Автор: Дракуловед

Тырговиште. Митрополичья церковь. Часть 2, последняя

Заглянем ещё и внутрь для полноты картины... Интерьер ещё новее, чем сам храм. Расписывать закончили в 1933 году, и тогда же церковь была освящена.

Внутрь храма меня загнал хлынувший дождина:

01

Загнал очень даже вовремя, потому что как раз оканчивалась служба, а после службы храм должен был закрыться, поэтому я не успела бы осмотреть интерьер:

02

03

04

05

06

07

08

 

Самая примечательная вещь в этом храме, пожалуй, вот эта — рака с мощами святого Нифонта. Это местночтимый румынский святой, более известный как Константинопольский патриарх Нифонт II. Жил во второй половине 15-го — первой половине 16-го века. На православных сайтах можно прочитать разные версии его "жития", но многое преувеличено и приукрашено, а временами просто не соответствует историческим реалиям.

В частности, сказано, что Нифонт реформировал Угровлахийскую (Румынскую) митрополию и якобы создал епархии в Бузэу и Рымнике, но это преувеличение. Эти епархии существовали ещё до Нифонта (как минимум со времён Дракулы!), да и роль Нифонта в исправлении румынских нравов сильно преувеличена.

09

 

Нифонт был человек идейный, принципиальный. И по его биографии вполне можно представить, как вёл себя другой церковный деятель, Макарий, который был румынским (Угровлахийским) митрополитом во времена Дракулы. О Макарии, жившем на полвека раньше Нифонта, известно только то, что он был такой же идейный и принципиальный, а после завоевания турками Константинополя в 1453 году отказывался сотрудничать с церковными властями, лояльными туркам. Именно поэтому румынская церковная организация во времена Дракулы стала почти независимой от Константинополя, но когда в 1462 году турки лишили Дракулу власти, вся эта вольница закончилась.

Что касается Нифонта, он тоже не стремился сотрудничать с турками. Он трижды избирался Константинопольским патриархом, но дважды из-за своей идейности оказывался лишён этой должности.

В первый раз Нифонта избрали в 1486 году, но у него возник конфликт с султаном Баязидом II. Это был имущественный спор по поводу того, куда должны отойти личные богатства прежнего недавно скончавшегося патриарха (Симеона I). Баязид хотел забрать имущество в казну, а Нифонт настаивал, что оно принадлежат церкви, и в итоге потерял должность.

Второй раз Нифонта избрали в конце 1497 года, но Нифонт, однажды встретившись на улице всё с тем же Баязидом, как-то не так ему поклонился, а по-другому поклониться не захотел и опять потерял должность.

При этом Нифонт оставался человеком авторитетным в церковных кругах, поэтому его в 1502-м или 1503-м году пригласил переселиться в Румынию князь Раду Великий. Нифонт согласился, а султан Баязид тоже не стал возражать.

При этом сам Нифонт митрополитом не стал. Де факто он возглавил Угровлахийскую митрополию, но формально в Румынии был свой митрополит, который подчинялся Нифонту как непререкаемому авторитету.

Некоторые исследователи считают, что именно тогда (с подачи Нифонта) возникла идея перенести кафедру митрополита из Куртя-де-Арджеш в Тырговиште, и именно тогда в том месте, которое мы сейчас осматриваем, началось масштабное строительство, которое по сути не прекращалось следующие полтора века, потому что в новой резиденции митрополита всё время что-нибудь достраивали, ремонтировали и т.д.

Более консервативные историки считают, что всё это началось лишь в 1518 году при Нягое Басарабе (про которого мы уже знаем, что он построил новые церкви в Снагове и в Куртя-де-Арджеш).

Тем не менее, житие Нифонта утверждает, что именно Раду Великий начал строительство, но затем у Нифонта случился конфликт и с Раду. Князь решил выдать свою сестру замуж за знатного боярина, который был изгнан из Молдавии, но нашёл убежище в Румынии. При этом у боярина в Молдавии осталась жена, поэтому Нифонт возмутился. Ему пытались объяснить "это ж политика, ты ж понимаешь", но Нифонт не поступился принципами и гордо удалился на Афон, перед отъездом предсказав Румынии всякие беды (краткое правление сына Дракулы, Михни Злого, наверное, тоже к ним относилось ).

Кстати, примерно в этот же период (весной 1502 года) Нифонт был избран патриархом в третий раз, но отказался принять должность. Дескать, я, конечно, дурак, что дважды наступил на одни и те же грабли, но трижды я на них не наступлю.

Нифонт до самой смерти оставался на Афоне, где жил в почёте и там же с почестями был похоронен, однако в итоге его мощи оказались здесь, в Тырговиште. И здесь же (в монастыре Дялу) покоятся останки Раду Великого, так что несмотря на то, что при жизни эти два человека разругались и разошлись, покоятся они практически рядом.

10

11

12

 

А это, напомню, гробница Раду Великого в монастыре Дялу:

13

 

3

Комментарии

А на крышке саркофага изнутри по бокам от креста изображены посохи, получается? Патриарший и митрополита? Или два патриарших?
по бокам от креста изображены посохи, получается?
Gun_Grave, прежде как-то не задумывалась, но вряд ли это посохи. Больше похоже на рипиды. Рипида — такое символическое опахало, чтобы отгонять мух (обычно несуществующих) от святых даров (хлеба и вина, претворённых в тело и кровь Христа).
Может, эти непонятные предметы тоже используются во время торжеств, чтобы отгонять несуществующих мух от мощей?
Дракуловед, и это не его атрибуты как святого — он изображается, с крестом и книжкой. И они разные. Загадка. Может быть, действительно символические рипиды? Они ведь, судя по фотографиям, являются именно украшениями, так?
Может быть, действительно символические рипиды? Они ведь, судя по фотографиям, являются именно украшениями, так?
Gun_Grave, по виду это что-то такое съёмное, которое можно нести в руках во время процессий.
Сам гроб маленький и вполне подходит, чтобы его тоже переносить туда-сюда.
Загадка
Ага

Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)