Этот год практически добил меня разочарованием в литературе. (На деле, разочаровал практически во всем. Впрочем, это не совсем правильное слово, ведь я и не был толком очарован чем-то.) Я все больше ощущаю себя каким-то инопланетянином. Я не понимаю людей и их предпочтения. На момент написания поста у меня нет под рукой архива "библиотечки", так что приходится вспоминать, а это очень трудно. Что вспомнить, если с 3+ сборников с нескромными названиями типа "лучшее за год" не то что ничего не понравилось, а от большинства произведений хотелось вопить в голос: "что за хрень он тут пишет? Почему они (и автор, и персонажи, и сюжет) тупыыыыыыыее? Нахрена я вообще это читаю?" Но мыши плакали, кололись и продолжали грызть кактус. Больнее всего при этом видеть в оглавлении фамилии известных мэтров фантастики.
Сборники разочарований:
- "Лучшее за год 2004. Научная фантастика. Космический боевик. Киберпанк"
- "Лучшее за год XXVI. Научная фантастика. Космический боевик. Киберпанк"
- "Либеральный Апокалипсис"
- "Настоящая фантастика 2014"
- "Этот добрый жестокий мир"
Из последнего самых запоминающимся оказались "Самая веселая гайка" Эдуарда Шаурова - по крайней мере без особых ляпов и так, по классике, хоть по сути и ниочемка.
С отдельными произведениями тоже все плохо.
Тим Скоренко "Законы прикладной эвтаназии" - один из "кактусов", что я таки выплюнул. Японцы под конец 2-й мировой в одном из лагерей таки умудряются собрать гибернатор. Спецагентша из далекого будущего прыгает в то время, чтобы её страна получила технологическое превосходство раньше других в итоге и оказывается в гибернаторе, а все действующие лица первых частей книги тупо дохнут. Её размораживает добрый московский доктор, который в промежутках между операциями тайком делает смертельные уколы неизлечимым больным. По чистой случайности, он оказывается умне десятка "массонов" их тайной ложи, которая как выясняется по тексту и охотится за секретом этой технологии. Короче дичь дикая, хрень хреновая.
Вербер Бернар "Энциклопедия относительного и абсолютного знания" и "Новая энциклопедия Относительного и Абсолютного знания" - в сети подается с помпой и предысториями, дескать этот гениальный автор так часто ссылался на эту выдуманную им книгу, что читатели вынудили его её написать. И вот мы имеем... бумажный вариант приложений типа "1000 фактов обо всем". То ли я дохрена эрудит, то ли что... Хотя после практиканта за котрого отчет писал чатGPT, а он его даже сам не прочитал ни разу, я ничему не удивляюсь. Как по мне большая часть фактов широко известны и откровенно скучны. Разве что пару концепций игр я себе упер на подумать и математические шутки вроде числа 142857 глянулись.
Хайнлайн Роберт - "Будет скафандр — будут и путешествия". Я опоздал. Как детская фантастика книжка могла быть неплохой. Но в 40 с хвостиком - тупой главный герой, тупая "малышка", хоть якобы и умная не по годам, тупые инопланетяне всех видов, что встречаются в произведении. Да и автор, чем дальше тем сильнее тупит. До похищения все нормально, но как только начинается "сайфай" ляп на ляпе, глупость на глупости. Это конечно не лютая дичь, как у некоторых (многих) других, но... я уже боюсь перечитывать то, что нравилось в детстве. А вдруг и мои любимые "Кукловоды" дрянь и "Звездный десант" бред? После японской экранизаци "Двери в лето" и так меня крыло чем-то вроде эффекта Манделлы, а потом разочарованием.
Ситуацию немного спасла "Неприятная профессия Джонатана Хога" - малоизвестная история, ставшая для меня небольшим культурным шоком. В каком-то списке то ли прорадителей киберпанка то ли чем-то подобном попалось на глаза это название. Заинтересовались, а там... цитирую (предисловие к книге): "Из этого романа вышли такие голливудские шедевры, как «Матрица» и «Быть Джоном Малковичем». Именно в этом романе у небоскребов впервые появились несуществующие этажи, а реальность превратилась в бесформенную серую массу, которая проглядывает сквозь щели в декорациях жизни. Хайнлайн создал очень убедительный роман о том, что мир перестает существовать в тот самый момент, когда мы перестаем о нем думать." Произведение странное. И первые главы я тоже плевался, что персонажи шаболнные, картонные и тупые как пробки. К середине чуть распогодилось и что-то вроде восторженного любопытства стало перевешивать. От истории так и веет Диковскими "Меняющими реальность", "13 этажом" (Симулакрон-3) Галуйе, зазеркальем. И это лет так за 20+ до этих произведений. При довольно предсказуемом финале и развитии сюжета, профессию я не угадал. Отдельно погрело мою пушистую душу мироустройство в широком смысле. Я примерно о том же писал в своих ранних набросках, а потом радовался, встречая созвучия у Макса Фрая и Nightwish. Теперь вот к ним присоединился Хайнлайн.
Тем временем коллега не выдержал моих хвалебных од Питеру Уоттсу и взялся его почитать. Вот только хапанул он его с самого начала, а не "Огнепад", который я нахваливал. И открылась бездна. Во всех смыслах. Цикл "Рифтеры" про... пожалуй процитирую (fantlab.ru): "На дне Тихого океана проходит странный эксперимент — геотермальная подводная станция вместила необычный персонал. Каждый из этих людей модифицирован для работы под водой и... психически нездоров. Жертва детского насилия и маньяк, педофил и стремящийся к суициду неадекват... Случайный набор сумасшедших, неожиданно проявивших невероятную способность адаптироваться к жизни в непроглядной тьме океанских глубин, совсем скоро столкнётся с Угрозой, медленно поднимающейся из гигантского разлома в тектонической плите Хуан де Фука." В "Ложной слепоте" и "Эхопраксии" тоже герои были с закидонами, но как-то скромнее. Надкусал я первую книгу - "Морские звезды" и обплевался. Может быть история раскроется в дальнейшем и это все нужно для каких-то смысловых конструкций, но по первому впечатлению - псих на психе и кто их вообще туда пустил. Ни логики, ни последовательности... просто варево какой-то трешанины.
Почти добил вроде как дилогию Алексея Бессонова "Наследник судьбы" и "Ледяной бастион". Автора я люблю, несмотря на то, что он таки Лёша. Ну как люблю... это люто ванильная имперская космофантастика. "Стратегическая необходимость" например про бравых и шальных борцов с инопланетными вторжениями заброшенных на планетку в жопе мира для охраны рудокопов, а потом выясняется, что им спасать все человечество, лавируя между интересами разведок, корпораций. Вот "Наследник судьбы" выводит эту раннеподростковую романтику на небывалый уровень. Весь из себя честный и правильный молодой вояка спасая в каком-то локальном конфликте аристократа попадает в немилость последнего за то, что спасал всех, а не только его святейшую жопу. Его выгоняют, а позже отжимают наследство. Внезапно, чудороялем в кустах №1, как только он собирается спиться в своем небольшом поместьи с роботом слугой, ему перепадает наследство от его прадеда. И не абы какое, а самый ахрененный боевой корабль в топовой конфигурации времен середины галактической войны. А сейчас все технологии просрали в пирровой победе человечества над инопланетянами. К роялю №1 прилетает рояль №2 в лице не менее опального главы разведки (полу)дружественной империи. Они собирают банду головорезов и начинают наводить порядок в галактике. Суперпредок продумал все, включая похищение предметов искусства из прошлого для получения кучи бабла (после чего про рояль путешествий во времени забывают напрочь, и слава богу). Но читается легко и почти приятно. Меня после каждой книжной порции тянуло поиграть в Spaceborn 2 - там примерно та же петрушка при некоторых настройках. Вторая книга еще имбовей. Теперь уже детишки главгероев первой книги от нефиг делать возглавившие преступный мир нескольких планет дружно выпиливают инопланетных агентов и спасают человечество все тем же суперкораблем, парочкой новых супербыстроходных и невидимых космическихроялей, афигительной броней и пистолетами пробивающими звездолеты на вылет. Все остальное время между подвигами рассказывают своим знакомым, какие же важные, ответственные и работящие их друзья. Делают они это в основном бухая в своих замках на курортных планетах. Картонненько, ну такой... космомульт типа Том&Джери в книжном варианте.
Еще меня жестко обманули. По контексту беседы разрекламировали Андрея Белянина, дескать у него есть шикарная юмористическая фэнтезя - "Меч без имени". Эту унылую чухню про попаданца я честно прочитал на 3/5 и ни разу не улыбнуло. А я ведь когда-то хотел почитать его же "Тень кота-вампира". Впрочем, кото-вариант все же в соавторстве и может быть хотя бы котики вывезут.
Множество мелких статей Станислава Лема... такое чувство что скрыли в памяти что-то из крупных его произведений. Вспомню и будет настроение - может быть еще допишу.
Лучшее
Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)
Комментарии
Интервью не видел, но сдается мне, что если высшие силы приказывают, а среднепаршивый фантастический боевик про дохрена крутого вояку вдруг становится детской сказкой, и автору в нем чудятся великие смыслы, то это надо доктору - кукуху лечить.
Всё собиралась прочитать, уж 15 лет прошло зато слоган из названия чудесный.
"Кукловоды" смотрела экранизацию тыщу лет назад, мне в процессе периодически казалось, что эта фигня на мне сидит)