Древний мир16 участников тэги

Администратор: Пустыня

Древний мир — в широком смысле обозначение первого и наиболее длительного периода истории человечества от начала формирования человеческого общества (800-100 тыс. лет до н. э.) до начала феодальной формации (первые века н. э.)

 

"История — то происходящее, которое, пересекая время, уничтожая его, соприкасается с вечным".

К. Ясперс

Пустыня:

Бычки


Середина III тыс. до н.э.

Майкопская культура — археологическая культура раннего бронзового века (начало IV-ого - начало III-го тысячелетия до нашей эры) на территории равнин и предгорий западной и центральной части Северного Кавказа и Предкавказья.
Занимает бассейны Кубани, Верхней Кумы, Верхнего и Среднего Терека, прилегающие районы Черноморского побережья (от Тамани до современного города Новороссийск) и степей современного Ставропольского края (единичные памятники известны до Нижнего Дона и современной Калмыкии - так называемый степной Майкоп); отдельные находки - от Северного Причерноморья до Каспийского моря. На северо-востоке ареал майкопской культуры пересекается с зоной энеолитических степных культурных групп, близких к раннему этапу ямной культуры, на юго-востоке - с куро-араксской культурой, известны и смешанные памятники (например, Луговой).

ДальшеНазвана по Майкопскому кургану.

Памятники изучались с 1869 года, их общность выделялась с конца XIX - начала XX веков как «кубанский район окрашенных костяков» А.А. Спицыным, «кавказское культурное течение» В.А. Городцовым, «большие кубанские курганы» А.М. Тальгреном, «раннекубанская группа» А.В. Шмидтом, «вторая стадия» древних культур Кавказа А.А. Миллером, «раннекубанская группа» А.А. Иессеном. Современный термин встречается в записях Спицына с 1920-х годов, получил распространение с 1950-х годах, после публикаций Е.И. Крупнова; некоторыми исследователями употребляется также термин «майкопско-новосвободненская общность». Начиная с работ Иессена (1950 год) различают 2 этапа: майкопский и новосвободненский. В ряде исследований их рассматривают как связанные генетически и выделяют переходные комплексы, в некоторых - как культуры, соотносимые с различными истоками. Выделяемые локальные варианты, например галюгаевско-серёгинский, псекупский, долинский, новосвободненский (С.Н. Кореневский), пока не общепризнаны.

Наиболее изучены погребения, почти все - подкурганные, нередко с кромлехами; скорченные на боку, в том числе посыпанные охрой, головой чаще ориентированы на южный сектор. Ранние насыпи земляные, для поздних показательны каменные наброски и другие конструкции, есть дольмены, каменные ящики и другое. Камеры 4-угольные, в том числе с каменной, реже с деревянной обкладкой стен (известны красно-чёрные росписи по белому фону: схематичные изображения людей и другое); на полу иногда подстилка, в поздних погребениях часто каменная вымостка, в том числе ограждённая, на древней поверхности. Поселения площадью в основном 1-2 га, как правило на речных террасах. А.А. Формозов, А.Д. Столяр и другие относили к майкопской культуре группу укреплённых (в том числе каменными стенами) поселений Центрального и Западного Кавказа, которые ныне рассматривают в рамках культуры жемчужно-накольчатой керамики. Дома прямоугольные, наземные, каркасно-глинобитные; известны глинобитные полы, очаги. Наличие округлых построек (в восточных районах) объясняют инокультурными влияниями; на территории Кабардино-Балкарии зафиксированы длинные, углублённые до 1,4 м сооружения. Есть хозяйственные ямы.

Керамика из хорошо отмученного теста, в том числе ангобированная, лощёная, в основном неорнаментированная; ряд сосудов сделаны на гончарном круге (древнейшем на Кавказе). Для раннего этапа показательны горшки шаровидной формы с резко отогнутым венчиком; керамика поселений разнообразнее, но хуже изучена. На новосвободненском этапе представлены темнолощёные сосуды с узким горлом и зауженным плоским дном, миски, как правило, с загнутым внутрь краем, кубки и другое; чаще встречаются ручки-ушки, орнамент («жемчужный», врезной и другое).

На фоне синхронных культур Восточной Европы особенно многочисленны и разнообразны изделия из бронзы (мышьяковой и никелевой), главным образом местных форм: сосуды (преимущественно котлы); разнообразные топоры, мотыги, кинжалы, ножи; 4-гранные шилья, долота с желобчатым лезвием; есть наконечники копий, меч и другое. Специфичны втульчатые двузубые, иногда однозубые «вилы-крючки»; согнутые (образуют петлю посередине) дроты, изредка с округлыми концами (ныне определяют как древнейшие псалии для запряжки быков). Представлены золотые и серебряные сосуды, фигурки, височные кольца, булавки, ленты, бусы, накладки, пластинки и другое. Из камня делались зернотёрки, песты, вкладыши серпов, топоры, тесло- и долотовидные орудия, наконечники стрел; точила и инструменты, связанные с металлообработкой; найдены ножи, навершия булав, сосуды; фигурка животного и цилиндрические печати с Ближнего Востока; среди украшений - браслеты, подвески, бусы (в основном сердолик, есть лазурит).

Из кости и рога: долотца, рыболовные крючки, наконечники стрел (есть с золотой обкладкой), подвески и бусы, молоток с отверстием и другое.

В основе хозяйства - скотоводство (преимущественно крупный и мелкий рогатый скот) и земледелие.

Несомненна связь майкопской культуры с культурами Ближнего Востока - от Северной Месопотамии до Восточной Анатолии (в том числе традиции, близкие культурам Убейд и Урук). Конкретное участие в формировании майкопской культуры предшествующего населения Северного Кавказа почти не изучено. Механизмы формирования и распространения новой культуры, как и судьбы её носителей, дискуссионны. В сменившей майкопскую культуру общности северокавказской культуры прослеживают лишь отдельные элементы, связываемые с майкопской культурой.

Большая Российская Энциклопедия


+14 фото
Золотое ожерелье


Серебряный сосуд


Бусы золотые, серебряные, сердоликовые и бирюзовые


Сосуды и диадемы


Бычки


Металлические украшения


Голова льва








Бронзовые кинжалы


Котел из меди


Считается, что это самое древнее захоронение человека в глиняной маске в Европе.







Пустыня:

10 самых красивых петроглифов

На Земле есть около 20 000 петроглифов — вырезанных в камне изображений. Они и наскальные рисунки — самые древние из дошедших до нас форм искусства. Некоторые из них известны с древности, некоторые тысячелетиями прятались от глаз и найдены только недавно.

Почему индейцы шести разных племен приходили к этой скале на западе современных США и вырезали рисунки, неизвестно. Они делали это и до того, как познакомились с белыми людьми, и после (об этом говорят изображения конных всадников). Сейчас это место называется Газетный камень (Ньюспейпер Рок), штат Юта. На языке индейцев навахо название этого места означает «камень, который рассказывает истории». Всего в скале вырезано более 650 изображений — в основном людей и животных. Иногда встречаются и абстрактные символы. Первый рисунок был вырезан в скале около 2000 лет назад.


Больше петроглифов!Первые изображения вдоль берега фьорда в Тануме, Швеция, были выполнены 3800 лет назад. В бронзовом веке (впрочем, как и сейчас) население этой территории очень любило лодки. Их и рисовали: из более чем 1000 рисунков самый распространенный мотив — лодка и люди в ней.


Чтобы прикоснуться к древнему стрит-арту, не обязательно уезжать к индейцам или шведам; можно, например, обойти окрестности Онежского озера. Археологи считают, что онежские петроглифы очерчивают гигантское святилище общей территорией около 20 километров: его стенами служили береговые скалы, а куполом — небо. Пока найдены и зарисованы далеко не все онежские петроглифы: они прячутся в мхах и лишайниках и стираются со временем, так что есть вероятность, что вы сможете обнаружить новые рисунки.


Выбитые в камне во время шаманских ритуалов, каменные звери Твифелфонтейна в Намибии старше всех перечисленных выше петроглифов: они были сделаны около 6000 лет назад. Здесь встречаются жирафы, носороги, антилопы, зебры, львы, слоны, а люди изображены с луком и стрелами. Всего художники каменного века оставили на этой горе около 2500 рисунков.


Если проехать километров 700 по Чуйскому тракту, можно найти самое крупное собрание петроглифов Сибири. Оно находится в урочище Калбак-Таш на Алтае. Рисунки на скалах там оставляли и люди каменного века, и скифы, и тюрки (последние еще и писали на камне буквы).


Эти жутковатые глаза уже 10 000 лет смотрят с камней территории, которая сейчас называется Британской Колумбией в Канаде.


Плато Тассили? н-Аддже?р напоминает пейзажи Татуина, но арабы-проводники знают, где в пустыне найти скалы с тонкими фигурами доисторических охотников, датируемые 4 тысячелетием до нашей эры.


Петроглифы озера Канозеро в Мурманской области были обнаружены только в 1997 году, хотя туристы ходили мимо этих скал десятилетиям, оставляя более современные рисунки и надписи. Сейчас знаменитые «крокодилы Кольского полуострова» укрыли стеклянным куполом. Полюбоваться на трехтысячелетние изображения может любой желающий.


Это не поздний Пикассо, это творчество доисторических племен, предков индейцев Патагонии. В пещере Куэва-де-лас-Манос («Пещере рук») в Аргентине на стенах осталось множество отпечатков мальчишеских левых рук. Ученые считают, что оставление отпечатка входило в обряд инициации. Строго говоря, руки и другие изображения из Куэва-де-лас-Манос — не петроглифы, а петрограммы, потому что нарисованы на камне, а не вырезаны в нем. Но мы включили пещеру в этот список, потому что она не хуже петроглифов позволяет увидеть творения рук людей, живших за тысячи лет до нас.


Вырезанные в камне изображения встречаются и за Полярным кругом (правда, в единственном экземпляре): это строгие силуэты охотников и оленей на серых камнях р. Пегтымель на Чукотке.


"Популярная механика"

Пустыня:

Цапля

 

Этому украшению 2500 лет. Надпись на гемме гласит «Dexamenos epoie Chios», то есть «Работа Дексамена с Хиоса». Дексамен известен как один из искуснейших резчиков Древней Греции. Он работал в Афинах во второй половине V века до нашей эры.

Пустыня:

Мохенджо-Даро



В 1911 году Мохенджо-Даро (буквально «холм мертвецов») нашли в песках, а его регулярные раскопки проводились археологами вплоть до 1931 года. Специалистов удивила продуманная планировка улиц, использование в строительстве обожженного кирпича и сложные ирригационные и сельскохозяйственные строения. Это не совсем характерно для градостроения того периода.

ИнфоМохенджо-Даро возник около 2600 года до н. э. и был покинут приблизительно девятьсот лет спустя. В золотой век города территория Мохенджо-Даро достигала 300 гектар, а постоянно жили в нем около 40 000 человек. По всей видимости, город был важным центром цивилизации Инда, если даже не ее центром. Здесь проводились крупные религиозные обряды, собрания и прочие мероприятия. Периметр Мохенджо-Даро достигает пяти километров. Территория города разделена на кварталы («острова») одинакового размера.

Интересно, что при наличии признаков, указывающих на богатство и процветание города, археологи не обнаружили ни одного роскошного дворца или храма. Все выглядит так, будто население Мохенджо-Даро не испытывало трепета перед материальными ценностями и накоплением благ, что характерно для более поздних цивилизаций. О продвинутости также говорит то, что городом правил не один правитель и не жреческая верхушка, а группа людей, которых избирали жители.

Причина резкого упадка города до сих пор точно не выяснена. Наиболее обсуждаемые версии: захват города ариями; внезапный пожар (люди побросали вещи и сбежали, потому что останков в городе и окрестностях очень мало); наводнение. Кстати, до сих пор часть города остается затопленной Индом и потому неизученной.


+16 фото






В городе были пяти и семиэтажные дома


В каждом доме были туалет и ванная комната, оборудованные канализационной системой


Несмотря на знание металлургии, оружия в городе не нашли






Украшения из Мохенджо-Даро


Печать с Шивой времен Мохенджо-Даро


Статуэтка "Танцующая девушка"


Статуэтка жреца






Печати

Пустыня:

Арфа и лира

 

Археологи исследуют древний некрополь у поселка Волна у подножия горы Зеленская в Темрюкском районе на Тамани. Они считают, что в 6–4 веках до н. э. здесь находился греческий полис, принадлежащий Боспорскому царству, расположенному по обеим сторонам Керченского пролива. Раскопки ведутся уже 3 года, археологи исследовали более 600 захоронений.

По словам главы экспедиции Романа Мимохода, ранее была известна только одна древнегреческая арфа из некрополя Пирея (Афины) — она сохранилась только частично и была обнаружена в могиле 5 века до н. э. Также были найдены колки от арфы из некрополя города Тарант (Великая Греция в Южной Италии) в семейной усыпальнице 3–2 веков до н.э.

Таким образом, арфа, которую нашли на Тамани — одна из самых хорошо сохранившихся из древнегреческих арф, а также одна из самых ранних. Ее треугольная (лукообразная) форма происходит от лука, на котором натягивали струны вместо тетивы. Эти арфы считаются одним из самых древних музыкальных инструментов — их изображения были обнаружены на фресках Древнего Египта. Интересно, что во время церемонии захоронения ее сломали, что являлось частью ритуальной практики в античном мире.

Лира считается исконно греческим инструментом. Детали одной из ее разновидностей — кифары — нашли в воинском захоронении с деталями для крепежа струн и их креплением над декой. Мимоход отметил, что это первая известная ученым находка деталей кифары.

Данные находки подчеркивают то, насколько сильно древнегреческая и местная культуры были связаны.

 

С сайта Гисметео

Пустыня:

Лодочка

 

Древнеегипетская резная фигурка. Сделана примерно в 2010–1961 году до н. э.

Пустыня:

Сфинкс Большой

Редкое фото Большого сфинкса в Гизе до начала раскопок. Скорее всего, снимок был сделан с воздушного шара до 1871 года.

15 фактов о сфинксе с портала Культорология1. Большой сфинкс Гизы, который не является сфинксом.
Специалисты утверждают, что египенского сфинкса традиционным изображением сфинкса не назовёшь. В классической греческой мифологии сфинкс описывался как существо, у которого было тело льва, голова женщины и крылья птицы. В Гизе на самом деле возвышается скульптура андросфинкса, поскольку у него нет крыльев.

2. Изначально у скульптуры было несколько других названий
Древние египтяне первоначально не называли это гигантское существо "Большим Сфинксом". В тексте на "Стеле мечты", датируемой примерно 1400 г. до н.э., Сфинкс упоминается как "Статуя великого Хепри". Когда будущий фараон Тутмос IV спал рядом с ней, то ему приснился сон, в котором бог Хепри-Ра-Атум пришел к нему и попросил освободить статую от песка, а взамен пообещал, что Тутмос станет правителем всего Египта. Тутмос IV откопал засыпанную за века песком статую, которая после этого стала известна как Хорем-Акхет, что переводится как "Гор на горизонте". Средневековые египтяне называли Сфинкса "балхиб" и "билхоу".

3. Никто не знает, кто построил Сфинкса
Даже сегодня люди не знают точного возраста этой статуи, а современные археологи спорят о том, кто ее мог создать. Самая популярная теория гласит о том, что Сфинкс возник во время правления Хефрена (четвертая династии Древнего царства), т.е. возраст статуи датируется примерно 2500 годом до нашей эры.
Этому фараону приписывают создание пирамиды Хефрена, а также некрополя Гизы и ряда ритуальных храмов. Близость этих сооружений с Сфинксом побудило ряд археологов считать, что именно Хефрен приказал построить величественный памятник со своим лицом.
Другие ученые считают, что статуя намного старше пирамиды. Они доказывают, что лицо и голова статуи носят следы явного повреждения водой и выдвинули теорию, что Великий Сфинкс уже существовал во время эпохи, когда регион столкнулся с обширным наводнением (6 тысячелетие до нашей эры).

4. Кто бы не строил Сфинкса, он удирал от него сломя голову после окончания постройки
Американский археолог Марк Ленер и египетский археолог Захи Хавасс обнаружили под слоем песка большие каменные блоки, наборы инструментов и даже окаменелые обеды. Это явно указывает на то, что рабочие настолько спешили убраться подальше, что не захватили с собой даже своих инструментов.

5. Чернорабочих, которые строили статую, прекрасно кормили
Большинство ученых думают, что люди, которые строили Сфинкса, были рабами. Однако их рацион предполагает совсем иное. В результате раскопок под руководством Марка Ленера было установлено, что рабочие регулярно обедали говядиной, бараниной и козлятиной.

6. Сфинкс когда-то был покрыт краской
Хотя сейчас Сфинкс серо-песчаного цвета, когда-то он был полностью покрыт яркой краской. Остатки красной краски до сих пор можно найти на лице статуи, а на теле Сфинкса есть следы синей и желтой краски.

7. Скульптура в течение длительного времени была погребена под песком
Большой Сфинкс Гизы несколько раз становился жертвой зыбучих песков египетской пустыни за время своего длительного существования. Первое известное восстановление почти полностью похороненного под песком сфинкса произошло незадолго до 14-го века до н.э., благодаря Тутмосу IV, который вскоре после этого стал египетским фараоном. Три тысячелетия спустя статуя вновь была погребена под песками. Вплоть до 19 века передние лапы статуи находились глубоко под поверхностью пустыни. Полностью Сфинкс был раскопан в 1920-х годах.

8. Сфинкс потерял свой головной убор в 1920-х годах
Во время последнего восстановления, у Большого Сфинкса отвалилась часть его знаменитого головного убора, а также была серьезно повреждена голова и шея. Правительство Египта наняло команду инженеров, чтобы реставрировать статую в 1931 году. Но во время этой реставрации использовался мягкий известняк, и в 1988 году 320-килограммовая часть плеча отвалилась, едва не убив немецкого репортера. После этого египетское правительство вновь приступило к восстановительным работам.

9. После постройки Сфинкса еще долгое время существовал культ, почитающий его
Благодаря мистическому видению Тутмоса IV, который стал фараоном после того, как откопал гигантскую статую, в 14 веке до нашей эры возник целый культ поклонения Сфинксу. Фараоны, правящие во время Нового Царства, даже строили новые храмы, из которых можно было видеть Большого Сфинкса и поклоняться ему.

10. Египетский сфинкс намного добрее греческого
Современная репутация Сфинкса как жестокого существа произошла из греческой мифологии, а не египетской. В греческих мифах Сфинкс упоминается в связи со встречей с Эдипом, которому он загадал якобы неразрешимую загадку. В древнеегипетской культуре Сфинкс считался более доброжелательным.

11.Наполеон не виноват в том, что у Сфинкса нет носа
Тайна отсутствия носа у Большого Сфинкса породила всевозможные мифы и теории. Одна из наиболее распространенных легенд гласит, что Наполеон Бонапарт приказал отбить нос статуе в порыве гордыни. Однако, ранние эскизы Сфинкса показывают, что носа статуя лишилась еще до рождения французского императора.

12. Сфинкс когда-то был бородатым
Сегодня остатки бороды Большого Сфинкса, которые были удалены со статуи из-за сильной эрозии, хранятся в Британском музее и в Музее египетских древностей, созданном в Каире в 1858 году. Однако, французский археолог Васил Добрев утверждает, что бородатой статуя была не с самого начала, а борода была добавлена позже. Добрев аргументирует свою гипотезу тем, что удаление бороды, если бы она являлась компонентом статуи с самого начала, привело бы к повреждению подбородка статуи.

13. Большой сфинкс — самая древняя статуя, но не самый древний сфинкс
Большой Сфинкс Гизы считается старейшей монументальной скульптурой в человеческой истории. Если считать, что статуя датируется временем правления Хефрена, меньшие сфинксы, изображающие его сводного брата Джедефра и сестру Нетефере II, более старые.

14. Сфинкс — крупнейшая статуя
Сфинкс, длина которого составляет 72 метра, а высота 20 метров, считается крупнейшей монолитной статуей на планете.

15. Со Сфинксом связаны несколько астрономических теорий
Загадка Большого Сфинкса Гизы привела к появлению ряда теорий о сверхъестественном понимании древними египтянами космоса. Некоторые ученые, такие как Ленер, считают, что Сфинкс с пирамидами Гизы является гигантской машиной для улавливании и переработки солнечной энергии. В другой теории отмечается совпадение Сфинкса, пирамид и реки Нил со звездами созвездий Льва и Ориона.


8 современных фотографий большого сфинкса











Пустыня:

Пальмира

Пальмира. Автор фото Bernard Gagnon

Пальмира — один из богатейших городов поздней античности (обычно ограничиваемый III—VI веками н. э.), расположенный в одном из оазисов Сирийской пустыни. В настоящее время на месте Пальмиры — сирийская деревня и развалины величественных сооружений, принадлежащих к числу лучших образцов древнеримской архитектуры и признанных ЮНЕСКО памятником Всемирного наследия. В мае 2015 г. в результате захвата Пальмиры боевиками ИГИЛ* многие памятники, которые не были увезены властями, подверглись разграблению или уничтожению. 27 марта 2016 года сирийская армия при поддержке российских ВКС освободила Пальмиру.

+26



















































Автор на фото указан Petr Ushanov, сами фото взяты на сайте ИстМира.ком
На снимках стоит 2011 год, значит, это еще до нашествия варваров на Пальмиру

Пустыня:

3000-летний чайник

Пустыня:

Ежик

Место обитания: Древний Египет.

Время обитания: 1800 год до н.э.

Материал: глина.


Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)