А теперь разберёмся с историей храма, построенного Дракулой (Владом Цепешем) в Тыргшоре... Как уже говорилось, храм располагался на княжеском дворе. Теперь на месте двора находится монастырь Турну. Храм, построенный Дракулой, располагался на том же месте, что и нынешний главный храм монастыря.
Также на всякий случай напомню, что монастырь существует с 16-го века, но в 19-м веке оказался заброшен, разрушился и фактически исчез. В 1997 году монастырь формально возродился. В 2003—2004 годах была отремонтирована главная церковь, которая одиноко стояла посреди пустоши. А в 2015-году были восстановлены монастырские стены и постройки периода 16-го века.
Храм Дракулы, стоявший здесь изначально, был прямоугольным и по площади меньше, чем нынешний храм. В притворе нынешнего храма во время раскопок нашлись следы старой постройки 15-го века — обломки кирпича и куски штукатурки со следами фресок. При этом за пределами нынешнего храма таких находок сделано не было, хотя археологи копали. Следовательно, фундаментом нынешней церкви закрывается место старого храма.
У нынешнего храма то окошко, которое ближе к крыльцу (справа от ёлки), это окно притвора, поэтому можно примерно прикинуть длину храма Дракулы:
Над входом в храм была славянская надпись:
Милостью Божьей Iw Влад, воевода и господин всей земли Угровлахийской, сын великого Влада воеводы, построил и завершил сей храм июня 24, в лето 6969 (1461), индикт 9.
Пояснения:
Iw — сокращённое от Иоанн (крестильное имя всех румынских князей).
"Великий Влад" не был особо велик, и его чаще называют просто — Влад II.
Угровлахийская земля — Валахия. Название Румынии на славянском языке.
Индикт — это 15-летний период от одной переписи населения до другой. Переписи проводились для налоговой службы.
В "Музее истории и археологии" в городе Плоешть выставлена копия этой надписи. Оригинал хранится в самом монастыре (и его показывают любопытным туристам), но в "Музее истории" лучше видно, как выглядела надпись, когда занимала своё законное место.
Хронология истории монастыря Турну и храма Дракулы
24 июня 1461 года — церковь построена...
...а затем следует ещё один интересный момент — 4 июня 1497 года государь Раду Великий своей грамотой указывает, что на месте княжеского двора в Тыргшоре будет монастырь св. Николая. В последствии этот монастырь стал называться Турну (Башня). Кстати, именно поэтому на реконструкции храмовых дверей, которую мы видим в музее истории, изображён св. Николай.
В следующий раз о монастыре вспомнили в 1664 году, когда государь Георге II Гика (периоды правления: 1660—1664, 1672—1673) решил подновить церковь, построенную Дракулой. Ну, ещё бы! Ведь более 200 лет прошло со времени постройки — пора! Однако церковь оказалась настолько ветхой, что отремонтировать её не удалось.
Следующая дата в истории этого места — 1670 год. Именно в этом году государь Антоние из Попешть (1669—1672) решил построить на месте старой церкви новую. Кстати, в грамоте от 9 декабря 1671 года, в которой Антоние делает пожертвования монастырю, это место уже называется Турну, а не монастырь св. Николая.
Затем Антоние потерял власть, но его начинание относительно перестройки церкви продолжил всё тот же Георге II Гика, ненадолго вернувшийся к власти (1672—1673). В итоге церковь была перестроена, но камень с надписью, в которой упоминался Дракула (Влад Цепеш), был помещён на своё законное место над дверями. Вот тут:
Во времена князя Константина Брынковяну церковь была снова перестроена (но не слишком сильно) и расписана, причём довольно большую роль в этом сыграла жена Константина — княгиня Марика, которая была племянницей Антоние из Попешть (напомню, что это ему первому пришло в голову не ремонтировать, а перестроить церковь Дракулы).
Также в этот период монастырь Турну был существенно расширен — основания стен времён Брынковяну мы уже видели.
В 1802 году случилось землетрясение.
В 1829 году — ещё одно, более сильное, которое серьёзно повредило церковь. Были трещины в фундаменте и др.
В 1830 году тогдашний настоятель, грек Серафим, нанимает команду рабочих для ремонта церкви и других монастырских построек, пострадавших в результате землетрясения, однако, как и в прошлый раз (в 17-м веке, когда князь Георге II Гика задумал ремонт), отремонтировать церковь не удалось.
В итоге в 1886 году эта церковь снова была перестроена, но без особого старания, а старые камни оказались использованы для постройки церкви в соседнем селении — Стрежнику. Туда же попала каменная надпись, находившаяся над входом.
В 1922 году эту надпись обнаружил историк Константин Джуреску, в то время только начинавший карьеру учёного. Он опубликовал статью о своей находке. Основной посыл был: сенсация! оказывается, Дракула ещё и церкви строил, а не только сажал людей на кол в несметных количествах!
И ещё несколько фото по теме...
Начнём с фресок в притворе храма... Вот Антоние из Попешть, изображённый в качестве строителя храма, а рядом Нягое Басараб, который, кстати, тут сам на себя не похож. Может, надпись рядом с портретом неправильная, и на самом деле здесь тот же Константин Брынковяну?
Вот Константин Брынковяну с женой:
А вот так эта фреска выглядела ещё в начале 2000-х годов до реставрации:
Картинки фресок до реставрации: http://www.cimec.ro/Arheologie/Targsor/en/istoric/bisantonie/pictint.html
Как видите, многие изображения на стенах пришлось рисовать заново, поскольку с конца 19-го века церковь начала разрушаться и простояла в руинах весь 20-й век.
Старые фрески сохранились в основном в верхней части стен и на потолке. Перед нами — календарь церковных праздников и дней святых. Каждому святому посвящена отдельная картинка:
Продолжение следует...
Лучшее
Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)
Комментарии
Это было настолько внезапно?
читать отрывок...
В пасхальный день, когда все жители праздновали и танцевали, он схватил всех. Взрослых людей он посадил на колья вокруг города; а молодых вместе с жёнами, мальчиков и девочек — всех заставил работать в замке (Поенарь) прямо в праздничных одеждах до тех пор, пока одежды не превратились в лохмотья и они не оказались голыми. Поэтому его и прозвали Цепеш.
И вдруг такое открытие — этот "жестокий Цепеш" построил церковь!
В комплекте с памфлетом эта повесть тоже воспринимается как сборник страшных сказок
Gun_Grave, вот именно
К тому же в то время у них была большая мода на демократию, а Цепеш отлично подошёл, чтобы сделать из него чучело тирана и душителя свобод.
Даже странно, что в современной Румынии на него смотрят совершенно иначе, памятников понаставили
А так-то они, конечно, гордятся своими прежними лидерами: Влад Цепеш, Штефан Великий (хоть он и молдаванин), Раду Великий, Михай Храбрый, Константин Брынковяну... и вроде всё
Gun_Grave, румынам это не грозит У них относительно маленькая страна. Много харизматичных личностей там не наберётся.
Например, в то время, когда на Руси была феодальная раздробленность, то есть куча княжеств с харизматичными князьями, у румын было одно княжество — за которое спорили меж собой разные представители рода Басарабов.
Затем у нас начался период централизации, и со всех концов страны в столицу съехалось много харизматичных представителей боярских родов, и они не одно столетие талантливо боролись друг с другом за влияние на правителя. А в Румынии таких харизматичных людей на порядок меньше. И они не столько боролись друг с другом, сколько стремились сесть на трон. Кое-кому даже удалось (Нягое Басараб, Константин Брынковяну).
И со следующими периодами — та же ситуация.
Так что у румынских школьников нету таких проблем, как у наших
В чем-то я даже румынским школьникам завидую )