Что почитать: свежие записи из разных блогов

Коллекции: образовательное

Culturally Jewish, блог «Хатуль мадан»

Реконструкция генетической истории ашкеназов

Исследование генетических корней евреев ашкеназов подтвердило смешанное европейско-ближневосточное происхождение популяции.

Итоговая реконструкция генетической истории ашкеназов представлена на рисунке.

В соответствии с этой моделью, наибольший вклад в генофонд ашкеназов внесли ближневосточный (40-65%) и южноевропейский (35-60%) генетические потоки. Их датировка оценивается в пределах 25-55 поколений назад. 25-35 поколений назад имело место бутылочное горлышко, после чего к популяции добавился меньший европейский поток, скорее всего, из Восточной Европы (15-25%), и произошло это 10-20 поколений назад, в период значительного роста численности популяции.

Наиболее мощный южноевропейский генетический поток авторы связывают в большей степени с Италией, а более недавний поток генов из Восточной Европы – с Польшей (в случае Западной Европы – с Землями Рейна).

Culturally Jewish, блог «Хатуль мадан»

Венгры, не помнящие (генетического) родства

Одно время хотела изучать венгерский язык - потому что «не такой как все», потому что его носителей «занесло» с Востока, но они не забыли о своих корнях.

Между тем ученые говорят, что у венгров наблюдается расхождение между генетикой и языком. Современные венгры генетически сходны с другими популяциями Центральной Европы, а частота азиатских маркеров у них невелика. Если посмотреть на их генофонд, венгры очень мало общего имеют со своими лингвистическими родственниками — с хантами и манси Западной Сибири.

Анализ древней ДНК (Х в.) показал, что в массовых захоронениях сельского населения преобладают европейские гаплотипы (в митохондриальной ДНК), а азиатские гаплотипы достигают высокой частоты у высокостатусной элиты. «Это подтверждает старый вывод антропологов, что мигранты из Азии не замещали местную популяцию, а становились социальной элитой». Получается, пришедшие с востока мадьяры ассимилировали население Среднедунайской низменности, установили свою власть и передали свой язык. То есть нынешние венгры могут называть себя мадьярами и противопоставлять себя европейским народам, но фактически они «из одного теста» с соседями.

Скрытое содержимое

Я подтверждаю, что мне уже 18 лет и что я могу просматривать записи с возрастным ограничением.

Vezuvian, блог «НаучПоп Архив»

Русский язык за 18 минут

 

продолжение следует…

Vezuvian, блог «НаучПоп Архив»

Решение парадокса убитого дедушки

Vezuvian, блог «Эссе»

Не твоё дело

С чего я такая толерантная — вопрос вообще-то интересный. Это не могло быть осознанным продуктом моего воспитания, так как мои родители очень даже склонны к дискриминации. Отец — ярый гомофоб, мать — так вообще, как истинная женщина, из ничего может состряпать борщ, халат и повод для осуждения.

 

Мне никто не говорил о терпимости, не устраивал лекций о классовом неравенстве или вреде, что наносит дискриминация. Ни родители, ни школа, ни телевизор, ни друзья, ни интернет.

 

Но, несмотря на это, толерантность во мне сформировалась и живёт, как полноправная веха восприятия, никуда не девается, прочно стоя на опоре...

 

...равнодушия и скуки?

 

Как бы парадоксально это бы ни звучало, но основа моего принятия всех такими, какие они есть — равнодушие. Это не моё дело. Не моё дело, с кем вы спите. Не моё дело, умеете ли вы готовить. Не моё дело, какой вы религии или к какой национальности себя относите. Я не хочу это знать, мне эта информация кажется скучной и незначимой.

 

И, пожалуй, это гораздо более честная и эффективная позиция. Вместо сопливого: «Мы должны принимать всех, дискриминация вредит и бла-бла-бла», — конкретная фраза: — «Не твоё дело».

 

— Она живёт со своей подругой два года, и парней они не водят?

— Не твоё дело.

 

— Она женщина и работает на атомной электростаниции! Какой ужас, о детях бы подумала!

— Не твоё дело.

 

— Фу, ужас, розовые волосы!

— Не твоё дело.

 

— Она мусульманка, всех мусульманки...

— Не твоё дело.

 

«Не твоё дело, не твоё дело, не твоё дело», — прямо можно напевать. Можно даже добавлять слово «собачье». И действительно, в какой-то мере любая дискриминация — это нарушение личного пространства, личных свобод. Человек своими действиями или качествами — полом, цветом кожи, выбором партнёра, религией, национальностью, состоянием здоровья и т.д., — не приносит никому вреда, а общество, или некоторые особо активные его члены, пытаются применить к нему санкции, будто совершается какое-то преступление. Как будто причиняется кому-то вред.

 

Не-а. Пока никому не причиняет — это не твоё, лично твоё, как гражданина, дело. И не общества, которое просто регулирует отношения между личностями так, чтобы они как можно меньше конфликтовали. Делом личным или даже общественным оно становится только тогда, когда приносит вред — физический или материальный.

 

Тогда можно браться за дело...

 

...и разбирать каждый отдельный случай вреда.

Vezuvian, блог «Эссе»

ИМХО-голизм

Я долгое время не вела блог и уже как-то подзабыла про такое явление, как ИМХО-голизм. А сейчас снова столкнулась, у меня прямо бомбануло.

ИМХО-голики с одной стороны прикрываются личным мнением, как щитом: «Это всего лишь личное мнение, не бейте!» — а с другой, без масла суют его куда не просят, доказывают (!) его и требуют с ним считаться (!!!). Вершиной ИМХО-голизма я считаю фразу, которую как-то высказал Акр: «Это всего лишь моё личное мнение, основанное на объективных фактах».

Иногда ИМХО-голики показывают полнейшую неуверенность во всём. Демонстративно. И это бесит, потому что они требуют от тебя такой же неуверенности, иначе ты фу-фу, радикал, не терпишь чужого мнения и вообще бяка. Но я не думаю, что они действительно воспринимают мир так, как описывают. Что, просыпаясь, они не уверены в том, что не окажутся на потолке. Что зажигая спичку, они не уверены в том, что из неё не польётся вода. Что они не уверены в том, что время движется вперёд, а шесть — это шесть.

Мне кажется, тут проблема в том, что люди смешали в одну кучу элементы научного метода, элементы вежливости и принятия, крепко связали это обычной бытовой уверенностью и украсили беспардонностью. В результате получилась машинка, которая дышит на ладан, грозится развалится при каждом чихе, очень плохо справляется с передачей и получением информации, но как бы сразу не убивает, так почему бы и нет?..

В первую очередь нужно разделять субъективное мнение (внутреннюю правду) от объективный факт (внешнюю правду). Это совершенно разные по свойствам элементы информации.

скрытый текстВнешнюю правду можно доказать. Можно подсчитать. Можно опровергнуть. Действительно можно. Для этого давно разработаны методики — научный метод. Внешняя правда может стать предметом споров, и этот спор может быть плодотворным, если все его участники хотя бы минимально пользуются научным методом, а не устраивают пустую демагогию.

Внутреннюю правду доказать невозможно. Ну, точнее, возможно теоретически — если бы у каждого дома был МРТ, можно было бы снимками подтверждать свою любовь к Джастину Биберу. Но её можно попробовать показать. Рассказать, что тебе там нравится или не нравится. В каких ситуациях это уместно или не уместно. Какие ассоциации, какой бекграунд...

Внешняя правда — это как стакан, который все видят одинаково. Внутренняя правда — это твой взгляд на стакан, который ты можешь попытаться показать другому. Объяснить, как нужно смотреть, чтобы увидеть то же, что и ты.

Внешняя правда одна. Внутренних правд может быть столько же, сколько и человек всего на планете.

Хорошая внешняя правда правдива на 95%. Она доказана со всех сторон, но всегда остаётся допущение на тот случай, если придёт кто-то с новыми, лучшими доказательствами, и всё опровергнет.

Внутренняя правда правдива одновременно и на 100%, и на 50% и на 0%. На 100% для своего носителя, на 50% для того, кто понял его точку зрения, на 0% для того, кто не понял.

И когда с жаром пытаются доказать, что точка зрения не верна, будто она какой-то внешний факт... Или когда тебя пытаются укорить, что ты уверен во внешней правде, а не должен быть, ведь в мире всё относительно!.. Мне это просто мозг взрывает.

Давайте на примере.

«Я люблю Джастина Бибера» и «Я не люблю Джастина Бибера» — это внутренняя правда, с которой ничего не поделаешь. Даже не точка зрения, а позиция.

«Я люблю Джастина Бибера потому что он мой ровесник и вообще пусечка» и «Я не люблю Джастина Бибера, потому что он мелкий пиздюк и у него ужасные песни» — это внутренняя правда, но уже показывающая точку зрения, с которой человек смотрит.

«Тексты Джастина Бибера примитивны» — это внешняя правда. Можно подсчитать количество слов, количество художественных приёмов и сравнить с другими популярными песнями. «Baby» — имеет столько-то разных слов, столько-то художественных приёмов, он примитивнее того-то, но сложнее того-то.

«Джастин Бибер популярен» — это внешняя правда. Заходим на ютуб и смотрим количество подписчиков и лайков.

«Джастин Бибер ненавидим» — это внешняя правда. Заходим на ютуб и смотрим количество дизлайков.

И эти виды правды не смешиваются. Сколько не говори, что он тебе нравится — количества дизлайков это не уменьшит. Сколько не говори, что он тебе не нравится — количество лайков тоже не упадёт. Ты можешь объяснить свою точку зрения. Можешь доказать отдельные объективные свойства. Но личное мнение от этого может не измениться — и это нормально.

И наоборот, нет ничего странного или предосудительного в том, чтобы быть уверенным во внешней правде. Нет ничего странного, чтобы предъявлять доказательства её и требовать их с собеседника.

Уважать чужое мнение, чужие вкусы и чужие заскоки — нормально. Не уважать чужие заблуждения — тоже нормально.

Внешнюю правду можно и нужно доказывать. Мы живём в одном и том же мире, и та же гомеопатия одинаково не работает на нас всех.

Но, пожалуй, больше всего меня бесят люди, которые не просто не пытаются что-то доказать или понять, нет. Они не пытаются понять, внешняя ли это правда или внутренняя, они не пытаются обдумать точку зрения оппонента или как-то структурировать свои мысли. Они просто выблёвывают свои ассоциации по теме. И думают, что все с этими ассоциациями должны считаться.

Они не прилагают никаких усилий, чтобы понять и быть понятыми. Они таки блеванули и: «Нате, жрите, я общаюсь».

Поэтому я ненавижу, когда меня шлют читать какую-либо литературу по теме. Нет никаких гарантий, что эта литература вообще к месту. Рекомендовавший даже не потрудился обдумать мысль и объяснить, как она связана с темой обсуждения. Просто по ключевым словам, как самый примитивный поисковик, находят что-то похожее и радостно суют.

Да, я избалована качественным общением. Когда люди трудятся доказать внешнюю правду и показать внутреннюю. Когда люди пытаются понять друг друга, а не продавить. Но я считаю, что за этим — будущее. Что с увеличением популярности интернета, с введением его в повседневную жизнь, будут ужесточаться и оптимизироваться правила дискуссий.

Между прочим, одно из моих предсказаний сбылось — увеличилась грамотность. Было время, когда говорили, что, мол, ужас-ужас, интернет делает нас безграмотными!.. А это просто изначально безграмотные люди вынуждены были проявлять свою безграмотность в переписках. Затем они подтянулись, под пинками граммар-наци в том числе, и вот. Интернет уже гораздо меньше вызывает крови из глаз. Даже комментарии на ютубе стали более грамотными и осмысленными, что уж о другом говорить. Потребность много писать так, чтобы тебя понимали, рождает необходимость грамотности.

Та же потребность вынудит нас всё-таки понимать разницу между внутренней правдой и внешней. Между доказательствами и объяснениями точки зрения. Между мнением и фактами.

Когда-нибудь, да.

Culturally Jewish, блог «Хатуль мадан»

Свадьба русская, страсти вологодские

Фольклор — одна из интереснейших тем. Не псевдорусские псевдококошники, а то, чем жили предки, что было для них плотью и кровью. Мои предки были людьми простыми: с одной стороны — «просто» бедняки-крестьяне, с другой стороны — старообрядцы-беспоповцы, обжившие территорию вокруг реки Большой Иргиз.

В прошлом году наткнулась на книгу «Русская свадьба», где авторы подробно описали свадебный обряд в нескольких селениях Вологодской области. То есть надо держать в уме, что это северная локальная традиция, а не общероссийская, как можно было бы подумать из названия. Очень интересное чтение: и про заселение края, и про устройство дома, и про семейную жизнь, и про сложные социальные связи. Сделаю несколько «выжимок» оттуда.

 

Еще не так давно девицы и женщины наших деревень постоянно пряли. Пряли всю зиму, пряли днями и неделями. Трудно представить, какое количество пряжи надо было наготовить, чтобы одеть всю большую крестьянскую семью. Потому и были красивы прялки, что с ними не расставались с осени до весны. На все посиделки или беседы девушка ходила с прялкой—«пресницей». Причем, уходя из дому на беседу, брали уже не простую, которая служила «позався», а самую нарядную, резную, чаще всего подарок парня—«вечеровальника». И пока пелись песни, пока шутили и смеялись, заигрывали с парнями, руки безостановочно работали, пальцы, смоченные слюной, сучили пряжу, тянулась и тянулась нить. Ткали в великий пост, а пряли с филипьева дня до великого поста. За всю зиму только на святках дозволялось не прясть. Да и то родители требовали, чтобы дочь хоть простень (одно веретено с пряжею) да напряла.

продолжение следует…

Culturally Jewish, блог «Хатуль мадан»

Однажды в Германии

Смешной и одновременно пронзительный фильм, в финале которого звучит фраза: "После Второй мировой войны в Германии осталось около 4000 евреев. И никто из них потом так и не смог объяснить своим детям — почему".

 

Режиссер: Сэм Гарбарски

В ролях: Мориц Бляйбтрой, Тим Сейфи, Йоахим Пауль Ассбёк, Анатоль Таубман, Марк Иванир, Пал Мачаи, Кристиан Кмиотек и др.

Книга в тему: Грета Ионкис. Евреи и немцы в контексте истории и культуры. СПб., “Алетейя”, 2006.

Culturally Jewish, блог «Хатуль мадан»

Гёте, "Поэзия и правда"

К числу таинственных вещей, поражавших мальчика, а затем, пожалуй, и юношу, принадлежал в особенности еврейский квартал, называемый, собственно, еврейской улицей*, потому что он состоит почти из одной только улицы, которая в былые времена находилась как бы ущемленная в тисках между городской стеной и рвом. Теснота, грязь, давка, акцент неприятного языка,— все это вместе производило отталкивающее впечатление, даже если туда только мимоходом заглянешь, бывало, через ворота. Долгое время я не решался войти туда один и неохотно возвращался туда с тех пор, как однажды я насилу ушел от приставаний многочисленных лиц, неутомимо лезших с торговыми предложениями и требованиями. При этом в детском уме моем мрачно носились старые сказки о жестокости евреев по отношению к христианским детям, ужасные картины которой мы видели в хронике Готфрида. Хотя в новейшее время мнение о них изменилось к лучшему, однако большая издевательская и позорящая их картина, которая была еще видна под мостовою башнею на арке, оскорбительным образом резко свидетельствовала против них; притом она была не делом какой-нибудь частной воли, а была поставлена официальным учреждением.

продолжение следует…


Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)