Pensées et notes (публикации за 3 августа 2021)2 читателя тэги

Автор: Arina Lebrun

История стихотворения Марины Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной»

"Марина Цветаева: портрет работы Билиса" 1931 год

«Мне нравится, что вы больны не мной» – одно из самых известных стихотворений Цветаевой. Особенно оно прославилось благодаря фильму «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». Мелодичные строки Марины Ивановны были положены на музыку Микаэлом Таривердиевым, вложены в уста главной героини и исполнены Аллой Пугачевой.
Любовная лирика Марины Цветаевой по праву считается бесценным открытием русской литературы серебряного века. Противоречивая, страдающая, одинокая и в то же время невероятно сильная, честная, тонкая, ироничная, передающая всю полноту чувств, она позволяет взглянуть на автора в ином ракурсе и найти ответы на вопросы, которые волнуют и литературоведов, и поклонников творчества Цветаевой.
Стихотворение «Мне нравится…» долгие годы было своего рода литературной шарадой. Биографы Марины Цветаевой пытались понять, кому же поэтесса посвятила столь проникновенные и не лишенные грусти строки.

Далее...

Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.

Мне нравится, что можно быть смешной –
Распущенной – и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.

Мне нравится еще, что вы при мне
Спокойно обнимаете другую,
Не прочите мне в адовом огне
Гореть за то, что я не вас целую.

Что имя нежное мое, мой нежный, не
Упоминаете ни днем, ни ночью – всуе…
Что никогда в церковной тишине
Не пропоют над нами: аллилуйя!

Спасибо вам и сердцем и рукой
За то, что вы меня – не зная сами! –
Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами,
За наши не-гулянья под луной,
За солнце, не у нас над головами,–

За то, что вы больны – увы! – не мной,
За то, что я больна – увы! – не вами!
———————
Марина Цветаева, 3 мая 1915

Многие не понимают этого стихотворения, ищут подтекст, второй смысл. А никакого второго смысла нет, - рассказывала в одном из интервью в 1980 году сестра поэтессы Анастасия Цветаева. Она рассказала, что это яркое и даже философское стихотворение было посвящено её второму мужу, Маврикию Минцу.
Анастасия вспоминает, что Маврикий Минц появился на пороге её дома с письмом от общих знакомых и провел с ней почти весь день. У молодых людей нашлось много тем для беседы, их взгляды на литературу, живопись, музыку и жизнь в целом совпали удивительным образом. Поэтому вскоре Маврикий Минц, плененный красотой Анастасии, сделал ей предложение. Но счастливого жениха ждало еще одно знакомство. На сей раз – с Мариной Цветаевой, которая, в свои 22 года, произвела на него неизгладимое впечатление не только как талантливая поэтесса, но и как очень привлекательная женщина.
Маврикий оказывал Марине знаки внимания, выражая свое восхищение и преклоняясь перед поэтессой. Ловя на себе его взгляд, Марина Цветаева краснела, словно юная гимназистка, и ничего не могла с этим поделать. Однако взаимная симпатия так и не переросла в любовь, так как Маврикий уже был обручен с Анастасией.

Это стихотворение стало своеобразным поэтическим ответом на слухи и пересуды знакомых, которые даже заключали пари на предмет того, кто и в кого влюблен в семействе Цветаевых. Изящно, легко и по-женски элегантно Марина Цветаева поставила точку в этой пикантной истории, хотя и признавалась собственной сестре, что увлечена её женихом не на шутку.

Сама же Анастасия Цветаева до самой смерти была убеждена, что её сестра, влюбчивая по натуре и не привыкшая скрывать свои чувства, попросту проявила благородство. Блистательной поэтессе, успевшей к моменту знакомства с Маврикием Минцем опубликовать два сборника стихов и считающейся одной из самых перспективных представительниц русской литературы первой половины 20 века, ничего не стоило завоевать сердце любого мужчины.

* * *

Какая роскошь – быть не в моде

И жить, ни на кого не глядя,

И одеваться по погоде,

Не ради взглядов встречных дядей.

 

Прослыть не побояться дурой,

Не прибавлять платформой роста,

Не подгонять свою фигуру

Под «шестьдесят» и «девяносто».

 

Веселой быть и сумасбродной,

Зевать, коль станет слишком скучно.

Какая роскошь – быть не модной,

А быть самой собою, штучной.

 

Автор: Елена Миронова

Страницы: ← предыдущая 1 4 5 6

Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)