Автор: Mallari

Перетаскивание/допиливание старого))

*читает "Ружья, микробы и сталь. Судьбы человеческого общества" Даймонда Джареда*
Книга оказалась, по своему, ничуть не менее, а в чём-то даже более интересна, чем программа снятая по мотивам).
Формат книги позволил привести много примеров древних, а главное! не европейских обществ, число и разнообразие которых меня, признатся, поразило)).
Оказывается, я очень мало знаю за пределами российской учебной программы ограниченной Древним Египтом, Грецией, Персией и эпизодическими набегами на дикие племена индейцев и арабов)).
Читать дальше - >>Островные культуры рассмотренные в книге дали отличный базис для изучения того, как люди себя ведут, как при голом минимуме, так и при изобилии ресурсов.
На примере островных племён он поясняет, что если у общества нет лишних ресурсов и оно выживает в суровых условиях диффицита (первобытное племя на острове со скудной флорой и фауной, где невозможно земледелие), вождь в таких племенах, реально лишь первый среди равных, и на равне с остальными работает и охотится), обособление же от простых членов племени (всяческое подчёркивание статуса) и роскошь возникают лишь при условии изобилия ресурсов)), а по просту говоря, еды).
Так же есть некоторые основания полагать, что бюрократический аппарат (согластно современный воззрениям на примере истории Древнего Египта, считается, что бюрократия была создана, когда возникла нужда в массовом и централизованном орошении, что требовало чёткой и возможно централизованной организации) возник раньше, чем его придумали, как применить для чего-то полезного)(типа рытья каналов и постройки гробниц).
Интересно так же, что именно с избытком еды у людей появляется специализация и как следствие, первые профессиональные ремесленники). Универсалы начинают сдавать позиции).
У общества появляется возможность прокормить больше людей, специализация делает технологии более совершенными и сообщество может себе позволить не мобилизолвывать на добычу пищи всё население, а ограничится лишь частью их времени), теперь у людей больше свободного времени на исследования и наблюдения), что приводит к новым открытиям)) и ещё большему усовершенствованию технологий и появлению новых подходов к привычным делам.



Вообще уже довольно давно грызу эту книгу)), в ней действительно рассмотренно много очень интересных вопросов, например почему миндаль и читать дальше..олива культивируются человеком, а потенциально не менее полезный дуб, нет. Почему человеку вообще удаётся проводить какой-то отбор среди растений, которые, по сути зависят совсем от других потребителей) и как следствие приспособлены к совсем другим вкусам и потребностям).
Некоторые вопросы вообще заставили меня взглянуть на процесс доместикации совершенно другими глазами), всё таки я не биолог, и о приспособлении диких растений к выживанию природе никогда особо не задумывалась)).
Моё представление о окультуривании растений совершенно не выдержало столкновения, с данными о том, сколькие из предков современных пищевых культур были не то что, не сьедобными, а прямо ядовитыми)).
Так же, было очень интересно узнать о тех растниях которые сейчас не окультурены, но потенциально являются ничуть не менее перспективными чем предки на данный момент возделываемых растений), и гипотезах о причинах того почему наши предки не стали заниматся ими).
Небольшой пример - арбуз, оказывается полностью красным и сьедобным стал только за последние 100 лет (в доказательство можно привести ранние натюрморты, где ясно видно с чего начинали селекционеры)).
Капусту первоначально разводили ради маслиничных семян)) (кстати, сейчас капуста даёт отличную возможность рассмотреть что делает отбор с растением ведь современые её виды появились в следствии отбора по раздным качествам, например размеру цветков (цветная капуста), листьев (белокачанная) или бутонов (кольраби))).
Так же отдельно доставили данные о том, что современное состояние большей части Аравийского полумесяца - следствие не столько изменения климата, сколько вековой безжалостной эксплуатации ранними земледельцами.

Плюс оказывается, наш вариант оседлого образа жизни, не единственно верный и удобный), вести (и не только на первых порах) кочевой образ жизни бывает выгодней)), история даже знает примеры перехода оседлых племён обратно к кочевому образу жизни)), так же как и миграции некоторых племён по высаженным участкам), типа засеяли/посадили какие-то культуры (в т.ч. древесные) и откочевали).
Исследователь делает вывод, что пожалуй, единственное реальное преимущество обитания на одном месте - то, что популяция земледельцев увеличивается гораздо быстрее чем у охотников, так как им нет необходимости перемещать неспособного двигатся ребёнка и за счёт этого одна пара может иметь больше детей за время жизни (3-4 года - это время когда ребёнок в кочевом племени позволяет родителям подумать о следующем). Так что, наши предки просто банально всех пережили из-за численности (высокой плотности населения) и помянутых в названии книги эпидемий).
Рекомендую)), книга интересная и очень насыщенная информацией)), без воды)).
3

Комментарии


Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)