Автор: Elle J.

Сюжет - набор эпизодов связанных между собой причиной и следствием. Короткая сюжетная сетка. Как писать.

Когда я говорю про сюжет, обычно имею в виду какую-то сложившуюся историю с определенным взаимодействием между персонажами, их характерами и прочими плюшками. Но от этого нужно избавляться. На самом деле сюжет - это всего лишь набор сцен (действий, событий), которые происходят с героями.

Мне очень нравится определение сюжета, данное Мартой Олдерсон в моей настольной книге "Создавая Бестселлер".
Сюжет - набор эпизодов, связанных между собой причиной и следствием.


Сюжетная линия - те события, которые происходят с героями. На мой взгляд, чтобы написать сюжет, не обязательно изначально прорабатывать героев от и до. Можно просто написать цепочку действий, а затем по цепочке рассказывать историю. Причем начаться цепочка может с любой сцены.
А можно вначале написать историю, а по ним уже сюжетную схему. Я так делала с детьми в проекте создания комикса. Мы на занятии плели всякую фантастическую ерунду, каждый ребенок по предложению. Плели, пока не пришли к какой-то концовке истории.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕЖила была улитка Жуля, она носила серебристое платье, днем работала в парикмахерской, а ночью продавала яблоки для крыс и ежей. Однажды ее похитили, привязали к стулу и "пытали яблоками" (кормили яблочными пирогами, соком, печеными, вареными и прочими яблоками). Главный крыс влюбился и хотел сделать ей предложение. Но Жулю спас храбрый полицейский улитка со своей напарницей крысой. Жуля и полицейский и крыса-напарница с главарем крыс влюбились друг в друга и поженились.

СЮЖЕТНАЯ ЛИНИЯ Улитка Жуля делает стрижку в парикмехерской - Улитка торгует ночью яблоками для крыс и ежей - улитку похищают - улитку "пытают яблоками", главарь крыс ей делает предложение руки и сердца - улитку спасает полиция - двойная свадьба.


Потом можно навешивать на историю обоснуи:
— ночью улитке надо было торговать яблоками, потому что ей не хватало денег на квартиру/машину лечение мамы и т.д.
— Полицейский влюбился в улитку в тот момент, когда стал ее клиентом в парикмахерской, поэтому он следил за возлюбленной и узнал, что ее похитили.
— Крыс "пытал" улитку яблоками, потому что думал - она их любит. Так он хотел выразить свою симпатию.
— Крыса не отдали под суд за похищение, потому что операция по спасению Жули была не официальной и т.д...


Весьма эффективно ограничивать сюжет началом и концом. Пусть не конечной сценой, но хотя бы результатом, к чему первая сцена может привести. Например:

ГГ опаздывает... (на собеседование/на похороны отца/на поезд) - обретает свое истинное "я". Ну и придумываем, что может произойти, какие события могут привести к "обретению настоящего я". Главное сейчас не замешивать в сюжетную сетку конфликт, композицию, идею. Все это можно сделать потом. Наша задача разобраться с построением сюжета и понять, что это не сложно.

СЮЖЕТНАЯ ЛИНИЯ: ГГ спешит на электричку - его сбивает машина - ему отказывают в месте в компании - водитель девушка приходит к нему в больницу - они ругаются - находят общую тему - первый поцелуй - свадьба - открытие цветочного магазина.

Наброски истории: ГГ амбициозный специалист, подающий надежды, добившийся того, что его пригласили на собеседование в компанию его мечты. Спешит на электричку, перебегает дорогу в неположенном месте. Его сбивает девушка, которая отвлеклась на телефонный звонок/собственные мысли о смерти любимой кошки и т.п. Герой попадает в больницу с переломом, девушка ходит его проведывать. Вначале он очень на нее злится и они постоянно ругаются. Затем находится общая тема - любовь к цветам. Оказывается парень в детстве обожал выращивать цветы и держал свой цветник в загородном доме. Девушка любит выращивать комнатные растения. Они сходятся на этой почве, влюбляются. Женятся, открывают магазин в котором девушка отвечает за цветы в горшках, а парень занимается выращиванием цветов для сада. Он невероятно счастлив, потому что воплотил свою детскую мечту.

Затем можно начинать продумывать характеры персонажей, развивать конфликты, обосновывать поступки героев.
— Внутренний конфликт ГГ может заключаться в том, что ему нравится девушка, которая его сбила, но он не может ей простить загубленную карьеру.
— В детстве у ГГ мог быть конфликт с родителями, которые считали - выращивание цветов чушь, надо найти нормальную работу, зарабатывать деньги бизнесом и т.п. Герой теряет себя.
— Трудности при открытии цветочного магазина, герой хочет все бросить и вернуться в бизнес, потому что на цветах деньги не заработаешь.
— Компания мечты, в которую так хотел устроиться ГГ заключает контракт на оформление цветами рабочих зон и зон отдыха для сотрудников.


Как видите, придумать историю не так уж сложно.
Если хотите, можем попробовать сделать это вместе на ваших или моих примерах сюжета. Я с удовольствием помогу в тех местах, где у вас случается затык. Мне это интересно и хочется больше практики на живых история.
5

Комментарии

Elle J., как интересно! И всё вроде бы кажется простым и понятным, пока не понимаешь, что в собственном произведении у тебя есть только идея, а где у него начало и конец - непонятно совершенно. Как раз на днях страдал, что пишу как пишется - то, что придёт в голову, а к чему это всё вести, к какому концу - не знаю. Хотя зачастую у меня бывает наоборот - я знаю начало и конец, но не представляю, чем набить середину.
в собственном произведении у тебя есть только идея
Looks-at-The-Water, Вот тут тоже надо точно понимать, что ты подразумеваешь под идеей.

У детей есть такое задание в школе - определить тему произведения и идею произведения. Так вот идея произведения это то, что хотел сказать автор. И именно идея произведения является третей составляющей хорошей книги - весь сюжет должен быть так или иначе подчинен основной идее.

Например: тема сказки про репку - как все семейство собирало урожай. А идея сказки может быть в том, что командная работа рулит! Один в поле не воин. Не пренебрегай любой помощью, даже самого незначительного члена команды ну и т.д. идей может быть много)))


Как раз на днях страдал, что пишу как пишется - то, что придёт в голову, а к чему это всё вести, к какому концу - не знаю.
да, это и моя боль тоже! Пока не полезла систематизировать все знания, имеющиеся в голове, даже не понимала, с чего начать. Я вообще пришла к выводу, что работать над текстом произведения нужно в комплексе. Немного над сюжетом, потом немного над идеей, потом слегка над композицией и т.п.
Но все равно огромный соблазн писать зарисовками.


Хотя зачастую у меня бывает наоборот - я знаю начало и конец, но не представляю, чем набить середину. не хотите поработать? :)
Вот тут тоже надо точно понимать, что ты подразумеваешь под идеей.
Elle J., о, в данном случае это точно не та идея) Тут была идея в значении того, что я хотел написать текст со столкновением двух персонажей, один из которых хочет вернуть другому память, а второй принципиально не хочет помнить.

Так что у меня определённо проблемы с пониманием, что в моём "произведении" тема, а что идея.

Я вообще пришла к выводу, что работать над текстом произведения нужно в комплексе. Немного над сюжетом, потом немного над идеей, потом слегка над композицией и т.п.
Как же всё сложно...

не хотите поработать? :)
Тут я даже не знаю, что сказать. С одной стороны - да, однозначно, хочу. С другой - со своими примерами у меня туго.
Тут была идея в значении того, что я хотел написать текст со столкновением двух персонажей, один из которых хочет вернуть другому память, а второй принципиально не хочет помнить. очень хорошо понимаю. Я сама не очень слежу за терминами и использую идею именно в этом значении - задумка. Мне нравится ваша задумка, реально!

Просто у меня тоже есть задумка многолетней выдержки, там два персонажа и они бесконечно трансформируются, истории трансформируются, их бекграунт, и легенды
Elle J., ага. Вот точно - задумка.


Просто у меня тоже есть задумка многолетней выдержки, там два персонажа и они бесконечно трансформируются, истории трансформируются, их бекграунт, и легенды
История многолетней выдержки у меня тоже есть. Настолько многолетней, что в какой-то момент я понял, что всё начало (ещё рукописное в тетрадочке на 48 листов) никуда не годится и надо всё переписывать, купил блокнот, сделал там выписку по персонажам, как смог на тот момент, и с тех пор оно лежит уже лет семь, если не больше Х) Правда два любимых персонажа уже давно перестали меняться, только матереют со временем.

С задумкой про память мне проще, поскольку это фанфик и там хотя бы мир более-менее за меня продуман. Вообще она родилась из того, что есть такие клишированные высказывания про то, что детство/юность/школа/институт (подставить нужное) - лучшие годы вашей жизни, будете потом вспоминать. А мне если что и вспоминается, то всякое плохое. Да и вообще есть моменты в жизни, которые хочешь забыть и не можешь. Вот и захотелось описать такую ситуацию, когда это возможно, но тут к тебе приходят и пытаются всё восстановить обратно. И я думал, что я как всегда отделаюсь тысячей слов, поскольку писать большие тексты в принципе не умею, но в процессе выяснилось, что к моменту разговоров о памяти подводить надо настолько долго, что теперь я боюсь скомкать сам этот момент. Ну и абсолютно не представляю, чем это всё завершить. Х)
Ну и абсолютно не представляю, чем это всё завершить. Х) возможно, меня вообще тянет на драму последнее время... Но завершить можно тем, что когда память возвращают (я так поняла, что насильно, персонажу не очень хочется этого делать), он самовыпиливается. А мораль сей басни такова: "ты не знаешь, насколько человеку может быть плохо, поэтому не лезь туда, куда просят не лезть". "Тебе кажется, что ты все знаешь и понимаешь, но это не так". "Не причиняй добро и не наноси пользу без запроса с другой стороны".

Ну или можно смягчить. Добродетель видит, как персонажу плохо после возврата памяти (например, попытку суициднуться таблетками) и все возвращает обратно. И если добродетель как-то был связан с тем прошлым (у них были какие-то отношения), то в этой "новой" памяти он пытается заново наладить контакт с ГГ. Закончить можно на их новом знакомстве, не развивая тему дальше.

Правда два любимых персонажа уже давно перестали меняться, только матереют со временем.
Они матерееют в голове? Попробуйте начать с ними историю на бумаге. Я когда начала писать в реальности, поняла, что они сильно изменились. Потому что меняется автор, меняется восприятие персонажей.

Я пишу в огромной тетрадке. Думаю, надо про это пост написать :) Там у меня все! Вот прямо абсолютно все, от теории литературы до описания раскладов Таро.
Elle J., не, тут такое не пойдёт) У забывшего персонажа есть все возможности стереть себе память по-новой) Если более развёрнуто, то там два попаданца в мир компьютерной игры, только один помнит, что он попаданец, а другой нет. Когда-то они были знакомы в своём мире, случайно познакомились тут и тот, который помнит, что он нездешний, всё гадает, кого же ему так напоминает новый знакомый. В конце концов понимает кого и несколько эгоистично пытается вернуть общие воспоминания. (О том, что когда-то были знакомы и вместе тусили на дайри ) И вот я не знаю, что будет, после того, как они выяснят, кто есть кто, и что забывший настолько упорно не желает ничего помнить, что готов стирать себе отдельные воспоминания раз за разом. Мне уже предлагали выпилить Доброжелателя, но я решил, что первому не нужны такие проблемы, чтобы потом ещё переживать, что не уберёг нового знакомого. Или что не был рядом и, соответственно, не смог спасти.
В общем, предполагается, что Доброжелатель смиряется с тем, что его старый знакомый не хочет ничего помнить, но вряд ли это можно назвать финалом. Ну и морали никакой в итоге. Получается что-то оборванное на середине.

Они матерееют в голове? Попробуйте начать с ними историю на бумаге. Я когда начала писать в реальности, поняла, что они сильно изменились. Потому что меняется автор, меняется восприятие персонажей.
Они давно заматерели в голове) Настолько, что я отказался писать про них книгу. Слишком большая и ценная часть меня. Я не готов показывать её миру.

Я пишу в огромной тетрадке. Думаю, надо про это пост написать :) Там у меня все! Вот прямо абсолютно все, от теории литературы до описания раскладов Таро.
Это было бы очень интересно! И я немного запутался, мы на ты или на вы.
И я немного запутался, мы на ты или на вы. я за ты, мне на работе хватает выканий)
После прочтения твоих действительно полезных и умных мыслей, мне хочется выковырять из загашника свою книгу-игру и продолжить ее ковырять дальше
Страницы: 1 2 следующая →

Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)