EricMackay (публикации за 30 июня 2023)4 читателя тэги

Автор: EricMackay

Музей-квартира А.М. Васнецова

На этот раз объединился с Аполлинарием Михайловичем Васнецовым. Он не так известен как старший брат, но особенно дорог любителям истории Москвы и России Раннего Нового времени. Музей очень атмосферный, милые смотрительницы, мне и здесь все очень понравилось.
Находится он в Фурманном переулке, в 10 - 15 минутах ходьбы от Чистых прудов, работает с 10 до 17, в будние дни здесь почти никого нет (по крайней мере, летом), билет - 300 рублей.

image host

скрытый текстАпполинарий Михайлович в 1901 - 1918 годах руководил пейзажным классом Московского училища живописи, ваяния и зодчества и в 1903 году поселился поблизости - в свежепостроенном доходном доме в Фурманном переулке и жил здесь вплоть до кончины в 1933 году.

image host

image host

image host

Фурманный переулок сейчас довольно тихий, однако сто лет назад здесь было не так спокойно - по переулку постоянно курсировали ломовые извозчики, везущие по булыжной мостовой разнообразные грузы от вокзалов на Каланчевской площади на склады в Зарядье и Замоскворечье - с соответствующими звуковыми эффектами. Во дворе дома нередко повлялись бродячие старьевщики, торговцы рыбой, китайцы-фокусники и проч., громко рекламировавшие свои услуги. Аполлинарию Михайловичу вся эта движуха, по воспоминаниям сына, нравилась, напоминая сельскую ярмарку.

image host

Васнецовы (сам художник, его жена Татьяна Ивановна и сын Всеволод) занимали квартиру №21 на третьем этаже. В квартире было пять комнат (гостиная, столовая, спальня, кабинет, детская), комнаты, по нынешним меркам, небольшие, смежные, но с очень высокими потолками.
В 1924 году Васнецовых «уплотнили», оставив им три комнаты. Коммуналка существовала здесь до конца пятидесятых. В 1957 году Всеволоду Аполлинариевичу и его супруге Екатерине Константиновне удалось добиться решения об организации в квартире музея художника. В 1980 году к музею была присоединена квартира напротив, где устроили небольшую галерею.

image host

image host

Музей, таким образом, состоит из двух частей. В квартире №21 восстановлены в изначальном виде три комнаты - гостиная, кабинет и мастерская / столовая. Все вещи тут подлинные.

Гостиная обставлена в стиле ампир. Мебельный гарнитур второй четверти XIX века, старинное венецианкое зеркало. В углу немецкое пианино 1910-х годов - на нем играла хозяйка. На стенах этюды самого хозяина и подарки его друзей - Поленова, Клодта и др. Над диваном два больших портрета - Татьяны Ивановны Васнецовой (подарок ученика и земляка Васнецова - Алексея Исупова, 1911) и девятилетнего Всеволода Аполлинарьевича (написан дядей - Виктором Васнецовым). Около зеркала фотография - ней четверо из шести братьев Васнецовых - Виктор, Аполлинарий, Аркадий и Александр.
Как и у старшего брата, в доме много прекрасной резной мебели выполненной по эскизам самого художника в абрамцевских мастерских и московском Кустарном музее.

image host

image host

image host

image host

image host

В остальные комнаты, к сожалению, попасть можно только с экскурсией и осмотр доступен только наружный.

Кабинет восстановлен по состоянию на 1910 - 1917 годы. На дубовом столе - личные вещи, сытинская карта Москвы. Перед столом кресло-перемет с перекидывающейся спинкой. В углу - «турецкий» диван.
На стене большой зимний пейзаж - «Зимний сон», из нереализованного цикла «Времена года». Слева от него и над диваном два демьяновских этюда - «На погосте. Демьяново» и «Царский пруд. Демьяново». В подмосковном Демьянове Васнецовы до 1917 года снимали летом дачу - в усадьбе Владимира Танеева, брата сомпозитора Сергея Танеева.

image host

image host

При «уплотнении» 1924 года Васнецову, как академику, «дозволили» оставить «лишнюю» комнату - мастерскую. В нее была превращена бывшая столовая. На мольберте вышеупомянутая дача в Демьянове. В углу - раскладной обеденный стол-«сороконожка», с венскими стульями вокруг. На столе стоит старинный сундук-подголовник (XVII век).
На стене, в золоченой раме, картина «Ифигения в Тавриде». Справа вверху, эскиз «Христос-Вседержитель», подарок брата Виктора (создан во время работы над росписями Владимирского собора в Киеве).
В углу у двери - буфет, выполненный в мастерских Троице-Сергиевой лавры по эскизу Аполлинария Михайловича. В углу напротив прекрасный резной шкафчик (похожий на шкафчик в доме Виктора Михайловича, заодно выяснилось его назначение - это оказывается аптечка). Шкафчик, как и два резных табурета, подарок художницы Елены Дмитриевной Поленовой – сестры Василия Поленова.

image host

image host

image host

В оставшихся двух комнатах квартиры после создания музея жили Всеволод Аполлинариевич и Екатерина Константиновна Васнецовы. После смерти Екатерины Константиновны в 1997 году они были присоединены к музею. Здесь сохранена прежняя обстановка быта позднесоветской интеллигентной семьи. Всеволод Аполлинариевич был океанологом-полярником и охотником-любителем - белый медведь, шкура которого висит на стене был добыт на Новой Земле.

image host

image host

В квартире №22, расположенной напротив мемориальной, до исторического материализма проживал адвокат, позднее была страшная коммуналка на 8 персон. В 1980 году ее передали музею и в 1983 году здесь была открыта небольшая галерея. Здесь же находятся касса и небольшой сувенирный магазин.

Первый зал галерии - «Родина».
На одной из стен серия акварелей «Моя Родина». В тяжелых 1918 - 1919 годах, сидя в голодной замерзающей Москве, художник, в качестве психологической компенсации, рисовал родное вятское село Рябово - по памяти и детским рисункам.
Здесь же одна из более ранних работ - цветная автолитография «Двор удельного князя» (1908 - 1909), выполненная для издания Иосифа Кнебеля «Картины по русской истории».

image host

image host

В витрине у окна сохранившиеся вещи из родного дома - ручка, магнит и чернильница, коллекция окаменелостей собранная юным Аполлинарием, офорты с видами родного села и пр.

image host

У другой стены - прекрасный большой буфет, выполненный по эскизу художника в мастерских Кустарного музея (часть большого гарнитура из 18 предметов). Прекрасная резьба, окошки сделаны из слюды.

image host

image host

image host

image host

Справа от двери в следующий зал часть расписного стеллажа из мастерской на Мясницкой. Закончив работу, Васнецов обычно чистил палитру - расписывал остатками красок столы, стеллажи и табуретки.

image host

Следующий зал - «Пейзаж».
Здесь представлены пейзажи выполненные на Урале, в Крыму, Париже и проч. В витрине личные вещи художника (бинокль и проч.) и карта, на которой отмечены места где он писал этюды. В золоченой раме на стене большое полотно «Элегия» (1893), высоко оцененое современниками.

image host

image host

image host

image host

Зал «Пейзаж» как-то незаметно перетекает в зал «Москва и окрестности». В одном углу напротив «Элегии» еще пейзажи Парижа, а в другом уже московские. Стол и стулья из того же гарнитура, что и большой буфет.

image host

image host

image host

Главным украшением зала, да и всей галерии, являются, конечно, мои любимые прекрасные «Гонцы».

image host

Интерес к истории старой России пробудила у художника работа над иллюстрациями к «Песне о купце Калашникове», юбилейного издания 1891 года. С 1900 года он был членом комиссии по сохранению древних памятников Московского археологического общества, с 1906 года - действительным членом Общества. С 1919 года - председателем, позднее почетным председателем Комиссии по изучению Старой Москвы. В 1920-е годы Васнецов практически полностью посвятил себя теме Москвы. Художник сотрудничал с Московским коммунальным музеем (теперь - Музей Москвы), для которого создал серию акварелей, рассказывающих о развитии города.

В зале «Москва» представлены несколько эскизов к известным «московским» картинам.

«Воскресенский мост в конце XVIII века» (1926)

image host

«Мясницкие ворота. Уличное движение в XVII веке» (1926)

image host

«Стены деревянного города. Старая Москва» (1920)

image host

«Красная площадь в конце XVII века» (1925)

image host

В 1922 году А.М. Васнецов выполнил серию автолитографий на основе своих исторических акварелей.

«На крестце в Китай-городе»

image host

«Кремль при Иване Калите»

image host

«Пушечно-литейный двор на Неглинной»

image host

«Кремль при Иване III»

image host

Здесь же небольшая акварель «Сухаревская площадь. У водоразборного фонтана, 1870» (1926)

image host

И этюд «Облака и золотые купала» (1920) - погибший Симонов монастырь.

image host

Еще один буфет и стулья из вышеописанного гарнитура.

image host

Здесь же почему-то прекрасный пейзажик «Абрамцевские дали» (1882 - 1885)

image host

И большая картина «Всё в прошлом / Шум старого парка» (1926), написанная под впечатлением от смерти старшего брата Виктора, которую Аполлинарий Михайлович перенес очень тяжело.

image host

image host

image host

Яузская часть

После музея погулял по бывшей 1-й Яузской части.
Между Чистыми прудами и Садовым сохранилось, к счастью, много исторической застройки, тут скорее нужно себя сдерживать.

image host

скрытый текстВ начале улицы Чаплыгина (Машков переулок) с одной стороны (формально это Большой Харитоньевский) симпатичный доходный дом Грибова (1887).

image host

По нечетной стороне особняк Л. В. Готье-Дюфайе (1898, архитектор Н. И. Якунин; в 1914 надстроен с изменением фасада Д. С. Марковым). Внутри посольство лимитрофа.

image host

Напротив симпатичный доходный дом (1903, архитектор П. В. Яковлев), в котором в детстве жил Григорий Юматов.

image host

На соседней Машковой улице (Добрая Слободка) известный образец лужковского кича - дурацкий дом-яйцо. В нем по прежнему никто не живет.

image host

Фурманный переулок плотно застроен доходными домами.
По нечетной стороне два доходных дома А. Г. Герасимова - 1899 года, архитектор Н. Д. Бутусов и 1897-го, архитектор И. Д. Боголепов.

image host

За ними миленький доходный дом братьев А. Н. и И. Н. Прохоровых (1912, архитектор О. Г. Пиотрович) и доходный дом Г. Е. Бройдо (1910, архитектор Н. И. Жерихов).

image host

Сворачиваем в Малый Козловский переулок.

По нечетной стороне - здание детского приюта (1895, архитектор Д. В. Шапошников).

image host

По четной - особняк А. И. Обуховой (1891). Предположительно, первый проект знаменитого Кекушева (позднее перестроенный).

image host

Далее идем по Большому Харитоньевскому.
По нечетной стороне на углу с Большим Козловским - палаты дьяка Андреяна Ратманова (конец XVII века). Андрей Григорьевич был дьяком Поместного, позднее Военного приказа, собирал десятую деньгу в Сибири и построил эти палаты на нажитое непосильным трудом. После его смерти, впрочем, все его имущество отписали на государя. Позднее здесь жил А. В. Сухово-Кобылин.

image host

Рядом - т. н. палаты Волковых - Юсуповых (XVII век).
Палатами XVII века последовательно владели вице-канцлер П. П. Шафиров, граф П. А. Толстой, меншиковский холуй А. Волков (меньше года), а затем 200 лет - князья Юсуповы. В 1801 - 1803 годах здесь снимал квартиру Сергей Львович Пушкин, а вместе с отцом тут жил и Александр Сергеич (к лучшей части палат не подойдешь).

image host

image host

image host

Напротив, по четной стороне, целый комплекс исторических зданий.

Женский Дом трудолюбия имени М. А. и С. Н. Горбовых (1896, проект И. П. Машкова, архитектор Н. И. Якунинын). Обеспечивал работой (шитьем), дешевыми обедами и яслями малоимущих женщин.

image host

Здание конца XVIII века. С 1801 года крепостной театр Юсуповых, с 1839 года - Московский Работный дом. В Работный дом помещались (по собственному желанию или принудительно) нищие, бродяги, попрошайки, здесь их обеспечивали ночлегом, едой, а также работой, в основном, неквалифицированной.

image host

На углу с Малым Козловским - Ксенинский учебно-ремесленный приют для бедных девочек (1895, архитектор М. К. Геппенер).

image host

Далее по четной стороне в сторону Чистых прудов.

Доходный дом (1911, архитектор Г. А. Гельрих), здесь А. М. Васнецов жил до Фурманного переулка.

image host

Поворачиваем в Малый Харитоньевский.

По четной стороне - особняк купца А. В. Рериха (1909, архитектор С. Ф. Воскресенский). В межвоенный период - посольство Чехословакии. Сейчас - широко известный Грибоедовский ЗАГС (Дворец бракосочетания № 1)

image host

По нечетной стороне - доходный дом (1891, архитектор Б. В. Рутковский), здесь жил А. Я. Чаянов.

image host

Здание Филаретовского епархиального училища (1861, архитектор А. О. Вивьен; 1878 - надстроено третьим этажом, архитектор М. Г. Пиотрович; 1930-е - пристроен портик) занято самотопами которые творят с ним какую-то шойгу.

image host

Далее мы опять поворачиваем. При возвращении нормальных имен московским улицам Чудовскому переулку по каким-то причинам старое название не вернули, а переименовали в переулок Огородная Слобода, по имени слободы которая здесь когда-то располагалась. Переулок совсем короткий, но здесь масса интересного.

По нечетной стороне - деревянный Больничный корпус Мясницкого отделения Чернорабочей больницы (1875, А. А. Мейнгард). Корпус специально построили деревянным, посчитав что каменные строения быстрее пропитываются миазмами, а деревянную постройку всегда можно снести и выстроить новую. Саму больницу при советской власти снесли, но этот корпус чудом уцелел. И до исторического материализма и после здесь располагалось венерическое отделение. Теперь сидит некое Московское агентство организации отдыха и туризма.

image host

image host

Далее по нечетной стороне красивый особняк текстильного фабриканта, крестьянина Коломенского уезда Михаила Щербакова (1885, архитектор П. А. Дриттенпрейс).

image host

Доходный дом А. И. Зиминой (1913, архитектор А. Д. Чичагов)

image host

На углу с Гусятниковым - красивый доходный дом С. Ф. и А. А. Плещеевых (1911, архитектор Б. М. Нилус)

image host

image host

По четной стороне - парк, устроенный еще в досоветские времена. На входе стоит юный Ильич, у которого довольно забавная судьба. Ранбше на его месте стоял Сталин, потом Сталина сменили на Ильича, в 2008 году соседнее дерево не выдержало, упало на статую и расколошматило ее вдребезги. Этого антисоветская Федерация пережить конечно не смогла и уже на следующий год поставила статую взад.

image host

С восточной стороны парка - огромный дом чаепромышленников Высоцких (1900, архитектор Р. И. Клейн). Позднее здесь сидели общество старых большевиков и дом пионеров.

image host

С западной - деревянный дом усадьбы Э. А. Беренса (1871, архитектор М. А. Фидлер). Фронтоном - в Гусятников переулок.

image host

На углу с Гусятниковым - особняк Д. А. Беренса (1892, архитектор Н. И. Якунин). Посольство омерзительной швейцарии.

image host

Ну и хватит, пожалуй.


Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)