Администратор: Алиса Михалева

Алиса Михалева:

Репост

Публикация из блога «Приключения со скрипкой» (автор: Алиса Михалева):

Ходят слухи о том, что слухи (музыкальные) бывают разные

Музыкальный слух — это неотъемлемая способность большинства людей. Можно даже сказать — абсолютного большинства людей. Этой способностью человека наделила природа, начиная с самых ранних стадий зарождения человеческого вида. Перволюди развили в себе способности не только членораздельно разговаривать, но и понимать интонацию собеседника. Такое качество очень необходимо, когда собеседник уже не просто орёт во весь рот, а долго и обстоятельно сообщает, обосновывает и мотивирует, а тебе нужно понять, что он на самом деле думает.

Мы все знаем, что одну и ту же информацию собеседник может сообщить сухо, вежливо, подчёркнуто вежливо, грубо, хамски, нахально, строго, безразлично, занудно, весело, вкрадчиво, заискивающе, подбадривающе, дружелюбно, многообещающе, страстно, трепеща и т. д. Мы даже в разговоре, иногда, требуем от собеседника: «А ну-ка смените тон».

Т.е. все эти музыкальные тональности и лады, все эти прообразы мажоров и миноров уже изначально были заложены в свойствах обычной человеческой речи. А в языках некоторых народов Юго-Восточной Азии тональность звуков несёт и смысловую нагрузку.

Однако распознавать тональность звуков так же было очень полезно во многих профессиях.

Так, например, охотник прислушивается к крикам потенциальной добычи, чтобы предугадать её поведение, и даже умеет имитировать звуки животных для заманивания дичи. Плотник или столяр простукивают древесину для определения её качества. Железнодорожники простукивают колеса под вагонами для обнаружения неисправностей. Тракторист на слух определяет характер неисправности двигателя. Кладоискатель простукивает полы и стены, выискивая тайники с сокровищами. Инквизитор вслушивается в стоны жертвы, чтобы определить её способности противостоять дальнейшим пыткам. Карьерист вслушивается в интонации начальства, улавливая малейшие перепады его настроения. Таким образом, определение тональности звука очень важная способность человека, в течение тысячелетий помогающая ему во многих жизненных и рабочих ситуациях.

Отсюда следует, что люди абсолютно без музыкального слуха очень редкое явление, потому что они менее конкурентны. Они так же редко встречаются, как дальтоники, плохо различающие цвета.

Сейчас среди специалистов принято оценивать музыкальный слух в процентах. Так вот люди, у которых музыкальный слух менее 10%, и считаются людьми без музыкального слуха.

У большинства же людей наличие музыкального слуха оценивается в интервале от 30% до 60%. И эти значения могут повышаться в результате специальных упражнений и тренировок слуха. Со временем можно даже достигнуть значения 100%. Такой слух называют абсолютным музыкальным слухом.

Но, опять же по словам специалистов, обладание абсолютным музыкальным слухом - это не очень приятная вещь. Говорят абсолютников часто нервирует и раздражает скрипичная музыка. Им кажется, что все скрипачи фальшивят. Ведь, в отличие от пианино, где каждой клавише соответствует свой полутон, на скрипке тональность звука может изменяться плавно и непрерывно. Где же тут уследить за чёткостью и точностью переходов.

Мне вот кажется, что таких абсолютников великое множество. В частности все хейтеры на ютьюбе — это точно такие абсолютники. Они так часто зло пишут в комментах под видео с исполнением музыки: «Фальшь, фальшь», что сразу ясно, что такая музыка их нервирует и раздражает. Ну, так, что без комментов уже никак нельзя.

Хотя, следует заметить, что большинство этих хейтеров-абсолютников обладают так называемым «пассивным абсолютным слухом». В чужой музыке они то фальшь слышат, а сами то сыграть ничего не могут. Это такой закон интернета: если кто-то оставил под твоим видео коммент, что ты вот эту музыку неправильно играешь, то это значит, что на его собственном ютьюб-канале его собственного исполнения хотя бы какой-нибудь самой простой музыки никогда выложено не будет.

И так, теперь мы знаем, что такое «активный абсолютный слух» и «пассивный абсолютный слух». Т.е. слышишь музыку правильно и правильно же её воспроизводишь, значит обладаешь активным абсолютным слухом. И напротив, можешь слышать ошибки у других, а сам играть не можешь, значит обладаешь пассивным абсолютным слухом.

Кроме того, ранее я упоминала ритмический музыкальный слух (или чувство ритма), который определяется самым первым музыкальным тестом - тестом на прохлопывание, и важен для всех музыкантов, а особенно, для барабанщиков. Тут, как у разведчиков, важна железная выдержка и абсолютная точность. Только представьте, что иногда барабанщику в симфоническом оркестре нужно выжидать своего мгновения на протяжении всего музыкального произведения и шандарахнуть в большой барабан только один раз. Даже нот знать необязательно, ну опоздаешь на одну десятую секунды — подведёшь весь оркестр.

Примерно такая же ситуация с игроком на треугольнике и тарелочником. Так как особых навыков кроме абсолютного чувства ритма иметь не обязательно, в нашем оркестре барабанщик, треуголечник и тарелочник устроили «бригадный подряд» - лупят в барабан, треугольник и тарелки по очереди.

Интервальный слух, или его ещё называют относительным. Он позволяет различать ноты относительно друг друга по высоте звука. Т.е. опираясь на услышанный звук одной ноты, человек может воспроизвести другие ноты. Именно такие навыки являются основной целью музыкального образования в школе. Относительный музыкальный слух тесно связан с внутренним музыкальным слухом, который позволяет мысленно представлять музыку по памяти или читая нотную запись.

Так же важен мелодический слух, который нужен, чтобы воспринимать и играть музыкальный отрывок целиком, а не по отдельным нотам. А то у начинающих музыкантов часто так случается, что все ноты звучат правильно, а мелодию никто угадать не может.

Есть ещё гармонический звук. Это когда звучат всякие двойные ноты и аккорды, а нужно различить из чего они состоят, распознать ноты по отдельности.

Полифонический слух. Способность разобраться, кто что играет в общем «музыкальном шуме» целого оркестра. Это что-то уже на уровне экстрасенсорики или даже колдовства. Например, меня всегда удивляет наш дирижёр, который указывает на ошибки музыкантов то в 4-ом, то в в 7-ом ряду. Как он это слышит? Я вот во время игры никого кроме соседей спереди и слева не слышу. Не знаю, может быть этот полифонический слух у меня в будущем ещё подрастёт.

Тембральный слух. Позволяет различать голоса и инструменты. Ну, т. е. споют, например, две девушки одну и ту же песню, а ты по голосу легко отличишь, когда пела Маша, а когда — Даша. Точно также по тембру звучания можно различить две скрипки. Очень легко отличить звучание настоящей скрипки и модной теперь скрипки электрической.

А ещё бывают слухи: ладовый, интонационный, фактурный, архитектонический. Подозреваю, что, наверное, ещё много других. С ними ещё придётся разбираться.

В общем слухи (музыкальные) разные нужны, слухи разные важны.

© Источник: https://blog-house.pro/alissa-and-violin/post-104414/

1

Комментарии


Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)