Что почитать: свежие записи из разных блогов

Категория: религия

Позывной "Любочестие", сообщество «На волне смирения»

Монастырь Метеоры, Греция

Позывной "Любочестие", сообщество «На волне смирения»

А наш-то, наш-то...

"Их-то Господь — вон какой!
Он-то и впрямь настоящий герой!
Без страха и трепета в смертный бой
Ведёт за собой правоверных строй!
И меч полумесяцем над головой,
И конь его мчит стрелой!
А наш-то, наш-то — гляди, сынок —
А наш-то на ослике — цок да цок —
Навстречу смерти своей.

А у тех-то Господь — он вон какой!
Он-то и впрямь дарует покой,
Дарует-вкушает вечный покой
Среди свистопляски мирской!
На страсти-мордасти махнув рукой,
В позе лотоса он осенён тишиной,
Осиян пустотой святой.
А наш-то, наш-то — увы, сынок, —
А наш-то на ослике — цок да цок —
Навстречу смерти своей.

А у этих Господь — ого-го какой!
Он-то и впрямь владыка земной!
Сей мир, сей век, сей мозг головной
Давно под его пятой.
Вкруг трона его весёлой гурьбой
— Эван эвоэ! — пляшет род людской.
Быть может, и мы с тобой.

Но наш-то, наш-то — не плачь, сынок, —
Но наш-то на ослике — цок да цок —
Навстречу смерти своей.
На встречу со страшною смертью своей,
На встречу со смертью твоей и моей!
Не плачь, она от Него не уйдёт,
Никуда не спрятаться ей"!

Т. Кибиров

скрытый текст***

Просто и торжественно в Иерусалим
На осле, без воинских доспехов,
Въехал Царь - царя Давида Сын,
Чтоб принять венец - венец из тернев.

Приготовили Ему престол
На высоком месте - на Голгофе!
Он об этом знал, на это шёл!
На людей смотрел со скорбным вздохом.

Знал,что сочтены уже их дни…
А вокруг кричал народ: "Осанна!"
Завтра будет он кричать: "Распни!"
Жалости не зная к Его ранам…

Но никто не видел чистых слёз…
Так въезжал под возгласы хваленья
Просто и торжественно Христос
Совершить Свой подвиг Искупленья!

Я. Бузинный

***

Вступал Мессия в Иерусалим,
Чтобы свершить начертанный завет,
Одежды постилали перед Ним,
Восторженные толпы шли вослед.

Он не стремился к почестям земным,
Их избегая, с самой колыбели,
Хотя не раз все те, кто шли за Ним,
Его царем провозгласить хотели.

Они земного жаждали царя,
Чтоб против Рима их сплотил собою,
А Он пришёл, как вечности заря,
А Он открыл им царство неземное.

И вот пришла прощания пора,
Лучи восхода город золотили,
Сверкал вдали величественный храм,
Что в торжище позора превратили.

Гремели ликования окрест.
Над головами листья пальм взлетали,
А где-то там сколачивали крест
И гвозди для распятия ковали.

И слыша, как торжествовал народ,
Синедрион дышал злобой отравы,
С тоской, взирая на тюремный свод,
О воле думал скованный Варавва.

Вступал Спаситель в Иерусалим -
Непонятый Пророк из Назарета.
И оставались считанные дни
До крестного Голгофского рассвета.

В. Янченко

***

НА ДОРОГЕ В ИЕРУСАЛИМ

Спит мирно город на рассвете дня,
Лишь ветер поднимает пыль с дороги,
А скоро здесь начнется толкотня,
Жизнь, суматоха, суета, тревоги.

Потом раздастся громкий, звучный крик,
И люди поспешат увидеть нечто;
И радостной хвалы живой родник
Здесь потечёт, запомнится навечно.

И ветки срежут, и одежды снимут
И в пыль постелят прямо у ворот,
И кроткого Иисуса на ослёнке
Народ Царём Иуды наречёт.

А после их же крик: “Его распни!”
И на устах всё тех же смерти жёлчь,
Смеялись те же: “Со креста сойди,
Иль силы нет, чтобы себе помочь?”

Людская слава и людская верность!
Так быстро позабыли всё они.
Иисус – сама любовь и жертвенность –
Всё претерпел, что выдумать смогли.

Спит мирно город на рассвете дня,
Лишь ветер поднимает пыль с дороги.
Что ожидает завтра здесь меня?
Какие переступим здесь пороги?

Быть может, встретят у ворот с улыбкой,
Как будто ждали долгие года?
Как память на добро людская зыбка
Поймешь, когда узришь позор креста.

Теперь, в молитвы благодатный час,
Склонимся, воззовём в смиренье к Богу.
Пусть, что бы ни застало в жизни нас,
Поможет Он дойти к небес чертогу.

А. Каракай

***

ПОСЛЕДНИЙ ВЪЕЗД

О сколько ликованья, сколько счастья!
Сердца переполняет торжество.
Сегодня видно каждого участье,
И любящих сегодня большинство.

Кто Ты, теперь въезжающий так скромно?
Тебе ль въезжать в столицу на осле?
Ужель не понимаешь, как нам больно
Иль думаешь, мы слепы, мы во зле?

Да, много недостатков в нашей жизни,
Но помощь нам и к людям доброту
Мы можем оценить. Ты, к новой жизни
Веди нас, сохраняя чистоту.

Твой путь своей одеждой устилаем
И ветви пальм перед Тобой кладём,
Тебя царём себе мы избираем,
Тебя прославим на пути Твоём.

Пусть Ты пока не знатен, пусть Ты плотник -
Тебе дары с лихвою принесем.
Тебе послужим – обещает сотник
Тебя над всею знатью вознесём.

Столица Палестины ликовала.
Иисус входил в земной Иерусалим.
Увы, толпа ликующих не знала:
В тот день скорбел небес Иерусалим.

Скорбел Иисус, ученики скорбели,
Скорбели все, кто знал, любил Его.
Кто воцарить хотел? Кто хлеб и рыбу ели,
Кто исцеленье видел от Него.

Как было хорошо, и всё ведь даром!
Такого бы царя - и нет проблем.
Толпа хотела воцарить недаром,
Народ от бед избавился б совсем.

Он им царем не стал, они, разочаруясь,
Через четыре дня воскликнут все: «Распни»!
Ну, а пока шумит толпа, волнуясь.
И праздник этот празднуем и мы.

Последний въезд, последние общенья...
Через четыре дня Он примет страшный крест.
Благодарю Господь, что совершил служенье,
Что выдержал ликующий Свой въезд.

Е. Кузнецова

***

Все меньше дней, все ближе час последний,
Решается вселенной всей судьба.
Вот Иисус идет, как Сын наследный,
Чтоб от цепей освободить раба.

Кто этот раб? Он родственник Адама
И ученик прилежный сатаны.
В начале жизни совершилась драма,
Попали в сеть все дочери, сыны.

И выпутаться стало невозможно,
Грешили все, душой ожесточась,
И правдою считали то, что ложно,
И чистоте предпочитали грязь.

И пожалел Творец Свое творенье,
И Сына в мир любимого послал,
Чтоб ночь греха сменилась озареньем,
Чтоб явью стал заветный идеал.

Понять ли душам тайну воплощенья?
Спаситель мира был, как человек,
Он принимал от многих угощенье,
Жалел убогих, нищих и калек.

Как плотник был Он в послушанье кротком,
О Нем никто не ведал тридцать лет,
Потом в существовании коротком
Явил Он миру незакатный свет.

Не превышает срок одной недели.
А что потом? Осуществится план.
И Он идет для исполненья цели,
Чтоб мир обрел нетленный Ханаан.

Сверкает солнце, слышен топот конский.
Жизнь, как всегда, движением бурлит.
Приблизились к вершине Элеонской,
Вифании предстал пред ними вид.

Какое ныне всем благоволенье,
Жизнь радостью великой расцвела.
Послал Он двух в ближайшее селенье:
– На привязи найдите там осла,

Он необъезжен; отвяжите смело,
Почетный ждет его сейчас удел.
А если спросят, для какого дела,
Скажите: «Так учитель повелел».

И приведя, они его покрыли
Одеждою непышною своей,
Чтоб их Учитель не касался пыли,
Чтоб ехать в город было веселей,

И перед Ним одежды постилали.
Народ бежал к Нему со всех сторон,
И радостью у всех сердца пылали,
И ярок был полдневный небосклон.

Незабываем подвиг, Им свершенный,
Любовь Его, как море, велика.
Он двигался, как Царь, провозглашенный
Единогласно и на все века.

Все с пальмовыми яркими ветвями.
«Осанна! Царь Израилев, гряди!
Какое счастье, что Ты ныне с нами,
Какая радость миру впереди!»

Какой восторг, какая велегласность:
«Мир на земле и слава в вышине!»,
Как будто не грозит уже опасность,
Как будто нет простора сатане.

Всем радость, но досада фарисеям.
«Учитель, эти крики запрети,
Иль сами мы принудить их сумеем,
Чтоб языки держали взаперти!»

«О, сказываю вам, что их молчанье
Заменят камни, славу вопия.
Подвластно ль людям радости звучанье
В великие минуты бытия?»

Пред Ним, как на ладони, город чудный:
Прекрасный храм, что создали отцы,
И зеленью деревьев изумрудной
Украшены роскошные дворцы.

Народ, как муравейник разноцветный,
Паломники спешат со всех сторон.
А Он идет, как агнец безответный.
За грех людской погибнуть должен Он.

Но вслед за смертью будет воскресенье,
Пророческие сбудутся слова.
Он весть несет великого спасенья,
Извлечь Он хочет гибнущих из рва.

Р. Березов

Позывной "Любочестие", сообщество «На волне смирения»

Вход Господень в Иерусалим (Неделя Ваий)

Великий двунадесятый праздник, празднуется за шесть дней до предания Иисуса Христа на крестную смерть и страдания. В народе называется Вербным воскресеньем. Этим праздником завершается Великий пост. У евреев был обычай: цари и победители въежали в Иерусалим на конях или ослах, и народ торжественными криками, с пальмовыми ветвями в руках встречал их. Исполняя пророчество Ветхого Завета, Христос именно таким торжественным образом въезжал в Иерусалим, но не как Царь земной или победитель в войне, а как Победитель греха и смерти.

Позывной "Любочестие", сообщество «На волне смирения»

Как святые зарабатывали деньги?

«Работай, работай, работай: ты будешь с уродским горбом за долгой и честной работой, за долгим и честным трудом». Мысль о работе, как видно, иногда приводила Александра Блока в отчаяние. Святые, конечно, не поэты, но тоже с «высокими материями», как принято говорить среди светских людей, взаимодействовали. Только вот в отчаяние от повседневного труда не приходили, а часто наоборот — считали его нормальным и необходимым. Есть среди святых даже такой, который за свою работу получил премию, причем, как ни парадоксально это звучит, сталинскую…

Профессия: рыбак, налоговый инспекторПрофессия: рыбак, налоговый инспектор
Известно, что апостолы до события Сошествия Святого Духа зарабатывали себе на жизнь рыбацким промыслом, о чем неоднократно свидетельствует Евангелие. Правда изначально не все двенадцать учеников были рыбаками. Был среди них и налоговый инспектор – апостол Матфей. Тогда такого человека называли мытарем, и не очень-то любили.


Профессия: ремесленникПрофессия: ремесленник
Апостол Павел (ок. 5/10-64/67 гг.) был обучен шитью палаток (Деян. 18:3). Еще до обращения в христианство будущий апостол готовился стать раввином, а по иудейскому закону раввин не имел права брать деньги за обучение Торе, поэтому пришлось зарабатывать деньги иначе. Уже позднее, когда апостол Павел стал проповедовать Евангелие, то продолжал заниматься этим ремеслом, дабы не быть обузой для христианской общины.
Также было заведено и на заре монашеской жизни. Каждый отшельник сам заботился о своем пропитании, изготовляя циновки, корзины либо какое-то другое плетение на продажу. Так жил Макарий Великий (ок. 300-391 гг.), авва Агафон (вторая пол. IV века), авва Пимен (340- ок. 450 гг.) и многие другие.


Профессия: фермерПрофессия: фермер
Праведный Филарет Милостивый (ок. 702-792) жил на территории Византийской империи и был очень богат. В его владениях находились поля, виноградники, большие стада скота. На этом огромном хозяйстве работало множество работников и слуг. Была у этого богача одна только «слабость» — любовь к ближнему. Никак он не мог удержаться от того, чтобы не дать кому-нибудь денег.
Однажды случилось с ним несчастье – армия османов опустошила его земли, увела скот и всех рабов, оставив святого и всю его семью в страшной бедности. Праведник перенес это испытание стойко, за все благодаря Бога, продолжая помогать просящим у него. Случилось так, что император разослал гонцов по всей империи, чтобы те отыскали ему достойную невесту. Одного из них Филарет с великим радушием принял в своем когда-то роскошном доме. Слуга императора остался очень доволен теплым приемом и попросил хозяина показать ему своих внучек. Вскоре Мария, старшая, стала женой императора. Святой был приглашен во дворец и удостоен всеми почестями и богатством. Старец немедленно велел приготовить роскошный пир, на который созвал нищих со всей столицы. Перед самой своей кончиной праведный Филарет повелел раздать все свое состояние на благотворительность. Так своей жизнью святой показал как и куда лучше всего «вкладывать» свой капитал.


Профессия: бизнесменПрофессия: бизнесмен
Мало кто знает об истории одного монаха-миллионера, золотопромышленника – Иннокентия Сибирякова (1860-1901 гг.). Он родился в Иркутске в 1860 году в очень состоятельной семье. Унаследовав колоссальное наследство, Иннокентий Михайлович стал активно заниматься благотворительностью: открывал библиотеки, помогал малоимущим получать образование, вкладывался в научные лаборатории, помогал монастырям, строил богадельни и больницы. На его деньги был возведен великолепный собор апостола Андрея Первозванного в Андреевском скиту на Афоне. Но святой не расточил богатство своих родителей, а наоборот – приумножил его. Перед тем как стать монахом на Афоне, Иннокентий Михайлович обладал состоянием в десять миллионов рублей, вместо 900 тысяч унаследованных. 6 ноября 1901 года святой миллионер – Иннокентий Сибиряков, после Соборования и Причастия скончался на святой Горе, будучи схимонахом. Он сразу стал местночтимым святым, а сейчас в Русской Православной Церкви рассматривается вопрос о его канонизации.


Профессия: руководитель фондаПрофессия: руководитель фонда
Знаменитый еще при жизни на всю Российскую империю, праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908 гг.) «зарабатывал» деньги своей популярностью – к нему съезжались отовсюду, с большими суммами, чтобы отблагодарить чудотворца. Схему реализации нажитого капитала отец Иоанн использовал специфическую – святую. Множество воспоминаний описывают эту схему вполне определенно – батюшка все сразу раздавал. Генерал Иванов-Луцевин был свидетелем как однажды к святому подошла бедная женщина с просьбой о помощи. Батюшка ответил ей, что у него ничего нет. В этот же момент ему передали конверт с деньгами. Отец Иоанн сразу отдал его страждущей. Потом оказалось, что в нем было 5000 рублей (около 700 000 современных рублей). По сведениям Холмушина святой ежегодно раздавал около 150 тысяч рублей. Кроме того хлопотами Иоанна Кронштадтского в 1882 году был открыт «Дом трудолюбия». Это была первая организация в России, которая занималась трудоустройством, учебно-воспитательной работой и благотворительностью. В независимости от вероисповедания каждый нуждающийся человек мог получить в этом доме ту или иную помощь. «Дом трудолюбия» не являлся самоокупаемым. Помимо выручки с продажи производимой продукции (шпагаты, канаты, гамаки и сети, тюфяки, конверты, коробки и бумажные пакеты) он существовал на частные пожертвования. Известно, что сам Иоанн Кронштадтский каждый год вкладывал в «Дом трудолюбия» около сорока тысяч рублей.


Профессия: хирургПрофессия: хирург
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) (1877-1961 гг.) зарабатывал деньги своими руками и умом. Руками он оперировал больных (как правило бесплатно), а умом делал медицинские открытия. В годы Второй мировой войны были опубликованы два его научных труда: «Очерк гнойной хирургии» и «Поздние резекции инфицированных огнестрельных ранений суставов». За них святому была присуждена Сталинская премия I степени – двести тысяч рублей. Сто тридцать из них святитель сразу перечислил на помощь раненым детям.


Источник — журнал "Фома"

Позывной "Любочестие", сообщество «На волне смирения»

Пятая неделя Великого поста - прп. Марии Египетской

Преподобная Мария Египетская

 

Сегодня мы празднуем память святой Марии Египетской. Большинство из церковных людей знают ее житие, оно удивительное, почти сказочное. Но Церковь никогда не подвергала сомнению эту историю, она соответствует действительности. Потому что много разных историй пытались навязать Церкви. Вспомним так называемые апокрифы. Их создавали разные люди, а иногда целые организации. Их пытались внедрить в церковное сознание, а Церковь их отторгала. А житие Марии Египетской было принято как аутентичное подлинное свидетельство о совершенно потрясающем духовном опыте человека.

 

Кратко напомню вам историю ее жизни. Мария была падшей уличной женщиной в портовом городе Александрии и не имела никакой особой связи ни с Богом, ни с Церковью. Но в какой-то момент ей захотелось побывать в Палестине. И она отправилась туда. Но не была допущена до святых мест, потому что какой-то непонятной силой она была удержана от того, чтобы ступить в Божий храм. И в этот момент в сознании этой женщины происходит что-то трудноописуемое. Она принимает решение не возвращаться в Александрию, все оставить и уйти за Иордан, в пустыню. продолжение следует…

Kylo Ren, микроблог «Sanctuarium»

Позывной "Любочестие", сообщество «На волне смирения»

Что случилось в воскресенье

Великий пост — это такой необыкновенный период, где чуть не на каждый день приходит выдающееся событие. Особенно по воскресеньям. В первое воскресенье мы празднуем Торжество Православия. До поста были сосредоточенные, серьезные недели о Страшном Суде, об изгнании Адама, сама первая неделя очень строгая, сложная, а в воскресенье сразу Торжество, да не чего-нибудь, а сразу нашего истинного Православия!

Кратко, понятно и с любовью написал об этом событии богослов Юрий Рубан:
Торжество Православия — торжество здравого смысла

ПрочитатьПервое воскресенье Великого поста именуется неделей "Торжества Православия".
Праздник Торжества Православия возник в 843 г. в связи с окончательной победой над ересью иконоборчества (осужденного еще на VII Вселенском соборе в 787 г.), но содержание его гораздо шире. Греческое слово ересь (хайресис) переводится как "взятие", "завоевание", "выбор" и означает предпочтение одного ради отказа от всего остального. «В слове ересь, – указывал известный православный мыслитель, – содержится идея односторонности, какого-то прямолинейного сосредоточения на одном из многих возможных утверждений. Православие вселенско, а ересь – по существу своему партийна. Дух секты есть вытекающий отсюда эгоизм, духовная отъединенность: одностороннее положение ставится на основание безусловной Истины...»[Павел ФЛоренский]. Ереси христианского Востока – арианство, несторианство, монофизитство, монофелитство, – посягали на самое дорогое в христианстве – Боговоплощение, Богочеловечество, а тем самым – на принцип, лежащий в основе всей христианской жизни с ее гармоничным сочетанием небесного и земного, церковного и светского. Борцы за Православие находили поддержку и приют в здравомыслящем Риме, почти не затронутом этими экстатическими движениями.

Наконец, развязанное византийскими императорами в VIII в. гонение на иконописные и скульптурные изображения Иисуса Христа, Богоматери и святых стало продолжением этой агрессивной монофизитской односторонности. Попытки догматического обоснования иконоборчества (на иконоборческом соборе 754 г.) означали отказ от веры в возможность реального воплощения на земле образов Божественного мира, доступного взорам духовно чутких и одаренных людей. В случае победы иконоборчества во всем христианском мире у нас не было бы ни византийских и древнерусских мозаик и фресок, ни "Троицы" Андрея Рублева, ни "Давида" Микеланджело, ни "Тайной Вечери" и "Мадонны" Леонардо да Винчи, ни творений божественного Рафаэля... Не было бы великого искусства, без которого мы не мыслим себе наше существование и которое является едва ли не основным вкладом христианского человечества в мировую художественную сокровищницу.
Посвятив воспоминанию победы над разрушительными тенденциями византийских ересей именно первое воскресенье Великого поста, Церковь еще раз подчеркнула свою уникальную – спасительную и созидательную – роль в мировой истории.

Позывной "Любочестие", сообщество «На волне смирения»

Дураки и умные

Однажды кто-то в присутствии Макария Оптинского посетовал, что вот, мол, все беды русских от того, что кругом одни дураки: смотришь, что ни начальник, то дурак, и все из-за этого плохо идет. А Макарий говорит: нет, кабы так, это было бы неплохо; очень много умных, вот в чем беда. Каждый знает, как надо, и каждый старается по своему разумению делать. Этот говорит: туда иди; другой говорит: нет, вот туда. Туда, туда, туда… А дело стоит. Вместо того чтобы работать, все только говорят, что надо делать, а никто не делает. Вот в этом-то вся и беда. Апостол Павел как нас учил: "Оставайся в том звании, в котором призван". Тебя Господь поставил поваром – вот и трудись на своем месте, старайся, чтобы все было честно, чтобы все было вкусно, чтобы все было доброкачественно. Господь тебе дал детей – вот на этом поприще и старайся, трудись, делай как можно лучше на своем месте. И если бы каждый человек так к этому подходил, то все бы у нас расцветало. Надо то, что тебе Богом поручено, делать, все время трудиться, созидать.

 

Протоиерей Димитрий Смирнов

Позывной "Любочестие", сообщество «На волне смирения»

Великий пост: на диету, православные?!

Интересное, важное, местами веселое интервью.

Великий Пост… В сознании многих наших соотечественников он – не более чем общеправославная диета. И даже воцерковленные люди не всегда могут четко ответить на вопрос: что меняется в пост, кроме ежедневного меню?
Как должен проводить эти 40 дней современный, вечно занятой, человек? Что читать – акафисты, творения святых отцов или этикетки на упаковках продуктов? Как помогать ближнему – подавать милостыню в метро или отправляться на Дальний Восток восстанавливать монастыри?
И главное – для чего нам все эти перемены?
С этими вопросами наш корреспондент отправился к иерею Максиму Первозванскому.

Обновление крещения
читать– Отец Максим, чем период Великого поста принципиально отличается от остального времени года? Должно ли в нашей жизни что-то меняться, помимо рациона?

– Обязательно, и в этом отношении Великий пост из всех постов наиболее показательный. Другие посты обычно сводятся для людей к каким-то ограничениям – в еде, в развлечениях, т.е. имеют негативный посыл: не делай этого, не вкушай того. А Великий пост, помимо этого, имеет исключительно мощный позитивный смысл, который легко можно почувствовать и испытать на себе.
Это связано с тем, что эти 40-50 дней занимают совершенно особое место в годовом круге жизни христианина: это подготовка к главному православному празднику – Пасхе. А что такое Пасха? Ликующая радость единения человека с Богом, победа жизни над смертью, духа – над плотью. В день Пасхи мы как бы возобновляем наше крещение.

– Как это?

– Крещение – это торжество нашей новой жизни со Христом. А обычная, будничная наша жизнь такова, что это торжество забывается, тускнеет, так как мы расслабляемся, наша связь с Богом ослабевает. Через Великий пост каждый год всякий христианин призван вспомнить, что в свое время он посвятил себя Богу через крещение, и что именно во Христе – средоточие и смысл его жизни.
В первые века христианства связь Пасхи с крещением была более очевидна, чем сегодня: крестили только раз в году – в Великую субботу, в канун Пасхи, и Великий пост был подготовкой к этому шагу.
Сегодня мы даже к самому Великому посту начинаем готовиться за несколько недель. Его предваряют недели о мытаре и фарисее, о блудном сыне и седмица о Страшном Суде, воспоминание изгнания Адама из рая.
Зачем это нужно? Чтобы человек накануне Великого поста ощутил себя как бы изгнанным из рая, оторванным от Бога, как Адам, как блудный сын, который из отчего дома «ушел на страну далече», и как фарисей, который формально праведен, а на деле – хуже мытаря. Вот с каким сознанием мы должны подойти к Великому посту – с тоской по Богу, с покаянием.


При свечах и на коленях…
читать– Батюшка, как может современный человек, погруженный в повседневные заботы, вдруг почувствовать необходимость покаяния?

– Этому способствует, с одной стороны, телесный пост, ограничение в пище, и, с другой стороны, молитвенная и богослужебная составляющие поста: в этот период мы особым образом молимся.
Ведь богослужения Великого поста уникальны. Они построены таким образом, что все будничные дни сопровождаются светлой печалью разрыва человека с Богом. В первую неделю поста по вечерам читается Великий покаянный канон Андрея Критского – а это ни что иное, как плач души человека, потерявшей Бога. По средам и пятницам совершается литургия преждеосвященных даров – литургия не полная, лишенная торжества, переживания присутствия среди нас Христа.
Для того чтобы это пережить и прочувствовать, очень важно Великим постом бывать в храме не только по воскресеньям. Как минимум, рекомендуется на первой неделе присутствовать на чтении канона Андрея Критского и хотя бы один раз побывать на литургии преждеосвященных даров.
Есть много других особенных моментов в жизни Церкви в Великий пост: это и чтение жития Марии Египетской, и Крестопоклонная неделя, и Лазарева суббота, и суббота Акафиста, и вход Господень в Иерусалим, и, конечно, Страстная седмица.
Земные поклоны, непривычные молитвы, которые сопровождают эти службы (например, молитва Ефрема Сирина, Великий Канон), – все это совершенно особым образом обновляет нашу молитвенную жизнь.

– Но не все смогут бывать в храме на рабочей неделе и брать отпуск на Страстную. Как быть?

– Конечно, в отрыве от богослужений Великий пост крайне обедняется, обезличивается, теряет свой особый смысл. Это не значит, что если вы не можете бывать в храме, то и поститься не надо. Нужно в таком случае хотя бы стараться причащаться чаще, чем обычно. Это позволит сделать серьезный шаг вперед в борьбе со своими немощами, а значит – навстречу Богу. Традиционно принято в это время приступать к Чаше раз в неделю, но, конечно, лучше этот вопрос согласовывать с духовником.
То, что одного лишь воздержания в пище в Великий пост не достаточно – совершенно точно.


О «синдроме постящегося»
читать– Помните, на вопрос учеников: «Почему мы не можем изгнать беса?» Христос ответил, что сей род изгоняется только постом и молитвой… Вот тут как раз это и реализуется: пост и молитва. Если мы постимся только телесно, но не постимся духовно, т.е. с одной стороны, не ограничиваем наши развлечения, пристрастия, а с другой – не наполняем нашу жизнь молитвой, великопостным богослужением, это даже может оказаться вредным…

– Каким образом?

– Дело в том, что пост затрагивает дух, душу и тело человека. Говорят, что сытое брюхо даже к учению глухо – так тем более оно глухо к духовным переживаниям. Напротив, воздерживаясь в пище, мы обостряем наше духовное восприятие, как бы освобождаем место для духа. Но если мы не впускаем туда Бога, не наполняем это место молитвой, то оно наполняется страстями: свято место пусто не бывает. Человек, который не понуждает себя молиться, каяться, читать духовную литературу, посещать богослужения, рискует только обострить свои страсти: раздражительность, обидчивость, завистливость – все, что угодно, может вылезти наружу.

– Но ведь раздражительность, так или иначе, «вылезет»: человек в пост лишает себя удовольствий – той отдушины, которая обычно помогает ему справиться с ежедневным стрессом . Значит, «синдром постящегося» неизбежен?

– Раздражительности действительно трудно избежать. Но если прикладывать духовные усилия, то и ее можно, в конце концов, победить и обрести мир. И потом, в этом и смысл поста: увидеть свое истинное лицо, все свои неприглядные стороны и вступить в борьбу с ними.
Только в одиночку, без помощи Божьей, бороться практически бесполезно. Поэтому очень важно, чтобы мы не только соблюдали воздержание в пище, но и молились. Если человек не читает утреннее и вечернее правило, нужно начать его читать. Надо стараться – во что бы то ни стало! – вырываться на будничные богослужения. На Страстную неделю нам вообще предписано каждый день в храме бывать. Предписано не каким-то дядей или «небесной канцелярией» – это нужно для нас же самих, чтобы пост был не обыкновенной диетой, а действительно серьезным духовным переживанием и увенчался духовным ростом.
Нельзя только на запретах, на отрицании держаться: этого НЕ делать, того НЕ делать. Надо еще что-то делать.


Поставить перед собой цель
читать– Отец Максим, что, например, можно делать?

– Во-первых, до начала поста хорошо бы поставить перед собой какую-то позитивную цель, направленную на себя самого. Взять на себя какой-то дополнительный труд: например, прочитать какие-нибудь книги из Ветхого Завета – хотя бы Бытие и Притчи Соломоновы, которые по церковному уставу прочитываются за период поста.
Во-вторых, желательно поставить перед собой задачу что-то конкретное в себе исправить, например, побороть какую-то свою страсть или привычку: лень, гнев, чревоугодие – у каждого свое слабое место.
Даже исповедь в контексте этой борьбы не должна быть подробной, на 3 страницы. Пусть она будет искренней и ясной: у меня есть такая-то проблема и я собираюсь всеми силами с ней бороться. Каждый день утром, просыпаясь, буду напоминать себе, что борюсь, допустим, с раздражительностью. А вечером буду вспоминать, при каких обстоятельствах и сколько раз я сегодня вышел из себя. За каждый факт раздражения мне, скажем, полагается сделать по 10 поклонов – для памяти. Только все это должно быть разумно, подобную епитимью на себя можно наложить по согласованию с духовником.

– Это вещи, направленные на себя. Вероятно, должно быть и что-то, направленное на других?

– Это следующий момент. Если есть такая возможность, нужно какие-то добрые дела делать. Желательно, чтобы это не ограничивалось милостыней у храма. Надо попытаться по возможности, скажем, куда-то съездить с группой милосердия – к старикам, к бездомным, к детям-сиротам, к больным, принести им какую-то радость. Такие группы милосердия есть почти при каждом храме. Довольно часто бывает так, что нужна машина, чтоб отвезти собранные вещи, допустим, в какой-то отдаленный детский дом. Можно постараться скорректировать свой график и выделить один день для такого дела.
И, наконец, если сил и времени на подобную деятельность катастрофически не хватает, возможность принести кому-то радость все равно всегда найдется. Вспомните: наверняка у вас есть родственники, которые оказались вами забыты. Можно что-то доброе сделать для них – как минимум, позвонить, справиться, как дела.
Это тоже очень важно. Надо себя как-то понуждать жертвовать своим временем, придумывать, где я могу быть полезным.


Без воздержания в пище нет поста
читать– Так, значит, можно сказать, что все-таки в посте главное – не еда?

– Ставить вопрос нужно по-другому: важно не то, главное это или нет. Важно, что это – не цель, а средство. Средство обновить свою духовную жизнь, открыть в себе новые источники молитвы, любви к Богу и переживания Воскресения Христова. Если человек не постился телесно, ему сложно будет глубоко пережить Страстную седмицу и Пасху, он не получит тех же удивительных духовных плодов, что и постившийся. Поэтому воздержание в пище – хоть минимальное – необходимо. Без этого поста нет.

– Почему? Ведь пост не равнозначен диете. В чем смысл ограничения в еде, почему оно так значимо?

– Дело в том, что очень важно Великим постом прочувствовать, что мы зависим от еды. Такова наша природа: нам необходимо подкреплять свои силы, мы время от времени испытываем голод и, конечно, любим покушать повкуснее. Но наш дух, наше стремление к Богу должно быть выше нашего естественного стремления поесть. А действительно ли это так – можно проверить только тогда, когда человек постится. Тем более, если этот пост длится почти 2 месяца.
Так что здесь есть и момент послушания, и момент проверки, показывающей, что для тебя действительно самое главное.


За Адамом или за Христом?
читать– Батюшка, а откуда пошла эта традиция – поститься?

– Первыми людьми, которым было предписано воздержание в пище, были Адам и Ева. Для нас наиболее значимы во всей истории человечества два поста, которые являются эталоном – один со знаком «минус», другой – со знаком «плюс».
Адаму в раю было предписано не есть плодов с Древа познания добра и зла; Христос, второй Адам, 40 дней не ел в пустыне. И к тому, и к Другому пришел искуситель и сказал: «Съешь! Тебе же хочется!». Адам не выдержал искушения, не выдержал поста, и был изгнан из рая; Христос сказал: «Не хлебом единым будет жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих» (Мф.4:4). Понятно, кому из них стремятся подражать христиане.
Так вот, в Великий пост желательно диету построить так, чтобы к концу этого поприща мы по-настоящему хотели есть, по-настоящему проголодались. Разумеется, у нас при этом не должны от слабости трястись руки и ноги и плохо соображать голова, т.е. пост не должен ухудшить ни интеллектуального, ни физического здоровья человека. Но нам необходимо на деле ощутить, что мы зависим от еды. И тогда вслед за Христом мы сможем сказать: «Не хлебом единым будет жив человек» и преодолеть эту зависимость.

– А если человек по объективным причинам не может отказываться от мяса или кефира – скажем, у него анемия или язва желудка. Неужели и смысл Великого поста для него пропадает?

– Если мы не можем поститься, в частности, по болезни, надо постараться компенсировать это, скажем, отказом от чего-то, что мы любим, делами милосердия.
Интересно, что люди, которые уже имеют опыт поста, лишаясь возможности урезать себя в пище, переживают, как будто у них что-то очень ценное отняли. Иногда они даже каются в этом, хотя, казалось бы, в чем каяться? У человека, скажем, гастрит, он не может обходиться без кефира, он же не виноват! Но некоторые все равно каются, рассуждая так: добрых дел у меня нет – монастыри не восстанавливаю, странников не принимаю, бедным не помогаю, молиться не умею, но хоть мог поститься. А теперь по грехам моим и поститься не могу!
Но, может быть, невозможность соблюдать пост, наоборот, послужит такому человеку во благо: раньше он ограничивался только воздержанием в пище, а теперь его отсутствие будет компенсироваться помощью ближнему.


Ошибка первая: незнание меры
скрытый текст– Какие типичные ошибки делают люди в период Великого поста? И как их не повторять?

– Первая типичная ошибка – незнание меры. Особенно это характерно для тех, кто держит пост в первый, второй или третий раз.

Надо помнить, что нам придется не раз в жизни поститься: если это для нас не блажь, не эксперимент над собой, если мы серьезно к этому подходим, то нам соблюдать посты всю оставшуюся жизнь. Согласно церковному календарю, это порядка 200 дней в году, т.е. больше половины жизни мы, так или иначе, будем воздерживаться в пище. Поэтому надо подходить к этому разумно: повторяю, пост не должен ухудшать ни телесного здоровья, ни интеллектуальных способностей.
Чувство меры приходит только с опытом, но для начала нужно следовать тем традициям, которые сложились в Церкви.

– Но в Церкви не сложилось устава для мирян – есть только монастырский. Далеко не все могут следовать его предписаниям, тем более в условиях нашей экологии и ритма жизни…

– В Церкви неслучайно нет устава для мирян. Свет и указатель для монахов – ангелы, а свет для мирян – монахи, поэтому мы ориентируемся на монашеский устав. Ориентируемся, но исполняем его настолько, насколько нам это по силам. Поэтому в каждом православном народе выработалась определенная практика поста для мирян, и я считаю, что как раз ее нам и следует придерживаться.

Например, устав предписывает Великим постом употреблять растительное масло только в субботу и воскресенье. Но на практике его едят во все дни, кроме первой и последней недели. Кому-то по силам не вкушать его еще и по средам и пятницам. Но даже тот, кто употребляет растительное масло каждый день, в принципе не нарушает пост.
Еще уставом предписывается в среду и пятницу есть только после захода солнца и в остальные дни – только раз в сутки. Обязательно ли нам с вами этого правила придерживаться? Нет, не обязательно – надо знать меру.

– А что обязательно и не подлежит изменению – и для монахов, и для мирян?

– В общем, молочных продуктов и мяса вкушать Великим постом нельзя. Но и здесь не стоит фарисействовать и усердствовать до такой степени, чтобы скрупулезно изучать этикетки, вполне можно «условно постные» продукты кушать: на практике едят и печенье, содержащее маргарин, и белый хлеб, в котором всегда есть молочная сыворотка, и т.д.

– А как решают вопрос с рыбой – на практике?

– Тем, кто занимается интеллектуальным трудом – школьникам, студентам, научным работникам и т.д. – рыба допускается. Не рекомендуется впрямую, но допускается: если вы чувствуете, что ваши интеллектуальные способности, внимание, память заметно страдают, можно разрешить себе в пост рыбу.
В последнее время утвердилась такая новая для нас практика: по выходным дням есть «гадов», т.е. морепродукты. Это пришло из Греции, там морепродукты чуть ли ни к грибам приравниваются. И греки гораздо строже относятся к растительному маслу, чем к «гадам» – растительное масло не едят Великим постом, а «гадов» – едят!


Лучше недопоститься, чем перепоститься
читать– Однако нужно ко всему подходить разумно, потому что можно объедаться и постными, и «условно постными» продуктами. Это другая сторона незнания меры – когда человек, наоборот, делает себе слишком много послаблений.
Надо определить свою норму, а она, как правило, находится опытным путем, по совету со священником, со временем. И, кроме того, для этого есть духовная рассудительность – она тоже не с неба падает, но к ней нужно стремиться.

– Отец Максим, а что хуже по последствиям – перегнуть палку в посте или, наоборот, недопоститься?

– Лучше недопоститься, чем перепоститься. Я знаю немало случаев, когда люди постились очень жестко в течение всего Великого поста – например, употребляли 5 просфор в день и ничего больше. Через несколько лет таких подвигов человек вообще бросал поститься.
Так что подвиг должен быть посильным, разумным. В данном случае это именно «подвижка», а не прыжок через пропасть. Он не должен превосходить подвига других людей, иначе можно легко вообразить себя удивительными постниками, этакими героями духа.


Ошибка вторая: не молиться
читать– Вторая ошибка – когда человек в пост не молится, никак не пытается наладить свою духовную жизнь. А ее важно наладить: посещать храм, молиться дома. Иначе если ты ни холоден, ни горяч, ни к чему не стремишься в духовной жизни, а просто плывешь по течению, то ничего и не добьешься.
С другой стороны, опять же можно и перегнуть палку – «перемолиться»: заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет. Во всем нужно меру знать.

– Для того чтобы не впадать в крайности, нужно ли по малейшим деталям поста советоваться со священником?

– Священник – это не инстанция, которая может разрешить или запретить поститься так или иначе. Он – советчик. Совет нужен обязательно, но ощутить, как ты себя реально чувствуешь, можешь только ты сам. Священник же способен со стороны посмотреть и «диагностировать», скажем, что его чадо перепостилось – у него «крышу» сносит.
Поэтому желательно каждому православному человеку иметь своего духовника, который бы мог помочь, подсказать, сориентировать. Это должен быть не просто священник, у которого мы регулярно исповедуемся, а человек, с которым мы советуемся, обсуждаем проблемы, берем благословение на важные дела.
К слову, надо помнить, что в сам пост у духовника нагрузка будет повышенная и поэтому надо заранее с ним такие вещи обсуждать подробно. Может быть, в будний день прийти и поговорить, потому что Великим постом в воскресные дни в храме всегда много людей.


Ошибка третья: осуждение
скрытый текст– Очень важно при всем при этом не осуждать других. Неслучайно перед Великим постом читается послание к Римлянам, где апостол Павел говорит: «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест» (Рим. 14:3). Будем помнить, что пост – это не прямая заповедь Божья, как, например, «не убий», «не укради», «почитай отца и мать», и даже не такая, как «помни день субботний, чтобы святить его». Пост – это церковная рекомендация, церковное предписание для совершенствования духовной жизни. Поэтому мы ни в коем случае не должны осуждать тех, кто не постится или постится неправильно, в нашем понимании.
Апостол Павел пишет: «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает» (Рим. 14:4) . Эти слова применимы к посту на 100%: у каждого своя мера, так что не надо смотреть, как постится другой. Не случайно в житии Марии Египетской описывается, как монахи монастыря святого Иоанна Предтечи уходили в пустыню на время Великого поста поодиночке, чтобы никто не видел, как постится и какие подвиги совершает другой.
Пост способен вызвать и осуждение, и гордыню: дескать, мы такие замечательные, совершенные, не как прочие люди. Подобные мысли нужно обязательно от себя гнать.
Пост – это, наоборот, время смирения. Время, когда нам предстоит на деле доказать, что мы готовы отсечь свою волю и свой комфорт ради Бога, ради послушания Ему.

Беседовала Валерия Посашко
Источник — Правмир

Позывной "Любочестие", сообщество «На волне смирения»

Метель и оттепели

Метель и оттепели внахлест,

Но все отчетливей свет весенний.

Уходят люди в Великий Пост,

Уходят души искать спасенья.

Но с каждым шагом трудней идти,

И с каждым днем тяжелее ноша:

Обиды жерновом на груди,

Коплю, несу и никак не сброшу -

Мы вместо света бредем во тьму,

Опору ищем в гордыне тщетно...

Позволь, я камень с тебя сниму -

Пусть груз облегчит мое прощенье.

Быть может, малый снимая груз,

Другим дойти помогу до цели...

Чтоб в миг, когда я не поднимусь,

Вы все простить и меня сумели.

Что может быть искренней, чем: "Прости"?

Что может честнее быть, чем: "Прощаю"?

...чужого прошлого не суди,

Грядущего своего не зная.

 

Автор Дара Ливень


Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)