Эссе (публикации за 19 января 2018)31 читатель тэги

Автор: Vezuvian

Нечем платить за помощь

Читала книгу Роберта Чалдини «Психология влияния» и зависла на главе по взаимному обмену. Это такая само собой разумеющаяся штука, которые некоторые люди научились эксплуатировать в своих целях, но почти никто не смог от неё полноценно отказаться.

 

Причём, нарушающие его кажутся неприятными. В обе стороны. И те, кто берут больше, чем отдают. И те, кто отдают больше, чем берут.

 

Мне вот что подумалось... а не потому ли люди в депрессии или очень сложной ситуации не могут просить помощи, потому что им... просто нечем за это платить? Что они не чувствуют моральных или физических сил, чтобы отплатить за предоставленную помощь?..

 

Причём, частенько у людей в депрессии, наоборот, случается противоположный эффект, когда они изо всех сил помогают окружающим, даже если это идёт им во вред?.. Не является ли это бессознательным авансом...

 

Или даже просьбой о помощи?..

Священная жопа

Этим постом я ни в коем случае не хочу обидеть любителей настоящих жоп — ни ценителей ягодиц, ни обожателей анилингуса. Тут я ворчу именно на почитателей и поклонников жопы метафорической.

В последнее время я всё чаще замечаю людей, которым прямо-таки доставляет удовольствие жить в жопе. Они с удовольствием расскажут тебе, почему всё плохо. Почему всё безнадёжно плохо и никогда хорошо не станет. А когда им возражаешь, то смотрят на тебя с недоумением, а то и испугом: мол, как так, я жопу не ценю!

И мне кажется, что это целиком и полностью культурный феномен. Фикция. Миф.

Объективно на данный момент истории над человечеством зависла самая маленькая и чистая жопа за всю историю нашего существования. Об этом классно рассказано в этом ролике:



скрытый текстНо проблема не в том, что кто-то думает не так, как я, и за это его надо немедленно сжечь на костре или осудить. Проблема в том, что любые идеи, любая поступающая информация встраиваются в эту картину мира, и даже самое позитивное, превращается в говно.

Из услышанного лично, были заявления в духе:

скрытый текст«Современные подростки крупные, высокие и тупые из-за того, что их кормят ГМО. В наше время такого не было».

Говорил человек, которому на данный момент 23 года. Человек, который сам ещё по барам ходит в каждую удобную минуту. Человек, детство которого попало на 90-ые, в которые был повсеместный дефицит и голод. Но нет, он никогда не подумает о том, что он и его ровесники выросли такими, потому что им жрать не всегда было что. Потому что это бы потребовало признать, что мир стал лучше.

Вместо этого он обвинит ГМО, что все «новые» подростки неестественно большие. И тупые, да. И его не смутит тот факт, что ГМО в России запрещены к свободной продаже, и даже со всеми допущениями никак не могли повлиять на их рост.

Сам-то ведь он себя в этом возрасте не помнит.

«Куда катится мир, подростки интересуются этим АУЕ[1] и прочим».

Я не знаю, в каком мире этот человек жил, но у нас в школе все жили «по понятиям». Устраивали «стрелки», «чморили» «стукачей»... Половина мальчиков не хотела учиться, а хотела сразу стать бандитами. Половина девочек старательно учила английский язык, чтобы стать валютными проститутками.

Уже то, что это явление получило отдельное название — хорошо. Потому что оно перестало быть «по умолчанию», самим собой разумеющимся. Это стало развлечением немногих — и это чертовски классно.

«Беженцы скоро всю Европу захватят, толерастия губительна, ололо, мы все умрём!»

Эта тема вообще требует отдельного разбора, и я как-нибудь соберусь с силами, чтобы нормально её осветить. Проблема в том, что страшилки русских СМИ слишком глубоко проникли в мозги даже тем, кто телевизор десять лет не смотрит. И в воинственной невежественности, не встречающей сопротивления. Разумеется, Васе Пупкину из Тьмутараканово со стороны виднее, что там в Германии творится. Он, конечно, ни одного беженца в глаза не видел, как и не интересовался подробностями европейской политики интеграции.

Но ему виднее.

Это такая... достаточно далёкая тема, на которую можно сочинять множество страшилок, и не быть уличёнными во лжи. Если бы попробовали бы загнать такое в странах, где эти беженцы есть, возмутились бы в первую очередь коренные обитатели. Потому что для них это не какие-то грязные беженцы, а одноклассники, друзья, коллеги, соседи, владельцы магазинчиков, которые с тобой всегда вежливы... Это люди, пережившие ужасное, и справившиеся с этим.

Большинство из них — обычные люди, такие же, как мы с вами. И даже лучше, потому что они на своём веку хлебнули горя, и не будут бессмысленно жестоки. А что и среди них встречаются долбоёбы, которые готовы убивать, грабить и приносить чужие жизни во имя идеи — так будто их среди европейцев нет. Французские тюрьмы не пустуют, и сидят там в том числе коренные французы.

Тьфу. Хотела же отложить тему. Но очень достали мамкины расисты. И да, мне обидно за своих одноклассников, соседей и друзей. За тех, чьи истории достойны восхищения, а не презрения.

«В России правит диктатура, ололо, коррупция, глупость, всё плохо»!

Можно подумать, с политикой хоть когда-то было что-то хорошо. Хоть в какой-то стране. Это всегда жопа, хоть для кого-то — но жопа. Я не знаю ни одной страны, где была бы не жопа. И даже если вам кажется, что где-то рай на земле, уверяю вас, граждане этой страны считают иначе. А если не считают — там реально жопа.

Харе драматизировать!


В любом случае, сам феномен возлюбления жоп интересен. Ведь люди не просто пессимистично настроены, нет! Они совершают активные действия, ищут, а то и придумывают себе поводы для укрепления и увеличения жопы в картине мира. Это определённо моральный мазохизм.

И, пожалуй, я догадываюсь как он действует.

Чтобы решить проблему, нужно её сначала обнаружить. Следовательно, это действие вознаграждается организмом. Но вместо того, чтобы пройти ко второму этапу — обдумыванию различных альтернативных решений, — человек ищет новую проблему, чтобы словить этот кайф. Это праведное возмущение. Этот дофаминовый катарсис.

Но постепенно все эти нерешённые и нерешаемые в принципе проблемы накапливаются, пока не наступает ступор. Человек оказывается не в состоянии решить даже самую маленькую и вполне посильную ему задачу. Всё, механизм заело, не можешь ты протекающий кран починить, потому что Путин гад.

И, главное, такой человек и сам не может сделать подвижек к лучшему, и оценить чужие — тоже. Любые попытки — обосрут и закидают камнями, потому что в мире не может быть ничего хорошо, потому что жопа священна, и все усилия всегда должны быть направленны на её возделывание.

Возможно, это также жуткий инфантилизм. Что должно быть всё как в детстве: ты находишь проблему, жалуешься, и она исчезает по мановению волшебной палочки мамы. Но нет, это больше так не работает. Пока ты не разберёшься в причинах, следствиях и тенденциях, пока не оторвёшь свою жопу от дивана — ничего не изменится...

Точнее, пока кто-то этого не сделает. Весь мир не замыкается на тебе, кто-то другой может сделать свою жизнь и мир вокруг себя лучше, пока ты тихо чахнешь и доводишь себя до суицида.

Свобода воли и лень

 

С одной стороны, на бытовом уровне такое отсутствие свободы воли не имеет значения. Это точно также, как в случае броска монетки и случайности — на самом деле монетка падает не случайно, она жёстко зависит от начальных условий: силы и скорости броска, формы самой монеты и даже турбулентности воздуха. Но так как мы не контролируем все эти параметры, для нас результат броска является неожиданным.

Так и свобода воли. Мы не контролируем все эти тонкости культурного, социального и биологического характера, так что в какой-то мере наш выбор действительно наш.

С другой стороны... Невероятно губительной является переоценка свободы воли и полное исключение восприятия себя как биологического организма.

Например, есть такое чудовищное понятие, как лень.

Почему чудовищное? Для поведенческого анализа «лень» — это примерно как «На всё воля божья» для естественных наук. Огромный спектр проблем, разнообразных проблем, требующих решения проблем, оказывается скрыт этим словом.

Не можешь сделать что-то? Тебе просто лень. Мало хочешь, хоти больше.

Особенно ленью любят попрекать эксплуататоры, когда их жертва вполне справедливо начинает задумываться, что это за херня, и почему я вообще должен этим заниматься. Но вместо того, чтобы честно признать: «Я охуевшая скотина, паши на меня, паши! И ещё доплачивай», — что было бы всё-таки глупо, такие люди начинают обвинять всех в лени.

Частенько люди, выросшие в окружении эксплуататоров, так к этому привыкают, что начинают обвинять в лени самих себя, скрывая этим словом уже другие, но не менее веские причины. Например, что нужно пожрать. И поспать бы ещё, угу. И выкинуть уебанов, жрущих твоё время, из ближнего круга. А ещё на проблему желательно взглянуть с другой стороны, а то и вовсе попросить помощи...

Но нет, зачем разбираться в причинах? Ведь уже одна есть, весьма привычная, веская...

Лень.

И плевать, что это совсем не причина.


Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)