». Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаза на небо, но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже! Милостив буди мне грешному!». Говорю вам, — заканчивает Христос эту притчу, — что мытарь пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится».

Для лучшего понимания кто есть ктоМЫТАРЬ (греч. τελώνης, тэлонэс, лат. publicanus) – это «откупщик» или «сборщик налогов». Сам этот профессиональный термин нейтрален и означает любого представителя «налоговой службы» (в нашем городе есть «Мытнинская улица»), но в евангельском тексте речь идет о сборщике податей для римской казны после вхождения Палестины в состав Римской империи (с 63 года до н. э.). Поэтому в славяно-русской традиции он означает, как правило, евангельского мытаря – «лихоимца» и «притеснителя». Это связано с особым статусом мытарей в иудейском обществе.

Иудейский народ справедливо ненавидел «коллаборационистов» мытарей за то, что они служили оккупантам в качестве экзекуторов и часто пользовались своим «служебным положением» для личного обогащения (Лк.19:1,8), обирая при этом своих соплеменников. С другой стороны, уже сама эта профессия считалась не только презренной, но и ритуально «нечистой», поскольку, согласно еврейскому религиозному законодательству, подати следовало платить только в Иерусалимский храм – единственное место земного пребывания Бога. Талмуд приравнивал мытарей к грешникам, язычникам и прелюбодеям и повелевал отлучать от Синагоги. Вполне понятно, что и Христос подвергался упрекам со стороны фарисеев, этих блюстителей религиозной «чистоты» за то, что Он общается с «нечистыми» мытарями (Мф.9:11 и др.).

Поэтому притча Спасителя была дерзким вызовом «общественному сознанию»: Он хотел сказать, что «потерянных» людей нет, и потому нарочито избрал в качестве примера искреннюю молитву мытаря, более угодную Богу, чем лицемерное самопревозношение формально праведных фарисеев (Лк.18:9-14). «Мытари и блудницы вперёд вас идут в Царство Божие» (Мф.21:31). Известно, что евангелист Матфей, один из Двенадцати апостолов, до обращения был мытарем (Мф.10:3).

***

ФАРИСЕИ – представители одного из трёх основных древнееврейских религиозно-политических течений, или партий (наряду с саддукеями и ессеями), возникших в эпоху Маккавеев (в середине II века до н. э.). Сам термин (евр. перушим, греч. фарисайой, фарисеи) переводится как «обособившиеся», «отделённые», т. е. «чистые» в религиозном и ритуальном отношении. Фарисеи были духовными лидерами нации и пользовались поддержкой и глубокой симпатией народа. Их влияние усиливалось и тем, что книжники, знатоки и учителя Писания, в подавляющем большинстве принадлежали к фарисеям. Основная забота фарисеев состояла в толковании и строгом соблюдении Торы (Закона Моисея). При этом для них существовала не только «письменная Тора», но и «Тора устная», восходившая к отеческим традициям, не зафиксированным в архаичном своде Моисея.

По существу, фарисеи развивали ветхозаветную религию и, в отличие от эллинизированных рационалистов саддукеев, верили в бессмертие души, загробное воздаяние и воскресение мёртвых (души праведников попадают в новые тела, души грешников терпят вечное наказание). Они также признавали существование ангелов и демонов (см. Деян.23:8), и на эти представления опирались в своей проповеди Христос и апостолы. О роли фарисеев в становлении христианства образно выразился один западный историк: два фарисея (Никодим и Иосиф Аримафейский) с честью похоронили Христа, а третий распространил Его учение по всему миру (имеется в виду фарисей Савл, будущий апостол Павел[3]).

После падения Иерусалима и сожжения Храма (70 год н. э.), исчезновения с политической арены саддукеев (представлявших аристократию и священство), ессеев и зилотов, фарисеи стали единственной силой, определяющей последующее развитие иудаизма. Современный раввинистический иудаизм – преемник и наследник фарисейства.

Основным источником информации о фарисеях являются иудейский историк Иосиф Флавий и книги Нового Завета.

Позывной "Любочестие":

7 января - Рождество Христово

На этой иконе, собственно, вся история праздника — Младенец Спаситель, Его Мама, отдыхающая после родов. Слева волхвы, справа пастухи, вокруг ангелы. Повитухи, пришедшие в пещеру, когда узнали, что там родился Ребенок. Задумчивый Иосиф. Рядом с ним мелкий старичок. Иногда думают, что это некий образ смирения, присущего Иосифу, но это не так; это сомнение, однажды посетившее Иосифа.

Вот так в одном образе тесно переплелись земное и небесное, обыденное и вечное.


Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)