Автор: Дракуловед

Монастырь Снагов. Часть 6. Могилы монастыря и "мир мёртвых"

В Снагове за пределами церкви не осталось могил. Археологи всё выкопали (разве что братское захоронение революционеров-утопленников осталось), но в самой церкви есть довольно много захоронений. Они сосредоточены в притворе (западная часть храма), что соответствует правилам.

Православный храм обычно делится на три части: притвор, средняя часть и алтарная часть. Притвор символизировал царство мёртвых, подземный мир. Средняя часть обозначает мир живых. Алтарная часть — небо, рай. Именно поэтому могилы обычно устраивались в притворе. В средней части храма хоронили только за особые заслуги, и это были люди знатные — примеры мы видели в церкви св. Николая в Куртя-де-Арджеш, где в средней части храма похоронены почти сплошь князья.

В Снагове в притворе храма вдоль северной и южной стен похоронены бояре. Вот могилы вдоль южной стены:

01

 

Могилы вдоль северной стены. Благодаря им мы можем себе представить, как могла выглядеть "могильная плита Дракулы", где все надписи стёрты:

02

03

04

05

 

Изначально (во времена князя Нягое Басараба, который построил эту церковь) притвор был открытый и выглядел примерно вот так, как показано на фото ниже, но затем просветы между колоннами заложили кирпичами:

06

 

Во времена князя Мирчи Чобанула, монахи Снагова обратились к князю с просьбой разрешить им замуровать просветы между колоннами своей церкви, потому что снег и дождь попадали внутрь, и было очень неуютно. Так у храма в Снагове появились эти белые ниши на фасаде.

07

 

Притвор был расписан уже после того, как просветы между колоннами оказались заложены, то есть позже, чем вся остальная церковь. Вот здесь даже видно, что рисунок на стенах расположен без учёта того, где раньше находились просветы:

08

 

В притворе также повторена фреска, которая есть в средней части храма. Эту фреску в средней части мы уже частично рассматривали:

09

 

Слева изображён князь Нягое Басараб с маленьким сыном Феодосием, а рядом князь Мирча Чобанул:

10

 

А здесь мы видим семью Мирчи Чобанула. Первым изображён его старший сын — Петру, затем — его сын Раду... и ещё Мирча, который вообще не из этой семьи, но почему-то изображён как сын Мирчи Чобанула. (Кстати, они из-за своих парадных княжеских одеяний и длинных волос похожи на женщин, но это не женщины.)

Дальше изображена супруга Мирчи Чобанула — государыня Кяжна. Единственная женщина, дорвавшаяся до власти в Румынии (Валахии), пока эта территория оставалась княжеством.

11

 

А вот это уже в притворе:

12

 

Фрески в средней части и в притворе сильно похожи, но не идентичны. Наибольшую часть церкови расписывал мастер, которого звали Добромир Младший (Dobromir cel Tânăr), из Тырговиште. Про него известно только то, что он жил в 16-м веке, был монахом. Расписывал церковь в Снагове, а также работал в монастыре Тисмана. Притвор расписывался кем-то другим.

 

Продолжение следует...

5

Комментарии

Логично, что просветы замуровали
Silva, с замурованными тоже смотрится неплохо, хотя с незамурованными вся постройка кажется более лёгкой, воздушной. В то время в храмах это ценилось

Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)