Автор: Kel Tamacheq

Социальная структура общества

Сейчас буду рассказывать о вещах, разобраться в которых мне было труднее, чем со злополучным "матриархатом".

В "Википедии" устройство туарегского общества выглядит просто и однозначно, потом читаешь какого-нибудь исследователя (опять та же Аня Фишер — там все по-другому, пытаешься приложить эту систему к практическому опыту, полученному из тех же ютюбных роликов — вообще закручиваешься узлом.

 

У такой неразберихи есть свои причины.

Во-первых, наше представление о социальной структуре туарегского общества основано на описаниях исследователей прошлого и позапрошлого века, которые описывали совершенно иное африканское общество по модели европейского феодального: аристократы-сюзерены, вассалы, ремесленники, рабы. А из-за того, что европейцы были не только сторонними наблюдателями, но и правителями-колонизаторами земель туарегов, получилось совсем интересно: они (французы, прежде всего) взаимодействовали с туарегами, влияли на местное общество и видоизменяли его в соответствии со своими представлениями. Выделяя некую группу как "знать" или "аристократию" и давая ей некие привилегии перед остальными, они повышали статус этой группы.

Во-вторых, что затрудняло понимание структуры туарегского общества лично мне: современные туареги из политической и культурной элиты, которых я, в основном, и слушаю, избегают акцентировать внимание на сословной и кастовой разницы. Я полагаю, они стремятся внушить чувство единства туарегского народа в целом, сгладить, а не разжигать противоречия между разными группами.

 

Традиционное западное представление о туарегском обществе такое:

Благородные или знать — владеют стадами верблюдов;

блюстители веры или духовные наставники — инеслемены;

вассалы — имгады, занимающиеся разведением коз;

рабы — икланы;

кузнецы — инедены

© Википедия

 

Подробнее о каждой из групп.

 

Благородные

Я себе сломала голову, потому что долго не могла въехать, почему название туарегской верхушки и всего народа в целом такое подозрительно одинаковое. Потом добрые и знающие люди меня просветили, что это дело нередкое и не слишком удивительное.

Они действительно называются одинаково — и "благородные" туареги, и туареги в целом. В зависимости от диалекта встречаются такие варианты:

- имухар (Imuhar/ Imuhagh), в единственном числе — Amhar (amahar);

- имушар (Imuschar/ Imascheren), в ед. ч. — Amashar;

- имажерен (Imajeren/ Imajaghan), в ед. ч. — Amajagh

 

В эту же ловушку, кстати, попался знаменитый писатель Альберто Васкес-Фигероа, которому я обязана своей пламенной любовью к туарегам, в своем романе "Туарег". Там он называет персонажа по национальному признаку — имохаг, а по статусу — имохар. Но, хихи, это одно и то же слово, только в разной транслитерации.

 

Традиционно имажерен — это кочевники, которые разводили верблюдов, торговали и воевали. И только эти три дела считались достойными настоящего благородного туарега. Такая установка настолько укоренилась в сознании имажерен, что с трудом преодолевается — или, иногда, не преодолевается — по сей день, отчего эти "благородные" пожинают проблем на свои увенчанные тюрбанами головы.

 

Вассалы?

Имгад или имрад (Imghad).

В единственном числе — amighid.

Их обозвали вассалами, указывая на то, что они подчиняются имажерен, но, если верить современным исследователям, это не совсем так. Связи между двумя группами сложнее, чем просто подчинение.

Имрад занимались главным образом разведением коз и как-то были связаны с имажерен. Честно? Я не въехала, как. То ли имажерен давали военное покровительство в обмен на тех самых коз и прочие нужные вещи, то ли что.

Но вот с этой группой как раз и произошла, насколько я поняла, мутация: с легкой руки французов их стали считать "не знатными" в противопоставлении имажерен.

Что касается настоящего времени, то имрад играют большую роль в Мали: там они организовали целую группировку, называется GATIA, которая лояльна правительству Мали и выступает против повстанческих группировок, которыми как раз-таки рулят главным образом "благородные" — имушары.

 

Блюстители веры или духовные наставники — инеслемены

Ничего про них не знаю, так что не буду лить воды. Примем за данность, что это и есть наставники и знатоки Корана.

 

Кузнецы

Кузнецы, или более широко, ремесленники — инадены или инаданы (Inadan, ед. ч. Enad).

 

Инадан играли и теперь играют важную роль в туарегском обществе, это они изготавливают всю эту популярную на внутреннем, а теперь и международном рынке красотень — мечи, кинжалы, седла, амулет, украшения. При этом отношение к ним двойственное: с одной стороны, народ полезный, с другой, имажерен явно смотрят на инадан свысока. Больше того, можно встретить мнение, что инаданы как бы и не совсем туареги, а так, сбоку-припеку.

 

Рабы

Но вот кто считается еще более "не туарегами", так это рабы — Iklan (ед. ч. Akli). Если мы говорим о современном положении дел, можно добавлять — бывшие или потомки рабов. Также их еще называют белла (Bellah) в Мали и в Нигере.

Изначально рабами становились взятые в плен члены соседних с туарегами племен. Эти племена были темнокожие, в отличии от более светлых туарегов-берберов - собственно, само слово "иклан" образовано от "черный".

Теперь иклан-белла — это особый слой туарегского населения, который говорит на языке туарегов, следует туарегским традициям и находится в довольно сложных отношениях с прочим туарегским населением. Местами это вражда и противостояние, местами бывшые хозяева пытаются силой подчинить своих бывших рабов, а местами эти самые рабы без особого внешнего принуждения сохраняют подчиненные отношения с бывшими (или не очень) хозяевами — по привычке, тяжелых экономических условий или незнания, что можно иначе.

 

Какие можно отметить острые и спорные моменты, связанные с социальной структурой туарегского общества, стереотипы и мифы?

1. Нередко, когда говорят о "туарегах" имеют в виду только "благородных" кочевников-имажерен, причем в западном представлении эта группа романтизируется и идеализируется донельзя ("Туарег" Васкеса-Фигероа - яркий пример такой идеализации, очень удачной, как на мой вкус, но все-таки идеализации). Храбрый гордый воинственный кочевник, рыцарь пустыни, галантный с женщинами и беспощадный к врагам — такой вот портрет сферического в вакууме знатного туарега.

А вот чернокожие племена, соседствующие с туарегами, имеют о них совсем иное мнение — разбойники, бандиты, рабовладельцы, расисты и лентяи (сведения, можно считать, из первых рук — довелось натолкнуться на занимательные срачи дискуссии в сети). И получается, что они тоже считают туарегами только имажерен! Ведь нельзя же обвинить в расизме и рабовладении чернокожих белла.

 

2. Стереотипно считается, что имажерен - "белые" (ну по сравнению с нами, бледнолицыми жителями северных земель, они никакие не белые, но для негров вполне себе да), инадан — чуть более темные, а иклан — черные (и вообще они по крови из других племен).

 

Это не так уж далеко от реальности, насколько я понимаю, но надо иметь в виду, что все эти разные крови мешались и перемешивались, и теперь можно встретить и совсем темнокожего туарега из "благородных", и вполне себе светлых белла.

 

3. А все-таки, считать ли туарегами только имажерен (ну и, допустим, имрад)? Насколько туареги — белла, если они потомки совсем других племен, захваченных в плен?

Я считаю (вместе с прогрессивной и не зашоренной сословными расовыми предубеждениями туарегской частью): да, все они — туареги. Если человек говорит на языке туарегов и называет себя туарегом, и родители его тоже считали себя туарегами — он туарег.

И я думаю, что именно ради того, чтоб избежать ненужных противоречий и двусмысленностей, туарегская интеллигенция предпочитает называть свой народ "кель тамашек", а не "имухар". Некоторые белла позиционируют себя как "черные тамашек", не отказываясь от своей туарегскости, но подчеркивая свое происхождение и расу.

 

P. S. Фоточки я подбирала, что называется, на глаз, поэтому совсем не гарантирую, что под текстом про имажерен действительно изображены туареги из "благородных" и т. д.

2

Комментарии


Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)