Свежие записи из блогов Арабелла

Арабелла, блог «Англия Джейн Остин»

Камин в романах Джейн Остин

скрытый текстВо времена Джейн Остин в сердце каждого дома горел огонь. Камины служили постоянным источником тепла и света, у которого собирались и общались люди. В своих романах Остин также использует огонь, чтобы дать важные подсказки о физическом, психическом и эмоциональном состоянии своих персонажей. Во многих сценах она использует камин в качестве хитроумного реквизита. При жизни Джейн место, ближайшее к огню, было отведено для пожилых и немощных, как это видно из её романов. Кроме того, предоставление кому-либо стула, ближайшего к огню, означало внимание и заботу о его благополучии. В случае с Марианной Дэшвуд то, как она рассеянно идёт к камину и обратно, сигнализирует Элинор, что её разум и сердце в смятении из-за Уиллоби: «Марианна, слишком беспокойная для работы, слишком озабоченная разговорами, переходила от одного окна к другому или садилась у огня в меланхолическом раздумье». В ответ на видимое несчастье Марианны миссис Дженнингс обращается с ней «со всей снисходительной родительской нежностью», соблазняя её деликатесами и предоставляя ей «лучшее место у камина». Однако, когда обычно здоровая и активная Марианна позже проводит целый день, «сидя, дрожа, у камина с книгой в руке… или лёжа, усталая и вялая», становится ясно, что она страдает не только от эмоционального расстройства.

Для мистера Вудхауса само наличие или отсутствие камина может утешить его или вызвать тревогу. На самом деле это является ещё одним ключом к пониманию его здоровья: «И дабы упомянутые чувства не воспламенились окончательно подле камина, который пылал здесь по вечерам круглый год, как того требовали изнеженные привычки мистера Вудхауса..» (пер. М. Николенко). Он неоднократно говорит о каминах, и его можно уговорить покинуть место подле них только тогда, когда Вудхаус уверен, что где-то ещё другой. В день прогулки по аббатству Донуэлл забота о комфорте и счастье мистера Вудхауса является наиболее трогательной. Эмма и их друзья хотят вовлечь его в повседневные дела, и поэтому «.. он был столь же благополучно препровождён в одну из самых уютных комнат аббатства. Когда же его заботливо усадили у камина, который в ожидании него специально топили все утро, он почувствовал себя совершенно как дома, был готов с удовольствием обсудить все новости» (пер. М. Николенко). Такого рода особая забота оказывается людям с ослабленным здоровьем.

А в «Мэнсфилд-парк›» огонь для Фанни означает вход в семейный круг. Миссис Норрис «поставила условие, чтобы в комнате Фанни никогда не было камина», что сообщает читателю как об истинном характере миссис Норрис, так и о положении Фанни в семейном кругу Бертрамов. Точно так же, когда она навещает свою семью в Портсмуте, то снова оказывается вне семейного круга, в обоих домах она чужая. Когда ей предоставляется роскошь в виде камина в комнате в Мэнсфилде, это показывает происходящую перемену: «Она была поражена, совершенно поражена, когда, вернувшись с прогулки и снова войдя в восточную комнату, первое, что бросилось ей в глаза, был зажжённый камин. Камин!» Эта новая «снисходительность» совпадает с её постепенным проникновением в самое сердце семьи. отсюда


Спальня эпохи Регентства
скрытый текст Как правило, спальни находились на втором этаже. Если семья была особенно состоятельной, там могли быть отдельные гардеробные, даже небольшая частная гостиная для семьи или просто хозяйки дома. Именно в это время спальни стали похожими на наши. Главенствующим предметом мебели в этой комнате была, конечно же, кровать. Другая мебель состояла из прикроватных тумбочек, туалетного столика, зеркала, шкафа или комода. В эпоху Регентства спальни обычно не использовались для приёма гостей, как это было в прошлом веке. Хозяйка дома могла уединиться там вместе с самой близкой подругой, чтобы посекретничать. Только те, кто находится в очень близких отношениях с семьёй, проходили дальше первого этажа.

Большинство кроватей были примерно того же размера, что и современная двуспальная кровать, но тогда не было стандартизации ни матрасов, ни каркасов кроватей. Если вам посчастливилось позволить себе кровать из красного дерева с балдахином, вы более чем обеспечены. Количество одеял и покрывал тоже исходило из состояния: чем больше работы приходилось выполнять, застилая постель, тем выше статус.

Наполнение матраса, как и вид кровати, зависел от состоятельности семьи. Он состоял из двух слоёв прочной ткани, сшитых вместе и набитых всем, что владелец мог себе позволить. Матрасы со времен Средневековья набивали опилками, соломой, шерстяным флоком или различными видами перьев. В эпоху Регентства лучшие кровати обычно имели более одного матраса. Наиболее распространённым был нижний матрас из шерстяного флока, который был твёрдым, и верхний матрас, набитый перьями - более мягкий.

Эти матрасы покоились на верёвочной решётке, которая была продета через отверстия в каркасе. Натяжение этих верёвок частично контролировало жёсткость кровати. В каждом доме должен был быть специальный инструмент, который использовался для затягивания верёвок в случае необходимости. Считается, что именно из-за этого возникло выражение "Спи крепко". отсюда

Арабелла, блог «Архив»

История часовых поясов

До конца 1800-х годов в каждом городе было свое собственное время, причем полдень определялся тем, когда солнце было на пике.Из-за того, что солнце встает и садится в разных точках каждого города, часы в Нью-Йорке показывали отличное время от Вашингтона или округа Колумбия.

скрытый текстИдея часовых поясов принадлежит доктору Уильяму Хайду Волластону, однако, она стала более популярной в Британии в 1800-х годах благодаря Абрахаму Фоллет Ослеру. Его работа привела к созданию временного стандарта Гринвичской обсерватории, известного как GMT, что привело к созданию часовых поясов за пределами меридиана в Гринвиче, Лондон. Популярность путешествий и торговли по железной дороге привела к принятию универсального стандарта времени. Поскольку в каждом городе было разное время, расписание поездов было беспорядочным. В 1875 году железнодорожные компании признали семьдесят пять различных стандартов местного времени. Это было не только раздражающим фактором для пассажиров, но и опасным. Несколько поездов ходили по одним путям, и многие аварии можно было бы предотвратить с помощью установленных стандартов времени.

В полдень 18-го ноября 1883 года была разработана система времени с четырьмя часовыми поясами: Восточным, центральным, горным и Тихоокеанским. Оно было принято большей частью страны, но были исключения.

Детройт использовал местное время до 1900 года, когда городской совет попытался перейти на стандартную систему времени. Половина города перевела свои часы назад на необходимые двадцать восемь минут, но другая половина этого не сделала.

Пока обсуждались часовые пояса, назревало еще одно изменение в том, как мы воспринимаем время.

Идея перехода на летнее время впервые была предложена энтомологом Джорджем Хадсоном из Новой Зеландии, потому что он хотел иметь больше времени в течение дня для поиска насекомых. Семь лет спустя англичанин Уильям Уиллетт в 1907 году возглавил кампанию за использование большего количества солнечного света в летние месяцы. Он безуспешно проводил кампанию в британском парламенте до 1915 года.

Германия была первой страной, которая ввела летнее время через год после смерти Уиллетта. Оно использовалось для экономии энергии во время Первой мировой войны. Великобритания последовала этому примеру несколько недель спустя, а США внедрили его в 1918 году.

Городские ритейлеры выиграли от этого, заплатив за меньшее количество искусственного освещения в течение дня, но работники сельского хозяйства потеряли время на полях. Переход на летнее время был отменен, восстановлен во время Второй мировой войны и снова отменен после войны. В 1966 году Закон о едином времени положил конец тому, что журнал TimeMagazine назвал "хаосом часов", стандартизировав переход на летнее время.
отсюда

Арабелла, блог «Каминный зал»

Из истории кошачьих игрушек

(курсив мой)

Кошки – существа необычайно активные, несмотря на то, что большую часть суток проводят в состоянии сна или дремоты. Даже если кошка сугубо домашняя и поблизости от нее не наблюдается сородичей, все равно она будет реализовывать свой охотничий инстинкт и играться: где с пылинкой, где с лучиком света, где с собственным хвостом. Поэтому неудивительно, что люди испокон веков старались помочь своим любимцам и оборудовать для них целые игротеки.

скрытый текстСчитается, что египтяне первыми озаботились изготавливать специальные игрушки для кошек. До них, очевидно, с кошками играли прутиками, веточками, перышками или просто руками. Египтяне же соорудили нехитрую конструкцию из перьев, набитых в шарик из папируса на веревочке. Иногда в качестве материалов использовали плетёный тростник, кожу, дерево или даже медные пластинки. Есть несколько источников, которые утверждают, что такие игрушки делали в форме змеи или мышки. Играли с кошками не только простые египтяне. Игры с любимцами богини Бастет входили в часть специальных ритуалов. Только представьте себе, как в том же Бубастисе (город в Др.Египте) жрецы с серьезными лицами заставляют кошек охотиться за игрушками под восхищенные взгляды прихожан.

У греков и римлян мы встречаем упоминания длинных перьев, в том числе и дорогих павлиньих, которыми кошек дразнили и заставляли скакать по перистилям (в античной архитектуре перистиль представляет собой прямоугольный в плане двор, сад или площадь, окружённые со всех четырёх сторон крытой колоннадой или отдельными портиками), виллам и инсулам (в архитектуре Древнего Рима — многоэтажный жилой дом с комнатами и квартирами, предназначенными для сдачи внаём). В средние века для кошек иногда сшивали кожаные мячики, набитые перьями или тряпочками. Правда что тогда, что в наши дни, эти мячики имеют свойство куда-то теряться. В итальянских средневековых источниках мы находим сведения о том, как некоторые богатые флорентийцы сооружали для своих любимцев настоящие карусели, где на веревочках двигались деревянные мыши, крысы, воробьи и ящерицы.

Однако во все времена помимо легальных игрушек, кошки стремились превратить в свою игровую собственность все, что только попадалось им на глаза. Сколько было пролито слез из-за того, что пропадали украшения, предметы одежды, за то, что были порваны важные документы или книги. А уж сколько пропало за столетия шахматных фигур и шашек! Помните, как в «Кондуите и Швамбрании» кошка, закатившая черную королеву под сундук, стала виновником наказания двух мальчиков и рождения одной из самых известных выдуманных стран?

С повсеместным распространением картона и картонных коробок, равно как и бумажных пакетов, коты превратили их в свои крепости и полигоны. Вообще, с изобретением того или иного материала в период той же Промышленной революции, их активно применяли для ублажения кошачьего игривого настроения. Примерно в 1950-е гг., когда в Европе и США зарождается кошачья индустрия (мы частично касались этой великой революции, когда говорили про кошачий наполнитель), то на рынке появились десятки, если не сотни видов игрушек для котов. Шарики из пластмассы, резины, пенопласта, различные точилки, игрушки на веревочке, механические заводные мышки, имитирующие писк и приводящие кошек в восторг – все это мгновенно сметалось с прилавков.

Кстати, насчет точилок для когтей. За короткий срок они прошли эволюцию от картона или старой одежды (не будем касаться уничтоженных диванов, кресел и ковров) до сложных многоярусных конструкций и домиков. Последние помимо игровой функции должны были помогать котам выстраивать иерархию между собой по простому принципы: кто выше, тот важнее.

Развитие компьютеров и электроники привело к появлению дистанционно управляемых и автономных игрушек. Специальные устройства на батарейках с датчиками, которые реагируют на приближение кошки, предлагают хвостатым поиграть с собой. Впрочем некоторые предпочитают кататься, например, на роботах-пылесосах. Также существуют роботы, которые стреляют шариками или выпускают механических мышек, и мыши-роботы, которыми можно управлять через специальное приложение.
По материалам отсюда

Арабелла, блог «Англия Джейн Остин»

Связи в эпоху Регентства

Когда семья переезжала в новую местность, населяющие её респектабельные люди брали на себя задачу навестить прибывших, что было одним из очень немногих случаев, когда человек мог представиться. Однако был небольшой подвох. Мужчин навещали только мужчины, женщины сами не инициировали знакомства. Отсюда смятение миссис Беннет в «Гордости и предубеждении», когда мистер Беннет отказывается навестить мистера Бингли в Незерфилде и установить официальное знакомство между семьями.

скрытый текстКак только хозяин дома установил знакомство и представил женщин в своём доме, они могли взаимодействовать в обществе и даже представлять новоприбывших другим. Соседские матроны и жёны пасторов с их широким кругом связей были отличным источником информации. Эту роль для сестёр Дэшвуд играют Миддлтоны из «Чувства и чувствительности». Несомненно, Августе Элтон из «Эммы» очень понравился бы этот аспект положения жены викария. Публичные и частные мероприятия, включая званые обеды и вечеринки, праздники и даже поминки, предоставляли возможности для новых знакомств.

Обычно низшие по социальному положению представлялись высшим, мужчины - женщинам, а не наоборот. В отличие от города, где приходилось ждать визита вышестоящего, в сельской местности для мужчины было приемлемо сделать это самому или оставить визитку кому-то с более высоким социальным статусом, если этот человек был новоприбывшим. Принятие теми, кто был выше по социальному статусу, было ключом к социальной мобильности в обществе эпохи Регентства, поэтому такие знакомства пользовались большим спросом.
отсюда


Почему Дарси такой холодный?

скрытый текстИз блога: Правое полушарие Интроверта

Этикет и социальные нормы – то, на чем держалось английское дворянское общество. Каждый шаг регламентировался и строго оценивался с учетом вашего статуса. Мистер Дарси кажется Элизабет холодным, замкнутым и надменным – всех этих качеств требует его статус. Он не может вести себя столь же свободно, как и Уикхем: чем выше титул, тем более строгие требования.

Элизабет и Дарси кажутся нам сейчас крайне сдержанными, ведь одно неверное действие могло испортить всю репутацию. Именно поэтому так драматична ситуация с побегом Лидии и Уикхема. Подобный поступок ставит крест на всей семье.

Не имея возможности быть открытыми и искренними в разговорах и поступках, Элизабет и Дарси общаются на языке взглядов. В романе много времени уделяется именно описаниям процессов, связанных со зрением. К сожалению, связанная с ним игра слов частично потерялась при переводе. Герои внимательно рассматривают друг друга и через эти наблюдения, подобно ученым зарождающейся экспериментальной науки, приходят к новым выводам относительно друг друга.

Смотрят они, конечно, украдкой – даже в подобном деле существует этикет. Они не могут позволить себе глазеть, но от этого менее пытливым их взор не становится. Зрение становится аналогом познания и понимания. На английском языке «I see» значит «я понимаю». Элизабет произносит именно эту фразу, когда узнает правду о Дарси и Уикхеме. Можно было также сказать: «Я прозрела». отсюда

Арабелла, блог «Англия Джейн Остин»

Аптекарь для Джейн Беннет

В 1813 году, когда наконец была опубликована книга «Гордость и предубеждение», аптекари играли важную роль в сельских местностях, где не хватало врачей. Когда Джейн Беннет заболела в Незерфилд-парке, послали за аптекарем мистером Джонсом:

"Завтрак подходил к концу, когда из Незерфилда прибыл слуга со следующей запиской, адресованной Элизабет:
«Дорогая Лиззи,
Сегодня утром я очень плохо себя почувствовала — должно быть оттого, что вчера основательно промокла. Наши добрые друзья и слышать не хотят о моем возвращении, пока я хоть немного не поправлюсь. Они настаивают также на том, чтобы меня осмотрел мистер Джонс — поэтому не тревожьтесь, если услышите, что он меня навестил. У меня всего только головная боль и небольшое воспаление в горле.
Твоя и т. д."

скрытый текстВ отличие от врача, чье социальное положение имело высокий статус, аптекари считались на ступень выше торговца и на несколько ступенек ниже врача. За время работы в качестве учеников аптекари учились делать лекарства и припарки. Они работали в аптекарских магазинах и часто были единственной альтернативой для людей, которые обращались за медицинской помощью и не могли позволить себе оплату услуг врача. Интересно, что аптекарям не платили за советы и лечение - им платили только за проданные лекарства.

Мистер Джонс поехал бы в Незерфилд-холл и дал бы свой совет без вознаграждения. Но он порекомендовал свои лекарства, которые позволили ему заработать немного денег, и научил бы Элизабет, как ими пользоваться:

"Приехавший вскоре аптекарь, осмотрев больную, сказал, что, как и предполагалось, заболевание вызвано сильной простудой, потребовал принятия самых энергичных мер, предписал постельный режим и обещал прислать микстуру. Предписание было выполнено немедленно, так как лихорадка и головная боль все время усиливались..

Уловка миссис Беннет, направленная на то, чтобы оставить Джейн в Незерфилде сработала:

"— Увы, сэр, это именно так! — отвечала она. — Бедняжка слишком плоха для того, чтобы ее сейчас можно было перевезти в Лонгборн. Мистер Джонс считает, что об этом и думать сейчас не следует. Нам придется еще некоторое время пользоваться вашим гостеприимством."

Мистер Беннет демонстрирует свое остроумие по поводу махинаций миссис Беннет, даже когда упрекает ее за то, что она подвергла Джейн опасности:

"— Что ж, моя дорогая, — обратился к жене мистер Беннет, когда Элизабет прочла записку вслух, — если ваша дочь серьезно заболеет и, быть может, умрет, — как приятно будет сознавать, что произошло это в погоне за мистером Бингли, осуществленной по вашим указаниям.
— Я вовсе не опасаюсь за ее жизнь. Люди не умирают от каких-то простуд. За ней будут хорошо ухаживать, и пока она там, ничего плохого случиться не может. Если бы можно было взять экипаж, я бы охотно ее навестила."

Аптекарский магазин во времена Джейн Остин был очень похож на сегодняшнюю аптеку, где покупатель мог купить лекарства, травы, припарки, панацеи и другие лекарства. В таких магазинах также продавалось хирургическое оборудование. Аптекари часто были единственными врачами в сельской местности, и они брали с собой все необходимое в компактных аптекарских ящиках. Мистер Джонс, аптекарь Джейн Беннет, должно быть, продавал свои растворы из такой же коробки. отсюда

Арабелла, блог «Англия Джейн Остин»

Роль чая в эпоху Джейн Остин

Общепризнанно, что Джейн Остин хорошо сочетается с чаем. И ее персонажи пьют его очень много! Есть 16 упоминаний о чае в «Чувстве и чувствительности», 15 - в «Гордости и предубеждении», 31 - в «Мэнсфилд-парке», 27 - в «Эмме», 12 - в «Нортенгерском аббатстве» и 2 - в «Доводах рассудка».

скрытый текстЗачем столько чая? Из писем Остин к ее старшей сестре Кассандре мы знаем, что писательница любила чай. В одном письме она пишет: «Дай мне знать, когда начнешь пить новый чай... Моя нынешняя элегантность еще не сделала меня равнодушной к таким вопросам. Я все равно что кот, который увидел мышь».

Согласно книге Ким Уилсон «Чай с Джейн Остин» 2011 года, Джейн хранила семейный чай Остинов под замком, чтобы слуги его не воровали, и сама занималась покупкой и приготовлением чая. В эпоху Регентства хороший чай был настолько дорогим и ценным, что аристократические семьи часто не доверяли его поварам и горничным, предпочитая вместо этого доверять его какой-нибудь бедной родственнице, живущей в доме.

Эта практика может показаться экстремальной, но она имеет смысл, если учесть важность чаепитий для социальной структуры Регентства. В письмах к сестре Кассандре Остин описывает чай как смазку для общения, идеальное сопровождение, способное превратить любое скучное дело в увлекательное светское представление.

В то время кофейни были предназначены исключительно для мужчин. Лондонские холостяки относились к кафе как к шумным дневным барам, где молодые люди заводили деловые связи и обсуждали философию. И самом деле кофе, чай и сахар питали философию Просвещения.

С другой стороны, домашние чаепития представляли собой совместные мероприятия, на которых семьи могли общаться, делиться историями и, конечно же, планировать браки.

Чай подавали ранним вечером между ужином и ночными занятиями, такими как танцы и карты. Чай также подавали в качестве освежающего напитка на аристократических балах, где джентльмены могли сопровождать молодых дам в чайную, чтобы провести время наедине. В обществе, где взаимодействие между полами было редким и строго регламентированным, эти короткие моменты могли создать или разрушить потенциальный брак. отсюда

Арабелла, блог «Архив»

Гильдии в Нидерландах

Экономическая жизнь в городах Нидерландов и северо-западной Германии была глубоко опутана цеховой системой. Каждый город мог похвастаться множеством цехов, в Антверпене их насчитывалось свыше 100, а в большинстве крупных городов — несколько десятков. Главные цеха, как это было на протяжении столетий, продолжали оставаться самыми влиятельными органами городской жизни. Они охватывали весь спектр экономики, в них входили разные виды купцов и торговцев, объединенные в цеха, также как ремесленники, содержатели лавок, представители свободных профессий, извозчики и портовые грузчики. Как и в остальной части Европы в XVI в., производство в городах в основном было сосредоточено в небольших мастерских, и часто один-единственный мастер работал на себя, имея в помощниках нескольких подмастерьев и поденщиков. Цеха и их уставы пользовались поддержкой и поощрением городских властей, и они всегда оказывали сильное влияние на экономическую жизнь, иногда доходящее до ее полного удушения.

скрытый текстВо всех городах существовали цеха пекарей, мясников, торговцев рыбой, бакалейщиков, портных, сапожников, а также, зачастую, носильщиков и лодочников, и там, где существовала текстильная промышленность, ткачей, сукновалов, красильщиков и т.д. Самая важная функция цехов состояла в закреплении права на участие в любой торговой или экономической деятельности только за членами своей корпорации, которые должны были быть общепризнанными жителями города и обладать соответствующей квалификацией, а также платить членские взносы. От членов цеха также ожидалось согласие с оговоренными условиями выполнения работ, формами контроля за качеством продукции — пункт, на котором часто акцентировали внимание городские власти, — и иногда еще и предписанными ценами на продукцию. Таким образом, основной целью цехов было ограничение конкуренции, регулирование продукции и, в первую очередь, обеспечение некоторой уверенности в завтрашнем дне для полноправных членов; в то же время, цеха в определенной степени защищали потребителя от фальшивых или некачественных товаров. Существенной частью их деятельности, которая становилась более или менее приоритетной в зависимости от экономических и демографических обстоятельств, были дискриминационные меры против чужаков в пользу сыновей членов цеха. В Генте в начале XVI в. цех пивоваров ограничил прием в свои ряды, зарезервировав его почти целиком за сыновьями уже состоявших в нем мастеров.

Все цеха имели собственную символику, коллекции церемониальных предметов и палаты для заседаний; основные цеха в крупных городах владели цеховыми домами, которые часто принадлежали к числу самых внушительных городских зданий. До начала Реформации все они также участвовали в религиозных празднествах и процессиях и содержали собственные часовни и алтари в приходских церквях. Из своих членских взносов и сумм, собранных по подписке, они покрывали административные издержки и спонсировали культурные, социальные и религиозные события и празднества, которые проводили. Цеха также вносили существенный вклад в плеяду городских благотворительных учреждений, уделяя особое внимание оказанию помощи заболевшим, потерявшим трудоспособность или престарелым членам цеха и их семьям.

Корпоративный и регламентирующий дух цехов самым тесным образом переплетался с нуждами городского управления. Трудовая деятельность в городах всегда была подчинена очень высокой степени регуляции. Торговцы рыбой, например, могли продавать ее только на городском рыбном рынке, придерживаясь целого ряда правил. Более того, по мере того как промышленность и экономика Голландии и других северных провинций на протяжении XVI в. (до 1580-х гг.) все больше погружались в застой, главные цеха, регулирующие ткачество, пивоварение и розничную торговлю, стремились расширить свой контроль и ужесточить свои предписания, чтобы обеспечить максимальную защиту своим членам и не допустить в город товары и конкурентов извне.

У художников также был свой цех, названный в честь Святого Луки, и опять-таки, в каждом городе, где они проживали, они имели тщательно отлаженную администрацию, с уплатой членских вносов, квалификационными разрядами и уставами. Несомненно, они привносили корпоративный дух в творческую деятельность в главных центрах Нидерландов, и продолжали делать это, учредив свои цеха и в таких городах, как Роттердам (1609 г.), где в предыдущем десятилетии их не было. Цеха по-прежнему играли ведущую роль в жизни художников в Голландии в XVIII в. отсюда

Арабелла, блог «Англия Джейн Остин»

Пошить нельзя купить. Викторианская Англия

Викторианцы ожидали от одежды, что она прослужит им многие годы, а бог даст, перейдет по наследству детям, как передавались подвенечное платье и фраки. Бедные изготавливали одежду сами от начала до конца, как это было принято на фермах: пряли, ткали, кроили и шили; или покупали с рук ношеную, как это было в городах. Крашеные вещи стоили дороже, поэтому яркие краски были привилегией богатых людей.

скрытый текстОднако в середине XIX века, когда из-за развития мануфактур цены на вещи упали, низшие классы уже смогли позволить себе приобретать разноцветные юбки и брюки (если на них все еще возможно было увидеть цветовую гамму), доставшиеся им после долгого пути, проделанного этой одеждой, переходившей из рук в руки.

Сколько денег необходимо было потратить для того, чтобы достойно выглядеть, зависело от класса. В середине 1870-х годов рабочая семья из пяти человек одевалась на шесть фунтов в год или на два шиллинга три пенса в неделю. В обеспеченной семье среднего класса джентльмен одевался на тридцать фунтов в год, леди — на пятьдесят. На наряды детей тратилось от десяти до пятнадцати фунтов.

Однако Джанет Маршалл и ее сестра Ада, принадлежавшие к высшему классу и имевшие репутацию конформисток (очень современных девушек), никогда не тратили более тридцати фунтов каждая, хотя, не в пример многим женщинам, имели гардероб из сорока новых платьев в год. В основном экономия производилась за счет того, что девушки шили платья сами. Они прибегали к помощи портнихи только в крайних случаях, когда требовалась высококвалифицированная работа: при изготовлении вечерних туалетов и для шитья лифов.

В основном платья они шили к зимнему и летнему сезонам и тратили на эту работу по три часа ежедневно. Кроме того, девушки постоянно искали в магазинах нужные материалы, узоры, кружева, ленты, отделку. Чаще всего приходившая на дом портниха раскраивала платье и сшивала корсаж, в то время как женщины сами шили юбки и нашивали простую отделку. За самую простую работу портниха получала в день два шиллинга и не тратилась на еду, поскольку ее кормили в домах, куда приглашали. За сложную, тонкую работу — три шиллинга в день.
Если семья была очень богата, то леди могла позволить себе шить у портних, державших ателье. Тогда на пошив тратилось приблизительно сто фунтов в год.

К одежде относились бережно. По утрам надевалось платье, которое было сшито два года назад для работы по дому, и в нем же леди могла принимать близких гостей и не очень важных знакомых От большинства женщин среднего класса ожидалось, что они будут носить платья до десяти лет и покупать очередную обновку через три-четыре года.

Однако в более бедных семьях изобретательные женщины умудрялись приобретать платье каждый год всего за десять шиллингов, выбирая темные тона, чтобы оно могло быть использовано в дальнейшем для домашней работы. С помощью различных отделок ему придавался привлекательный вид, а меняя кружева на ленты, они давали понять, что у них новый наряд.

Также оборотистые дамы покупали две новые пары сапог или ботинок каждый год за один фунт три шиллинга, цветные чулки на зиму и белые на лето обходились им в один фунт десять шиллингов. Шесть пар перчаток: четыре темных и две светлых — за один фунт один шиллинг, пять шиллингов они отдавали за белые и цветные воротнички и манжеты, соломенные шляпки ежегодно обходились им в один фунт восемь шиллингов, новый капор — еще в один фунт.

Итого семь фунтов в год на одежду. Перчатки являлись прекрасным показателем статуса: если они облегали руку и легко отделялись друг от друга, это означало, что их хозяйка не обременяла себя работой. Их было очень трудно чистить и дорого заменять. Можно было купить полуфабрикат платья, когда одежда была либо раскроена по определенному фасону, либо сшита самая трудная часть — лиф. Хотя при этом всегда оставалась угроза того, что платье будет морщинить сзади.

Нам трудно понять сегодня, что когда-то, зайдя в магазин, мы не увидели бы развешанных повсюду юбок, блузок, жакетов и другой приготовленной для продажи одежды, зато обнаружили бы необыкновенный выбор материалов, отделок, крючков, ниток, бисера, гаруса, пуговиц, шнуров, бахромы — то есть всего, что нужно было мастерицам для шитья.

Готовое платье можно было купить, только если в ателье клиентка отказалась от своего заказа и покупательнице подошел ее размер, либо в местах, где торговали поношенным товаром, или у портних, которые, заметив какой фасон очень популярен в этом сезоне, решили скопировать его для нескольких заказчиц.

В 1861 году в магазине мод впервые предлагалась реклама полностью готовых платьев, а через десять лет клиентам уже рассылались журналы с предлагаемыми видами услуг в магазине «Дэбенхэм»: целиком сшитый туалет; одежда, сшитая в магазине по меркам клиента; сшитый на заказ лиф с готовой юбкой. Материал и предлагаемый фасон отсылались даме, и она, обмерив себя, заказывала наряд. Готовое платье стоило дешевле, и с 1880 года леди постепенно стали пользоваться уже готовой купленной одеждой, чего не было никогда ранее.

"Повседневная жизнь викторианской Англии" Т. В. Диттрич

Арабелла, блог «Каминный зал»

Старый Новый год ))

Со Старым Новым Годом !

Арабелла, блог «Старый замок»

Записки о средневековье

Средневековый центнер

Была в средневековой Англии такая мера веса как centum, которую обычно переводят как "центнер". Ну собственно потому что сейчас это и есть центнер, а само слово буквально переводится с латыни как "сотня".
скрытый текстОднако средневековый английский centum – это вовсе не 100 кг и даже не обязательно 100 фунтов. Эта прекрасная мера веса варьировалась от 100 до 112 фунтов в зависимости от времени, места и взвешиваемых предметов. Причем эти странные цифры были придуманы не просто так. Дело в том, что центум равнялся 8 стоунам. И изначально стоуны – это были в буквальном смысле камни, самые настоящие, существовавшие физически и служившие в качестве эталона, вместо гири.
По Ассизе мер и весов 1300 года, стоуны в 5 торговых фунтов использовались для взвешивания стекла. стоуны по 8 фунтов – для пчелиного воска, сахара, перца, квасцов, тмина, миндаля, корицы и мускатного ореха. Стоуны по 12 фунтов – для свинца. И, наконец, лондонский стоун весом 12,5 фунтов – для шерсти.
В середине XIV века Эдуард III установил вес стоуна для шерсти и «других товаров», в 14 фунтов, то есть центум официально стал 112 фунтов.
Однако Рональд Эдвард Зупко, крупнейший специалист в исторической метрологии, специализирующийся на Средневековье, писал, что для пороха продолжали использовать стоун в 12,5 фунтов (то есть в центуме пороха было 100 фунтов), а для пряностей и специй – стоун в 13,5 фунтов (108 в центуме). отсюда


Сколько стоила миниатюра?
скрытый текст
Знаменитый фламандский миниатюрист-иллюминатор Луазе (Лойс) Льеде за иллюстрирование первого тома книги "Хроники Рене де Монтабана" получил 45 франков 18 су. При этом за каждую из 51 "разноцветных историй" (ystoires de pluseurs couleurs) художнику заплатили по 18 су. Что такое 18 су? Это суточное жалование придворного одной из 4-х служб бургундского двора (хлебодары, стольники, кравчие, конюшие), к которой Льеде и относился.
Правда, он это жалование получал вне зависимости от заказа. Премьер-мэтрдотель получал 27 су, камергер 24 су, камердинер 12 су, герольдмейстер 12 су, король менестрелей 12 су, пажи и слуги-валеты 3 су, оружейник 3 су, сокольничий 6 су, псарь 3 су, лучник тела 12 су, повар 12 су.

А вообще, Льеде - это наше всё. Как Пушкин))) Нет в нашей стране человека, кто не видел его миниатюр, поскольку все учились в 6-м классе и проходили историю Средних веков. (Во всяком случае, в советской школе)
А в учебнике сплошь его работы. Это и "Хроники" Фруассара, и "История Оливье Кастильского", и "Древо битв" Оноре Бове, и "Римские истории" Жана Манселя. отсюда


Кадфаэль
скрытый текст
Некоторые имена и занятия монахов в книгах и сериале на самом деле взяты из книги записей аббатства Святых Петра и Павла в Шрусбери. Это имена Кадфаэля, Роберта, Джерома и Хериберта. отсюда


Университетский скипетр
скрытый текстДумаю, многим, кто видел эту миниатюру XVI века "Диспут врачей в Парижском университете", было интересно, что это за длинные предметы в руках троих человек.


"Трое людей, согласно тексту, являются тремя ректорами, присутствующими на собрании преподавателей. Скипетры, которые они несут, являются ректорскими штабами («Ректорстаб»), символизирующими их честь и автономную власть над юрисдикцией в вопросах, касающихся университета.
Трудно найти официальный и точный термин для Rektorstab. Этого немецкого слова, которое в изобилии упоминается в старых книгах, больше нет даже в самом официальном немецком словаре - Duden.
Университетский скипетр (Sceptrum Universitatis) является одним из знаков отличия позднесредневекового университета. Они существуют с 14 века. Таким образом, университет демонстрировал внешнему миру свой особый правовой статус, а именно, что он является самодостаточной корпорацией со своей юрисдикцией и, следовательно, со своей собственностью, это был знак достоинства ректора". отсюда
Страницы: 1 2 3 28 следующая →

Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)