Администратор: Позывной "Любочестие"

Позывной "Любочестие":

Неделя о мытаре и фарисее



Первая подготовительная неделя перед Великим постом. Основана на евангельской притче (см. ниже). Называется сплошной седмицей, потому что на ней нет постных дней.

Христос говорит: «Два человека вошли в храм помолиться, один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи или этот мытарь. Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть всего, что приобретаю». Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаза на небо, но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже! Милостив буди мне грешному!». Говорю вам, — заканчивает Христос эту притчу, — что мытарь пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится».

Для лучшего понимания кто есть ктоМЫТАРЬ (греч. τελώνης, тэлонэс, лат. publicanus) – это «откупщик» или «сборщик налогов». Сам этот профессиональный термин нейтрален и означает любого представителя «налоговой службы» (в нашем городе есть «Мытнинская улица»), но в евангельском тексте речь идет о сборщике податей для римской казны после вхождения Палестины в состав Римской империи (с 63 года до н. э.). Поэтому в славяно-русской традиции он означает, как правило, евангельского мытаря – «лихоимца» и «притеснителя». Это связано с особым статусом мытарей в иудейском обществе.

Иудейский народ справедливо ненавидел «коллаборационистов» мытарей за то, что они служили оккупантам в качестве экзекуторов и часто пользовались своим «служебным положением» для личного обогащения (Лк.19:1,8), обирая при этом своих соплеменников. С другой стороны, уже сама эта профессия считалась не только презренной, но и ритуально «нечистой», поскольку, согласно еврейскому религиозному законодательству, подати следовало платить только в Иерусалимский храм – единственное место земного пребывания Бога. Талмуд приравнивал мытарей к грешникам, язычникам и прелюбодеям и повелевал отлучать от Синагоги. Вполне понятно, что и Христос подвергался упрекам со стороны фарисеев, этих блюстителей религиозной «чистоты» за то, что Он общается с «нечистыми» мытарями (Мф.9:11 и др.).

Поэтому притча Спасителя была дерзким вызовом «общественному сознанию»: Он хотел сказать, что «потерянных» людей нет, и потому нарочито избрал в качестве примера искреннюю молитву мытаря, более угодную Богу, чем лицемерное самопревозношение формально праведных фарисеев (Лк.18:9-14). «Мытари и блудницы вперёд вас идут в Царство Божие» (Мф.21:31). Известно, что евангелист Матфей, один из Двенадцати апостолов, до обращения был мытарем (Мф.10:3).

***

ФАРИСЕИ – представители одного из трёх основных древнееврейских религиозно-политических течений, или партий (наряду с саддукеями и ессеями), возникших в эпоху Маккавеев (в середине II века до н. э.). Сам термин (евр. перушим, греч. фарисайой, фарисеи) переводится как «обособившиеся», «отделённые», т. е. «чистые» в религиозном и ритуальном отношении. Фарисеи были духовными лидерами нации и пользовались поддержкой и глубокой симпатией народа. Их влияние усиливалось и тем, что книжники, знатоки и учителя Писания, в подавляющем большинстве принадлежали к фарисеям. Основная забота фарисеев состояла в толковании и строгом соблюдении Торы (Закона Моисея). При этом для них существовала не только «письменная Тора», но и «Тора устная», восходившая к отеческим традициям, не зафиксированным в архаичном своде Моисея.

По существу, фарисеи развивали ветхозаветную религию и, в отличие от эллинизированных рационалистов саддукеев, верили в бессмертие души, загробное воздаяние и воскресение мёртвых (души праведников попадают в новые тела, души грешников терпят вечное наказание). Они также признавали существование ангелов и демонов (см. Деян.23:8), и на эти представления опирались в своей проповеди Христос и апостолы. О роли фарисеев в становлении христианства образно выразился один западный историк: два фарисея (Никодим и Иосиф Аримафейский) с честью похоронили Христа, а третий распространил Его учение по всему миру (имеется в виду фарисей Савл, будущий апостол Павел[3]).

После падения Иерусалима и сожжения Храма (70 год н. э.), исчезновения с политической арены саддукеев (представлявших аристократию и священство), ессеев и зилотов, фарисеи стали единственной силой, определяющей последующее развитие иудаизма. Современный раввинистический иудаизм – преемник и наследник фарисейства.

Основным источником информации о фарисеях являются иудейский историк Иосиф Флавий и книги Нового Завета.
1

Комментарии


Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)