Сборник эссе на различные темы.
Варнинг: Неожиданная точка зрения!
*грустно смотрит на четыре давно запланнированных поста*
«Об умственной отсталости»
«Ошибки, как (единственный) способ развития интеллекта»
«Интернет-общение»
«Мракобесие в эстетике»
Э-э-э... Пожалуй, подожду недельку.
В моём посте «Уровни ответственности» я рассматривала то, насколько в ситуации с изнасилованием может быть виновата сама женщина. Мне тут же заявили, что нисколько, потому что не существует такой штуки, как виктимное поведение, что всегда всецело виноват мужчина и прочее...
Прочее, что напрямую противоречит бытовой логике.
Бытовая логика — штука такая, мощная. Она не всегда правильная, но переть против неё, это всё равно что переть против паровоза — сметёт, не заметит. Но её можно перенаправить, указать на ошибки, исправить.
Если принимать её в расчёт, а не высокомерно задирать носик.
Когда вы говорите, что женщина не виновата, абсолютному большинству людей кажется, что вы ошибаетесь или откровенно лжёте. Потому что бытовая логика работает так: человек шёл по краю оврага, упал в овраг. Кто виноват, человек или овраг? Человек. Кто-то сунул два пальца в розетку, ударился током. Кто виноват, человек или розетка? Человек.
Поэтому очень важно говорить о том, как именно женщина может быть виновата. Насколько эта вина мала и абсурдна, по сравнению со всем остальным.
Получается что-то вроде:
«Я виновата в том, что живу в свободной стране и могу одеваться так, как мне нравится».
«Я виновата в том, что не проводила у каждого встречного мужчины тест на психопатию».
«Я виновата в том, что считала, будто все мужчины разумные существа и могут не кидаться на каждого, кто хоть как-то вызывает у них вожделение».
«Я виновата в том, что верила государству и его способности обеспечить безопасность своих граждан».
«Я виновата в том, что не считаю, что любое общение с мужчиной означает автоматическое обещание близости».
Основная вина женщин в таком случае — это беспечность, наивность и доверчивость. И я не считаю, что это плохие качества.
Тут даже неважно, существует ли виктимное поведение или нет — оно в любом случае не может быть основанием для насилия.
Более того, не только окружающие в белых плащах подвержены бытовой логике, но и сами жертвы. И им тоже будет казаться, что вы врёте, когда заявляете, что она совсем-совсем не виновата.
Дайте им вину, которую они хотят видеть.
И покажите, насколько она ничтожна.
Когда речь заходит о вине и ответственности, очень любят смешивать тёплое и мягкое, переводить стрелки и выгораживать понравившихся персонажей. Всё дело в том, что мы воспринимаем в дискуссии вину как понятие однозначное и одноуровневое. Если виноват один, не виноват другой.
О чём это я?
Допустим, есть девушка в мини-юбке, которая пошла в тёмное время суток по неосвещённому парку, где и была изнасилована.
Виновата ли девушка в произошедшем?
Мнения обычно делятся на два лагеря: а) да, виновата, сама спровоцировала, дура; б) нет, совсем не виновата, это всё мужики-козлы оправдывают.
Тут-то и нужны уровни ответственности и понимание того, что вина одного человека не отменяет вину другого.
Девушка могла бы вызвать такси. Девушка могла бы попросить кого-нибудь проводить её. Девушка могла быть одета менее вызывающе. Или вообще остаться ночевать там, где она была. Она могла бы предпринять любую из этих мер для обеспечения собственной безопасности. Значит, она несёт ответственность за ситуацию.
Но какую?..
Да, девушка виновата, но только и исключительно перед собой. Более того, она за свою оплошность, наивность, веру в человечество — называйте как хотите, — расплатилась с лихвой самим актом насилия. И никто, даже родная мать, не имеет права высказывать ей за это. Поверьте, девушка уже без всяких напоминаний будет на воду дуть, чтобы это не повторилось.
Но раз она виновата, насильник не виноват? Вовсе нет. Он виноват, ещё как! Виноват перед девушкой, на чью свободу, здоровье и жизнь он покусился. Виноват перед обществом, чьи законы он нарушил. И, более того, самим фактом насилия он себе наказания не обеспечил. Ничто не мешает ему взять и снова повторить содеянное.
Именно тут общество должно вмешаться со своим порицанием и обеспечить насильнику как само наказание, так и порядочное внушение, что так делать нельзя, а ещё — изоляцию от других.
Понимаете? Ответственность и вина насильника гораздо, несоразмеримо больше. И именно к нему нужно применять основные санкции.
Девушка, повторюсь, уже расплатилась за веру в человечество.
А есть ещё один уровень ответственности. Общественно-политическая. Преступники очень любят перекладывать ответственность за свои решения на общество. Мол, это оно подтолкнуло, не дало ему женщины, которая ему бы давала как надо, воспитало жестокие наклонности... Сакраментальное «не мы такие — жизнь такая».
Но тут штука такая. Общество не несёт ответственности за конкретный выбор конкретного человека. Оно несёт совершенно другую функцию и ответственность. Если девушку изнасиловали в тёмном парке, вина общества в том, что этот парк тёмный. Что в нём легко спрятаться, что это криминогенное место, в котором даже нет патрулей.
Эта вина не оправдывает насильника, но, теоретически, должна побудить провести это самое освещение и запустить патрули.
Также если в стране много насилия, то обществу стоит провести исследования, почему это так, и предпринять меры по изменению ситуации. Например, декриминализировать или даже легализовать проституцию, чтобы мужчины, которыми руководит член, могли вовремя сбросить напряжение на приемлемых для женщины условиях.
Или снизить давление духовных скреп, которое не позволяет людям заниматься своими личными делами так, как им требуется и хочется.
Если в обществе в целом слишком велика цена за секс — вполне логично, что изголодавшиеся и беспринципные начнут его «красть».
Повторюсь, неосвещённый парк или запрет на проституцию не снимают личной ответственности насильника. Это было его решение, президент не стоял у него над головой с пистолетом, заставляя насиловать конкретную женщину. И на каждого такого насильника есть сотни и тысячи нормальных мужчин, которые почему-то решили проблему своего либидо, не прибегая к насилию.
Однако в силах общества и государства сделать так, чтобы впредь такое решение принималось реже.
Итого:
Я тут прочитала дискурс о том, что у мужчин потребности, а мастурбация — это не то же самое, что секс...
И вспомнила, что я это слышала ещё в школе.
От учителя.
На уроке обществознания в Испании.
Это был аргумент в пользу декриминализации и легализации проституции.
То есть проблема одна — от недотраха мозги отшибает. Но кто-то решает, что это достаточный повод, чтобы покуситься на чужую свободу, здоровье и жизнь.
А кто-то делает так, чтобы была возможность эти потребности удовлетворить без риска для обеих сторон. Чтобы женщины уже существующей и никогда не умирающей профессии имели социальные гарантии, безопасность и медицинское обслуживание. И чтобы ходить к ним не было преступлением.
Просто кто-то проблемы решает. А кто-то — ищет оправдания своей неспособности их решить.
С одной стороны, на бытовом уровне такое отсутствие свободы воли не имеет значения. Это точно также, как в случае броска монетки и случайности — на самом деле монетка падает не случайно, она жёстко зависит от начальных условий: силы и скорости броска, формы самой монеты и даже турбулентности воздуха. Но так как мы не контролируем все эти параметры, для нас результат броска является неожиданным.
Так и свобода воли. Мы не контролируем все эти тонкости культурного, социального и биологического характера, так что в какой-то мере наш выбор действительно наш.
С другой стороны... Невероятно губительной является переоценка свободы воли и полное исключение восприятия себя как биологического организма.
Например, есть такое чудовищное понятие, как лень.
Почему чудовищное? Для поведенческого анализа «лень» — это примерно как «На всё воля божья» для естественных наук. Огромный спектр проблем, разнообразных проблем, требующих решения проблем, оказывается скрыт этим словом.
Не можешь сделать что-то? Тебе просто лень. Мало хочешь, хоти больше.
Особенно ленью любят попрекать эксплуататоры, когда их жертва вполне справедливо начинает задумываться, что это за херня, и почему я вообще должен этим заниматься. Но вместо того, чтобы честно признать: «Я охуевшая скотина, паши на меня, паши! И ещё доплачивай», — что было бы всё-таки глупо, такие люди начинают обвинять всех в лени.
Частенько люди, выросшие в окружении эксплуататоров, так к этому привыкают, что начинают обвинять в лени самих себя, скрывая этим словом уже другие, но не менее веские причины. Например, что нужно пожрать. И поспать бы ещё, угу. И выкинуть уебанов, жрущих твоё время, из ближнего круга. А ещё на проблему желательно взглянуть с другой стороны, а то и вовсе попросить помощи...
Но нет, зачем разбираться в причинах? Ведь уже одна есть, весьма привычная, веская...
Лень.
И плевать, что это совсем не причина.
Читала книгу Роберта Чалдини «Психология влияния» и зависла на главе по взаимному обмену. Это такая само собой разумеющаяся штука, которые некоторые люди научились эксплуатировать в своих целях, но почти никто не смог от неё полноценно отказаться.
Причём, нарушающие его кажутся неприятными. В обе стороны. И те, кто берут больше, чем отдают. И те, кто отдают больше, чем берут.
Мне вот что подумалось... а не потому ли люди в депрессии или очень сложной ситуации не могут просить помощи, потому что им... просто нечем за это платить? Что они не чувствуют моральных или физических сил, чтобы отплатить за предоставленную помощь?..
Причём, частенько у людей в депрессии, наоборот, случается противоположный эффект, когда они изо всех сил помогают окружающим, даже если это идёт им во вред?.. Не является ли это бессознательным авансом...
Или даже просьбой о помощи?..
С чего я такая толерантная — вопрос вообще-то интересный. Это не могло быть осознанным продуктом моего воспитания, так как мои родители очень даже склонны к дискриминации. Отец — ярый гомофоб, мать — так вообще, как истинная женщина, из ничего может состряпать борщ, халат и повод для осуждения.
Мне никто не говорил о терпимости, не устраивал лекций о классовом неравенстве или вреде, что наносит дискриминация. Ни родители, ни школа, ни телевизор, ни друзья, ни интернет.
Но, несмотря на это, толерантность во мне сформировалась и живёт, как полноправная веха восприятия, никуда не девается, прочно стоя на опоре...
...равнодушия и скуки?
Как бы парадоксально это бы ни звучало, но основа моего принятия всех такими, какие они есть — равнодушие. Это не моё дело. Не моё дело, с кем вы спите. Не моё дело, умеете ли вы готовить. Не моё дело, какой вы религии или к какой национальности себя относите. Я не хочу это знать, мне эта информация кажется скучной и незначимой.
И, пожалуй, это гораздо более честная и эффективная позиция. Вместо сопливого: «Мы должны принимать всех, дискриминация вредит и бла-бла-бла», — конкретная фраза: — «Не твоё дело».
— Она живёт со своей подругой два года, и парней они не водят?
— Не твоё дело.
— Она женщина и работает на атомной электростаниции! Какой ужас, о детях бы подумала!
— Не твоё дело.
— Фу, ужас, розовые волосы!
— Не твоё дело.
— Она мусульманка, всех мусульманки...
— Не твоё дело.
«Не твоё дело, не твоё дело, не твоё дело», — прямо можно напевать. Можно даже добавлять слово «собачье». И действительно, в какой-то мере любая дискриминация — это нарушение личного пространства, личных свобод. Человек своими действиями или качествами — полом, цветом кожи, выбором партнёра, религией, национальностью, состоянием здоровья и т.д., — не приносит никому вреда, а общество, или некоторые особо активные его члены, пытаются применить к нему санкции, будто совершается какое-то преступление. Как будто причиняется кому-то вред.
Не-а. Пока никому не причиняет — это не твоё, лично твоё, как гражданина, дело. И не общества, которое просто регулирует отношения между личностями так, чтобы они как можно меньше конфликтовали. Делом личным или даже общественным оно становится только тогда, когда приносит вред — физический или материальный.
Тогда можно браться за дело...
...и разбирать каждый отдельный случай вреда.
Лучшее
Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)