Автор: Люда Орел

Новая жизнь. 1101.

У меня сегодня экзистенциальное, про я-концепцию. А конкретно - про вот это вот "я хороший" или "я плохой".

Как вы, наверное, помните, у меня с детства проявляется биполярное аффективное расстройство, про которое стало известно только уже в тридцать лет с гаком.

Оно очень мешает выработать какую-то адекватную я-концепцию, потому что ситуация тут такая.

Иногда ты супермэн с кучей энергии, идей и планов. Никого не стесняешься и не боишься. Легко учишься и меньше нуждаешься в сне.

Окружающие рукоплещут, завидуют, а иногда подозревают тебя в употреблении наркотиков.

Но стоит только к этому привыкнуть и на это опереться - наступает совсем другой период. Когда ты еле ползаешь, обо все ранишься, мечтаешь или планируешь умереть. Когда и новые, и старые знания легко высыпаются из головы в самый ответственный момент. Много плачешь и хочешь спать.

Окружающие пытаются тебя расшевелить или хотя бы достаточно эффективно надавить и устыдить, а иногда подозревают тебя в употреблении наркотиков.

Опять же, стоит к этому привыкнуть и на это опереться...

В общем, вы поняли.

Теперь - как это связано с я-концепцией.

Грубо говоря, представления человека о себе складываются из того, что он сам за собой наблюдает (что он может, что не может и так далее), и из того, какой отклик он получает от окружающих.

У меня так получалось, что иногда я могла примерно все, а иногда примерно все не могла. И окружающие тоже, особенно в детстве, реагировали на это как "люда испортилась" - "люда исправилась".

И самая-то засада в том, что все эти "испорчивания" и "исправления" не особо зависели от моих действий, так как их причиной было биохимическое расстройство.

Личную терапию я начала проходить за 10 лет до того, как у меня диагностировали биполярку.

И за это время мои терапевты тоже проели мне изрядную плешь на месте "я-концепции".

Им зачем-то обязательно было важно, чтобы я непременно думала о себе как о "хорошем" человеке.

А мне, как я сейчас понимаю, сама эта парадигма с противопоставлением "хорошести" и "плохости" была чужда, узка и тесна во всех местах.

Тем более что я часто видела "хороших" людей, делающих страшные вещи, и "плохих" людей, пишущих гениальную музыку, к примеру.

И сегодня я задумалась вот о чем.

Окей, а что если подумать о последствиях, к которым приводит оценка себя как "хорошего" или "плохого" человека?

Если я - "хороший", значит ли это, что я веду себя этично и правильно?

Если я - "плохой", означает ли это обратное?

И вообще, как этика и этичность поступков персонажа сочетается с предпочитаемым цветом пальто? (.-;

(Кстати, этика и этичность поступков - тоже разные вещи. Причем, это даже трудно назвать багой, так как даже очень этичные и рефлексирующие свое поведение люди иногда просто ошибаются.)

Пока я остановилась для себя на том, что "хорошесть" или "плохость" для меня не имеют особого значения, а попытки как-то приколупать к себе эту систему счисления скорее способны привести к когнитивным искажениям.

А потом я, как водится, покопалась в источниках и обнаружила, что "здоровая я-концепция" не обязательно подразумевает ощущение себя "хорошим" или "плохим". Важно, чтобы она была адекватной. И не в смысле "адекватной мнению Васи Пупкина, который знает, как всем надо жить" и даже не "адекватной каким-либо представлениям, по той или иной причине считающимся общепризнанными", а адекватными скорее в смысле пригодности для жизни.

Если посмотреть с этой стороны, концепция "я-хороший" совсем не обязательно адаптивнее концепции "я-плохой". Возможно, они одинаково никуда не годятся для взрослого человека, хотя и играют большую роль в детстве и юности.

#НоваяЖизньЛюдыОрел #CallMeRachel #продолжение

#БАР #биполярноерасстройство

#этика #философия #психотерапия

2

Комментарии


Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)