EricMackay (публикации за 19 сентября 2023)4 читателя тэги

Автор: EricMackay

Кусково. Дворец

Съездил в Кусково. Место прекрасное, конечно, но... Неудобно добираться, функционирует в рамках какой-то своей неведомой внутренней логики (в этот раз, например, не работали Итальянский и Голландский домики, а картинная галерея работала только до трех), ну и слишком много людей которые неизвестно зачем сами себя мучают ходя в подобные места, вместо того чтобы заняться чем-нибудь более им подходящим.

image host


скрытый текстСын петровского фельдмаршала граф Петр Борисович Шереметев (1713 - 1788) женился на наследнице огромного состояния князей Черкасских Варваре Алексеевне, которое и употребил, помимо прочего, на превращение собственного имения Кусково в парадиз. Дело его продолжил сын, Николай Петрович (1751 - 1809), завзятый театрал, содержавший знаменитый крепостной театр и даже женившийся на его приме - Прасковье Ковалевой, более известной по сценическому псевдониму Жемчугова. Прасковья вскоре умерла от родов, безутешный вдовец ненадолго ее пережил и имение унаследовал их единственный сын, граф Дмитрий Николаевич (1803 - 1871), известнейший меценат. Последним владельцем Кусково был старший сын Дмитрия Николаевича - граф Сергей Дмитриевич Шереметев (1844 - 1918).

Из трех частей имения сохранилась только центральная часть с регулярным парком и основным архитектурным ансамблем. Центральной его частью является Дворец или Большой дом. Он построен в 1769 - 1775 годах, в стиле раннего классицизма. Дворец деревянный и одноэтажный, с антресолями и хозяйственным цокольным этажом. Обращенный к пруду фасад дворца украшают три портика, фронтон центрального украшен резьбой вокруг вензеля графа Петр Борисович Шереметева. К входу ведут белокаменная лестница и два пандуса для карет, охраняемые сфинксами. Тыльная сторона дворца обращена к парку.
Внутри дворца две анфилады смежных комнат, парадных и частных. Дворец предназначался, в общем, скорее для приемов, а не для жизни и большинство его парадных комнат имеют соответственное назначение, отражая эту его функцию. Интерьеры дворца частью сохранились, частью воссозданы по сохранившимся описям. Снимать внутри тяжело из-за освещения и толп вышеописанных граждан.

image host

image host

image host

Парадные сени
Первая парадная комната у главного входа. Стены и пилястры расписаны под мрамор. Декоративные алебастровые вазы расписаны под бронзу. «Античные» скульптурные рельефы тоже не рельефы - роспись-гризайль создает эффект рельефа. Потолочный фонарь на шесть свечей оригинальный, Россия, XVIII век. Мраморные канделябры - вторая половина XVIII века.

image host

image host

image host

Прихожая гостиная
Слева от Парадных сеней, из нее можно пройти в Шпалерную и Танцевальный зал. Часть фламандских шпалеров сперта мерзкими лягушатниками в 1812 году и их место теперь занимают картины. В гостиной, как и во многих других комнатах, прекрасная русская изразцовая печь сочетается с западным камином, прикрытым пышным экраном. Мебель XVIII века, фарфоровые западноевропейские, китайские и японские вазы - тоже XVIII век. Над камином и дверьми, как и в других комнатах живописные панно - «десюдепорты». На стене - тканый портрет Екатерины II (1766 год, Петербургская шпалерная фабрика, Василий Фирсов, по оригиналу П. Родари).

image host

image host

image host

Шпалерная гостиная
Тутошние фламандские шпалеры мерзкие лягушатники покрасть не успели. Кресла обиты фламандской же тканью в тон шпалерам. У камина бюсты владельцев усадьбы – гр. Петра Борисовича Шереметева и его супруги Варвары Алексеевны (1784 год, академик Федор Шубин). Ломберный столик XVIII века.

image host

image host

image host

image host

image host

Малиновая гостиная
Малиновая (Наугольная) гостиная соединяет южную и западную анфилады Дворца. На стенах портреты царственных особ бывавших в усадьбе (Екатерины II и Елизаветы Петровны - копии с оригиналов Ф. С. Рокотова и И. Аргунова и великого князя Павла Петровича и вел. кн. Марии Федоровны - Д. Левицкого) и владельца - гр. П.Б. Шереметева (Н. Б. Делапьер). У зеркала - бюсты фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева и его супруги, графини Анны Петровны, работы того же академика Ф. Шубина. В углу за резным деревянным футляром (1789 - 1792 годы, московская мастерская Павла Споля) - механический органчик, воспроизводивший модные концерты, танцы и увертюры к операм. Перед органчиком - курительница той же мастерской.

image host

image host

image host

image host

image host

image host

image host

Парадная спальня
Парадная спальня - дань соответствующей французской моде, фактически еще одна гостиная. В алькове резная золоченая кровать со сложным балдахином. Альковная ниша обрамлена лепным растительным орнаментом и резной балюстрадой работы И. Юста. Стены обиты штофом. На стене - портрет графа П. Б. Шереметева (1747 год, Г. Гроот) и настенные французские часы (мастерская Шарля Буля, первая половина XVIII века). На потолке - живописный плафон неизвестного крепостного художника «Невинность на распутье между Мудростью и Любовью». Невинность изображена в виде девушки в белоснежных одеждах, Мудрость и Любовь олицетворяют богини Минерва и Венера.

image host

image host

image host

image host

image host

Кабинет - конторка
За парадной спальней идут несколько гораздо более скромных владельческих комнат. В кабинете, к сожалению, очень темно и почти ничего не видно. Кабинет обшит дубовыми панелями, изначально они были украшены картинами выполненными пастелью, но еще в XVIII веке их убрали, остались лишь следы. Теперь стены украены лишь т. н. картинами-обманками. Здесь же находится единственная во дворце «архитектурная» печь в виде колонны.

image host

image host

image host

Личная уборная
Далее идет личная уборная, тоже очень темная. Она обита ситцем и обставлена весьма разношерстно, в модном в XVIII веке стиле шинуазри («китайщина»). На одной из стен фиктивная потайная дверь.

image host

image host

Диванная
Диванная устроена по моде екатерининских времен. Русский диван XVIII века, на стене овальные пастели-«головки» - подражания неизвестных художников XVIII века в духе знаменитых «женских головок» П. Ротари. За диванной - библиотека, но туда нет доступа.

image host

Вседневная опочивальня
Предназначалась для дневного отдыха хозяев. Стены обиты шелком, камин декорирован французскими мраморными вставками с росписью «в помпеянском стиле», вошедшем в моду во второй половине XVIII века благодаря раскопкам Помпеи. На стене портрет калмычки Аннушки - любимой воспитанницы графини Варвары Алексеевны Шереметевой (И. П. Аргунов, 1767 год).

image host

image host

image host

Картинная
Далее снова идут парадные комнаты. Картины XVI - XVIII века размещены по принципу характерной для восемнадцатого столетия века сплошной шпалерной развески

image host

image host

image host

Танцевальный зал
Самая большая комната дворца, устроенная на манер Зеркальной галереи Версаля. Потолок украшен живописным плафоном «Слава рода Шереметевых», площадью более 110 квадратных метров (Луи Лагрене Старший, 1761 - 1762).

image host

image host

image host

image host

image host

image host

image host

Карточная
Проходная комната между Парадными сенями и Танцевальным залом. Обивка стен и кресел восстановлена по образцам XVIII века. Ломберные столики - работы русских и французских мастеров.

image host

image host

image host

image host

Бильярдная
Проходная комната между Карточной и Столовой. Бильярд в России получил распространение со второй половины XVIII века. Английский бильярдный стол XVIII века. На камине панно «Пейзаж с руинами у воды» итальянского художника-декоративиста Антонио Перезинотти. На потолке живописный плафон работы неизвестного художника середины XVIII века и четыре овальных медальона с персонифицированными изображениями времён года.

image host

image host

image host

image host

Столовая
Стены отделаны резными филёнками с золоченой резьбой. Полукруглая ниша расписана под трельяжную беседку, увитую виноградными лозами (И. Юст, 1770-е). В нише - горка предназначавшаяся для демонстрации лучших образцов фарфора и бюст Александра Македонского (XVIII век). На столе - имитация обеда XVIII века. На потолке - живописный аллегорический плафон «Юнона» (Карл Легрен, середина XVIII века). У входа парные портреты Бориса Петровича и Анны Петровны Шереметевых и Алексея Михайловича и Марии Юрьевны Черкасских (И. Аргунов, 1760-е годы).

image host

image host

image host

image host

image host

image host

Еще несколько комнат недоступно для посещения.

Рядом с Дворцом располагается церковь Спаса Всемилостивого, редкий образец «аннинского барокко», самая старая постройка усадьбы (1739 год). Деревянная колокольня построена позднее - в 1792 году.

image host

За церковью располагается служебная постройка - нарядно отделанный Кухонный флигель (И. С. Аргунов, 1755). В нем размещались кондитерская, скатертная, комната с полками для «поклажи серебра», хлебная, «кафейная», «кухня называемая французская» и собственно кухня. Сейчас здесь сидит экскурсионное бюро. Рядом с флигелем - каретный сарай.

image host

image host

Кусково. Грот, парк и прочее.

По правую руку от Дворца находится построенный в 1756 - 1761 годах павильон Грот.
Подобные павильоны были популярны в Западной Европе в XVI - XVIII веках - в южных странах строились как купальни у прудов, в северных - как места отдыха в жаркие дни, места приемов и проч. Недавно Грот был, впервые за 100 лет, отреставрирован и выглядит теперь гораздо лучше.

image host


скрытый текстimage host

Павильон построен в стиле рококо, под руководством архитектора Ф. С. Аргунова и прекрасен с любого ракурса. Дверные и оконные решетки выполнены мастерами знаменитого села Павлово.

image host

image host

image host

image host

image host

Внутри Грот состоит из трех частей - центрального зала и двух кабинетов, северного и южного, в оформлении которых преобладают, соответственно холодные и теплые тона.

Стены центрального зала расписаны под мрамор, он накрыт высоким куполом.

image host

image host

В зале выставлены новые приобретения музея - ракушечные скульптуры «Дантист» и «Скупой муж» (Германия?, конец XVIII - первая половина XIX века), уникальный комплект «гротической» мебели в форме ракушек (Италия?, конец XIX - начало XX века), кресло из мастерской Павла Споля (1792 - 1796) и проч.

image host

image host

Оба кабинета Грота имитируют экзотические подводные пещеры и богато декорированы разноцветным туфом и гипсовой лепниной, с кусочками стекла и зеркал и раковинами из Средиземного, Красного, Японского, Черного морей и водоемов Подмосковья (всего 23 вида). В нишах установлены деревянные и глиняные «куклы» в половину человеческого роста, украшенные морскими и речными раковинами. Здесь же помещаются теперь и ракушечные панно. Оформлением кабинетов в 1761 - 1775 годах занимался специальный «гротический мастер» Иоганн Фохт.

image host

image host

image host

***
За Гротом располагается искусственный Итальянский пруд, с устроенными напротив павильона менажереями («домиками для уточек» тм). Там жила разнообразная водоплавающая птица. Оригинальные менажереи не сохранились, нынешние - новодел.
На другом берегу пруда - Итальянский домик (построен в 1754 - 1755 годах). Он, к сожалению, был закрыт.

image host

image host

***
По левую руку от Дворца - Швейцарский домик (Н. Л. Бенуа, 1870 год). Первый этаж деревянного дома расписан под кирпич, второй богато украшен резьбой. Здесь жил последний владелец усадьбы - гр. С. Д. Шереметев, а сейчас сидит дирекция музея.

image host

Еще дальше влево - Голландский домик (1749 год), одна из первых построек усадьбы. Он тоже, к сожалению, был закрыт.

image host

image host

***
Перед Дворцом огромный пруд, по которому в XVIII веке плавала яхта, салютовавшая гостям пушечными залпами.

image host

Позади Дворца регулярный французский парк, с лабиринтами, партерами (фигурными посадочными грядами) и прочим. При гр. С. Д. Шереметеве парк был окружен лесными насаждениями. Парк богато украшен мраморной скульптурой XVIII века (около ста статуй и бюстов), недавно также отреставрированной.

Крупнейшая из скульптур - Скамандр, бог реки, протекавшей в Трое (не позднее 1763 года).

image host

image host

За дворцом - обелиск подаренный гр. П. Б. Шереметеву Екатериной II в 1785 году, о чем свидетельствует соответствующая табличка. Табличка с другой стороны отмечает посещение усадьбы императорской семьей столетием спустя - в 1886 году, при гр. С. Д. Шереметеве.

image host

image host

image host

На другом конце парка - т. н. Екатерининский столб - статуя Минервы на мраморной колонне подаренной той же Екатериной II, по случаю визита в 1775 году. Минерва символизирует саму императрицу.

image host

image host

На заднем плане 200-летняя лиственница.

image host

image host

image host

image host

image host

Справа от Екатерининского столба - Трельяжная беседка (вольер для птиц). В ней содержались разнообразные редкие птицы. Нынешняя - новодел-реконструкция. Внутри сидят павлины и смотрят на людишек.

image host

image host

Еще правее - остатки т. н. Воздушного театра - зеленого театра под открытым небом.

image host

image host

image host

Кусково. Эрмитаж и венецианское стекло.

Павильон Эрмитаж построен в 1765 - 1767 годах и изначально предназначался для встреч избранных друзей хозяина имения. На первом этаже располагались хозяйственные помещения, на втором - круглый зал с примыкающими к нему кабинетами-фонариками в виде лепестков. Гости попадали на второй этаж с помощью механического лифта, с помощью другого наверх поднимался накрытый стол, что позволяло обходиться без непосредственного присутствия прислуги. В XIX веке лифты были разобаны и заменены винтовой лестницей в одном из лепестков.
Внешний облик павильона соединяет в себе черты классицизма и рококо. Внутренние интерьеры почти не сохранились. Сейчас павильон используется для проведения выставок.

image host

скрытый текст image host

image host

image host

image host

image host

***


До 5 ноября 2023-го в Эрмитаже проходит выставка венцианского стекла из крупнейшей в России коллекции кусковского Музея керамики - Vetro artistico.

image host

скрытый текстimage host

image host

image host

Сфотографировал, в общем, все 80 выставленных предметов).

В середине - бокал XVII века (гутное выдувание); слева - расписанные золотом держатели для бутылок с маслом и уксусом, XVIII век; справа гутный позолоченный кувшинчик XVII века и гутный стакан XVIII века с филигранью.

image host

Чаша, гутное выдувание, роспись эмалью и золотом, первая половина XVI века; сосуд в форме кораблика, XVII век (делались это время только в Венеции, стоили безумных денег и обычно подносились царственным особам и т. п.).

image host

Сосуды из халцедонового / агатового стекла - одного из величайших достижений венецианской промышленности. Вверху - бокал XVIII века; справа сосоды с крышками XVI века; слева - чаша XVII века; внизу - популярная в XVI стеклянная фляга (считалось что вода в них сохраняется лучше).

image host

Вверху вазочка XVII века, филигрань и чаша XVII века, кракле; внизу - сосуд XVI века, филигрань типа ретичелло и вазочка XVIII века, филигрань типа ретортоли.

image host

Вверху, справа - бокал XVII века в форме сапога, гутное выдувание; фигурка мавра XVIII века, литье; стакан XVIII века,формование.
Внизу - популярные в XVII - XVIII веках стеклянные фрукты-обманки (лимоны и гранат), выдувавшиеся в специальные формы, повторявшие фактуру фруктов (XVIII век).

image host

Слева - сосуды для розовой воды, конец XVII - начало XVIII века, экспортировались на Восток (синее стекло венецианцы умели делать с конца XIV века); справа - химические сосуды (для дестилляции), XVI век (химическое стекло венецианцы также делали с XIV века).

image host

Слева вазы второй половины XIX века, вверху - дымчатого стекла и двухслойного цветного, со стеклянной крошкой, внизу - желтого стекла с филигранью.
Справа вверху дымчатый графин и стакан с распылением золота, вторая половина XIX века, внизу - еще одна желтая ваза с филигранью.
В центре - зеркало второй половины XIX века в деревянной раме украшенной смальтой.

image host

Слева вверху: кувшинчик-«мушель» («моллюск»), авантюриновое стекло, филигрань, выдувание в форму и вазочка, миллефиори; внизу: вазочки авантюринового стекла с филигранью.
Справа вверху: еще один кувшинчик-«мушель» авантюринового стекла с филигранью и вазочка бесцветного и цветного стекла; внизу - третий кувшинчик-«мушель» того же типа и аналогичный графин. Все вещи второй половины XIX века.
В центре - еще одно зеркало второй половины XIX века в деревянной раме украшенной смальтой.

image host

Вверху - сосуд XVIII века с декором «перистое стекло»; внизу слева - вазочки фиолетового цвета конца XVI века (синее, зеленое и фиолетовое стекло венецианцы умели делать с конца XIV века); справа - сосуды второй половины XVII века с декором «перистое стекло».

image host

На втором этаже представлены в основном предметы конца XIX века, когда венецианская стекольная промышленость после долгого периода упадка, вновь переживала подъем.

Люстра типа «чиокка» («букет цветов»), вторая половина XIX века. Неизменно популярный венецианский продукт.

image host

Предметы 1880 -1890 годов, разные типы стекла и техники изготовления (гутное выдувание, лепка, свободное выдувание, литье)

image host

Вверху ваза авантюринового стекла 1860 - 1880 годы; внизу слева - ваза мозаичного стекла в технике миллефиоре, вторая половина XIX века и кувшин 1867 года, выдувание в форму; справа - ваза, стакан и чашка авантюринового стекла, 1860 - 1880 годы.

image host

Предметы 1860 - 1890 годов, разные типы стекла и техники изготовления (филигрань, лепка, гутное выдувание и проч.). Люстра второй половины XIX века.

image host

Предметы 1860 - 1900 годов, разные типы стекла и техники изготовления (филигрань, лепка, гутное выдувание и проч.).

image host

Предметы 1860 - 1890 годов, разные типы стекла и техники изготовления (филигрань, лепка, гутное выдувание и проч.).

image host

Предметы 1870 - 1880 годов, разные типы стекла, гутное выдувание.

image host

Люстра второй половины XIX века.

image host

Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)