Бортжурнал (публикации за 20 сентября 2020)32 читателя тэги

Автор: Хонор Харрингтон

О бродячих сюжетах

Чёрт его знает, с чего начались мои "заходы" на эту тему. Скорее всего тут сыграли три фактора: мой интерес к лингвистике вообще и индоевропейской лингвистике в частности, "Волшебник Земноморья" Ле Гуин и "Богадельня" Олди. Есть у этих двух книг одна общая идея: Истинная Речь. Язык Творения, тот самый, на котором "сказал Бог: да будет свет! - и стал свет". У Олдей источником такого праязыка названа Панчатантра, она же в персидском переводе "Калила и Димна". А я, как положено всякому порядочному котегу, существо любопытное и настырное. Поэтому я нашла текст, скачала и стала читать. Если разбираться строго, Панчатантра - сборник нравоучительных историй и притч, наставлений для правителя - каким должно быть царю, как отличать верного друга от льстеца и подхалима, и так далее. Вроде бы ничего особенного и таинственного...

Но. Я в общем имею представление о том, что есть бродячий сюжет, архетип и прочее. И могу допустить, что сказку о печени обезьяны могли притащить на Филиппины японцы. (Тут, правда, возникает одно замечание: всякий раз, когда японцы сталкивались с филиппинцами, и тем, и другим было не до сказок. Последний раз самураев вышибли оттуда с огромным трудом в ходе Второй мировой войны). Но вот как сюжет попал в Африку, где японцев отроду близко не видали? И почему притчу о благочестивом отшельнике и его мангусте рассказывают на другом конце Евразии? Только с поправкой на местный колорит вместо отшельника выступает валлийский князь Лливелин, а вместо мангуста - волкодав князя Гелерт? Крестоносцы принесли? Хм, а много ли было крестоносцев, читавших хотя бы латинский перевод "Калилы и Димны"? Я уж не говорю об арабском...

Я это к чему? К тому, что - а вдруг эти бродячие сюжеты складывались ещё в те времена, когда небольшие компании сапиенсов кочевали в африканской саванне? И прибрели вместе с кроманьонцами в Евразию. Так и бродят с тех пор...

Бред, конечно, но - вдруг.


Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)