Мастерская писателя5 читателей тэги

Автор: Elle J.

"Право писать" Кэмерон. Что я думаю о книге.

Я неплохо отношусь к книгам Кэмерон, они действительно могут помочь кому-то начать писать. Но в них есть некоторые подводные камни. Эти книги позволяют начать писать, но они не учат писать, не помогают что-то написать и не работают с причинами того, почему человек не пишет. Я не хочу быть категоричной, поэтому буду писать только на основе субъективного опыта работы с книгами.

 

Бесконтрольное написание текстов ради того, чтобы писать не приводит к видимому результату. Ты пишешь, пишешь, следуешь советам из книги, делаешь упражнения, а осязаемого результата нет. Законченного произведения в руках не держишь.

 

Кэмерон сценарист. У нее богатый опыт написания сценариев, продажи сценариев. В своих утренних страницах она действительно ведет творческий поиск. Благодаря своему опыту, она уже знает, как извлечь из потока письменной речи алмазную идею, огранить ее и вставить в оправу готового произведения.

 

Кэмерон человек, для которого писать, как дышать. Есть такой тип людей: писателей и художников, которым жизненно необходимо писать и рисовать. Они всегда носят с собой блокнот и карандаш и в любую свободную минуту делают зарисовки того, что поразило их воображение. А есть люди другого склада, которые умеют, но по какой-то причине не делают этого. Возможно, потому что этим не дышат.

 

И "Путь художника" и "Право писать" не работают с причинами почему человек не пишет или не рисует. Это своеобразные костыли, на которых можно ходить, но вальс уже не станцуешь.

 

Проходя "Путь художника" в дотерапийный период, я столкнулась с проблемами, которые ни этой книгой, ни ей подобными не решить. Например, что делать с чувством вины или страха или тревоги, которые возникают , когда позволяешь себе творческое свидание? Ни-че-го. Пока ты не перестанешь испытывать чувство вины за время, потраченное на себя, все свидания будут не восполнять ресурс, а сжирать то, что от него осталось.

 

Как отключить внутреннего критика, когда не понимаешь, что вызывает его к жизни? Если только силой воли заткнуть его поглубже. Но это не отменяет того, что работу хочется рвать в клочки. Если пострадало адекватное восприятие того, что ты делаешь, просто запихнуть критика под кровать не выйдет.

 

Кэмерон пишет про то, что писательство помогло ей пережить многие жизненные проблемы. Но также она упоминает о том, что после развода работала с терапевтом. Я не говорю, что книга бесполезна, просто нужно быть готовым, что не все, о чем там написано можно будет спокойно применить на практике.

 

Читали книгу? Зашла? Получилось выполнить задания? Какие результаты получили? Написали что-нибудь?

 

Очень хочу обсудить эту тему!

Моя рабочая тетрадь

Я работаю в одной тетрадке. Одной большой, дешевой синей тетрадке. Работаю, это значит не только пишу, там у меня скапливается любой материал: по раскладам таро, по писательству, учебные программы, планы мероприятий. В тетрадке неимоверный хаос, она исписывается с двух сторон, часто заметки по разным темам пишутся на свободном пространстве от другой заметки. Но мне так проще.

Мне проще так работать, потому что у меня есть огромная гора "тематических" красивых дорогих тетрадок, начатых по одной странице. Дело в чистой психологии - мне стремно испортить такую красивую вещь.
Мне проще так работать, потому что я могу брать с собой только одну тетрадку и когда в голову придет идея поработать над чем-то, я без зазрения совести напишу результат туда.

НО! Все, что касается писательских наработок, у меня находится в порядке.

Я не выделяю отдельные разделы под сюжет, композицию, поиски персонажа, теорию литературы. Я разработала свою систему значков, которыми помечаю приходящие в голову идеи. Идеи в голову приходят внезапно, я их записываю, обвожу в рамочку и ставлю значок. Поэтому я легко ориентируюсь в кажущемся хаосе рукописного текста.



Понятное дело, что эти значки могут соседствовать друг с другом, выступая в разных комбинациях. Еще я обязательно подписываю чему посвящается поиск: ставлю значок лупы и пишу имя персонажа, сюжет, идея, композиционный ход, характер и прочее.

Единственный минус - она большая и влезает только в рюкзак или папку-кейс для бумаг.
А теперь слайды:
скрытый текст







* * *

Стотыщпицот лет не рисовала. Как в декабре в академ ушла. Дети пришли на занятие огромной толпой и надышали на меня духом рисования.

 

Распускающаяся веточка американского клена.

 

А я ведь не хотела тащить в писательский блог рисовальные штуки... Ну ладно, считаю, что это анонс к моей тетрадке, та, которая синяя, огромная с наклеечками и со всеми рабочими записями.

Сюжет - набор эпизодов связанных между собой причиной и следствием. Короткая сюжетная сетка. Как писать.

Когда я говорю про сюжет, обычно имею в виду какую-то сложившуюся историю с определенным взаимодействием между персонажами, их характерами и прочими плюшками. Но от этого нужно избавляться. На самом деле сюжет - это всего лишь набор сцен (действий, событий), которые происходят с героями.

Мне очень нравится определение сюжета, данное Мартой Олдерсон в моей настольной книге "Создавая Бестселлер".
Сюжет - набор эпизодов, связанных между собой причиной и следствием.


Сюжетная линия - те события, которые происходят с героями. На мой взгляд, чтобы написать сюжет, не обязательно изначально прорабатывать героев от и до. Можно просто написать цепочку действий, а затем по цепочке рассказывать историю. Причем начаться цепочка может с любой сцены.
А можно вначале написать историю, а по ним уже сюжетную схему. Я так делала с детьми в проекте создания комикса. Мы на занятии плели всякую фантастическую ерунду, каждый ребенок по предложению. Плели, пока не пришли к какой-то концовке истории.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕЖила была улитка Жуля, она носила серебристое платье, днем работала в парикмахерской, а ночью продавала яблоки для крыс и ежей. Однажды ее похитили, привязали к стулу и "пытали яблоками" (кормили яблочными пирогами, соком, печеными, вареными и прочими яблоками). Главный крыс влюбился и хотел сделать ей предложение. Но Жулю спас храбрый полицейский улитка со своей напарницей крысой. Жуля и полицейский и крыса-напарница с главарем крыс влюбились друг в друга и поженились.

СЮЖЕТНАЯ ЛИНИЯ Улитка Жуля делает стрижку в парикмехерской - Улитка торгует ночью яблоками для крыс и ежей - улитку похищают - улитку "пытают яблоками", главарь крыс ей делает предложение руки и сердца - улитку спасает полиция - двойная свадьба.


Потом можно навешивать на историю обоснуи:
— ночью улитке надо было торговать яблоками, потому что ей не хватало денег на квартиру/машину лечение мамы и т.д.
— Полицейский влюбился в улитку в тот момент, когда стал ее клиентом в парикмахерской, поэтому он следил за возлюбленной и узнал, что ее похитили.
— Крыс "пытал" улитку яблоками, потому что думал - она их любит. Так он хотел выразить свою симпатию.
— Крыса не отдали под суд за похищение, потому что операция по спасению Жули была не официальной и т.д...


Весьма эффективно ограничивать сюжет началом и концом. Пусть не конечной сценой, но хотя бы результатом, к чему первая сцена может привести. Например:

ГГ опаздывает... (на собеседование/на похороны отца/на поезд) - обретает свое истинное "я". Ну и придумываем, что может произойти, какие события могут привести к "обретению настоящего я". Главное сейчас не замешивать в сюжетную сетку конфликт, композицию, идею. Все это можно сделать потом. Наша задача разобраться с построением сюжета и понять, что это не сложно.

СЮЖЕТНАЯ ЛИНИЯ: ГГ спешит на электричку - его сбивает машина - ему отказывают в месте в компании - водитель девушка приходит к нему в больницу - они ругаются - находят общую тему - первый поцелуй - свадьба - открытие цветочного магазина.

Наброски истории: ГГ амбициозный специалист, подающий надежды, добившийся того, что его пригласили на собеседование в компанию его мечты. Спешит на электричку, перебегает дорогу в неположенном месте. Его сбивает девушка, которая отвлеклась на телефонный звонок/собственные мысли о смерти любимой кошки и т.п. Герой попадает в больницу с переломом, девушка ходит его проведывать. Вначале он очень на нее злится и они постоянно ругаются. Затем находится общая тема - любовь к цветам. Оказывается парень в детстве обожал выращивать цветы и держал свой цветник в загородном доме. Девушка любит выращивать комнатные растения. Они сходятся на этой почве, влюбляются. Женятся, открывают магазин в котором девушка отвечает за цветы в горшках, а парень занимается выращиванием цветов для сада. Он невероятно счастлив, потому что воплотил свою детскую мечту.

Затем можно начинать продумывать характеры персонажей, развивать конфликты, обосновывать поступки героев.
— Внутренний конфликт ГГ может заключаться в том, что ему нравится девушка, которая его сбила, но он не может ей простить загубленную карьеру.
— В детстве у ГГ мог быть конфликт с родителями, которые считали - выращивание цветов чушь, надо найти нормальную работу, зарабатывать деньги бизнесом и т.п. Герой теряет себя.
— Трудности при открытии цветочного магазина, герой хочет все бросить и вернуться в бизнес, потому что на цветах деньги не заработаешь.
— Компания мечты, в которую так хотел устроиться ГГ заключает контракт на оформление цветами рабочих зон и зон отдыха для сотрудников.


Как видите, придумать историю не так уж сложно.
Если хотите, можем попробовать сделать это вместе на ваших или моих примерах сюжета. Я с удовольствием помогу в тех местах, где у вас случается затык. Мне это интересно и хочется больше практики на живых история.

Саммари - первый шаг в работе над произведением

Если человек никогда не работал над книгой, я ему предлагаю написать саммари - короткий пересказ истории. Два-три абзаца из которых читатель поймет о чем эта книга. Я не ставлю задачу сделать саммари таким, чтобы читатель тут же пошел с книгой на кассу. Когда автор пишет саммари он сам для себя определяет о чем будет его произведение. Это лучшее, что можно придумать, если вообще не знаешь, с чего начать.

 

Одно дело держать в голове идею, а другое дело эту идею высказать вслух. Забегая вперед, скажу, что саммари в процессе работы над историей может меняться бесконечное количество раз. Мое поменялось уже раз пять, пока не приобрело более или менее устраивающее меня содержание. Все потому, что часто идея в голове тяжело складывается в историю на бумаге. Когда начинаешь прописывать идею, понимаешь, что в ней огромное количество вещей, вызывающих вопросы.

 

Например, мое саммари изначально имело вид истории про парня, который видит свое предназначение в том, чтобы быть писателем. У него есть талант, он умеет писать, но почему-то не пишет. Знакомится с состоятельным снобом, занимающим руководящую должность в крупной компании, и начинает помогать писать ему книгу. Параллельно он отрабатывает обучающую методику на своем собственном произведении. В результате понимает, что ему всегда нравилось не писать, а направлять других, руководить процессом, помогать кому-то осваивать новые горизонты. В этом он находит себя. Ну и получает свой первый роман.

 

Спорно, согласна. Но лучше написать все, что взбредет в голову, самую фантастическую мысль, чтобы получить хоть какой-то материал для работы. Когда есть даже такое спорное саммари, мысль начинает цепляться за разные идеи и развивать их.

 

Мне очень интересно, кто как пишет. Собираю материал, упражнения и идеи.

* * *

Я могу работать над проектом лишь дважды в неделю по паре часов: во вторник и четверг. У меня занятия в школе, там я нахожусь с 13 до 18.3, но дети приходят к 14 и до 17. Поэтому суммарно у меня выходит 4 часа в неделю. Дома работать невозможно, дома слишком много других дел, поэтому я стараюсь выжать максимум в школе. Да, лучше четыре часа в неделю, чем вообще никак.

Приятно познакомиться, Евгения

Я не знаю, когда родилась эта история. Наверное в тот момент, когда я сделала свой первый вздох и истошно закричала. Но, возможно тогда, когда у меня появился Рей - большая 72-см кукла от DollZone. Или тогда, когда пару недель назад я взялась помогать подруге писать книгу про ее погибшего сына... Так или иначе сейчас я занимаюсь тем, что курирую и обучаю подругу писать и работаю над своей собственной историей. Той самой. Которая началась с момента моего рождения и покупки большой 72-сантиметровой куклы.

 

Мне много лет. Ну с точки зрения того, кто только вступает на путь творчества - почти 40. Я преподаю, но не писательское мастерство, а обучаю детей рисовать. У меня высшее педагогическое литературное образование, полученное 18 лет назад, и неоконченное художественное, которое я получаю сейчас. С декабря я нахожусь в академическом отпуске и планирую получить диплом художника-живописца на следующий год.

 

Так или иначе, я никому не говорила, что работаю над своей старой историей. Об этом знают только две подруги: та, с которой мы пишем книгу и та, которая прожила со мной не одну терапию, она знает о моих темных сторонах больше всех и с ней не страшно. Ну и теперь будут знать те, кто решит читать этот блог.


Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)