Свежие записи из блогов opheliozz

opheliozz, блог «читательский дневник»

* * *

(с) Эриксен М. Х. Двери к мёртвым. Власть дверей и порогов в Скандинавии эпохи викингов

полный текст

opheliozz, блог «читательский дневник»

* * *

(с) Кузьмина А. А. Представления о холоде в фольклорной картине мира якутов

полный текст

opheliozz, блог «читательский дневник»

* * *

(с) Фламмарион К. Гибель мира

Проезжая однажды через один очень древний и перенаселенный город, я обратился к одному из его жителей и спросил, давно ли основан этот город. «Разумеется, – отвечал тот, – это очень богатый и могущественный город, но мы не знаем, с какого времени он существует, да и наши предки знали не больше нас». полный текст

opheliozz, блог «читательский дневник»

* * *

(с) Романова Е., Добжанская О. Антропология холода: методология, концепты, образы (на примере культурных традиций коренных народов Севера и Арктики)

полный текст

opheliozz, блог «читательский дневник»

* * *

(с) Голубкова О. Орнитоморфные образы женских демонологических персонажей в традиционном мировоззрении славян и финно-угров

полный текст

opheliozz, блог «читательский дневник»

* * *

Двуполая дифференциация названия болезни скрытый тексти соответствующих обращений – “afel und äflin” – сконструирована по аналогии с частотными для средневерхненемецких заговорных текстов апелляциями типа “wurm und wyrmin” («змей и змея» / «червь и червиха»).
Приведенная же далее по тексту «генеалогия» – “mit den siben kinden, mit denn syben vnd sibentzigk schüsslingen” – отсылает нас к известным по Wurmsegen моделям, например: “nesso, mid nigun nessiklinon” («червь с девятью червятами»), устанавливая семантические параллели с лечебными заговорами против червей и змеиных укусов.

(с) Труфанова Н. Одушевление болезни в позднее Средневековье и риторика вербального взаимодействия с ней (на материале средневерхненемецких лечебных заговоров XV века)

opheliozz, блог «читательский дневник»

* * *

Винокурова И.Ю. Пернатое царство в мифологических представлениях вепсов

Голубкова О. Орнитоморфная символика похоронного обряда в локальных вариантах славянских культовых традиций

Криничная Н.А. Нить жизни: Реминисценции образов божеств судьбы в мифологии и фольклоре, обрядах и верованиях

Куединские былички: Мифологические рассказы русских Куединского района Пермской области в конце XIX—XX вв.

Любимова Г. Традиционные обряды и праздники весенне-летнего цикла у русских Сибири: растительная и орнитоморфная символика в социовозрастной иерархии

opheliozz, блог «читательский дневник»

* * *

Добровольский В. Н. Суеверия относительно волков

Колбас В. С., Зиновьев А. П. «Сказания» иностранцев XVI–XVII веков об Урале

Мишин П. И. Образ волка в магических практиках белорусского Подвинья

Мишин П. И. Эволюция магико-ритуальных практик, связанных с образом волка

Мороз А. Б. Волк в южнославянской народной культуре: человеческое и демоническое

Мороз А. Б. Гривастые волки в Каргополье

Щепанская Т. Б. Культура дороги в русской мифоритуальной традиции XIX–XX вв

Mencej M. Gospodar volkov v slovanski mitologiji

Mencej M. The werewolf as a religious and ethnic other in a Herzegovinian legend

opheliozz, блог «читательский дневник»

* * *

(с) Коршунков В. Люди и волки: дорожная традиция и историческая повседневность на севере европейской России в XIX–XX веках
скрытый текст
...много хищного зверья плодится в годы социально-экономических неурядиц и войн. Нарастание волчьей опасности – признак социальной и экономической катастрофы.
Знаменитый писатель-натуралист Л.П. Сабанеев в 1877г. утверждал, что размножение волков случается «только в периоды упадка народного благосостояния, в эпохи бедствий и войн по преимуществу, как роковое и неизбежное последствие всякой неурядицы…».
Приводя эти слова Сабанеева, зоолог-охотовед М.П. Павлов добавлял: «За мою многолетнюю охотничью практику дважды наблюдалось засилье волков в центральных областях европейской части страны: в годы Великой Отечественной войны и в период застоя в народном хозяйстве, ставшего характерным для 70-х годов».
Едва ли «период застоя» оказался несчастьем, сопоставимым с великой войной, но волки и вправду – животные-индикаторы бедственного положения в государстве и обществе.

Согласно официальному отчету о происшествиях в Вятской губернии, посланному из Вятки в Центральный статистический комитет в Санкт-Петербурге, 2 февраля 1869г. «на дороге» близ починка Аршинского в Рыбинской волости Орловского уезда волк покусал крестьян Матвея Шихова и Козьму Мухина. «У первого исцарапал на голове кожу до кости и искусал нос, левую ногу и руку, а у второго левую щеку, висок и правую руку. Означенный волк в тот же день убит из ружья кр[естьянином] Ильей Изместьевым».
Судя по обстоятельствам случившегося, волк мог быть бешеным. Специально присланный лекарь обследовал пострадавших. Он счел, что те легко отделались. По его определению, раны незначительны, уже совсем зажили, и оба крестьянина «совершенно здоровы, припадков бешенства с ними не было».
Однако спустя полтора месяца после схватки с волком брат Козьмы Мухина Трофим сообщил: Козьма «пришел в сумасшествие, выбив в окне окончину, выскочил на улицу и убежал в лес; оттуда, чрез несколько времени возвратясь с деревянным стягом, замахивался оным на Трофима и селенцов его, обещаясь убить домашних своих, за что селенцы связали его и представили к нему караул». Трофим слыхал от больного брата, будто накануне «прихода в сумасшествие», когда тот рубил в лесу дрова, ему там «показался какой-то мужик, и с того времени у него вновь заболели раны, нанесенные волком».

https://www.academia.edu/73515910/

opheliozz, блог «читательский дневник»

* * *

В.В. Иванов и В.Н. Топоров указывают на связь Бабы-Яги с дикими зверями, что объясняет одну из черт ее облика — она простоволоса; мотив длинных волос, шерсти роднит ее с другими мифологическими образами этого ряда. скрытый текстВосприятие волос как вместилища силы, в особенности силы магической, довольно распространено в мифологии народов мира (ветхозаветный Самсон, скандинавская богиня плодородия Сив, славянский «скотий бог» Волос / Велес). Мотивы волос / шерсти и их сверхъестественности, вероятно, связаны с языческими тотемистическими культами, в которых зверю как тотемному предку рода приписывалась магическая сила. Распущенные длинные волосы — наиболее заметный атрибут сибирско-татарской Албасты, славянских русалок, Мокоши, Кикиморы, Бабы-Яги.
Мотив шерсти устанавливает связь имени Бабы-Яги с одним из значений сибирско-татарской лексемы йага / йака — воротник, которая восходит к общетюркскому йака, йага ‘сторона, край, чужбина’ и русской яга — ‘шкура’, ‘вид шубы из собачьих или козьих шкур с подкладкой, сшитой мехом наружу’, вероятно, заимствованной из татарского.

(с) Файзуллина, Прокопова, Ермакова. Женские демонические персонажи в мифах и фольклоре народов Западной Сибири: генезис, функции, атрибутика

Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)