Автор: Elle J.

"Право писать" Кэмерон. Что я думаю о книге.

Я неплохо отношусь к книгам Кэмерон, они действительно могут помочь кому-то начать писать. Но в них есть некоторые подводные камни. Эти книги позволяют начать писать, но они не учат писать, не помогают что-то написать и не работают с причинами того, почему человек не пишет. Я не хочу быть категоричной, поэтому буду писать только на основе субъективного опыта работы с книгами.

 

Бесконтрольное написание текстов ради того, чтобы писать не приводит к видимому результату. Ты пишешь, пишешь, следуешь советам из книги, делаешь упражнения, а осязаемого результата нет. Законченного произведения в руках не держишь.

 

Кэмерон сценарист. У нее богатый опыт написания сценариев, продажи сценариев. В своих утренних страницах она действительно ведет творческий поиск. Благодаря своему опыту, она уже знает, как извлечь из потока письменной речи алмазную идею, огранить ее и вставить в оправу готового произведения.

 

Кэмерон человек, для которого писать, как дышать. Есть такой тип людей: писателей и художников, которым жизненно необходимо писать и рисовать. Они всегда носят с собой блокнот и карандаш и в любую свободную минуту делают зарисовки того, что поразило их воображение. А есть люди другого склада, которые умеют, но по какой-то причине не делают этого. Возможно, потому что этим не дышат.

 

И "Путь художника" и "Право писать" не работают с причинами почему человек не пишет или не рисует. Это своеобразные костыли, на которых можно ходить, но вальс уже не станцуешь.

 

Проходя "Путь художника" в дотерапийный период, я столкнулась с проблемами, которые ни этой книгой, ни ей подобными не решить. Например, что делать с чувством вины или страха или тревоги, которые возникают , когда позволяешь себе творческое свидание? Ни-че-го. Пока ты не перестанешь испытывать чувство вины за время, потраченное на себя, все свидания будут не восполнять ресурс, а сжирать то, что от него осталось.

 

Как отключить внутреннего критика, когда не понимаешь, что вызывает его к жизни? Если только силой воли заткнуть его поглубже. Но это не отменяет того, что работу хочется рвать в клочки. Если пострадало адекватное восприятие того, что ты делаешь, просто запихнуть критика под кровать не выйдет.

 

Кэмерон пишет про то, что писательство помогло ей пережить многие жизненные проблемы. Но также она упоминает о том, что после развода работала с терапевтом. Я не говорю, что книга бесполезна, просто нужно быть готовым, что не все, о чем там написано можно будет спокойно применить на практике.

 

Читали книгу? Зашла? Получилось выполнить задания? Какие результаты получили? Написали что-нибудь?

 

Очень хочу обсудить эту тему!

4

Комментарии

Elle J., вот мой чисто субъективный опыт.

Бесконтрольное написание текстов ради того, чтобы писать не приводит к видимому результату.
Если автор сам себе не поставит цель, то никто ему её не поставит.

не работают с причинами почему человек не пишет или не рисует
По большому счёту причина только одна: не собран подготовительный материал (матчасть, референсы), поэтому воображению не за что зацепиться, оно не работает, и всё остаётся на уровне общей идеи. А вот почему человеку лень собирать матчасть и искать референсы, это гораздо более сложный вопрос, на который не может быть универсального ответа.

что делать с чувством вины или страха или тревоги, которые возникают, когда позволяешь себе творческое свидание?
Договориться с собой: если я сделаю для других вот это, это и это, то имею право потратить один день на продуктивное (!) творчество. То есть даже если сейчас нет вдохновения, и я за полдня ничего не написала, такое не считается, потому что свидание не состоялось. У меня всё равно есть день на продуктивное творчество.
Таким образом можно и на неделю творчества "накопить". И на две. И на месяц. Главное помнить, что это время честно заработано, а запас несгораемый.

Как отключить внутреннего критика
Не надо его отключать. Надо просто поставить ему чёткие критерии. Текст на бумаге должен хотя бы на 90% совпадать с текстом в голове. Если совпало, то всё ок, и не важно, что кому-то из читателей может не понравиться. (Понятно, что в голове текст всегда звучит лучше, но это преодолимо. Чем больше пишешь, тем проще подбирать слова. Это навык, который нарабатывается.)

Но по большому счёту Кэмерон права, потому что единственный совет, который можно дать автору это: "Пиши давай!" Не важно, как. Не важно, сколько. Просто пиши и всё.
Elle J., ничего не могу пока сказать по поводу "права писать" - я её только купил, вспомнив, что хотел, благодаря твоей фотографии. Вернее, хотел я "золотую жилу", но так получилось, что её не было, а эта - была.

А вот по поводу "Пути художника" и почему мне захотелось остальные книги я высказаться могу. Во-первых, я обнаружил, что эти книги придают мне энергии. У меня с этим беда, поэтому усталость/лень обычно побеждают любое едва проклюнувшееся желание. Но почитав книгу мне хочется и, главное, можется что-то делать. Во-вторых, "страницы" мне реально очень помогли. В том числе и найти некоторые причины, которые крайне негативно влияли на все мои поползновения в сторону творчества. Я вообще много чего о себе узнал из этих страниц. Начиналось причём как хиханьки-хаханьки, вплоть до энного количества стишат, а потом превратилось в нечто вроде сеансов психотерапии, которые я продолжал довольно долго и после того, как закончил читать книгу. Собственно, я и сейчас периодически порываюсь к ним вернуться.

Например, что делать с чувством вины или страха или тревоги, которые возникают , когда позволяешь себе творческое свидание?
В этом плане у меня получилось ровно наоборот. Я иногда мог пострадать до этой книги, когда устраивал себе подобное, а тут мне будто разрешение дали. Фактически, мне сказали, что то, что я делал - это как раз правильно и очень полезно. Так что мне, напротив, стало легче. Ну и в целом для решения любых вопросов и затыков я использовал "страницы". Вот ловлю себя на том, что пишу те же "страницы" и ехидно при этом в голове всё это комментирую, и тут же, прямо на "страницах" начинаю поиск, почему я себя так веду. Откуда берётся эта критика. Что послужило толчком к её появлению и так далее. Некоторые обнаруженные подобным образом причины проблем оказались такого свойства, что само их осознание позволило либо смягчить, либо и вовсе убрать неприятные и мешающие последствия. Понятно, что такая тактика сработает не с любыми проблемами и далеко не со всеми людьми, но лично мне она принесла немало пользы. (На всякий случай уточню, что и у меня многие проблемы остались нерешёнными, но то, что книга мне здорово помогла - неоспоримо.)



По большому счёту причина только одна: не собран подготовительный материал (матчасть, референсы), поэтому воображению не за что зацепиться, оно не работает, и всё остаётся на уровне общей идеи.

Дракуловед
, к сожалению, можно и с полностью собранными референсами продолжать прокрастинировать. И даже прокрастинировать, продолжая собирать референсы, под предлогом найти совсем уж идеальные. Можно даже нарисовать набросок, но так никогда и не довести его до ума. Потому как идея из головы сброшена, она больше не ест мозг, а доводить до ума - это много работы и может и хотелось бы, но всё как-то не взяться да лень. Единственное объяснение (плохое, но хоть какое-то), которое я нашёл для себя, состоит в том, что подсознательная оценка ожидаемого результата и затраченных усилий говорит о том, что игра не стоит свеч. И как себя переубедить я, к сожалению, пока так и не придумал.
Проходя "Путь художника" в дотерапийный период, я столкнулась с проблемами, которые ни этой книгой, ни ей подобными не решить. Например, что делать с чувством вины или страха или тревоги, которые возникают , когда позволяешь себе творческое свидание? Ни-че-го. Пока ты не перестанешь испытывать чувство вины за время, потраченное на себя, все свидания будут не восполнять ресурс, а сжирать то, что от него осталось.

У меня было более пяти подходов к "Путь художника" и ни один не привел к результатам, потому что когда начинаешь капаться в себе выполняя ее задания - вылезает ТАКОЕ, что приходится идти на консультацию и разбираться.
Как оказалось самостоятельно без поддержи терапевта мне с ее книгами не справиться.
Looks-at-The-Water, опять же — мой чисто субъективный взгляд.

можно и с полностью собранными референсами продолжать прокрастинировать
Если воображение не включается, значит, собрано не всё. Бывает, что дело в некоей бытовой детали, которую я считала несущественной. Например, ткань, из которой сшита палатка кочевника, но пока я не нашла информацию о том, что это за ткань, и как она выглядела, я не могла написать трёхстраничный эпизод, в котором всё остальное было понятно.

прокрастинировать, продолжая собирать референсы, под предлогом найти совсем уж идеальные
Для меня это не прокрастинация, а творческий процесс. Если у меня в повествовании фигурирует какие-то здание, я найду стотыщ картинок, как оно выглядит внутри и снаружи в разную погоду и в разные времена года. И этих картинок никогда не бывает достаточно. Это как подготовка к "творческому свиданию". А само свидание можно считать состоявшимся, если мой "внутренний художник" это "увидел", ведь если он это увидел, то текст прёт. И даже после того, как свидание состоялось, я могу себе ещё насохранять, потому что мы с внутренним художником любим по сто раз гулять по одним и тем же местам.
К сожалению, у меня нет финансовой возможности ехать и осматривать каждый интересующий меня объект прямо сразу. Я обычно езжу раз в год, да и то не всегда, а "внутренний художник" не может долго ждать. Так что картинки — наше всё.

оценка ожидаемого результата и затраченных усилий говорит о том, что игра не стоит свеч
Так тоже бывает. Но я не вижу в этом ничего плохого, просто ставлю эти идеи на паузу. Я считаю, что если у меня такое чувство возникло, то идея просто не дозрела. Пусть дозревает. А дозревать она может очень долго.
Вот сейчас, например, у меня в работе один сюжет, который я придумала очень-очень давно. Лет семь назад или больше. И тогда он мне показался не достаточно ценным, так что я даже не стала записывать. А недавно я про него вспомнила и уже две главы накатала. Сейчас собираю информацию для третьей главы. В перспективе — не один роман, а серия книг. Усилий, конечно, будет потрачено море, но вот именно теперь, через энцать лет, я считаю, что оно нужно. А тогда, когда я это придумала, мне казалось, что это ерунда
Ура, я выбралась в отпуск!

Если автор сам себе не поставит цель, то никто ему её не поставит.

Дракуловед, ну вот Кэмерон же пишет не про автора книг, а про то, что писать заложено в каждом человеке. и каждый может это вытащить. Вытащить можно, но если человек никогда не писал что-то законченное сюжетное, то как с помощью утренних страниц он научится это делать? Там же выходит просто поток мыслей. Хорошо, что мы еще учились писать сочинения. У меня вступительное сочинение в универ должно было быть не менее 6 листов. Сейчас сочинения это полтора листа и не объясняют, как сформировать законченную мысль, уложить ее в читабельный текст.

Или мы про разные вещи говорим?

По большому счёту причина только одна: не собран подготовительный материал (матчасть, референсы), поэтому воображению не за что зацепиться, оно не работает, и всё остаётся на уровне общей идеи


Наверное это зависит от того, о чем пишешь? Мне вот для книги сейчас референсы не нужны, я пишу из собственного жизненного опыта. Но да, если мне потребуется включить материал, которым я не владею (например, кто-то учится в оксфорде), то придется перерыть кучу информации о том, как этом самом оксфорде учатся. Потому что сама я люблю читать тех, кто хорошо понимает то, о чем пишет.
Во-вторых, "страницы" мне реально очень помогли. В том числе и найти некоторые причины, которые крайне негативно влияли на все мои поползновения в сторону творчества.
Looks-at-The-Water,

О! У меня утренние страницы вызывали тревогу и неконтролируемый поток гнева, который заставлял рвать страницы, бить посуду, в клочки раздирать тетради. И нет, терапия конкретно про творчество ничего мне не сказала, я его туда даже не носила, но вот приступы психоза сняла. Я стала намного чище воспринимать то, что я делаю. Точно уж ничего не рву и об стену не швыряю. Оказывается я много чего умею и могу этому научить.

Но к практике утренних страниц надо вернуться, хотя бы для того, чтобы посмотреть какую реакцию они вызовут в этот раз.
Ну и в целом для решения любых вопросов и затыков я использовал "страницы". Вот ловлю себя на том, что пишу те же "страницы" и ехидно при этом в голове всё это комментирую, и тут же, прямо на "страницах" начинаю поиск, почему я себя так веду.
Вот тут да. У меня тоже такие спецэффекты возникали, я много чего накопала на этих страницах. Правда потом оказалось, что это была верхушка айсберга, но блин, это учит рефлексировать.


(про творческие свидания)Я иногда мог пострадать до этой книги, когда устраивал себе подобное, а тут мне будто разрешение дали.
Я недавно ходила. Не знаю, свидание это было или что, но я после поликлиники с сыном пошла в парк и час просидела на лавке нюхая воздух и рисуя дневник. И еще бы посидела, но телефон стал садиться. Думаю, это очень было похоже на творческое свидание. Я как раз дошла до главы в книге про "опустошение колодца")))

Дракуловед, к сожалению, можно и с полностью собранными референсами продолжать прокрастинировать. И даже прокрастинировать, продолжая собирать референсы, под предлогом найти совсем уж идеальные. Можно даже нарисовать набросок, но так никогда и не довести его до ума.


Прямо в точку. Когда все уже готова надо только взять и сделать, а ты не делаешь, значит дело в чем-то еще. У меня вот страхи определенного рода. Стоит разобраться чего боишься и стоит ли этого бояться, так дело сдвигается с мертвой точки.
mysha.sedaya, Саш, ну и не надо тогда проходить эту книгу. Если, конечно, она не является катализатором похода в терапию, после которой тебе становится лучше))) Такой способ движения к чистой здоровой жизни.
Дракуловед, Мне очень нравится ваш комментарий https://blog-house.pro/slovo/post-199792/#comment-332792. Со многим согласна. А какой из ваших блогов про творческий процесс и написание книг?
какой из ваших блогов про творческий процесс и написание книг?
Elle J., я про это очень редко пишу. Иногда только вот здесь по тегу "творчество"
если человек никогда не писал что-то законченное сюжетное, то как с помощью утренних страниц он научится это делать?
Elle J., мне кажется, утренние страницы спасают от опасности, которой подвержен почти любой автор — он может слишком увлечься поиском "того самого слова", а в итоге ничего не довести до конца. Когда автор пишет произведение, он должен думать не фразами и предложениями, а целыми абзацами. А ещё лучше — сценами. То есть не зацикливаться на словах, подняться над ними. А это можно сделать, если перестать трястись над каждой запятой, измерять написанное в страницах, а не в знаках. Именно это и предлагают утренние страницы. То есть получается другой масштаб, голова учится работать иначе, мыслить шире. И тогда автор сам задумается о структуре целого произведения, а не о том, чтобы идеально построить фразы одного из диалогов. Структура важнее. Но чтобы о ней задуматься, надо перестать цепляться за слова

Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)