Свежие записи из блогов Serifa

Serifa, блог «Злой читатель»

Исчезнувший мир Тома Светерлича... исчезает

Исчезнувший мир Тома Светерлича исчезает под килотоннами печатных знаков, увы.

Читаю чью-то чужую рецензию и возмущаюсь. Откуда что берётся? Где автор нашёл в книге нечто, чем он так восхищается?

 

Ладно, в предыстории к роману нам расскажут, что как раз перед этим Том Светерлич получил хорошее количество денег, чтобы уже всерьёз заняться «Исчезнувшим миром», где он замахнулся круто на нечто этакое.

Не спорю, замахнулся и это самое нечто нам выдал. Но вот как он это сделал? Отвратно.

Такую роскошную идею, как тайна Рубежа и глобальный апокалипсец — и так уныло подать?

Основным действующим лицом в романе является баба. Ну ладно, героиня, специальный агент Шэннон Мосс, член какой-то там какого-то подразделения ВМС США... в общем, баба. Прекрасно уловил основную тенденцию современности писатель! У него получилась настоящая сильная женщина, которую не останавливает даже инвалидность, полученная (КСТАТИ!) в самом начале книги.

И что же делает эта героиня на протяжении всей истории?

Мужественно страдает и предаётся флешбекам.

Весь сюжет книги держится на флешбеках, психоделии и воспоминаниях. Как на таком материале некто Нил Бломкамп собрался фильм делать - не представляю! А ведь он за такую великую честь всерьёз судьбу благодарит!

Единственная экшеновая сцена в книге будет под самый финал. Не спорю, хорошая сцена, с пострелялками и полной неразберихой. Но на целый фильм одной такой сцены маловато будет. Чем буду заполнять хронометраж? А нам будут показывать эту героиню!

Ведь литературный текст нельзя перенести на экран, только образами. И вот нам будут показывать эту героиню то в момент, когда она что-то там с себя снимает, то одевает, то уже раздетой (в книге можно найти подходящие моменты). Публику-то надо чем-то удерживать!

Ну не показывать же крупным планом ногти, которые... Ладно, без спойлеров.

Кстати, тут автора уже поругали за то, что он работал над текстом больше как сценарист, нежели как настоящий писатель, и вместо слова всё же лепил именно образы. По мне так не это главный недостаток книги, пусть бы лепил чем угодно.

Итак, героине я сочувствовать никак не могу, симпатиями к ней не прониклась, несмотря ни на какие истории из её прошлого. Лучше бы автор действительно налегал на НФ-часть, что ли. Но увы, он прекрасно понимал, что эту часть он не вытянет. Сделать из НФ серьёзный сюжет - это посложнее детектива. Там надо очень прокаченный скилл иметь.

 

Как у Нила Стивенсона в «Семиевие», хотя бы.

Книга есть на Литрес, кстати

©

 

Автор на дзене

Serifa, блог «Злой читатель»

Завтрак Вечного Императора: главное - яйца!

Я почему всё время вспоминаю эту серию про Стэна: потому что такого количества издевательски-вкусных рецептов ни в какой фантастике больше не встречала.

Сага о Стэне, авторы - Кристофер Банч, Аллан Коул (9 книг)

Жанр: космическая фантастика, боевая #фантастика

Вот Рашид, Вечный Император после нового возрождения, работает поваром в какой-то забегаловке. У Вечного Императора какой-то особенный кулинарный талант, и вот, едва оправившись после смерти, он готов сутками стоять у плиты.

 

Яичница

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Жарь яйца!

Возвращение Императора (6 книга серии):

– Жарь пару яиц. Совсем просто, – приказал Пэттипонг.

Рашид включил плиту и поставил сковородку на огонь. Смазал сковороду рафинированным маслом из горшочка, стоявшего по соседству, выхватил – одной рукой! – два яйца из другого горшочка и неуловимым движением разбил их на сковородку, отбросив скорлупки.

Пэттипонг невольно одобрительно кивнул.

Рашид убавил огонь и подождал, пока яйца на сковородке зашипят. Хозяин пристально следил за его руками. В нужный момент Рашид резко взмахнул сковородкой. Яйца плавно перевернулись незажаренной стороной вниз.

Пэттипонг улыбнулся.

– Ты повар! Никто так правильно теперь не умеет!

– Желаете что-нибудь, кроме яиц?

– Нет. И яиц не хочу. Терпеть не могу яйца. От яиц я постоянно... – Он неопределенно похлопал руками по заднице. – Все их любят. А я только подаю. Все, у тебя есть работа. Ты теперь повар.

 

Не расслабляйтесь, это Рашид только разогревается. Завтрак ещё не готов!

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Возвращение Императора, всё там же:

 

Еще за неделю или около того он замесил тесто – теплая вода, мука, немного сахару и дрожжей – и оставил подходить в неметаллической посуде.

Это было основой того, что называлось английскими булочками. Делать их совсем несложно. Примерно на каждые восемь булочек доводишь чашку молока до кипения, добавляешь щепотку соли, чайную ложку сахара и две чашки бисквитной муки. Взбив все это как следует, Рашид дожидался, пока объем не увеличится вдвое, потом добавлял еще одну чашку муки и позволял тесту снова подняться.

Открытые с обоих концов цилиндры наполнялись тестом примерно до половины. Рашид предпочитал не упоминать, что эти короткие цилиндры были использованными консервными банками с едой для домашних животных…

Он смазывал маслом нагретый противень и ставил на него цилиндры. Как только тесто в открытом конце цилиндра подрумянивалось, переворачивал цилиндры и, когда тесто поджаривалось с другого конца, вынимал формы из печи, обжигая при этом пальцы.

Рашид еще добавлял масла и ждал, пока булочки почти почернеют, прежде чем выложить их на стеллаж и остудить.

Яйца, булочки... Продолжение следует, не переключайтесь!

 

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

Возвращение Императора, всё те же, всё там же:

 

Следующим его изобретением была прекрасная копченая ветчина, нарезанная тоненькими ломтиками и вымоченная в винно-масляном соусе.

…Вымоченная ветчина кладется в горячую печь. У него был лимонный сок, красный перец, щепотка соли и три яичных желтка, ждущие своей очереди в миксере. Рашид растопил в маленькой кастрюльке масло, а затем будто включил какой-то таймер в голове. Поджарить булочки. Яйца – в кипящую воду. Булочки – готовы. Ветчину положить на булочку. Ровно две с половиной минуты – и яйца шлепнуть на ветчину.

Он включил миксер и влил растопленное масло в приготовленную смесь. Сосчитал до двадцати, выключил миксер и готовый голландский соус вылил поверх яиц.

– Вуаля!

Вуаля, ваш космический #правильный завтрак готов! И совсем несложно, верно? Галактические императоры, оказывается, используют простые продукты, за которыми даже не придётся лететь в соседнюю галактику.

 

***

Дальше можно не читать. Дальше будет немного текста совсем не про еду, хотя я специально выписала себе из книг про Стэна и Императора минимум два очень годных рецепта. Обязательно постараюсь попробовать такое приготовить, но это уже не по теме.

Так вот, для меня долгое время было интригой, зачем в этом книжном сериале такое повышенное внимание уделяется еде и процессам её приготовления? И даже Стэн вслед за Императором тоже пытается что-то этакое сварганить.

А потом прочитала, как в седьмой книге серии («Вихрь») рассказывают о том, как Императора тайно прооперировали, и что там внутри у него нашли. Бедный, как он с этим жил? В общем-то, авторы сознательно на этом моменте не акцентировались, но подспудно чувствуется, что жить Рашиду было очень непросто. Вот недаром в очередном своём возрождении он такой фортель выкинул! Отсюда, наверное, и постоянное стремление Императора хорошо и со вкусом покушать — ну и выпить тоже. Всё-таки, хорошая #еда поднимает настроение и даже, как считают учёные, приглушает боль.

А потом я ещё вспомнила сериал про киборгов. Думаю, в каком-то смысле Рашид был ещё и киборгом. А те тоже очень много кушали :) Впрочем, те киборги подкармливали свои имплантаты. А наш Император просто любил и умел готовить, спасибо ему за это!

©

 

Автор на дзене

Serifa, блог «Злой читатель»

Как надо оценивать фантастику по ТРИЗу

Изложение главы из книги

Для справки:

ТРИЗ — это Теория решения изобретательских задач, является набором алгоритмов и методов, созданных советским изобретателем Г. Альтшуллером (с последователями) для совершенствования творческого процесса учёных. В настоящее время ТРИЗ возвращает себе популярность, почти утерянную в 90-е годы. «Советская теория изобретательства» изучается в университетах разных стран мира, и даже с успехом адаптируется под специфику рекламной сферы.

Фантастические сюжеты встречаются повсюду в реальном мире, не только в литература, но и в музыке, и в живописи. Авторы книги «Месяц под звёздами фантазии» (Злотин, Зусман, изд. 1987 г.), книге о науке изобретать, рассуждают так:

Почему мы часто отдаём предпочтение детективам, как бы плохо они не были написаны? Почему многие так любят любовные истории? А всё потому, что наши инстинкты самосохранения и продолжения рода заставляют нас накапливать знания, необходимые для для того, чтобы с большой долей вероятности уцелеть, выжить и продолжить свой род.

Нам хочется знать, нам интересно, как, в случае чего, спастись от опасности. А ещё важно знать, как получается крепкая, счастливая семья, чтобы и самому не оплошать.

Но не только древние инстинкты тут покопались. В каждом человеке живёт вера в какие-то чудеса за гранью реального, инстинкт мечты и предвидения. Фантастика стара как мир. Древние боги и герои летали на крыльях, седлали гигантских птиц, но пока не поднимались выше земной атмосферы. Но вот уже персонажи «Правдивой истории» греческого писателя Лукиана первыми попадают на… Луну.

Так что Жюль Верн с Уэлсом лишь звенья могучей цепи, которая выковывалась древними мифами человечества.

Чем же фантастика отличается от обычной литературы?

Наличием элементов, либо несуществующих в реальном мире, либо нереальным сочетанием реальных элементов.

Изучение фантастики входит в курс обучения изобретательству. Выяснилось также, что человек, который любит, знает и систематически читает фантастику, как правило, имеет творческие способности выше среднего.

(Нет, конечно, это не про меня, я простой скромный обывательский читатель!)

Что главное в любом фантастическом произведении?

1. Какая-то неожиданная ситуация

2. Положение, из которого, кажется, нет выхода

То есть, в центре любого фантастического произведения лежит проблема, которую нужно решить изобретательски.

И, кстати, если любовь к фантастике говорит о творческих способностях, то обратное неверно. Часто люди, не любящие фантастику, тоже отличаются высоким творческим уровнем. Как правило, они невзлюбили фантастику просто потому, что прочитали несколько слабых, неинтересных произведений (а то и откровенно бездарных, коих сейчас засилье).

Вот он, вред, причиняемый графоманами!

Литературная составляющая не менее важна для фантастики, чем сама фантастическая идея. Без хорошей литературной основы получится слабое произведение, которое может навсегда отвратить читателя от фантастики.

Так как же отличить хорошую фантастику от плохой?

Много лет назад писателя-фантастами Г. Альтовым и П. Амнуэлем была разработана шкала оценки НФ-произведения (она непритязательно называется «Фантазия»), по которой оно оценивается по пяти показателям:

1. Новизна идеи

2. Убедительность её обоснования

3. Человековедческой ценности (вся литература, и фантастика в том числе, - это и есть человековедение).

4. Художественному уровню

5. Ну и по чисто субъективному принципу «Нравится — не нравится»

 

Также выяснилось, что получить даже четыре балла за «новизну идеи» удаётся очень немногим писателям, просто потому, что дружная работа фантастов почти вычерпала банк лежащих на поверхности идея, и сегодня без специальных методов, в том числе с использованием ТРИЗ, найти что-то новенькое будет очень трудно.

Шкала Альтова и Амнуэля подсказывает также, что всего лишь подняв человековедческую ценность (п.3) можно получить уже совершенно новое произведение, взяв за основу давно известную классику. (Например, приводится сюжет для нового «Человека-невидимки», жаль, что до сих пор никто не попытался взглянуть на проблематику этого сюжета по-новому).

Далее, в главе идёт разговор о «Регистре фантастических идей» (авторство Г. Альтова), но это уже тема для отдельной статьи.

 

Автор на дзене

Serifa, блог «Злой читатель»

Чтобы быстро понять, что это за книга, надо её открыть. Лайфхак, т.с.

Пираты - зло, но иногда хочется, чтобы этого зла было как бы побольше. Чтобы графоманы задумались иногда, а стоит ли их нетлёнка вообще того, чтобы копья-то ломать?
Как же отличить годную книгу от плохой и не стоящей ваших денег?
Причём, понять это надо быстро, ведь ознакомиться бесплатно нам позволять всего лишь с несколькими главами произведения, а чаще бывает, что сделать какой-то вывод надо по первым абзацам (например, когда мы выбираем бумажную книгу в магазине).
О том, как надо оценивать фантастику, написана отдельная статья на этом канале, и там всё очень неоднозначно (типа, ну и как вы оцените убедительность и новизну идеи?) Но в том случае речь идёт об уже прочитанном произведении.
А мы ещё до чтения, допустим, не добрались, оно только предполагается.
Так вот, на мой взгляд, самое важное отличие хорошей книги от плохой в том, что хороший писатель знает, что он хочет рассказать, для него важная сама его история, поэтому он не будет лить воду и начинать издалека, не станет всеми силами добивать себе печатных знаков до нужного количества (заданного, например, издательством), а просто станет рассказывать!
На это и нужно ориентироваться читателю.
скрытый текстВы открываете книгу - ну всё равно как заводите разговор с незнакомым человеком. Вы начинаете слушать этого человека и вам уже с первых слов понятно, стоит его вообще слушать или нет. Приятно вам с ним говорить или нет. И уж тем более говорить за свой счёт! Книжка-то наверняка денег стоит.
Самое забавное, что некоторые господа писатели сами же быстро выдают свою несостоятельность. Ну не умеют они правильно оценить свой потенциал, и не способны грамотно распланировать свою же книгу, отсюда провалы в логике, дикие скачки фокальности, метания от одного персонажа к другому, и просто слабое начало и скучная завязка истории.
Вот в этом ролике я показываю такой пример... ну как бы хорошего начала в книге.
Если начало книги вызывает у вас недоумение, шанс на то, что дальше будет лучше, убывающе мал!
А с чего лучше-то? Автор вдруг опомнится и станет гнать годноту? А вернуться и исправить начало ему совесть не позволяет, что ли, или религия?
А что делать, если начало почему-то понравилось? Или настроение сегодня такое, добрый я?
А бывают случаи и совсем наоборот: уже известный вам писатель, и книга сама по себе нравится, и история... а начало ну как будто совсем от другого автора и вообще пришитое от другой книги.
Тогда совет такой: открывайте книгу с середины и почитайте оттуда несколько абзацев. Попробуйте книгу как бы на вкус. Цепляет, нет?
Жаль, что на литпорталах в ознакомительных фрагментах обычно представлены только первые главы книги, там уже в серединку не заглянешь.
А читать #отзывы бессмысленно, если только не ты их автор. Нет никакой гарантии, что написавший очередной отзыв не сделал это по личной просьбе автора или ещё по какой причине желая ему угодить.
А про то, что читать аннотации тоже бессмысленно, вы, наверное, и так знаете. Особенно если их пишут сотрудники самого литпортала.


Автор на дзене

Serifa, блог «Где-то там»

Как я считаю

Ещё в детстве я поняла, что никогда не смогу работать бухгалтером, как бабушка. Ну не получается у меня ничего нормально посчитать, деньги в том числе. Всё время или больше выходит сумма, чем нужно, или меньше. Или вообще они куда-то деваются.

Однажды я пыталась помочь тёте в её магазине. Всего-то делов, заполнить тетрадочку с таблицей, сумму туда, сумму сюда, а потом посчитать итог. Работы на полчаса. Угу. Полчаса ушло только на то, чтобы мне объяснили, как посчитать итоговую сумму. А потом я всё равно посчитала всё неверно.

А однажды на практике мне поручили даже не посчитать, а просто расставить в таблице Excel цифирьки. А дальше программа сама всё посчитает. Угу. В итоге весь отдел целый день бился над этой таблицей, пока я скромно стояла в сторонке. Они не могли понять, как я заставила программу считать то, чего в таблице не было в принципе.

Но если вы думаете, что это только у меня такие проблемы, то это не так.

 

Однажды я перед работой решила купить пироженок к обеденному чаю. Зашла в ближайший магазин, кинулась к отделу с печенюшками-конфетками, выбрала пироженки. В сумме вышло где-то рублей 80, точнее уже не скажу. Я подаю девушке за кассой сторублёвку.

Она сдаёт мне сдачу двумя бумажками по 10 рублей.

Я смотрю на эти бумажки, не беру их. У меня в тот день ещё очки были новые, видно, офтальмолог что-то там в своём приборе накрутила, в итоге в тот день я в очках видела ещё хуже, чем без них.

Смотрю я на сдачу. Продавщица смотрит на меня. И кладёт сверху ещё десять рублей. Видимо, на всякий случай.

Я смотрю на сдачу.

Продавщица опять смотрит на меня.

И кладёт сверху ещё десять рублей.

Я смотрю на продавщицу.

Она смотрит на меня.

И неуверенным движением кладёт сверху ещё пятьдесят рублей.

Я забираю деньги и выхожу из магазина.

Не, ну так-то можно ходить в магазин...

 

А ещё в тот же день я ограбила водителя маршрутки.

До конторы я обычно ездила на маршрутке до конечной остановки. Села рядом с водителем. А между ним и мной было ещё одно пустое сидение, куда он вывалил всякую мелочь для сдачи.

И когда мы приехали на конечную, у меня что-то переклинило. Наверное, я всё ещё считала в уме прибыль от помещения магазина.

Я почему-то решила, что все эти деньги на соседнем сидении выпали из моей сумочки. Ну мало ли, кошелёк открылся...

Я сграбастала все эти золотые монетки и закинула в свою сумку.

И вышла из маршрутки.

А ещё так оглянулась напоследок, типа, не забыла ли чего...

Надо было видеть лицо водителя.

 

Но это всё новые очки виноваты. Я так считаю.

Serifa, блог «Где-то там»

Как надо вести дневник

Когда мне было лет 11, или меньше, я решила вести дневник.

Многие девочки в нашем классе так делали. Они приносили эти произведения искусства с собой в класс, такие розовые тетрадочки с феями и собачками на обложке, украшенные бантиками и шнурочками, залепленные блестящими наклейками. И заставляли всех, кто встречался им на пути, писать в этот дурацкий дневник всякую чушь.

Но я хотела по-серьёзному.

Я нашла себе суровую бухгалтерскую тетрадь в клетку, чтоб никаких украшательств. И аккуратным почерком (а у меня никогда не было аккуратного почерка, так что мне сначала пришлось его выработать) записывала туда каждый день всякие свои "умные" мысли. И как положено: дата, подпись.

Пара таких тетрадок до сих пор валяется где-то на чердаке дачного домика.

Прошли годы.

Я не отказалась от идеи вести дневник. Ну, что-то типа дневника. Этакое "ирландское рагу" дневника.

Теперь я покупаю тетради формата А4, чтоб наверняка всё влезло.

Но я больше не слежу за своим почерком, уж как накарябаю - так и сойдёт. Главное, чтобы я могла хотя бы приблизительно разобрать эти каракули. Поэтому никто посторонний всё равно не поймёт, что там написано.

Теперь в такой дневник я записываю всё подряд:

✔телефоны магазинов и всяких случайных знакомых

✔показания счётчиков

✔список покупок

✔список прочитанного за неделю или месяц

✔планы, срочные и не очень

✔ну и всякие идеи, которые почему-то показались важными

Если туда сунет нос посторонний человек, ему придётся иметь дело с загадочными выражениями, типа:

коеты уход за гориз не инотеред обратно!

Я сама полчаса потратила, чтобы вспомнить, о чём я тогда написала и что такое "коеты". Что такое "инотеред" - это уже даже не важно. Коеты главнее.

А может неерт был кепче?

Да, почерк у меня ужасный. Но главное вовремя вспомнить, что я хотела написать.

Как он узнал, что стаса пойдет в басе куневр?

Тут загадочно всё. Никакого Стаса не знаю. Басе - это вообще японский поэт. Куневр? А главное - кто такой он?

Но там есть подсказка, потому что наверху стоит название книги и номер страницы. Так что всё просто, надо лишь открыть читалку и найти ту книгу. И я вспомню, кто такой Куневр.

Но временами у меня появляется гениальная мысль: а не перейти ли на диктофон? Там-то почерк вообще не важен. Там главное - чётко выговаривать слова. А то придётся заводить отдельную тетрадь, чтобы расшифровывать записи уже с диктофона.


Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)