Старый замок21 читатель тэги

Автор: Арабелла

Пояснение к масштабам средневековых карт

Карта средневекового Ноттингема (1610 г)

На картах средневековых городов, иногда встречается такое обозначение единицы длины, как "pase / pace". (На картах Дж.Спида / John Speed)

(В отличие от привычных миль, ярдов и футов), которое вызывает вопросы и порой вносит путаницу. Существовала еще одна единица длины, известная как

Pase / Pace.

Традиционная единица расстояния, равная длине "полного" человеческого шага - темп, то есть расстояние между двумя последовательными шагами. Таким образом, один темп равен двум шагам. Римляне считали 1000 шагов в миле, с темпом немного больше 58 дюймов (или около 148 сантиметров). В англоязычных странах, темп обычно определяется равным 5 футам (или 152,4 см); эту единицу также называют большим темпом или геометрическим темпом.

Отсюда, метрический вариант темпа составляет ровно 1,5 метра.

A traditional unit of distance equal to the length of a person's "full" pace, that is, the distance between two successive falls of the same foot. Thus оne pace equals two steps. The Romans counted 1000 paces in a mile with each pace being a little over 58 inches (or about 148 centimeters). In English speaking countries, the pace is usually defined to be exactly 5 feet (or 152.4 centimeters); this unit is also called the great pace or geometrical pace. Obviously, a good metric version of the pace is exactly 1.5 meters.

1 pace/pase = 5 feet.

Например, можно теперь оценить размеры средневекового Ноттингема.

И пошли они до городу Парижу



Или поехали верхом...

К вопросу, за какое время всадник доберется из п.А в п.Б.
1. быстрый шаг у беговых лошадей - 5...7 кмч
2. шаг у тяжеловозов - 3,5...4,5 кмч
3. укороченная рысь - 13...15 кмч
4. полевая рысь - около 20 кмч
5. размашистая рысь - на коротких дистанциях - до 50 кмч ( не дальше 2-3 км)
6. галоп - 15...18 кмч (до 60 кмч на коротких дистанциях)
Так что если идти шагом и не насиловать животное, то 35 миль это часов 16. То есть все таки два дневных перехода минимум.

Ян Мортимер в "Средневековой Англии" пишет:

скрытый текст Большинство путешественников, которые особо никуда не торопятся, делают около трех миль в час. Очень долго в седле все равно не просидеть, так что люди чаще всего доезжают до заранее намеченного места и там и останавливаются. Пятнадцать миль в день — вполне неплохая дистанция для многих людей, особенно старых, толстых или тех, кого сопровождает большая свита. Если король в сопровождении придворных делает двадцать миль в день, это значит, что он практически силком тащит их за собой; чаще скорость не превышает десяти миль в день. Но даже те, кто едут в одиночку, редко успевают проделать больше тридцати миль в день летом или больше двадцати — зимой.

Впрочем, более высокие скорости тоже возможны. Гонец в хорошей форме и на быстрой лошади может покрыть гораздо большую дистанцию. Королевский гонец, у которого важная весть и много денег, на что можно в пути нанять дополнительных лошадей, развивает значительную скорость. Рекорд по путешествиям на длинные дистанции в летнее время принадлежит гонцу, который выехал с вестью о кончине Эдуарда I из Боро-он-Сэндс в нонес (около 15 часов) 7 июля 1307 года и доставил ее принцу Эдуарду, ставшему Эдуардом II, в Лондон уже 11 июля. Он проехал около 310 миль со скоростью почти 80 миль в день. Осенний рекорд скорости — у гонца, отправленного с неотложной вестью из Баркли в Линкольн через Ноттингем 21 сентября 1327 года. Гонец проехал 150 миль за два или три дня, прибыв уже ночью 23-го числа. Так что осенью можно развить скорость 60 миль в день — или даже чуть больше, если дороги сухи, а по ночам светит луна. Что же касается зимы, то весть о смерти Ричарда II в феврале 1400 года принес Генриху IV слуга из Понтефракта, проехав 178 миль. Ему понадобилось три — четыре дня и одна перемена лошадей, соответственно, скорость составила около 50 миль в день[44]. Впрочем, это исключительные случаи. Даже королевские гонцы обычно с такой скоростью не ездят. Чаще всего гонцы делают двадцать — тридцать миль в день (в зависимости от времени года). Лошади, на которых они ездят, принадлежат им самим, а не королю, так что им совсем не хочется загонять их ради королевской службы.

Обучение и подготовка рыцарей

Обучение и подготовка рыцарей

В королевстве Кипр старший сын рыцаря посвящался в рыцари, когда ему исполнялось 15 лет. В отличие от наших дней, в те времена люди взрослели рано. В XIII веке обучать мальчиков военному делу начинали с пятилетнего возраста. Известно описание биографии одного мальчика. В пять лет он начал служить своему отцу, изучать Закон Божий, а также учиться ездить на коне и играть в шашки. В семь лет его отняли от матери, сделали пажом, начали брать на охоту и впервые дали в руки оружие. К двенадцати годам мальчика обучили грамоте и приступили к собственно военной подготовке. Вскоре его отправили в замок сюзерена, чтобы там он закончил свое образование.

скрытый текстВ те времена детей часто отдавали сюзерену, где они не только входили в свиту правителя, но и служили заложниками, гарантирующими верность их отцов. В 14 лет мальчик стал слугой и получил задание ухаживать за охотничьими собаками. К 20 годам юноша стал квалифицированным охотником, имел приятный внешний вид, был обучен хорошим манерам, умел петь и музицировать, а также отличался хорошей физической силой. Получив рыцарское посвящение, юноша стал учеником (poursuivan), и получил возможность участвовать в боевых операциях.

Из различных источников мы можем узнать любопытные детали военной подготовки. Молодые люди развивали свою силу, кидая камни и дротики. В качестве учебных копий использовались тростины. В конце XIII века появился «Закон Тамплиеров», в котором описывалось многое из тогдашней практики. Например, охота служила не только развлечением, но и использовалась для военной подготовки и снабжению пищей. Упражнения, описанные тамплиерами, по-видимому, использовались и другими рыцарями Утрмера, хотя и не столь пунктуально. Три раза в неделю тамплиеры вторую половину дня уделяли гимнастике, борьбе, строевой подготовке и стрельбе.

Умение держаться в седле было не только индивидуальным навыком. Рыцари должны были уметь держать плотный строй, согласованно маневрируя. Рыцари держались буквально стремя в стремя. Обычно строй состоял из двух-трех шеренг по 20-40 всадников. Если рыцарей было больше, то строй эшелонировался в глубину. Чтобы поберечь лошадей, в полный галоп рыцари пускались лишь за несколько десятков шагов до строя противника. Не следует думать, что лобовая атака рыцарского строя представляла собой буквальный таран. Огромную роль играл психологический фактор. Различие между прямой тактикой крестоносцев и более гибкой тактикой мусульман, хорошо видно в сделанном Матиасом Пари описании попытки мамелюков ворваться в Дамьетту: «Чем ближе они приближались, тем более становилась очевидной их непохожесть на франков. Мамелюки наступали стремительно и не держали строй. Каждый держал щит по-своему. Они напоминали скорее сарацин, чем франков».

Много о крестоносцах можно узнать и из мусульманских источников. Например, в одном тексте, относящемся к концу XIII века, описывается способ нанесения удара копьем слева, известный как «Сирийская атака». Этот способ практиковали рыцари. Арабский автор отмечает, что для проведения такого удара требуется хорошая подготовка и железные нервы. Другой мусульманский автор описывает поединок европейского наемника и сельджукского султана, имевшей место быть в 1198 году. Султан отбил удар щитом и уклонился от второго удара. Третий удар султан предупредил мощным взмахом тяжелой палицы, увенчаной бычьим черепом. Бесчувственное тело франка повисло в седле».

Большое внимание уделялось умению владеть мечом. На Средиземноморье сохранялась римская традиция фехтования, где преобладали колющие, а не рубящие удары. В XIV веке итальянская школа фехтования достигла своего апогея и получила признание во всей Европе.
В XIII веке в Утрмере широкое распространение получило поло. Поло, известное в Персии и на Кавказе как чоган, а в Византии как циканион, попало и в средневековую Францию под названием шикан. Игра в поло отмечена в Антиохии в 1159 году, на Кипре в 1223 году и в Иерусалиме в 1286 году. Особенно большую известность приобрел турнир по поло, прошедший на Коринфском перешейке в 1302 году. Турнир длился двадцать дней. В XIV веке поло зафиксировано на Сицилии.

Распространенное мнение о том, что средневековое сражение происходило без предварительной подготовки и какого-либо плана, представляет собой глубочайшее заблуждение. Военное искусство не было забыто в Средние Века. Греческие и латинские тексты на тему войны переводились на европейские языки и дополнялись комментариями. Некоторые военачальники, такие как Оливер де Теме, научились военному искусству в ходе альбигойской войны. Ведя партизанские действия, они сумели пополнить свой арсенал приемов организованным отступлением, тогда как прежде не делалось различия между отступлением и поражением. Тем не менее, рыцари часто давали себя заманить в ловушку, попадали в засаду или сдавались в плен. В 1291 году анжуйский король Карл II написал, что мамелюки «более смелые и находчивые, чем крестоносцы».

Деньги, платная служба и наемничество

Англия
Ежедневное жалованье рыцаря
1150-1160 гг = 6 пенсов
ок. 1165 г = 8 пенсов
ок. 1195 г = 1 шиллинг
ок. 1215 -1250 гг = 2 шиллинга
ок. 1300 гг = 2, 3 или 4 шиллинга (в чистом серебре, 31.12, 49.69, 62.24 гр.)

"..." пехотинца
ок. 1165 г - 1 пенс
ок. 1215 г - 2 пенса
ок. 1300 г = 2 пенса (в ч.с = 2.6 гр.)

Франция (в турских ливрах)

1202 г = 7 су 6 денье (у рыцаря), 10 денье (у пехотинца).
1295 г = 10 су, 12 су 6 денье, 15 су (у рыцаря), 12 денье (у пехотинца).
33.48, 41.85, 50.22 ч.серебра и 3.34 г. серебра соответственно.

Английский лучник получал от 6 пенсов (конный) до 2 (пеший). Сумма менялась также в зависимости от места службы."
"По трудовому статуту 1351 года опытный пахарь получал только 10 шиллингов в год."
По дореформенной системе 12 пенсов составляли 1 шиллинг, а 20 шиллингов – фунт стерлингов. Стало быть лучник получал в месяц от 5 до 15 шиллингов, в год – от 60 до 180 шиллингов.

Средний заработок наемного рабочего ок. 2-3 фунтов в год (40-60 шиллингов), что считалось довольно хорошо.
На 10 фунтов (200 шиллингов) можно было приобрести небольшой дворянский дом или породистую лошадь.

Еще немного о ценах и зарплатах
List of price of medieval items
Здесь
Англо-саксонских времен и немного позднее
И здесь
MEDIEVAL ENGLISH WAGES AND PRICES

Доходы и зарплаты (очень много текста)

скрытый текстГодовой доход крупного монастыря - до 100 фунтов
Годовой доход землевладельца (рыцаря) - 20-70 фунтов
Годовой доход йомена средней руки - 1-3 фунта
Жалованье городского стражника (в год) – 1-2 фунта
Плата священнику в поместье - до 2-4 фунтов в год
Жалованье конюха, посыльного, сокольничего – 5-8 шиллингов в год
Жалованье кухонного слуги (который получает от хозяина стол и кров) – 2-4 шиллинга в год

На питание людей в поместье уходит в день:
- на хозяина - 7 пенсов
- на оруженосца - 4 пенса
- на обычного слугу - 1 пенс.

На содержание соборного настоятеля, к Рождеству 7 фунтов 10 шиллингов. К Пасхе 8 фунтов. Ему же – 8 фунтов к Иванову дню. Ему же – к Михайлову дню 8 фунтов 10 шиллингов.

Арендная плата (в казну) за таверну (в большом городе, с правом торговать сладкими винами) – до 10 фунтов
Арендная плата за небольшой жилой дом – 5 шиллингов в год
Арендная плата за лавку – 2-3 фунта в год
Арендная плата за мастерскую с лавкой, складом, жилыми помещениями и «хорошей кровлей» - до 10-15 фунтов в год
Постройка небольшого каменного домика – 30 фунтов
Постройка замка – 330-400 фунтов
Постройка церкви – до 100 фунтов

Заработок профессионального каменщика/плотника – до 4 пенсов в день (во время работы на постройке)
Заработок батрака – 1-2 пенса
Наемник-рыцарь – 2 шиллинга
Наемник-пехотинец или оруженосец – 1 шиллинг
Лучники – до 8 пенсов

Пожертвование при венчании, отпевании или крещении – 3-5 пенсов у сервов, 10-12 пенсов у йоменов

Приданое для зажиточной крестьянки – до 10 шиллингов
Приданое дочери дворянина – до 60 фунтов
Сервы платят лорду за позволение на брак от 1 до 13 шиллингов, в зависимости от достатка и решения конкретного лорда

Плата мельнику за помол 1 мешка зерна – 1 пенс
Плата за выдирание 1 зуба - 2 пенса
Плата брадобрею или зубодеру за кровопускание - 3 пенса

Вознаграждение:
- управляющему из сервов (йоменов) – 5 шиллингов
- работникам за починку моста 5 шиллингов
- плата одному частно нанятому лесничему 4 шиллинга
- двум сторожам 4 шиллинга
- одному косцу 20 пенсов
- двум возчикам за год 4 шиллинга 4 пенса
- двум возчикам за полгода – 2 шиллинга;
- одному свинопасу, одному волопасу, одному коровьему пастуху – за год 6 шиллингов на троих
- троим овечьим пастухам за год 6 шиллингов
- одному пастуху за год 20 пенсов
- кузнецу за год - 8 шиллингов 6 пенсов
- одному плотнику за год – 6 шиллингов 8 пенсов.
- одной доярке за год - 2 шиллинга 6 пенсов.
- рисовальщику за одну работу - от 2-3 шиллингов.

Подковы для 2 рабочих лошадей, за год - 2 шиллинга 8 пенсов.
За колеса для повозок - 2 шиллинга 9 пенсов.
За одну телегу, окованную полосами из нового железа - 5 шиллингов 7 пенсов.
За кожаную упряжь, недоуздок, железные колечки - 14 пенсов.
За две веревки - 3 пенса.
За два мешка - 8 пенсов.
За пять замков для амбара - 11 пенсов.
За одни ворота для двора фермы - 12 пенсов.
За мельничный жернов - 24 шиллинга.
За постройку голубятни - 22 шиллинга 11 пенсов.
За вскапывание сада - 8 шиллингов 5 пенсов.
За удобрение навозом - 6 акров 6 пенсов.
За обмолот 24 четвертей пшеницы - 5 шиллингов.
За провеивание - 7 пенсов.

Телега простая – 4 шиллинга
Прокорм боевого коня в течение лета – до 30 шиллингов
Выкуп за серва – от 3 шиллингов

Награда за голову волка – 3 шиллинга
Награда за поимку или убийство разбойника - от 3-5 шиллингов (3 шиллинга от казны плюс «премия» на усмотрение местных властей за особо опасных преступников)

Пара сапог – до 2 шиллингов
Башмаки – 1 шиллинг
Кошелек - 2 пенса
Шляпа - 10 пенсов
Расшитый плащ – 3 шиллинга
Платье из красной ткани – до 5 шиллингов
Льняная рубашка – 8 пенсов
Шерстяное платье – 3 шиллинга
Платье, подбитое мехом – 3 шиллинга 8 пенсов
Дешевая туника (в каких ходят сервы) – 5-6 пенсов
Накидка из домотканой шерстяной ткани – 3 шиллинга
Моток тесьмы – 4 пенса

Льняная ткань – 1 шиллинг за ярд
Шерстяная ткань – 5 шиллингов за ярд
Шелк – от 10-12 шиллингов за ярд

Полдюжины серебряных ложек – 14 шиллингов
Золотое кольцо с рубином – 15 шиллингов 8 пенсов
Три нити жемчуга – 70 шиллингов
Фибула или застежка медная неукрашенная - 2-3 пенса
Фибула или застежка серебряная неукрашенная - 2-3 шиллинга
Фибула или застежка серебряная с камнями - 7-8 шиллингов

Кольчуга - 100 шиллингов (5 фунтов)
Доспех для оруженосца – 3-4 фунта
Шлем – 13 шиллингов 4 пенса
Кожаный доспех для лучника – 5 шиллингов
Стоимость полного доспеха для рыцаря – 16 фунтов 6 шиллингов 8 пенсов (и более...)
Дешевый меч (для йомена) – 6 шиллингов

Бочонок – 3-4 пенса
Ведро – 1 пенс
Простыня – 4 пенса
Подушка – 1-2 пенса
Стол – 6-10 пенсов
Стул – 3 пенса
Металлический кувшин – 6 пенсов
Горшок – 2 пенса
Сундук – до 10 пенсов
Мешок – 2 пенса
Ступка и пестик – 2 пенса
Дюжина деревянных мисок – 8 пенсов
Железный чан – 2 шиллинга
Медная сковорода – 12 пенсов
Решето – 4 пенса
Деревянный ящик – 2 пенса

Железный лемех для плуга - 5 пенсов
Лопата - 3 пенса
Топор - 5 пенсов
Полный набор инструментов оружейника - 13 фунтов 16 шиллингов
Прялка - 10 пенсов

Боевой конь - до 50 шиллингов
Упряжная лошадь - 10-20 шиллингов
Корова – 10 шиллингов
Бык – 13 шиллингов
Овца – 1-1.5 шиллинга
Свинья – 2 шиллинга
2 цыпленка – 1 пенс
Две дюжины яиц – 1 пенс
Гусь – 6 пенсов
Фунт сыра – 3 пенса
Рыба (селедка) – 5-10 пенсов за фунт
Овес – 1 шиллинг за квартер (8 бушелей =64 галлона = 291 л.)
Сушеные фрукты – 1-4 пенса за фунт

Вино дешевое - 3-4 пенса за пинту
Вино дорогое - 8-10 пенсов за пинту
Эль лучший – 1-2 пенса за пинту
Эль среднего качества – до 1 пенса за пинту

Специи:
Полфунта перца – 14 пенсов
Полфунта тмина - 2 пенса
Унция шафрана - 12 пенсов
Четверть фунта имбиря - 14 пенсов

Фунт воску - 6 пенсов
Фунт мыла - 4 пенса

Ноттингемская ярмарка

В Ноттингеме их было аж три.

Ноттингемская ежегодная ярмарка, проходила осенью в теч. восьми дней, начиная с праздника Св.Матфея. (с 21 по 30 сентября). Ее истоки предп. восходят еще к саксонским временам. Изначально местом проведения была рыночная площадь, позже ее перенесли за пределы городских стен.
Лентонскому аббатству хартией короля Генриха II в 1164 г. также было пожаловано право на проведение собственной ежегодной ярмарки в теч. восьми дней, начиная с праздника Св.Мартина. (11 ноября).

скрытый текстХартия запрещала проведение любой другой ярмарки или рынка в районе в это время и поэтому затмила все другие ярмарки в Ноттингеме.
Хартии предоставлялись не только церквям. Отдельным городам также была выдана привилегия на проведение ярмарки. Так, в 1284 г. король Эдуард 1, выдал жителям Ноттингема грамоту на проведение ярмарки в канун праздника св. Эдмунда ( 20 ноября ), и еще 12 дней после него. Можно заметить, что к тому времени была продлена и Лентонская ярмарка, и эти две ярмарки могли столкнуться.
В средневековой Европе ярмарки обычно проводились при крупных монастырях и отдельных церковных подворьях. Тем не менее, в Англии, место проведения было оставлено на усмотрение властей и ярмарки часто проводились в деревнях и на других открытых пространствах.

Fairs were an important part of medieval life.They were essentially large markets.Their size, and the fact that they were less frequent; enabled goods to be traded from further afield. As a result they were worth a lot of money to their owners and carried great prestige.
Competition often occurred with towns folk who held stalls at the local markets.One of the largest fairs in medieval Sherwood Forest was held annually at Lenton Priory- the largest and wealthiest religious house in Nottinghamshire.
Lenton fair had stalls for 'bedders', 'fishers', 'skinners', 'mercers', 'drapers', and 'cookeries' (food stalls) amongst others, and there were silks and spices from across the known world...
The weekday market (at weekday cross in the current Lace Maket, in the old English quarter) and the saturday market (held in the market square in the n the towns market square) were closed down for such events. To appease the locals; compensation was paid to the marketeers, who were also granted the first choice of stalls at the fair.


Что касается морской торговли, то все оказалось гораздо сложнее. Корабли вовсе не курсировали в Средиземном море круглый год. С декабря по середину марта большинство судов стояли в гаванях, не выходя в море. Это был период штормов. А иные суда вставали на якорь и раньше. (По другим данным, с начала/середины ноября. Даже рыбаки сидели по домам, кроме разве что самых безденежных или отчаянных.).
"...Эту зависимость можно найти даже в мире ремесла и торговли, на первый взгляд как будто более свободном от природы. У ремесленников противоположность дня и ночи, зимы и лета давала о себе знать в цеховой регламентации. Ночной труд обычно запрещался. Многие ремесла имели сезонные ритмы активности, как, например, ремесло каменщиков, жалованье которых в конце XIII в. было различным зимой и летом. В мире морской торговли, в которой видят один из двигателей средневековой экономики, зимой замирала навигация, и так было по крайней мере до конца XIII в., пока не получили распространения компас и ахтерштевневый руль. Суда стояли на якоре даже в Средиземном море с начала декабря до середины марта, а в северных морях часто и дольше." (с) Ле Гофф.

Средневековые налоги и прочие выплаты

Отсюда
https://sherwood-arrow.livejournal.com/41937.html
Английское дворянство (в отличие от французского или германского) не имело налоговых привилегий — феодалы платили налоги (кроме ренты) наравне с другими категориями свободного населения.
Священники налогами не облагаются в принципе.

Какие бывают налоги
скрытый текст1. Церковный налог – десятина (от совокупной стоимости имущества и полученного за «квартальный период» дохода; уплачивается деньгами или натурой). Право получать десятину было даровано английским церквям королем Этельвулфом в 855 г. Фермеры обычно уплачивали десятину продуктами, которые отправлялись на хранение в специальные «десятинные амбары» при церкви. Из этих амбаров нередко выдавалось пособие нуждающимся или голодающим. Этот налог платят все сословия (кроме священнослужителей).

«Саладинова десятина» (сбор на Третий крестовый поход в 1188 г.) была королевским налогом, но взималась при помощи церковных «рычагов». Этот налог распространялся на владения самого короля, его подданных и даже на духовенство (не облагались налогом лишь рыцарское вооружение и кони; церковные облачения и книги; драгоценные камни в необработанном виде); никто, в виду важности предприятия, не освобождался от платы «Саладиновой десятины». Наложение десятины на церковь, которая никогда не платила никаких налогов, а сама еще пользовалась сбором десятины, возбудило недовольство среди духовенства, которое начало ставить преграду этой мере и затруднять королевских чиновников в сборе «Саладиновой десятины».

2. Земельные налоги.

- Рента (арендная плата) ; виллане/свободные держатели земли платят своему господину/лорду, на земле которого они проживают, фиксированную сумму за пользование земельным участком. Помимо этого, сервы также обязаны лорду определенными отработками, о чем речь пойдет отдельно.

Генри, сын Томаса, имеет дом и надел земли в 1 руд (ок. 1000 кв.м.) и платит 2 шиллинга ренты лорду. Беатрис, вдова, имеет дом и надел земли в пол-руда; платит лорду 8 пенсов ренты.

Если йомен проживает на земле не конкретного лорда, а короля, то он платит ренту в казну.
Сервы, помимо ренты, вносят множество иных выплат: за право выдать дочь замуж, за пользование господской мельницей, за наточку кос/топоров/ножей в господской кузнице, за право собирать в господском лесу хворост… фактически, за все, что лорд сочтет нужным оговорить.

- В 1194 г., отчасти из необходимости собрать огромную сумму выкупа за короля Ричарда, был установлен дополнительный земельный налог – т.н. carucage (букв. «запашный», который варьировался в зависимости от размера территории, пригодной под запашку; в размере 2 шиллинга со 100 акров). Он взимался нерегулярно и всего шесть раз (в последний раз – в 1224 г.). Этот налог платят только свободные люди (как неблагородные, так и благородные).

3. Начиная с 1166 г. налог на движимое имущество и доход ; он мог взиматься в вариативном объеме. В 1194 г., в попытке собрать деньги на выкуп Ричарда, на все личное имущество и доход был наложен двадцатипятипроцентный налог. В другие годы устанавливалась иная сумма – например, 13 процентов в 1207 г. Этот налог платят все свободные люди . От уплаты освобождались те, кто собирался идти в крестовый поход.

4. Помимо налогов на землю и персональную собственность, в этот период были введены налоги на торговлю (например, таможенный сбор величиной в несколько процентов стоимости товара). К торговым относится налог на изготовление и продажу пива и эля, в размере 1 пенс за баррель (и в принципе на открытие трактира).

5. Также существуют т.н. вспомогательные налоги . Сумма такого налога была нефиксированной, в отличие от земельной ренты, которая представляла собой регулярный ежегодный платеж. Теоретически, это «добровольные» денежные взносы королю на покрытие неожиданных расходов (например, посвящение старшего сына короля в рыцари или выдача дочери замуж); когда король просит финансовой помощи, отказывать неразумно :). К таким налогам относился королевский таллаж ; он был по умолчанию обязательным и представлял собой единовременную выплату, которую местные власти должны были честно разложить на жителей – обычно это делалось в соответствии с персональным богатством, ценностью недвижимости и имущества. Этому налогу подлежали населенные пункты т.н. «королевского манора», т.е. принадлежащие королю. Так, в 1207 г. Иоанн Безземельный собрал «на королевские нужды» таллаж в размере 15 тысяч марок.
Также городские и окружные власти могли назначать собственный таллаж, например чтобы собрать средства для ремонта дороги или создать некий фонд. Поскольку такие налоги были особенно непопулярны, порой приходилось принимать специальные меры для защиты сборщиков.

Таллаж может накладываться и на отдельные социальные группы – например, по национальному признаку; часто накладывается таллаж на евреев (например, т.н. «Саладинов таллаж» в ходе подготовки к Третьего крестовому походу – в размере 60 тысяч фунтов в одном лишь городе Гилфорде).

6. Еще одним налогом был военный – его платили те, кто держал землю от короля в обмен на военную службу, но не мог или не хотел исполнять эту обязанность. В 1209 г. он, по разным данным, достигал 20 шиллингов (сумма могла быть увеличена в «неспокойных» областях – например, на границе с Уэльсом). Фактически, это откуп от необходимости идти с королем на войну за пределы страны, выставлять ополчение, участвовать в крестовом походе и т.д. Что, разумеется, не освобождает от необходимости соблюдать Оружейную ассизу.

7. Т.н. «традиционные» налоги , которые могут варьироваться в различных городах; одни из них установлены еще в англосаксонскую эпоху, другие появились в результате специальных указов, выпущенных городскими властями. Преимущественно, такие налоги направлены на обогащение города, который их устанавливает, - и, в первую очередь, их появление характерно для т.н. «вольных» городов (к коим относится и Ноттингем). Традиционным налогом может быть, например, налог на ввоз и вывоз из города определенного товара - либо, как в случае с Ноттингемом, пошлина с приезжих торговцев, а также с товаров, доставляемых по реке.

Между прочим, за позволение выдать дочь замуж платит своему господину не только серв, но и всякий благородный сэр - королю либо непосредственному сеньору, так что знатный барон в этом отношении не отличается от крепостного арендатора, особенно если дочь - богатая наследница. Казне нужны деньги... За уклонение от этой повинности могут быть предприняты разные меры - от штрафа до конфискации имущества. Сумма штрафа в среднем составляла 75 фунтов – примерно пятилетний земельный доход среднего рыцаря.


Кто, кому и за что платит
https://sherwood-arrow.livejournal.com/49836.html

скрытый текстЧТО, КОМУ И ЗА ЧТО ПЛАТИТ СЕРВ
- церкви – десятину (деньгами или продуктами)
- сеньору - ренту за землю (как правило,
частями – четыре или два раза в год)
- сеньору же – таллаж (единовременный сбор на нужды лорда – например, когда тот
собирается в крестовый поход или намерен выдать дочь замуж). Сумма таллажа – не
фиксированная, она определяется лордом и раскладывается на всю деревню/общину.
- сеньору – налог при вступлении в права наследства или во владение новым
участком земли.

- сеньору
– налог за помол, если в поместье есть мельница, за дозволение собирать в лесу
хворост или забирать упавшие деревья, за дозволение выдать дочь замуж/женить
сына/вступить в брак за пределами манора; за прелюбодеяние и рождение ребенка
вне брака; штрафы, если крестьянская скотина забрела на господское поле; если
не пришел работать в должный срок; если плохо работал; за самовольное
расширение границ участка; за прогон скота или проезд в телеге по господской
земле, и т.д.

- также серв обязан лорду многочисленными отработками (пахать господское поле
определенное количество дней в году, боронить, собирать урожай, косить сено, чинить
дороги и изгороди и т.д.).

ЕСЛИ
ВИЛЛАН НЕ МОЖЕТ ЗАПЛАТИТЬ


В таком случае, лорд имеет право
прибегнуть к мерам давления. Разумеется, есть смысл «давить» лишь в том случае,
если виллан трудоспособен, но по каким-то причинам (лень, болезнь, хроническое пьянство)
не платит налогов и скверно работает. Так, с нетрудоспособной одинокой старухи
вряд ли станут требовать денег в полном объеме – но зато, скорее всего, ее
земельный надел передадут трудоспособной семье, а ее саму обеспечат жильем «из
милости». Меры воздействия на платежеспособных должников могут быть следующими:
телесные наказания, колодки, увечье (например, отрубание уха); перевод семьи на
более маленький надел (чтобы только-только прокормиться); опись и продажа
имущества и скота; отсидка должника в замковой тюрьме, пока семья либо община
не соберет нужную сумму.

Разумеется, толковый и рассудительный лорд не
станет доводить своих сервов до такого состояния, чтобы им не на что было
платить налоги, а в случае уважительной причины даст отсрочку. J

2.
ЧТО ПЛАТИТ СЕРВ-ВОЛЬНООТПУЩЕННИК (если «вольная» сопровождалась передачей земли)
- церковную десятину
- сеньору – ренту за землю (как правило, частями)
- сеньору – таллаж
- сеньору – «взнос» при выдаче дочерей замуж
- в королевскую казну – подоходный налог (13 процентов общей стоимости имущества и дохода за год)
- в королевскую казну – запашный налог (зависит от количества годной под обработку земли)

Также должен регулярно исполнять службу (возчик, загонщик и т.д.) в пользу сеньора, а также короля

3.
ЧТО ПЛАТИТ СВОБОДНЫЙ АРЕНДАТОР (ЙОМЕН)
- сеньору – ренту за землю
- сеньору (а также местному аббату, епископу, королю) – таллаж в случае необходимости
- в казну – запашный налог
- в казну – подоходный налог
- церковную десятину
- в казну – торговый налог (если держит трактир или продает свои товары на городской ярмарке)
- в казну – налог при вступлении в права наследства

Йомен, живущий на королевской земле, платит королю все то, что в противном случае платил бы сеньору.

ЕСЛИ СВОБОДНЫЙ КРЕСТЬЯНИН ЛИБО ГОРОЖАНИН НЕ МОЖЕТ ЗАПЛАТИТЬ
такоже применяются меры воздействия, например: колодки или позорный столб; опись и
продажа имущества; отсидка должника в тюрьме, пока семья, гильдия либо община
не соберет искомую сумму.

Неуплата церковной десятины чревата отлучением от церкви.

4. ЧТО ПЛАТИТ БЛАГОРОДНЫЙ СЭР
- королю либо сюзерену – ренту, если это оговорено при передаче земли. Если не
оговорено, то держит землю в обмен на другие повинности. Так, вместо уплаты
ренты могут быть: военная повинность, церемониальные обязанности (например,
обязанность принять у себя короля со свитой, буде тот поедет на охоту),
передача подарков (как правило, предметов роскоши) или выполнение на своей
земле сельскохозяйственных работ в пользу лорда.

- королю либо сюзерену – военный налог (если держатель земли не может или не
хочет исполнять военную повинность – в том числе если землей владеет женщина).
- королю либо сюзерену - таллаж
- в казну – подоходный налог
- в казну – запашный налог
- в казну – налог при вступлении в права наследства
- церковную десятину


Безземельный сэр платит все, кроме земельных налогов.

БЛАГОРОДНЫЙ СЭР ЗА ХРОНИЧЕСКИЕ НЕУПЛАТЫ
РИСКУЕТ ЛИШИТЬСЯ ЗАМКА, ЗЕМЛИ, БЛАГОРАСПОЛОЖЕНИЯ СВОЕГО СЮЗЕРЕНА И ДАЖЕ СВОБОДЫ.

Богатые вассалы короля, владельцы крупных ленов, также обязаны:
- платить королю налог за позволение выдать
дочь замуж/женить сына (предварительно испросив разрешения на этот брак у
своего сюзерена);
- за позволение стать опекуном несовершеннолетнему наследнику (право на опеку
может быть куплено у короля).


Вдова вассала короля может заплатить «отступное», чтобы ее не принуждали выходить замуж вторично.

Сборщиками налогов в пределах округа или графства зачастую назначают
кого-нибудь из местных свободных арендаторов побогаче – йомена или ремесленника
(который, разумеется, дает присягу шерифу). Собирать налоги и прочие выплаты у
сервов, скорее всего, будет деревенский староста, а за десятиной явится монах.
Вполне возможно, что десятину и всякие выплаты в пользу лорда, не дожидаясь
сборщиков, арендаторы сами отвозят куда надо – в монастырь или в господский
дом.

5. ЛОРД ИМЕЕТ ПРАВО:
- собирать со своих арендаторов, как крепостных, так и свободных, таллаж на
собственные нужды (сумма нефиксированная, но – в идеале – в пределах вменяемого);
- требовать молоть муку только на господской мельнице, за дополнительную плату.
За самостоятельный помол муки налагается штраф. Хозяин на такой мельнице, как
правило, - серв.

- требовать, чтобы хлеб в деревни пекли в господской пекарне (опять же,
уплачивается определенный «взнос» пекарю, а за самовольное печение налагается
штраф). Как правило, хлеб из господской пекарни метят определенным знаком
(например, крестом через всю корку), чтобы можно было его узнать в случае
кражи.
- требовать точить топоры, косы, ножи и т.д. только в кузнице при маноре (опять же,
за отдельную плату). За самостоятельную заточку сельскохозяйственных орудий
взимается штраф.
- требовать платы за дозволение собирать в лесу хворост или забирать упавшие
деревья. Отсутствие «лицензии» на сбор хвороста чревато штрафом или иным
взысканием.

ВСЕ ЭТО МОЖЕТ ПРИМЕНЯТЬСЯ КАК К СЕРВАМ, ТАК И К ЙОМЕНАМ

PS
Примеры вилланских отработок:

В воскресенье виллан не должен работать на господском поле.

Если большой церковный праздник попадает на понедельник, когда виллану назначено
работать, то виллан не должен работать и в воскресенье, и в понедельник.
Виллан работает ТОЛЬКО на господском поле:
- 1 день каждой недели с Михайлова дня (29 сентября) до Рождества - должен
вспахать 1,5 акра (лорд дает все нужное для работы, и кормит рабочий скот)
- 1 день каждой недели со 2 февраля до Пасхи (т.е. восемь недель) - взборонить те
же 1,5 акра
и посеять овес (лорд дает семена и все нужное для работы, и кормит рабочий
скот)
- 1 день в неделю, от Троицы до 1 августа - должен пахать (лорд дает все нужное
для работы, и кормит рабочий скот)

От 1 Августа до Духова дня виллан должен:

- рубить жерди для забора
- 1 день в году чинить изгороди у дороги
- рубить дрова для растопки
- чинить стены и класть кровлю
- ездить с поручениями и возить грузы, куда и когда лорд скажет

Виллан также
- 3 дня за лето косит господские луга, раскладывает скошенное для просушки и
ворошит сено (не менее двадцати человек)
- возит сено с лугов и копнит его
- убирает первый урожай на господском поле, сколько лорд скажет
- 1 день работает на прополке
- должен вымыть и остричь 5 овец или 10 ягнят
- должен сжать 4 акра пшеницы и 4 акра овса, связать в снопы и отнести в амбар, и удобрить поле
- так же поступить с рожью, ячменем, фасолью и горохом
- выдергать стебли со жнивья
- и возить навоз на то поле, куда укажет лорд (15 куч навоза или семь с половиной телег)

Виллан также:

- не продает приплод от своих лошадей и коров без позволения лорда
- следит, чтобы его овцы не лежали на господском поле

При должном выполнении требований виллану дозволено:

- за косьбу получить на всех одну овцу или 12 пенсов, а также полкварты пшеницы
(или один пшеничный хлеб), и 4 пенса на выпивку, и ведерко соли, и один сыр, и
связку хвороста или пук соломы, чтобы готовить пищу.

- взять для каждой упряжной скотины пол-охапки сена на прокорм.
- взять маленькую охапку травы, если отработал на косьбе, но только если не
сломал рукоятку косы и не менял лезвие

Виллан может быть освобожден от работы по болезни:
- если он болен и немощен, так что понадобится ему исповедаться и приобщиться, то
будет он свободен от всех обязанностей (кроме пахоты), но только на один месяц.
- если он в течение недели будет болен настолько, что понадобится ему
исповедаться, то освободить его ото всех работ на этот срок, но не долее; и
если он выздоровеет, то освободить его от работ еще на два дня

А если он будет болен долее одного месяца, то от работ его далее не освобождать. И если болезнь повторится, то более освобождения от работ ему не давать. И если кто умрет, то лорд возьмет лучшую скотину или 32 пенса деньгами, если скота нет, и жена покойного ото всех работ будет освобождена на 30 дней (не считая пахоты и уборки урожая), но ее сын и наследник покойного от работ освобожден не будет и должен работать, как прежде.

Не только луковой шелухой...

Цветовая палитра для раннего средневековья

VFL.RU - ваш фотохостинг VFL.RU - ваш фотохостинг
скрытый текст
VFL.RU - ваш фотохостинг VFL.RU - ваш фотохостинг

VFL.RU - ваш фотохостинг VFL.RU - ваш фотохостинг



4

Сервы и вилланы

Крестьяне, которым предоставляли наделы, юридически делились на две группы: вилланы и сервы.

скрытый текстВилланы имели полную личную свободу; политически зависимые от сеньора, они могли свободно передвигаться, жить, где хочется, и даже иногда менять сеньорию. Серв, напротив, был прикреплен к своему наделу, неправоспособен и обременен повинностями. Он платил налоги более тяжелые, нежели виллан; не мог свидетельствовать на суде против свободного человека, стать священником и в полной мере пользоваться общественными благами. Однако его положение не имело ничего общего с положением раба в античности: он пользовался некоторыми юридическими правами и мог владеть наследственным имуществом; сеньор, защищавший и покровительствующий ему, не имел права ни побить, ни убить, ни продать серва.

В некоторых областях (в Бретани, Нормандии, Анжу) крепостное право встречается редко, в других же, наоборот, почти все крестьянское население состояло из сервов (Шампань, Ниверне). Кроме того, подневольное положение крестьян различалось в зависимости от того, где они жили, – в феоде или сеньории. Как правило, в конце XII века разница между свободными и зависимыми крестьянами ощущалась слабо. Сервы и вилланы вели одинаковую повседневную жизнь, и существовала тенденция к их объединению в одну социальную категорию с определенными ограничениями и обязательствами, присущими поначалу только сервам: таковы, например, «фор-марьяж» – специальный налог, выплачиваемый крестьянином за женитьбу на женщине из другой сеньории, или «менморт» (право «мертвой руки»), который следовало выплатить за право наследовать имущество и землю родственников. Так что разница – скорее экономическая, чем юридическая.

Различались не столько свободные и зависимые крестьяне, сколько богатые землепашцы, владевшие рабочими животными и орудиями труда, и бедняки, чье богатство составляли лишь их руки да усердие. Повсюду можно было встретить нищих вилланов и мало-мальски зажиточных сервов.
Класс крестьян уже имел своих знатных персон, находившихся на службе у сеньора, его «должностных лиц», и назначавшихся, часто против своей воли, управлять сельской общиной. Эта община, состоявшая из глав семейств, играла важную роль в жизни деревни: она распоряжалась землями и общим стадом, решала вопросы севооборота, распределяла оброк, который следовало платить сеньору всем простолюдинам, живущим в сеньории.

М.Пастуро

Зависимого крестьянина в Средние века чаще всего называли servus(на классической латыни – раб) и villanus(поселенец, поселянин). скрытый текстПервый – лично несвободный человек, второй – поземельно зависимый, платящий землевладельцу ренту, подчиняющийся его судебной и административной власти, но лично свободный. Серв (англ. и фр. serf) при всей несвободе обладал определенными правами, которые были санкционированы обычаями (как правило, не законами), чем отличался и от классического античного раба, и от крепостного в России. Современные отечественные ученые предпочитают не называть западноевропейского серва «крепостным», в западной науке последний так и обозначается – crepostnoy.
Развитие денежной экономики представляло собой одновременно и результат, и причину другого важнейшего процесса эпохи – разделения труда, его специализации и профессионализации. В деревне свободных крестьян-воинов, которые, впрочем, не исчезли совершенно, сменили, с одной стороны, землевладельцы-рыцари, профессиональные воины par excellance, а с другой – зависимые крестьяне, переставшие быть воинами. Если крестьянин хотел посвятить себя военному делу, ему приходилось оставлять хозяйство и превращаться в профессионального солдата. Немало таких солдат было в армии Вильгельма Завоевателя, с которой он вторгся в Англию в 1066 г. Внутри самого крестьянского сословия теперь выделялись кузнецы или колесные мастера, и многие лишь часть времени хозяйствовали на земле, совмещая аграрный труд с работой столяра, плотника, кирпичника, каменщика, мельника или сапожника.

К.Гельмут

Средневековый сельскохозяйственный календарь

Labors Of The Months

Средневековая баня - 2

В один пост все не влезло. Пожалуй, даже в два не вместится.

То, что в Средние века люди якобы не мылись, - это едва ли не самый главный миф о Средневековье, получивший широкое распространение благодаря кино. На самом деле, мытье и гигиена были важной частью повседневной жизни в Средние века, и это подтверждается многочисленными письменными и изобразительными свидетельствами. Вполне вероятно также, что пилигримы, возвращавшиеся из Святой земли, перенесли некоторые восточные традиции (например, паровую баню) на европейскую почву.
На большинстве сохранившихся иллюстраций купающиеся сидят в лоханях по несколько человек, причем мужчины и женщины моются вместе. Зачастую рядом с лоханями стоят столы с едой и питьем, и посетители бань угощаются во время мытья.
На одной гравюре пятнадцатого века изображена положенная поперек пяти лоханей доска, уставленная яствами. Обычно персонажи этих купальных сцен полностью обнажены, но мужчины, как правило, носят шляпы или льняные шапочки, а порой и набедренные повязки.

скрытый текстЖенщины нередко щеголяют замысловатыми прическами и ожерельями (не исключено, впрочем, что на рисунках изображены дамы легкого поведения). На некоторых рисунках купальщицы изображены в нижних сорочках или специальных «банных костюмах» - длинных рубашках без рукавов.
К середине 13 в. в Париже бани стали настолько многочисленны, что хозяевам заведений разрешили организовать отдельную гильдию. По всему городу с раннего утра бродили нанятые зазывалы, которые приглашали клиентов и кричали: «Горячая вода!». Плата была два денье за сидение в парилке и четыре за мытье. Разумеется, помимо собственно мытья, были и другие удовольствия, привлекавшие публику в общественные бани. Церковь и моралисты не раз указывали, что бани становятся притонами разврата.

В 13 в. общественные бани процветали в крупных европейских городах, а к 15-му сделались непременной принадлежностью почти всех населенных пунктов. В отличие от замысловатых римских и восточных сооружений, средневековые бани, по сути, представляли собой огромные деревянные лохани, наполненные горячей водой (только богачи могли позволить себе устройство отдельной ванной комнаты в доме). В такой лохани, вокруг которой задергивались занавески, могли поместиться двое-трое.
Есть версия, что английское жаргонное слово stew (одно из обозначений борделя) происходит от французского etuves, т.е. баня. В 13 в. в Лондоне вышел декрет, под угрозой закрытия воспрещавщий содержателям бань пускать проституток и поощрять их ремесло. Впрочем, вскоре этот декрет был благополучно отменен.
Томас Флендерс, йомен, и Джон Уоррен, кирпичник, холостяк, предстали перед судом вместе с женщиной легкого поведения, которую они взяли в бане.
Хью Клэпам, йомен, и Томас Сеффон, башмачник, арестованы, по словам помянутого Хью, за то, что «в полночь, возвращаясь из бани вместе с женщиной легкого поведения, они вели себя на улице очень непристойно».

Джон Грейс, Томас Холл и Уинифред Батлер предстали перед судом по обвинению в том, что, поссорившись в бане с беременной Элис Мосс, они избили ее так, что у нее случился выкидыш.
Мозес Смит, медник, и его жена Мэри в бане поругались с Джейн, женой Уильяма Эдмондса. Суд обязал их помириться и впредь не ссориться. Также они обязуются не бить Элизабет Эдмондс, свою ученицу (apprentice), иначе как ради «справедливого наказания, кое должно проводиться березовой розгой, и притом не давать ей больше шести ударов кряду».

Элизабет, жена Лоренса Каспера, и Элизабет Солджер, вдова, вызваны в суд по обвинению в том, что украли в бане у Николаса Пирсона, торговца из Норфолка, «темный плащ на суконной подкладке» и ленту со шляпы.
Генри Пайк, йомен, обвинен в том, что украл одного из посетителей бани книгу под названием «Грамматика», и другую книгу, под названием «Диалоги», и третью, под названием «Наставления в благочестии».

Элизабет Раттер обвинена в том, что, будучи в бане, пыталась заколдовать и зачаровать Уильяма Лайона, сына Джона Лайона, так что теперь в нем едва теплится жизнь. Также говорят, что своими чарами она сгубила Присциллу и Фрэнсис Филд, дочерей Джеймса Филда, и его сына Джона, так что все они исчахли и умерли.
Доминиканские правила дозволяли лишь недужным принимать ванну по мере необходимости, остальным же воспрещалось «тешить плоть» и злопоутреблять мытьем. Менее суровые уставы (например, клюнийский) дозволяли братии ежедневное мытье.
(купание больного)


К концу Средних веков, однако, мытье и паренье настолько распространились во всех слоях общества, что даже доминиканец Феликс Фабер с энтуизиазмом писал о телесной чистоте и подчеркивал необходимость почаще менять белье. Не исключено, что в представлении современников духовная чистота стала ассоциироваться с телесной. Некоторый спад «банного энтузиазма» произошел в эпоху Возрождения, когда люди начали полагать, что частое мытье способно нарушить равновесие «жидкостей» в организме и привести к болезни. Но, тем не менее, такие, как Изабелла Кастильская, которая хвасталась, что мылась лишь дважды в жизни – в день своего появления на свет и в день свадьбы – оставались в меньшинстве. Скорее всего, похвальба Изабеллы дошла до наших дней именно в силу своей исключительности. Даже если люди мылись не каждый день, настолько редкое мытье все же не считалось нормой. Даже авторы нравоучительных стихотворений советовали женщинам иметь несколько комплектов нижнего белья и менять их не реже чем раз в три дня (а в промежутке если не стирать, то хотя бы проветривать).

«Знай, дорогая сестра, что, если ты хочешь последовать моему совету, ты должна очень тщательно следить за тем, что ты и я можем себе позволить себе при наших средствах. Следи, чтобы твоя одежда всегда была аккуратной, безо всяких новомодных штучек, причем складок не должно быть ни слишком много, ни слишком мало. А перед тем, как выйти из комнаты или из дома, убедись сперва, что воротники сорочки и платья не висят друг поверх друга, как бывает у пьяных или безмозглых женщин, которые не заботятся ни о своей чести, ни о чести своего дома и своего мужа, но ходят с блуждающим взглядом и нахально вздернутыми, как у львов, головами. Волосы у них выбиваются из-под покрывала, а воротники сорочек и котт измяты и торчат один из-под другого. Они расхаживают мужской походкой и ведут себя с людьми бесцеремонно, не испытывая при этом никакого стыда».
Помимо городских бань, современные рисунки изображают и мытье в домашней обстановке. Отдельная ванная комната (точнее, ниша, куда ставили лохань) в замке Лидс датирована 1291 г. Воду накачивали из озера близ замка, грели и наливали в лохань, стоявшую за занавеской. Некоторые иллюстрации из рукописей свидетельствуют и о том, что в хорошую погоду ванну принимали прямо в саду, причем под рукой был непременный столик с закусками, а богатый хозяин мог позволить себе и наслаждаться музыкой в процессе. Предложить гостю принять ванну считалось признаком вежливости.

Разумеется, только богатые люди могли позволить себе ежедневно мыться горячей водой в домашних условиях (учитывая количество дров, необходимых для того, чтобы согреть воду). Простолюдины устраивали банный день на дому гораздо реже – а в отсутствие специальной лохани приходилось пользоваться обыкновенными бочонками, в которых поочередно в одной воде мылась вся семья, или просто поливаться из кувшина над ведерком.
Заметим, что бедняки, возившиеся весь день со скотом либо занятые в поле, наверняка испытывали бОльшую потребность мыть руки и умываться, нежели люди, не знакомые с физическим трудом. Недостаток денег и средств вовсе не мешал низшим классам соблюдать гигиену. Весной и летом, конечно, крестьяне купались в водоемах; а для мытья младенцев существовали даже специальные лохани.

Отсюда

И у тевтонцев бани были...
Рыцарский орден был основан во время 3-го крестового похода, при осаде Акры (ныне Акко).

При комтурских замках очень часто имелись фирмари для больных и старых орденских братьев и орденских священников, которые по старости или ранению не могли нести службу. В больших комтурских замках имелись два вида фирмари, для орденских братьев-рыцарей, орденских священников, серых плащей и отдельно для слуг. Иногда для серых плащей (служащих братьев незнатного происхождения) и простых кнехтов фирмари были отдельные как в замке Остероде. Но для отдельного лечения серых плащей – полубратьев это, пожалуй, единственное доказательство[7]. Обычно они лечились в одном помещении с рыцарями. Стол фирмари, по крайней мере, в некоторых замках обеспечивался собственной кухней, где готовили лучше и более обильные блюда, как требовали орденские статуты. При большом значении в средневековой медицине к пищевой диете, можно говорить о диетической кухне. Кухня имела собственного повара, а иногда (в Кёнигсберге) и двух поваров. В больших замках с конвентом от 30 до 60 братьев имелись большие помещения с собственным ремтером (столовой) для больных и престарелых рыцарей, с отдельной баней. Орденские статуты рекомендовали больным братьям купание. Фирмари были сооружены таким образом, что бы каждый орденский рыцарь имел собственную комнату (келью) и общее помещение для отдыха. В большинстве случаев в этот комплекс входили капелла, кухня и подвал. Всё выглядело как небольшой госпиталь, в котором жизнь протекала изолированно.
скрытый текстБани
Бани были достаточно распространённым явлением в Европе, соответственно и Орден повсюду в своих замках сооружал бани. Они имелись не только в замках с большим конвентом, но так же в замках фогтов, пфлегеров – управляющих и каммерамтах. Бани сооружались так же, как в фирмари: дощатый пол, положенный на каменный настил, стеклянные окна. На печи клали камни, будучи раскалёнными, они поливались водой для получения пара. Вода для мытья нагревалась в котлах, мылись в «ваннах» (деревянных бочках). Для банных процедур использовались так же и лиственные веники. Иногда в банях находился особый колодец.
Водоснабжение
По исследованиям Б. Шмида (B. Schmid) в замковом комплексе Мариенбурга имелось 19 колодцев. Колодец в высоком замке имел глубину до 27 м. был выложен камнями. Над ним деревянный навес с черепицей и колесом для вытягивания ёмкости с водой, колодец, очевидно, был построен ещё в 13 в. В помещении великого магистра в среднем замке в полу имелось круглое отверстие, которое вело через этажи в подвал к колодцу. Обычно колодец находился в центре замкового двора, как в Кёнигсберге во внутреннем дворе Дома конвента.
Данцкер
Характерной чертой орденских замков, были данцкеры (туалеты), это были внушительные башни, стоящие за приделами замкового корпуса, в большинстве на водном потоке (ручье, заливе, реке, и в проточном рву), С замком они соединялись крытым переходом на мощных колоннах (в Мариенвердере этот ход имел 54 м. длинны). Нередко они соединяли в себе оборонительные функции и архитектурную красоту и образовывали выделяющейся замковый комплекс. Но, прежде всего они выполняли функции отхожего места для обитателей замка. Помимо башенных данцкеров имелись так же небольшие, навешенные на внешнюю оборонительную стену помещения с наружными люками для нечистот. Кёнигсбергский замок имел два данцкера, один для Дома конвента второй, для фирмари. Как правило, данцкеры имели несколько мест.
Отопление
Так же тщательно была продуманна отопительная система. В 13 и первой половине 14 вв. замки отапливались открытыми каминами и угольными противнями. Позже, повсеместно встречается калориферное отопление (отопление тёплым воздухом), самое старое встречается до 1300 г. в Мариенбурге. Под обогреваемыми помещениями, располагалась специальная печь, в которой накаливались крупные валуны, затем открывались тёпловые отверстия и тёплый воздух от раскалённых камней по тепловым каналам и через отверстия в полу обогревали помещения. Дымоходную трубу использовали также и для открытых каминов. Благодаря этой отопительной системе, суровые прусские зимы переносились достаточно комфортно. Позже в замках стали использовать комнатные печи. Комнатная печь в соединении с вентиляционными каминам, окончательно приняла законченную форму в Пруссии около 1370 г.


Отсюда

Средневековая баня

Разве может цивилизованный человек понять, что такое баня? (с)
Оказывается, может. Или "Бани бывают разные".
Отношение к Чистоте и мытью
В правилах этикета 15-го и 16-го века подчеркивалось, что необходимо мыть руки до еды. Каждый должен был вымыть лицо и руки при подъеме с кровати, а так же прополоскать рот.
Georges Duby, в статье Истории Частной Жизни, сообщает:
"... Среди господствующих классов чистоту очень ценили. Никакой формальный обед (то есть никакой обед, данный в большом зале с большой толпой гостей) не начинался, пока гостям не были предложены кувшины для дообеденного омоновения.

скрытый текстГорячая ванна была обязательной прелюдией к любовным играм, описанным в fabliaux.
Купание и уход за телом были расценены моралистами подозрительными, большей частью потому, что они обнажали тела. Купание считалось прелюдией для греха. <…> [Общественные ванны] подозревались, потому что они были слишком общественны; не было ничего лучше, чем вымыть свое тело в уединении у себя дома. " (p. 525)
В то время как смешанному купанию препятствовала Церковь, есть данные, что в банях проводились обеды и свадебные банкеты, соединяемые с принятием ванны. И безусловно, что изображения пар, моющихся в ванне, предполагают, что это была не столько социальная, сколько сексуальная деятельность.
Другой вопрос, как часто люди купались.
Shahan говорит, " В издании Janssen's History of the German People есть множество деталей относительно популярности использования ванн в Германии. Люди купались по несколько раз каждый день; некоторые тратили целые дни внутри. С 20-ого мая по 9-е июня 1511, Lucas Rem купался сто двадцать семь раз, как мы можем вычислить по его дневнику " (p. 291-292).

Magdalena z Wroclawia из Slavic Interest Group сообщает " В моем городе был закон (в XIII-XVвека) в котором говорилось, что каждый гражданин должен посетить общественную баню один раз в неделю. Если кто-то не хотел следовать этому закону, он был заключен в ' башню ' или платил штраф " [цит.]. С другой стороны, другие авторы предполагают, что некоторые люди жили недели, месяцы и годы без мытья. Douglas Biow предполагает, что внимание к чистоте в Италии возросло в период Ренессанса, в ответ на вспышки чумы.

Частные ванны
Средневековые жители любили принимать ванны больше, чем мы могли бы ожидать, однако, не всегда этот процесс был легким.
Ванна представляла собой деревянную бадью, наполняющуюся водой, нагретой на очаге. Моющийся человек отгораживался от досужего взора балдахином или навесом. В более теплую погоду бадью выносили в сад замка, а когда наступали холода, ванна находилась около камина внутри замка. Лорды часто нанимали человека, чьей единственной обязанностью была подготовка ванны для всего семейства. Этот человек зачастую путешествовал с семьей. В некоторых замках были специально встроенные ванны. В Замке Лидса, в 1291, была создана ниша 23 на 17 футов, выложенная камнем, в которую вмещалось до 4 футов воды, налитой из озера, окружавшего замок. Там же была полочка для ванных принадлежностей, альков для ванны и комната для переодеваний, располагавшаяся прямо над ванной. Редко, но все же встречаются замковые ванны, где по трубам пускали горячую и холодную воду. А некоторые лорды обзаводились ковриками для ванной, чтобы защитить ноги от холода.
Умывальником служил таз, где отстаивалась вода, или каменная чаша, встроенная в стену. Она использовалась для мытья рук перед и после приема пищи. Некоторые умывальники были декоративно украшены и имели выходные отверстия в форме голов животных. Примеры замков с умывальниками - Goodrich и Conisbrough в Англии.

Общественные бани
Уже в середине 1200-ых многие города имели собственные общественные бани. Воду грели на огне, но это приводило к появлению двух проблем. Во-первых, вышедший из-под контроля огонь мог истребить несколько кварталов. Во-вторых, численность лесов стала уменьшатся, дрова подорожали, и повышающиеся затраты на нагревание воды вынудили большинство бань закрыться. Некоторые бани пробовали жечь вместо дерева уголь, но его пары оказались вредными для здоровья.
К середине 1300-ых, только самый богатый мог позволять себе зимой дрова для нагревания воды. Остальная часть населения была вынуждена большинство времени ходить грязными. Зачастую в качестве ванны использовались бочки, где все семейство мылось в одной и той же воде.
Наиболее предпочитаемым способом мытья в бане – была парилка. Основные способы её организации были одинаковыми в большинстве стран Северной и Восточной Европы: сначала нагревались камни или печи в замкнутом пространстве. На камни лилась вода для создания пара. И люди сидели на скамьях возле этих камней обнаженными. Во время посещения парилки рекомендовалось хлестать себя связками листьев, чтобы усилить кровообращение.

Банщики нанимали специальных глашатаев. Которые возвещали народу о том, что вода в бане нагрета: "Глашатай патрулировал улицы Парижа 13-го столетия, чтобы позвать людей к нагретым паровым ваннам и баням. Этих учреждений уже насчитывалось двадцать шесть в 1292 [Riolan, Curieuses Recherches, p. 219].
Ванны принимались в комнате, часто отдельной. Паровая ванна не обязательно подразумевала погружение. Например, в шести ваннах в Saint-Vivien в 1380 было три кровати и сиденья. [C. de Beaurepaire, Noveaux Melanges historiques, Париж, 1904, p. 94]...
Обстановка бани в пятнадцатом столетии на миниатюре Valerius Maximus включала в себя роскошные скатерти, картины на стенах и плиточный пол. [Valerius Maxiumus, 'Faits et Dits memorables' fifteenth cneutry) Paris, BN, ms.fr., 289; fol 414]... "
— Vigarello, Georges, Concepts of Cleanliness, p. 21-22
Вот описание эрфуртских бань XIII в.: «Бани в этом городе доставят вам истинное удовольствие. Если вам необходимо помыться и вы любите удобства, то можете входить туда спокойно. Вас примут любезно. Красивая молодая девушка как следует разотрет вас своими нежными ручками. Опытный брадобрей побреет вас, не уронив вам на лицо ни капельки пота. Утомившись ванной, вы найдете кровать, чтобы отдохнуть. Хорошенькая женщина, которая не причинит вам беспокойства, с видом девственным искусно расчешет вам волосы. Кто же не сорвет у нее поцелуй, если только захочет, поскольку она отнюдь не сопротивляется? А когда у вас потребуют платы, то хватит и одного денье».

Чаще всего купальщики были голы; в большинстве случаев на них надеты только головные уборы, хотя иногда и набедренные повязки. Poggio Bracciolini в 1416 говорит относительно купальщиков в ваннах Baden " мужчины носят только кожаный передник, а женщины - льняные рубашки до колен, столь вырезанные с обеих сторон, что они оставляют раскрытую шею, грудь, руки и плечи. " Uglino da Montecatini написал, что на курорте Pisan Bagno Acqua (приблизительно 1400), " женщины на протяжении лечения - прилично одеты и многие мужчины прикрыты тонким и светлыми одеяниями. " Иллюстрации показывают, что даже в частных ваннах, и мужчины и женщины носили головные уборы, чтобы не навредить здоровью, а женщины носят все их драгоценные камни; «Вы могли бы подумать, что они шли не в ванны, а на фешенебельную свадьбу» (Pognio, цитируемый Mack)

В монастырских уставах указывалось максимальное количество дозволенных ванн и туалетных процедур, поскольку все это считалось роскошью и проявлением изнеженности. Монастырские ванны, которые часто имели отдельные кабинки, а люди в них, предполагалось, должны купаться в холодной воде и не более, чем один раз в неделю. Это должно было оградить монахов от получения чувственного удовольствия от купания.
Некоторые монастыри имели фонтаны для мытья рук (иногда называемые ' умывальник'), вода откуда вытекала текла из нескольких отверстий в круглый бассейн.

Есть множество иллюстраций, изображающих группы людей или отдельных личностей, купающимися в фонтанах и. Трудно определить, являются ли они артистическими фантазиями или показателем обычной практики. Однако нам известно, что в фонтанах мыли одежду, охлаждали вино и использовали для других хозяйственных целей.

Добавки для Ванн

Травы

"Если ваш господин желает купаться и мыться, повесьте вокруг потолка цветы и сладкие зеленые травы. Наполните бассейн водой с горячими свежими травами, и вымойте его тело мягкой губкой, ополосните его изрядным количеством теплой розовой воды; после этого позвольте ему лечь спать; но смотрите, чтобы кровать была мягкой и хорошей."
Как мудрый человек учил своего сына Lambeth 853, fol. 186
Манускрипт Lambeth предлагает использовать для ванны алтей, просвирник, постенницу лекарственную, коричневый сладкий укроп, бузину, зверобой, горечавку, подорожник (plantain?), ромашку, сельдерей (дикий сельдерей), веронику ключевую, скабиозу, воловик, дикий лен, листья ракиты и зеленые овсяные зерна.
Hildegarde Bingen предлагает смеси трав, для освежения головы в сауне, и для полива камней сауны, для нанесения на тело и/или в питье в сауне, для купания в них:
"Влейте воду, в которой варились овсяные зерна, на горячие камни. Если делать это часто, это восстановит здоровье." (p. 12)
"Тот, кто страдает от каменной болезни, должен взять петрушку и добавлять третью часть камнеломки. Отварить это в вине, процедить через ткань и пить в сауне. Также он должен отварить петрушку с третьей частью камнеломки в воде и поливать этой водой горячие камни в той же самой сауне." (p. 42)
"Дикий салат ... гасит страсть в человеке. Мужчина, испытывающий постоянное необузданное желание в половых органах, должен отварить дикий салат в воде и поливать себя .той водой в сауне. Он должен также разместить теплый, отваренный салат вокруг своих половых органов, ещё находясь в сауне... Если матка женщины раздувается с желанием не поддающимся контролю, она должна принимать ванну с диким салатом. Сидя в сауне, она должна лить воду, в которой был отварен дикий салат, по горячим камням. Она должна разместить теплый, отваренный салат у своего чрева ..." (p. 49)
"Женщина, испытывающая сильные боли при месячных, должна взять пижму и столько же по весу пиретрума девичьего, и немного большее количество коровняка. Она должна отварить их в воде, взятой из свободно текущего плавного потока, умащенного солнцем и воздухом. Тогда она должна поместить камни в огонь и сделать сауну с вышеописанной водой и травами. Она должна положить теплые травы на скамью и сесть сверху. Если они остыли, их нужно нагреть в той же самой воде. Это необходимо проделывать на протяжении всего времени, пока она находится в сауне, и ее кожа и тело, также как ее матка, смягчится экстрактами этих трав, и поры её откроются." (p. 58)
В Banckes' herbal (1525) предлагалось использовать душицу (майоран/орегано) в ванне для улучшения состояния кожи при заболевании чесоткой.
William Langham's Garden of Health ( (1579) предлагает розмарин: ' Доведите до кипения много розмарина и купайтесь в нем. Он сделает Вас крепким, живым, радостным, наслаждающимся и молодым '.
Le Menagier de Paris (в переводе Tania Bayard), говорит:
Сделайте воду для мытья рук за столом: вскипятите шалфей, затем процедите воду и охладите её, пока она не станет чуть теплой. Или используйте ромашку, майоран или розмарин вскипятив их с кожурой апельсина. Лавровые листья тоже хороши.

Масла

Масла, добавленные в ванну или применяющиеся после купания, упомянуты (часто с нехваткой конкретности) во многих текстах, включая Trotula.
Умащение Маслом до и после ванны было стандартной практикой в Римские времена, и не неблагоразумно думать, что практика не сохранилась в Средневековье.
Предписание Francis Bacon's для ванны:
"Сначала, перед купанием, натрите и намажьте тело маслами, бальзамами, и мазями, которые при воздействии ванны увлажняют и впитываются в кожу, но не каких спиртовых вод. Сидите 2 часа в Ванне, завернутые в ткани". (Цитата Classen, Howes и Synnott)

Мыло

Не понятно, когда мыло вошло в широкое использование.
Согласно Британской энциклопедии
"Мыло было известно в течение по крайней мере 2,300 лет. Согласно Плинию Старшему Phoenicians готовил его из козлиного жира и пепла в 600 веке до РХ и иногда использовал его для бартера с Галлией.
Греческий врач Гален упоминает мыло как лекарство и как средство очистки тела. В Европе, производство мыла в Средневековье сосредоточилось сначала в Марселе, позже в Генуе, затем в Венеции".
Мыло в тот период производилось из смеси жиров и пепла, хотя часто вместо животных жиров использовалось оливковое масло. Мыло - одно из тех изделий, что производилось в гильдиях, чей рецепт не афишировался.
Пахнущие мыла для лица и рук, приготовленные смешиванием мыла с ароматными эссенциями, появляются в 16-ом веке.

Испанский Manual de Mugeres 16-го века (перевод Karen Larsdatter) предлагает некоторые рецепты мыла:

Мыло для лица.

Две унции белого мыла, ошпарить в кипящей воде и процедить через ткань; кварту мастики, с половиной кварты смолы полыни, кварту sodium tetraborate и одну унцию белого сахара. Размелите все и пропустите через решето, смешайте их с мылом и поместите в формочки. Добавьте в каждый кусочек каплю ros de bota.

Мыло для рук.

Одна унция семян тыквы, одна унция очищенных семян дыни и унция семян редьки. Смешайте все вместе с двумя унциями кипрского мыла и делайте из этого пюре с медом. Придайте форму шаров.

Мыло для рук.

Возьмите фунт перетертого Valencian мыла и положите его, закрепив толстой тканью. Поместите его в горшок с кипящей водой и варите, пока оно не станет синим. И в то время как мыло варится, возьмите небольшую чашку мыла, небольшую чашку меда, столько же желчи коровы, пол чашки сока лилии, и небольшую чашку уксуса. Поместите все это в горшок и поварите вместе, пока смесь не загустела. А если Вы хотите сделать из смеси небольшие шары, позволять ей вариться пока она не затвердела.

Специальная вода

В то время как люди редко наполняли их ванны минеральной или святой водой, купание или мытьё в воде из минеральных или горячих источников, или из святых источников все же практиковалось; питьевая вода из минеральных источников тоже была известна. Минеральная промышленность ни в коем случае не была столь же активна, как это было в 18-ых и начале 19-ых столетиях, но места типа Bath в Англии получали свою долю туристов. Публикации 16-ого столетия в Англии предлагают путеводители по множеству минеральных водных курортов.

Средневековая уборная

Однако не так солнечно обстояли дела с туалетами. Даже самый большой замок не имел привычных нам туалетных удобств. Обычно отхожее место или уборная была встроена в стену замка, нависая над землей или находилась ниже уровня воды. Некоторые уборные имели деревянные сиденья, но большинство было просто вырезано из камня. Это было весьма неудобно, особенно зимой! Мало этого, только некоторые туалетные комнаты отделялись дверью, большая же их часть оставались открытыми. В качестве туалетной бумаги использовалась солома. В некоторые спускные желоба были помещены железные брусья, чтобы препятствовать входу через них солдатам нападавших армий.
И уже в те времена пользовались популярностью комнатные горшки.


Отсюда

Еще один сайт (на англ., частично на нем.)
Уход за волосами и прически/

Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)