Автор: Дракуловед

Монастыри Буковины. Монастырь Воронец

Монастырь Воронец — последняя остановка в нашей экскурсии по монастырям Буковины. Как уже когда-то упоминалось, монастырь был основан князем Штефаном Великим в 1488 году после того, как в эти места перебрался жить Даниил Отшельник. Даниил спасался от строительного шума, так как неподалёку от прежней кельи Даниила был по приказу Штефана построен монастырь Путна.

И вот шум строительства настиг Даниила на новом месте. В 1488 году началось возведение храма великомученика Георгия Победоносца:

01

 

С фресками здесь та же история, что и везде. Хорошо сохранились росписи только на двух стенах — южной и западной. Восточная выглядит вот так:

02

 

Северная выглядит так:

03

 

Стены вокруг монастыря не сохранились:

04

 

Но кое-где видны их основания:

05

 

Колокольня в надвратной башне относительно новая:

06

07

 

Вот это генеалогическое древо (родословие) Иисуса Христа. Это древо часто изображают на иконах, а здесь оно размещено на стене:

08

 

Вот ссылка на оригинал фото, чтобы рассмотреть детали. Особенно занятно, что святые сидят в цветах этого древа, как Дюймовочки

 

Ещё одна примечательная серия фресок — история Святого Иоанна Нового. Новым он назван, чтобы не путать его с Иоанном Богословом, евангелистом, а Иоанн Новый — это местночтимый молдавский святой, который был канонизирован в начале 15-го века, во времена молдавского князя Александра Доброго, деда Влада Цепеша (Дракулы) по матери.

 

Иоанн жил в первой половине 14-го века. Он был купцом из Трапезунда (в общем, греком) и соответственно православным. Однажды случилось ему плыть на корабле по Чёрному морю и по пути заспорить с капитаном (генуэзцем, то есть католиком) о вере. Генуэзец проиграл спор и затаил обиду.

Тем временем корабль прибыл в город Белгород-Днестровский, который тогда назывался Аккерман и принадлежал татарам. Генуэзец, желая отомстить за проигранный спор, сказал местному правителю, что Иоанн хочет отказаться от христианства и принять местную веру. Правитель велел позвать Иоанна, а когда выяснилось, что Иоанн не высказывал желания отказываться от христианства, генуэзца уже и след простыл. Тогда правитель, чтобы не ставить себя в глупое положение, предложил Иоанну всё равно сменить веру. Иоанн отказался.

Его избили прямо в тронном зале правителя, порвали одежду, но это не возымело действия. Тогда Иоанна бросили на ночь в темницу, а утром снова предложили сменить веру. Иоанн всё равно отказался, и тогда его привязали за ноги к хвосту коня, протащив по улицам города, а под конец отрубили голову и бросили тело на улице.

Ночью возле тела появились три светящиеся фигуры (три ангела) с кадильницей, которые начали кадить над телом и читать заупокойную молитву. Один татарин увидев это, хотел выстрелить в них из лука, но его парализовало.

Тогда местным христианам позволили похоронить тело, и оно оставалось на местном кладбище. Примерно в середине 14-го века Аккерман перешёл во владение молдаван и стал называться Четатя Албэ, а в 1402 году Александр Добрый, узнав историю Иоанна Нового, решил перенести его останки в Сучаву, молдавскую столицу. Именно тогда Иоанн был канонизирован.

С тех пор его останки (теперь уже мощи) находятся в Сучаве в монастыре Иоанна Нового. В этот монастырь мы тоже доберёмся, а пока давайте посмотрим фрески....

 

Вот Иоанна приводят к местному правителю в Аккермане, разрывают на нём одежду, избивают, привязывают к хвосту лошади и протаскивают по улицам. А вон ангелы с кадильницей, в которых целится татарин:

09

 

Вот эпизод, который не вместился в предыдущий кадр - Иоанна Нового посадили в темницу, а утром снова спрашивают, согласен ли тот сменить веру:

10

 

А вот мощи переносят в Сучаву. Навстречу выходит Александр Добрый с супругой и боярами:

11

 

И ещё одна занятная фреска — история о том, как Святой Георгий Победоносец победил змея-дракона. (На всякий случай напомню, что храм, чьи фрески мы сейчас рассматриваем, посвящён Святому Георгию). Георгий, сидя на коне, втыкает копьё в пасть змея, а принцесса (царевна) на своём поясе ведёт побеждённого змея в город.

Подробно историю с Георгием мы обсуждали раньше, когда в Сигишоаре в Церкви на Холме осматривали фреску на тот же сюжет. Ещё тогда мы заметили, что средневековые художники, иллюстрируя древние легенды, всегда изображают одежду и архитектуру своего времени и своего региона, а не что-то древнее, о чём понятия не имеют. Именно поэтому на фреске в Сигишоаре святой и принцесса одеты по средневековой венгерской моде, а в монастыре Воронец — по молдавской моде.

12

 

Продолжение следует...

4

Комментарии


Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)