Бесконечное путешествие по Венгрии22 читателя тэги

Автор: Дракуловед

Поиск следов Средневековья...

Церковь Матьяша. Часть 7. Портреты Яноша Хуньяди

Спустившись с галереи, попадаем в западную часть храма. Дальняя дверь возле лестницы — это проход в Лоретскую капеллу, в которую мы уже заглядывали.

01

 

Рядом — южный вход (врата Марии), которые охраняются двумя стражами. Рисунок выполнен художником Берталаном Секеем во время реконструкции собора, проводившейся под руководством Фридеша Шулека. Существует предположение (ничем не подтверждённое), что прототипом для воина, изображённого слева, послужил Янош Хуньяди, отец короля Матьяша.

02

продолжение далее

Церковь Матьяша. Часть 6. Вид с галереи

Вот так выглядит центральный неф церкви, если смотреть с галереи. Вдалеке видны органные хоры. Именно там стоял Ференц Лист, не приглашённый на коронацию 1867 года, и слушал исполнение своей Коронационной мессы. Пишут, что Лист покинул собор ещё до окончания мероприятия и направился домой, на квартиру в Пеште, но толпа людей, которая стояла возле церкви и ждала выхода коронованных особ, кричала ему вслед "ура", потому что слышала музыку, доносившуюся из открытых дверей.

01

 

Главный алтарь, если смотреть с галереи:

02

продолжение далее

Церковь Матьяша. Часть 5. Выставка в честь коронации

Уже плохо помню, как я туда попала, но, кажется, я собиралась подниматься на галерею, когда увидела вход в очередную капеллу. Это капелла Святого Иштвана. Расположена на месте другой капеллы, которая стояла здесь в 15-м веке и являлась фамильным местом погребения семьи Гараи.

В 2017-м там устроили небольшую выставку, посвящённую 150-годовщине коронации императора Франца Иосифа и его супруги Елизаветы Баварской (императрицы Сисси). Франца Иосифа и Елизавету короновали как правителей Австро-Венгрии как раз в церкви Матьяша. Было это в 1867 году, после чего церковь и стала называться Коронационным собором.

Первое, что попалось мне на глаза при осмотре выставки, это партитура Коронационной мессы. Коронационную мессу сочинил Ференц Лист специально для этой коронации, но, как я позже выяснила, на торжества его не пригласили. Исполнение своего произведения он слушал, стоя на органных хорах, да и то не дослушал — ушёл в расстройстве.

01

 

Франца Иосифа, разумеется, короновали Короной Святого Иштвана — священной короной венгерский королей, но на выставке была представлена копия. Оригинал хранится в здании Парламента.

02

продолжение далее

Церковь Матьяша. Часть 4. Заходим внутрь

Внутри церкви обстановка весьма своеобразная. С одной стороны при виде таких интерьеров хочется сказать "ух ты!", а с другой стороны жаль, что средневековой атмосферы здесь нет.

Когда-то много веков назад в церкви Матьяша были очень замысловатые настенные росписи, которые оказались закрашены после того, как Буду захватили турки и превратили эту церковь в мечеть. Архитектор Фридеш Шулек обнаружил фрагменты, но их осталось немного, поэтому восстановить узоры полностью не получалось никак. Пришлось опять фантазировать на тему. Для росписи стен также были приглашены известные в то время в Венгрии живописцы: Берталан Секей и Карой Лотц.

Вся эта позолота чем-то напоминает внутреннюю роспись здания венгерского Парламента. Но в Средние века ничего такого не было. Увы!

01

 

Центральный вход (западный) закрыт, поэтому туристы заходят с южной стороны, через врата Марии (вид снаружи я покажу попозже).

02

продолжение далее

Церковь Матьяша. Часть 3. Проекты реконструкции

Поскольку никто толком не знал, как выглядела церковь Матьяша в Средние века, у архитектора Фридеша Шулека было несколько вариантов того, какой именно вид она должна приобрести по итогам реконструкции. Самое интересное, что колоколен могло быть две, что является характерным для готической архитектуры.

Вот проект 1873 года. Как видите, колокольни — две, а здания, построенные иезуитами справа и слева от церкви, пока ещё никто не собирается сносить:

продолжение далее

Церковь Матьяша. Часть 2. Вид церкви в разные века

Считается, что реконструкция, проведённая в 1874—1896 годах под руководством архитектора Фридеша Шулека, вернула собору средневековый облик, но в действительности никто точно не знает, как выглядел собор в Средние века. Спасибо многочисленным перестройкам. В итоге Шулек просто пофантазировал на средневековую тему, так что здание официально относится к стилю неоготики.

То, что сделал Шулек, просто язык не поворачивается назвать реставрацией, потому что в результате его деятельности мы получили новодел. Почти все детали в стиле барокко, которыми обросла церковь в 17-м и 18-м веке, были уничтожены, за исключением северной стены, где кое-что осталось. А что касается средневековых деталей, то все они были по возможности заменены новыми. То есть бралась средневековая каменная деталь, по её образцу делалась новая, а старая... куда-то девалась. Так написано в брошюре, которую я купила в соборе, когда его посещала. В 19-м веке это считалось самым простым, дешёвым и эффективным способом реставрации, ведь новая деталь, которую сделали по образцу старой, прослужит гораздо дольше.

Также в результате этой "реставрации" были полностью снесены два боковых притвора 15-го века постройки. Юго-восточный вход (так называемый Невестин портал) Шулек решил не восстанавливать из-за плохого состояния кладки. Более-менее восстановлен средневековый вид у западного фасада (на фото), у южного (первые два фото в предыдущем посте), а также у колокольни Матьяша:

01

 

На восточном фасаде отсутствует множество каменных украшений, которые могли бы там быть. Архитектор решил не перегружать, хотя на готическую архитектуру это уже не очень похоже:

02

продолжение далее

Церковь Матьяша. Часть 1. Введение

Церковь Матьяша — один из символов Будапешта. Здание с очень запутанной историей, причём путаница начинается с момента основания.

Датой основания считается 1015 год. Так гласит надпись на главном алтаре, сделанная в 1690-м году, а основателем считается первый венгерский король Иштван Святой, с которого началась династия Арпадов.

Разумеется, никаких документов, подтверждающих появление церкви в 1015 году, не сохранилось, так что это событие — скорее миф и красивая легенда. Куда более вероятно, что церковь основана королём Белой IV в 1245—1255 годах — примерно в то время, когда он основал Буду (будущий Будапешт).

Изначально церковь была посвящена Вознесению Богородицы, а официально называлась — Собор Всеблагой Девы (Девы Марии). В 1470 году, когда король Матьяш отремонтировал собор и построил новую колокольню, церковь освятили заново в честь апостола Матфея, небесного покровителя Матьяша, но над центральным входом до сих пор есть раскрашенный барельеф с изображением Девы Марии. Собор до сих пор зовётся "церковь Матьяша", хотя с 19-го века его официальное название — Главный Коронационный собор.

Увы, от того здания, которое было в Средние века, уже почти ничего не осталось. Церковь Матьяша перестраивалась чаще, чем какая-либо другая церковь в Венгрии. До того, как её перестроил Матьяш, она перестраивалась минимум дважды — при Лайоше Великом и Сигизмунде Люксембургском.

После Матьяша она перестраивалась ещё минимум пять раз:

- в середине 16-го века, когда Буду завоевали турки и превратили церковь в мечеть;

- в конце 17-го века, когда Буду отвоевали у турок, а церковь отдали иезуитам;

- в первой четверти 18-го века после пожара 1723 года;

- в середине 19-го века,

- а также в конце 19-го века в связи с празднованием 1000-летия Венгрии.

И это не считая долгих восстановительных работ после 2-й Мировой войны и масштабной реставрации 2006—2013 годов.

Церковь находится на центральной площади Старого города на Крепостной горе, так что любой, кто туда попадает, обязательно увидит это здание.

Пришлось раскорячиться, но я всё-таки сумела уместить это здание в горизонтальный кадр:

01

продолжение далее

Подземный лабиринт Старого города. Часть 17, финальная

Мы долго бродили по лабиринту и осмотрели почти всё. Последняя часть лабиринта, которую нам предстоит увидеть, находится по соседству с экспозицией, посвящённой пещерам. Мы идём туда, где мерцает жёлтый огонёк:

01

 

Пол там мокрый и на нём скользковато:

02

продолжение далее

Подземный лабиринт Старого города. Часть 16

Когда туристы бродят по лабиринту, то почти в самом конце маршрута им попадается экспозиция, посвящённая знаменитым пещерам в разных уголках света.

01

 

Честно скажу, что я в эти пещеры не собираюсь, поэтому мне было не очень интересно, и щиты с информацией я не фотографировала. Зато фотографировала сами помещения, где всё это развешано. В кои-то веки освещение было нормальное.

02

продолжение далее

Подземный лабиринт Старого города. Часть 15

Из зала мы попадаем в длинный-длинный прямой коридор. Даже на плане лабиринта он выглядит заметно — коридор слева, который соединяет помещения, обозначенные в верхнем левом и верхнем нижнем углах пална:

01

 

А в конце коридора нас подстерегают "вампиры" в клетках, но другие. Опять звучит оперная музыка...

02

продолжение далее


Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)