Архив Шано (публикации за 4 декабря 2018)5 читателей тэги

Автор: Шано

* * *

Из истории вещей... печатная машинка

http://history-life.ru/post124192339/?upd

Печатная или пишущая машинка - когда-то эта вещь была принадлежностью тех, кого принято называть людьми интеллектуальных профессий: ученых, писателей, журналистов. Бойкий стук по клавишам раздавался и в приемных высоких начальников, где за столом рядом с печатной машинкой восседала очаровательная машинистка-секретарь. Теперь другое время и печатные машинки уже почти ушли в прошлое, на смену им пришли персональные компьютеры, сохранившие от печатной машинки лишь клавиатуру. Но может быть не будь печатной машинки не было бы и компьютера? Кстати, у печатной машинки есть и свой праздник - День печатной машинки, и отмечается он 1 марта.



Старая печатная машинка начала XX века



скрытый текст[MORE=читать дальше]

Легенды и исторические источники рассказывают нам о том, что первая пишущая машинка была разработана  аж триста лет назад в 1714 Генри Миллом, и он даже получил патент на изобретение от самой английской королевы. Но вот только изображения это машинки не сохранилось. Настоящую же, действующую машинку, впервые представил миру итальянец по имени Терри Пеллегрино в 1808 году. Его пишущий аппарат был сделан для  его слепой подруги,  графини  Каролины Фантони де Фивизоно, которая так смогла общаться с миром, ведя на машинке переписку со своими друзьями и близкими.




 



Старые печатные машинки с "необычной" раскладкой клавиатуры


Идея создания идеальной и удобной печатной машинки захватила умы изобретателей и с течением времени в мире начали появляться различные модификации этого приспособления для письма.  В 1863 году наконец-то появился предок всех современных печатных машин:  американцы Кристофер Лехтем Шоулз (Christopher Sholes) и Самуэль Суле (Samuel Soule) – бывшие типографы -  придумали сначала устройство для нумерования страниц в счетных книгах, а потом поэтому принципу создали работоспособную машинку, печатающую слова. Патент на изобретение был получен в 1868 году. Первый вариант их машинки имел два ряда клавиш с цифрами и алфавитным расположением букв от A до Z (строчных букв не было, только заглавные; так же не было цифр 1 и 0 – вместо них использовались буквы I и O), однако такой вариант оказался неудобным. Почему? 



 


   


Есть легенда, согласно которой при быстром последовательном нажатии на буквы, расположенные рядом, молоточки с литерами застревали, вынуждая останавливать работу и руками разгребать затор. Тогда Скоулз придумал клавиатуру QWERTY - клавиатуру, которая заставляла машинисток работать медленнее. Согласно еще одной легенде, брат Шоулза проанализировал сочетаемость букв в английском и предложил вариант, в котором наиболее часто встречающиеся буквы разнесены максимально далеко, что позволяло избегать залипаний при печати.  



Печатные машинки с уже привычной раскладкой клавиатуры



Рекламная открытка печатных машинок фирмы "Monarch"


Различные типы машин на протяжении определенного периода, постепенно становились более практичным для ежедневного использования. Были и машинки с иным расположением клавиатур, но...  Классический Ундервуд (Underwood Typewriter) появившийся  в 1895 году смог добиться господства в начале 20-го века, и большинство производителей стали делать свои печатные машинки уже в том же стиле.


 


[flash=480,385,http://www.youtube.com/v/KhmYdjlosdE&hl=ru_RU&fs=1&]


Принцип работы одной из модификаций печатных  машинок Williams Typewriter demonstration



Старая открытка - девушка с пишущей машинкой


Каких только нет и не было печатных машинок. Печатные машины специального назначения: стенографические, бухгалтерские, для письма формул, для незрячих и другие.


    


Печатные машинки для разных сфер деятельности


Была даже альтернатива - печатные машинки без... клавиатуры. Это так называемые индексные пищущие машинки:  одна рука работает с указателем, который выбирает нужную букву в индексе, а другая рука нажимает на рычаг для печатания буквы на бумаге.  Такие машинки были очень дешевыми по сравнению с обычными и пользовались спросом у домохозяек, путешественников, любителей-графоманов  и даже у детей. 


 


Индексные печатные машинки


 


[flash=480,385,http://www.youtube.com/v/-OkxMdTRIFs&hl=ru_RU&fs=1&]


Принцип работы индексной печатной машинки The Mignon Index Typewriter - 1905


И немного про русскую раскладку клавиатуры -  ЙЦУКЕН... история ее появления такова: увы, но придумана она была в Америке в конце XIX века. Тогда все фирмы выпускали машинку только с одним вариантом раскладки ­ ЙIУКЕН. Это не опечатка – привычный нам ЙЦУКЕН появился только после реформы русского языка, в результате которой из алфавита исчезли "ять" и "I". Так что мы сейчас имеем на компьтере все то, что изобреталось до нас веками... Сами же пишущие машинки стали антикварной ценностью и могут вполне восприниматься как произведения искусства.


 


Мадам-секретарь


Заинтересовавшиеся этой темой могут посетить еще и интересные сайты (увы, на английском языке):




 

P.S. Все фотографии представленных печатных машинок кликабельны и увеличиваются до большого размера.            



[/MORE]

* * *

История городского транспорта

http://www.liveinternet.ru/community/4455235/post176280212

На протяжении нескольких тысяч лет человек в своем развитии прошел этап от момента изобретения колеса до освоения вселенной. А с  увеличение числа крупных городов в Европе возникла острейшая необходимость в возникновении и развитии общественного транспорта.


Извозчики




скрытый текст[MORE=читать дальше]Общественным транспортом в то время являлись наемные экипажи с кучером — извозчики, услугами которых пользовались в основном учащиеся, мелкие служащие, чиновники и приказчики. В конце XIX века число извозчиков превысило 20 тысяч. Извозчикам было положено носить специальную бляху с номером и шапку с желтой лентой, а также красить экипажи в желтый цвет. Самыми дорогими извозчиками считались “лихачи”. У них и лошади, и экипаж был лучше, сами они были виднее и богаче. “Лихачи” выжидали выгодного случая у театров, ресторанов и других мест, где появлялась богатая публика.


[more]



Аркадий Шайхет   Извозчик и автомобиль. Площадь Революции. Москва  1937 г.



Омнибус



Первые городские общественные кареты, ходившие по постоянным маршрутам через более-менее постоянные интервалы, впервые были пущены в Париже в 1662 году при Людовике XIV. Они вмещали восемь пассажиров, а проезд стоил 5 су.



4 июля 1829 года каретный мастер Джордж Шиллибир из Блумсберри, побывав во Франции, представил общественную карету, запряжённую тройкой лошадей. Так в начале 19 века в Лондоне появились омнибусы, представлявшие собой  вагончик на конной тяге,  двигавшийся  по городской мостовой.







Поездка на омнибусе не всегда была приятной. В холодное время пол выстилали соломой, и под множеством ног она превращалась в грязное месиво, особенно в сырую погоду. Позднее её стали подстилать под особые решетчатые полы. Часто поездка была чрезвычайно медленной на переполненных транспортом улицах Лондона. 30 января 1836 года "Таймс" опубликовала для своих читателей инструкцию, которая должна была, по мнению газеты, сделать поездки на омнибусе более приятными. Вот она:





Омнибусный закон



1. Не ставьте ноги на сидения.



2. Не следует забиваться в тёплый уголок и затем открывать окно, чтобы северо-западный ветер надул шею вашему соседу.



3. Держите деньги наготове, когда соберётесь сходить. Если ваше время ничего не стоит, время других может быть бесценным.



4. Не возлагайте на кондуктора обязанность искать вам сдачу: он не банкир.



5. Сидите, ровно расположив свои конечности, а не растопырив ноги под прямым углом так, что они занимают место на двух человек.



6. Не плюйте на солому. Вы не в свинарнике, а в омнибусе, едущем в стране, которая хвалится своей чистотой.



7. Будьте почтительны к женщинам и не вгоняйте беззащитную девушку в краску, потому что она не может спастись от вашей грубости.



8. Если вы везёте собаку, пусть она будет маленькая и на поводке.



9. Не вносите огромных тюков – омнибус не фургон.



10. Приберегите перебранки и споры для чистого поля. Звук вашего голоса может быть музыкой в ваших ушах, но, возможно, не в ушах ваших попутчиков.



11. Если вы начнёте обсуждать политику или религию, говорите сдержанно: все имеют равные права на своё мнение и все имеют равные права не подвергать его необоснованным потрясениям.



12. Воздержитесь от манерности и высокомерия. Помните, что вы едете всего за шесть пенсов на расстояние, которое в наёмной карете будет вам стоить несколько шиллингов; и что если ваша гордость ставит вас выше плебейских мест, ваш кошелёк должен позволить вам проявить аристократическую снисходительность.



В Санкт-Петербурге этот вид транспорта пустили по городским улицам уже в 1832 году. Эта разновидность гужевого транспорта стала предшественницей современного автобуса – многоместного автомобиля для пассажирских перевозок.



Правила не потеряли актуальности, не правда ли?



Конка.



Талантливые конструкторы позапрошлого века спроецировали идею железнодорожного вагона, движимого силой тепловоза, на обычный многоместный экипаж, движимой силой одной или нескольких лошадей.Официально признанным творцом предшественника трамвая был американский инженер Луба, под его руководством в середине 19 столетия была построена целая сеть городских рельсовых линий в Нью-Йорке.





Отечественный вариант, именуемый «конкой» был создан в 60-х годах позапрошлого столетия. Первые рельсы в городской черте проложили в столице Российской Империи – Санкт-Петербурге. Этот проект реализовал инженер Домантович. Язвительные петербуржцы очень быстро нарекли данный транспорт прозвищем «сорок мучеников». Именно это сленговое наименование наиболее точно отображает все недостатки конструкции конок – отсутствие амортизаторов, неспешное и нерегулярное движение, постоянную переполненность вагона.



Конка в Москве, 1900 год



3788693_ (700x467, 62Kb)



Пассажирам следовало входить и выходить из вагона только в местах остановки или тихого хода, причем соскакивать нужно обязательно по направлению движения. Возможно, что именно с тех времен петербуржцы стали видеть особое удальство в том, чтобы на ходу выпрыгивать из вагонов - сначала конки, а позже - трамваев. Привычка оказалась стойкой и сохранялась до тех пор, пока двери трамваев не стали закрываться автоматически и не исчезли наружные поручни и подножки.





Конки, к счастью современных горожан, прослужили в качестве городского транспорта до конца 19 столетия, пока их не вытиснили более прогрессивные виды многоместных самодвижущихся экипажей. 



Паровик





Конно - железные дороги при всей их прогрессивности имели серьезные недостатки: невозможность перевозок больших масс людей, низкие скорости передвижения, необходимость содержания конного хозяйства и штата людей, его обслуживающего и т.п. В 70-е годы XIX века в США была сделана попытка замены конной тяги на механическую - были опробованы вагоны с паровыми и пневматическими машинами. Скорость локомотива достигала 35 км/ч. 



В Петербурге первый паровик немецкой фирмы “Краусс и Ко” появился в 1881 году и возил два вагона по Лесному проспекту. Паровики страшно громыхали, густым дымом отравляли воздух, пугали лошадей и извозчиков и тоже не могли одолеть крутые подъемы. Вот что вспоминает, работавший кондуктором, будущий писатель К.Г. Паустовский: «Маленький паровоз, похожий на самовар, был вместе с трубой запрятан в коробку из железа. Он выдавал себя только детским свистом и клубами дыма. Паровоз тащил четыре дачных вагона. Они освещались по вечерам свечами, электричества на паровичке не было». Обслуживание горожан паровиками осуществлялось чуть более 40 лет. В дни блокады Ленинграда из-за дефицита электроэнергии паровики вновь были выведены на линии и проработали некоторое время перевозя пассажиров и грузы.



Пригородная паровая конка на Староневском проспекте. Начало 1900-х гг.



Трамвай



Создателями этого детища технической революции считают немецкого инженера В. Сименса, российского конструктора Ф. Пироцкого и американского изобретателя Л. Дафта. Первые трамваи появились в городской черте в 80-х годах 19 века. Самые первые успешные опыты Ф.А.Пироцкого по электроприводу вагона городской конки были произведены в Петербурге в 1880 году. Первая трамвайная линия прошла в городской черте Киева (в 1892 году  - на 10 лет раньше чем в Москве и на 15 лет раньше, чем Санкт-Петербурге) по инициативе инженера Струве А.Е.





Успешная эксплуатация электрического трамвая показала достоинства электротяги. При одинаковой с паровым локомотивом массе трамвай имел большую (примерно в три раза) мощность, чем паровик, и скорость движения также была в три раза больше, что увеличивало пропускную способность дороги и ускоряло транспортировку пассажиров и грузов.


 Парижский трамвай. 1881г.




Первый русский трамвай. Фото из журнала "Огонек" 1915 г. №10. 


Вот текст, размещенный под этим фото: "Самара недавно праздновала торжество открытия своего электрического трамвая, сооруженного и оборудованного русскими силами без участия иностранцев. Не многие города могут похвастаться этим!" 


В начале XX века трамваи были неотъемлемой частью любого достаточно крупного города.




Трамваи применялись и в боевых действиях, а некоторые из них имели даже собственное бронирование и артиллерийское вооружение, как например, принимавший вВ революционных событиях в Москве 1917года  бронетрамвай.




Автобус


Автобус (сокращение от автомобиль-омнибус) — безрельсовое механическое транспортное средство, предназначенное для перевозки 7 и более пассажиров, и приводимое в движение энергией, запасённой, или производимой из топлива, хранящегося на борту.


Первый автобус с двигателем внутреннего сгорания был сконструирован в конце 90-х годов 19 века. Творцами этого механического чуда были конструкторы компании «Бенц» в 1894—1895 годах. Он вмещал 8 пассажиров и курсировал по 15-километровой трассе между немецкими городами Зиген, Нетфен и Дойц.


Первый в мире автобус с двигателем внутреннего сгорания






В России первый автобус с двигателем внутреннего сгорания был построен в Санкт-Петербурге в 1903 году на фабрике «Фрезе». Он имел открытый кузов, который вмещал 10 человек. На автобусе был установлен одноцилиндровый мотор мощностью 10 лошадиных сил. Автобус мог развить скорость до 15 км/ч.


Автобус на Сенатской площади. Фото. Между 1910 и 1912гг.




Русская пасхальная открытка с крайне нетипичным рисунком (автобус) 1910-х годов




В 1926 году на базе родоначальника советской автоиндустрии завода «Автомобильное Московское общество» производят модель АМО-Ф15 – первый советский 14-местный автобус.


 




Но самой известной моделью советских автобусов, без сомнения, является «ЗИС-8» - пассажирская модификация грузовика ЗИС-5. Именно ЗИС-8 стал основой системы общественного городского транспорта. Этот автомобиль развивал скорость до 60 км/час и производился на множестве автомобильных фабрик СССР (в Ленинграде, Харькове, Киеве). Эти автобусы даже экспортировались за рубеж (16 машин «уехали» в Турцию уже в 1934 году). Именно эти автобусы ассоциируются со зловещими «черными воронами» НКВД, именно этот автобус, по версии режиссера культового сериала «Место встречи изменить нельзя» является транспортным средством Московского уголовного розыска.




Появление такого транспортного средства, как автобус спровоцировало борьбу с шумными и дорогостоящими (прокладка транспортных линий) трамваями.


Троллейбус


Первый троллейбус был в создан в Германии инженером В. фон Сименсом. Электросъём осуществлялся восьмиколёсной тележкой (Kontaktwagen), катившейся по двум параллельным контактным проводам. Провода располагались достаточно близко друг от друга, и при сильном ветре нередко перехлёстывались, что приводило к коротким замыканиям. Экспериментальная троллейбусная линия протяжённостью 540 м (591 ярд), открытая компанией Siemens & Halske в предместье Берлина Галензе , действовала с 29 апреля по 13 июня 1882.


«Electromote» Сименса — первый в мире троллейбус. 1882 год.




В России инженер В. И. Шуберский предложил проект троллейбусной линии Новороссийск — Сухум ещё в 1904—1905 годах. Несмотря на глубокую проработку проекта, он так и не был осуществлён.




Первая троллейбусная линия была построена лишь в 1933 году в Москве. Первыми троллейбусами Советского Союза стали машины ЛК-1, названные в честь Лазаря Кагановича.




ЯТБ-3 – двухэтажный троллейбус




Донором проекта отечественного двухэтажного троллейбуса стал аналогичный образец от  English electric company, приобретенный в Англии в 1937 году. На основе этого изделия советские мастера собрали уникальное транспортное средство высотой в 470 сантиметров. Общее количество пассажирских мест в ЯТБ-3 (Ярославского автозавода)равнялось 72, но идея двухэтажного транспорта не пережила конкуренции с предложенной моделью «сочлененного» варианта. К началу 50-х годов двухэтажные троллейбусы стали автомобильной экзотикой.





Троллейбусы быстро завоевывали популярность у горожан, разъезжая по центральным улицам города. Троллейбус относится к числу экономичных и экологически безопасных видов транспорта. Электрический двигатель работает бесшумнее ДВС. Способен трогаться с места и быстро набирать скорость без переключения передач. 


Троллейбусной столицей мира можно смело назвать Москву, которая обладает самой крупной в мире троллейбусной сетью (еще с советских времен).


Такси.


Это cлово знакомо каждому человеку, живущему в городе, большом и не очень. Cколько раз нам приходится вcпоминать про этот, по истине беcценный транспорт. Опаздываем ли мы на работу или важную встречу,торопимся в аэропорт или спешим на поезд, не можем сесть за руль по какой-либо причине - нас всегда выручает такси.


История такси начинается, когда машин еще не было, а были ямщики и извозчики. Еще в далеком восемнадцатом веке, один очень предприимчивый француз организовал постоялый двор конных экипажей недалеко от церкви святого Фиакра, покровительствующего садоводам. Поэтому первые экипажи и получили такие своеобразные названия - “Фиакры”. Они стали первыми в мире общественными экипажами.




Автомобильный клуб Франции, еще в 1896 году заявил, что столица мира должна обладать фиакрами с моторами - без лошадей. Мотивировали это на тот момент исключительно соображениями эстетики. Были сняты оглобли, рядом с сидением извозчика установили рычаги управления и руль, а сзади установили бензиновый двигатель.


Первое такси "Renault"






Как ни странно, на первых порах успеха эта идея не приобрела, поскольку не знали по какому тарифу оплачивать труд шофера. Счетчик, изобретенный в 1905 году, решил все проблемы.




Назывался он таксометр и в дальнейшем породил новый вид транспорта - таксомоторы или такси. Облик водителя тоже изменился: он был одет в длинное непромокаемое пальто и фуражку военного образца.




В России история такси начиналась сто лет назад. В Москве один из немногих тогда владельцев автомобилей разместил на крыше своего авто рекламный плакат с надписью “Извозчик. Такса по соглашению”, что ознаменовало собой новый этап в развитии отечественной индустрии перевозок.




В течение периода с 1907 по 1917 год на улицах Москвы появилось немало таких извозчиков. Новая сфера услуг развивалась очень активно до тех пор, пока такси не было признано революционерами «излишним роскошеством». После этого в течение 8 лет никто не занимался извозом на автомобилях. В 1925 году было решено вновь начать использовать такой вид перевозок для нужд населения.


Долгое время такси можно было встретить только на улицах Москвы и Ленинграда, а весь таксомоторный парк страны не превышал нескольких сотен автомобилей.





В 1936 году появились «эмки» и такси стало действительно массовым средством передвижения. Менее чем через 15 лет, в 1950 году в Москве в общей сложности работало более 2 тыс. такси, за 10 лет это количество выросло более чем в два раза, и к началу 60-х по столице разъезжало уже 4,5 тыс. автомобилей с шашечками. Кстати, шашечки для обозначения такси были введены только в 1948 году, а «огонек», позволявший определить, свободен таксист или занят появился в 1946 году.




После войны основным автомобилем такси становится ГАЗ-М20 "Победа", а Горьковский завод — монопольным производителем "таксомоторов". 






 





Серия сообщений "История вещей":



[/MORE]

* * *

Консервы. История изобретения

http://www.liveinternet.ru/community/4455235/post182974173


В гробнице Тутанхамона был найден глиняный сосуд с частями утки, залитой оливковым маслом и запечатанная смолой в толстостенном сосуде. Интересно, что утка, пролежав около 3000 лет под землей и все еще оставалась съедобной.



В Древней Греции и Риме в амфорах перевозили вино, масло и другие жидкие продукты. Эта «упаковка» с запечатанным горлышком давала возможность отсрочить порчу товара и позволяла торговать с соседями, сохраняя продукты. В записках римского сенатора Марка Порция Катона Старшего найдены первые указания о сохранении винограда: «Если хочешь иметь круглый год виноградный сок, то влей его в амфору, засмоли пробку и спусти амфору в бассейн. Вынь через 30 дней. Сок простоит целый год...». Изобретение стекла дало больше возможностей для сохранения продуктов и в первую очередь вина - именно стеклянные бутылки, запечатанные пробкой и сургучом, могли столетиями сохранять благородный вкус и аромат напитка. 



 Русский учёный, академик Михайло Васильевич Ломоносов в 1763 году при подготовке экспедиции для проверки северного мореходного пути из России в Китай и Индию изготовил концентрат сухого супа со специями.





Ломоносовский суповой концентрат достиг края Российской Империи, прошёл Берингов пролив и достиг берегов Камчатки. 
скрытый текст[MORE=читать дальше]
В 1795 году Наполеон Бонапарт издал указ, обещавший 12000 франков тому, кто найдет способ надолго сохранять продукты годными к употреблению. Это было необходимо для того, чтобы в долгих походах иметь под рукой пищу для солдат. Позже именно нужды армий разных стран были двигателями разработок по сохранению продуктов. 




Николя Франсуа Аппер решил эту проблему двойным нагревом – до помещения пищи в емкость и после ее герметичного закупоривания.  Для консервирования Аппер использовал стеклянные банки и бутылки. В 1809 году Аппер представил французским военным консервированную банку супа, изготовленного 8 месяцев ранее. Сам Наполеон лично вручил смекалистому французу вознаграждение, которым тот тут же воспользовался, открыв своё дело по производству консервов - маленькая фабрика и магазин, называвшийся "Разная еда в бутылках и коробках". И действительно, французы знают толк в еде: французские солдаты ели в походах  суп из отварной говядины пот-о-фэ, похлебку из овощей, меланж из фасоли с шампиньонами, консоме и клубничный десерт. 



3788693_12 (499x298, 70Kb)



Была только одна проблема: стекло имеет значительный вес, оно хрупкое и требует аккуратности, часто невозможной во время военных действий. 



Англичанин Питер Дюран изобрел  жестяные запаянные банки. Эта тара была намного прочнее стеклянной. Первые жестяные консервы делали из простого железа. Консервы были крайне тяжёлыми, неудобно открывались, металл быстро ржавел, но они все же были значительно надежнее стеклянных. 



Консервная банка 1824 года. Пустая, она весила около полкилограмма





В 1817-1819 годах Дюран наладил выпуск консервов в Америке, где в помощь этой идее специально придумали станки по изготовлению и герметизации банок. Вместо 5-6 банок в час, изготавливаемых одним рабочим в Англии американские станки могли производить их сотнями. 



Банка мясных консервов времен Гражданской войны в США. 





Первые американские консервы были из омаров, тунца и фруктов. Они пользовались бешеным успехом у покупателей и не задерживались на прилавках. 





Долгое время открывание консервов было нелёгким трудом. Прочный металл, из которого делали банки, не так-то легко было вскрыть. В 1859 году  банки впервые стали делать из мягкой жести, края которых фиксировались без использования припоя специальным закатным станом. 



Именно это техническое усовершенствование, а вернее упрощение, сделало возможным изобретение в 1861 году ножа для открывания консервной банки.



 



Консервный нож 1865 года "бычья голова".





Российский потребитель узнал о европейских новшествах лишь в 1821 году, когда общественность взбудоражила статья в «Русском архиве», в которой рассказывалось о черепаховом супе, разлитом по жестяным банкам в Ост-Индии и доставленном в магазины Лондона. Именно об этом супе говорил  Хлестаков в «Ревизоре» Гоголя хвастаясь про "суп в кастрюльке прямо из Парижу". 





Первый российский консервный завод (для нужд армии, естественно) начал выпускать продукцию в 1870 году. Изготавливалось пять видов консервов: говядина жареная, рагу, каша, мясо с горохом и гороховая похлёбка. 





Со временем вместо жарения мясо стали подвергать тушению. 



Консервы 1900 г. Фото Д. Шпаро





Одну из банок тушенки, а вернее «Мяса тушеного» выпущенного Петропавловским консервным заводом в 1916, вскрыли через 50 лет и обнаружили полную сохранность и пригодность к пище. Экспертиза показала полную безопасность полувековых консервов.





В середине 19 века в Нью-Йорке повышенным интересом пользовалось консервированное молоко. Метод сгущения молока сахаром запатентовал американец Гейл Борден, основавший в Коннектикуте консервную фабрику. 





В то время в больших городах была большая проблема с молоком – антисанитария, плохое качество молока были виной высокой детской смертности. Сгущенное молоко решило очень многие проблемы. Слава о сгущённом молоке разнеслась среди молодых мам и хозяек, которые требовали в магазинах именно «борденское молоко». 



Ещё одно «американское изобретение» - бульонные кубики. В 1856 году Юстас Либих изобрёл первый концентрат для приготовления бульона. 





В 1886 году Юлиус Магги значительно улучшил и удешевил производство быстрорастворимых концентратов, а последующие войны и нарастающий ритм жизни сделал их привычным ингредиентом приготовления пищи при острой нехватке времени. 





В 20 веке нужда в консервированных продуктах возросла. Крупные войны подстёгивали промышленность изобретать всё новые формы упаковки, варианты продуктов для консервирования, а производителей оборудования – полностью автоматизированные высокопроизводительные линии производства. 





Новую жизнь - после некоторого усовершенствования при изготовлении - получили стеклянные банки.  



Реклама специальной кастрюли для консервирования фруктов. Она была размещена в журнале в 1914 году.





С возникновением и развитием дачного движения в нашей стране и в условиях хронической нехватки продуктов в магазинах домашнее консервирование в семьях наших граждан приобрело массовый характер. 



3788693_121 (500x380, 39Kb)



Открыв зимой очередную баночку, подумайте о тех, кто сделал такое нужное и важное изобретение.





Вот интересно, есть ли изобретателям консервирования памятники? Ну хоть кому-нибудь из них?



 


Серия сообщений "История вещей":



 

[/MORE]

* * *

Сколько на ваших золотых? или история карманных часов

http://www.liveinternet.ru/community/4455235/post187267217



4 октября 1675 г. голландский физик Х. Гюйгенс запатентовал карманные часы.

Первоначально в часах была только одна стрелка - часовая.



Часы с боем, приблизительно 1600-1610 гг. Мастер  Майкл Ноуен (Лондон). Позолота, синяя эмаль.



скрытый текст[MORE=читать дальше]



Середина 16-ого столетия или ранее





[more]



В семнадцатом веке началось интенсивное развитие часового искусства. Точность хода носимых часов кардинально повысилась, поэтому в механизм пришлось добавить еще одну, минутную, а затем, после изобретения секундного механизма, еще и секундную стрелку. С момента своего появления, карманные часы сразу же стали предметом роскоши.



Часы с боем, 1680 г.







Подход к их оформлению стал более изощренным. Корпуса стали изготавливать в виде животных и других реальных объектов, а для украшения циферблата применяли эмаль. Кроме того, циферблат карманных часов был впервые накрыт стеклом.



Приблизительно 1660-70 гг. Ф. Л. Меибон (Франция), позолота, серебро и  сталь, частично окрашенная в синий цвет, горный хрусталь и алмазы. 





Часы 1682-83 гг.  Томас Томпайон (Англия).





Приблизительно 1650-60 гг., Чарльз Бобинет (Швейцария), розовый агат, вставленный в эмалированную золоту; синяя эмаль.





Приблизительно 1650 г. Николас Бернард (Франция). Эмалированное золото. 







Вначале восемнадцатого века в часах впервые были применены рубиновые и сапфировые опоры для балансира и шестеренок, что позволило существенно уменьшить трение и повысить точность и запас хода. Постепенно карманные часы дополнялись все более сложными устройствами и теперь некоторые образцы имели автоподзавод, минутный репетир, вечный календарь, независимый секундомер, термометр и индикатор запаса хода, а задняя крышка, выполненная из горного хрусталя, давала возможность увидеть работу механизма.



Карманные часы из золота и хрусталя со сложным механизмом, сделанные в 18-м веке (мастер Авраам-Луи Бреге) для Марии-Антуанетты (французская королева была заключена в тюрьму до того, как работа была завершена. В 1793 году она была казнена вслед за своим мужем Людовиком XVI). Изобретенный А. Бреге турбийон считается величайшим достижением в часовой промышленности и наиболее сложным устройством. Вращая с помощью него колебательную систему часов, удается компенсировать влияние гравитации на точность хода. Создание качественных часов превратилось в целое искусство.





Часы Екатерины II, Россия. Санкт-Петербург. Приблизительно 1760 г.





Попытки создать отечественную часовую промышленность предпринимались еще при Екатерине II. В 1769 году правительством были организованы часовые фабрики в Петербурге и Москве, но они действовали недолго - выпускали часы "всякого сорта", как карманные, так и стенные с боем, не уступавшие западноевропейским образцам. Однако и его продукция предназначалась главным образом для удовлетворения нужд царского двора и лишь небольшая часть попадала на рынок.



Одни из самых ранних русских карманных часов, произведены в 18 веке на казенной часовой фабрике Марка Фази.

Этот же мастер в 1776 году устанавливал часы на Спасской башне Московского Кремля.





Часы Кулибина





 



Часы открытые с портретом Наполеона , после 1812 г., Швейцария, Женева. 





Часы, украшенные эмалевой миниатюрой





К концу 19-го века осваивается массовое производство наручных часов, но ни один уважающий себя мужчина того времени не надел бы часы себе на руку. Его часы были пристегнуты к цепочке, которая выглядывала из кармана жилетки – неотъемлемой части мужского костюма того времени. Однако не всем было удобно пользоваться только карманными часами.



Старинные серебряные карманные часы, Adrian Molé, 19-й век





Так выглядят часы изнутри.  





19 век фирма Бр. Четуновы



3788693__1_ (700x514, 50Kb)



Однако не всем было удобно пользоваться только карманными часами. Уже в 90-х годах девятнадцатого века офицеры русской армии были замечены с хронометрами с дополнительным кольцом, через которое продевалась веревка, позволявшая привязывать часы к руке. Таким образом, первыми мужчинами, воспользовавшимися наручными часами, были военные. Тем не менее, не смотря на практичность, наручные часы еще долго не могли вытеснить из обихода карманные. Только в 30-е годы 20-го века они отвоевали, наконец, достойное место на запястьях мужчин.



Часовой завод ZENITH, 1910 год





Золотые часы, изготовлены лучшими мастерами «Патек Филипп» в 1916 году по специальному заказу американского финансиста Генри Грейвса-младшего. Часы создавались в течение почти восьми лет и способны выполнять 12 сложных функций. По ним, например, можно узнать фазы Луны или определить любой день в любом году с помощью «вечного календаря». Небольшой частный швейцарский музей за 1,9 миллиона долларов приобрел на аукционе «Кристис» в Женеве карманные часы фирмы «Патек Филипп». Это самая высокая цена, заплаченная когда-либо на аукционах за подобные лоты.





Но и в нынешнее время мужчина, вынимающий карманные часы, выглядит как-то особенно шикарно.





3788693_clockmaker_top_center_animation (248x52, 53Kb)3788693_clockmaker_top_center_animation (248x52, 53Kb)





Серия сообщений "История вещей":



[/MORE]

* * *

Оригинал взят у в НЕОГОТИЧЕСКИЕ И НЕОКЛАССИЧЕСКИЕ ЮВЕЛИРНЫЕ УКРАШЕНИЯ ИЗ ЧУГУНА. часть 1
В связи с тем, что многих удивили в моем посте «ЛЮБОВЬ К КАМЕЯМ ВРЕМЕН АМПИРА» ювелирные украшения из чугуна, я решила еще немного поискать информации и наткнулась на статьи в Википедии на английском и немецком языках, где сказано следующее:


скрытый текст[MORE=читать дальше]

«Корни изобретения технологии производства ювелирных украшений из чугуна уходят в основание в 1804 году в Берлине Королевского чугунолитейного завода. Сначала там производили изделия из черных металлов, такие как вазы, канделябры, чаши, бляшки и медальоны, а также более коммерческие изделия - заборы, мосты и садовую мебель.




Первые ювелирные изделия - длинные цепочки с литыми звеньями -  были произведены в 1806 году.




Позже, стали делать ожерелья, состоящие из медальонов.





Производство ювелирных изделий из чугуна достигло своего пика между 1813 и 1815 годами, когда принцесса Марианна Прусская обратилась ко всем женщинам Пруссии, отдать свои золотые украшения для финансирования восстания против Наполеона во время Освободительной войны, в обмен на брошь из железа или кольцо с надписью "Я отдала золото за железо" ( или с надписью «для благосостояния нашей Родины», или с портретом Фридриха-Вильгельма III  Прусского на обороте).




Сдавшие золото должны были носить драгоценности из чугуна, чтобы закрепить моду и показать пример патриотизма.


железное обручальное кольцо с надписью: "Я сдала золото за железо".


Сначала ювелирные чугунные украшения  были только символом траура и стоили довольно дешево, но вдруг они стали символом патриотизма и верности и с их очевидной эстетической привлекательностью, стали в одночасье популярными.

С 1810 года стали очень популярны украшения в неоготическом стиле.














Это не так широко известно, но в 1916 году в Германии была еще одна подобная попытка привлечь ювелирные изделия из чугуна для финансирования немецкой армии в Первой мировой войне.  Опять меняли золотые украшения на  чугунный медальон с надписью: «Gold gab ich zur Wehr, Eisen nahm ich zur Ehr» - «сдал золото военным, беру железо для чести».  Эта попытка, однако, была не столь успешной.
 


Сегодня берлинские чугунные ювелирные изделия являются предметом коллекционирования и, как правило, находятся в музеях или частных коллекциях. 



Ювелирные изделия из чугуна имеют вид черного, тонкого кружева, но при этом кажутся темными и мрачными.  Возможно, это потому, что большинство ювелирных изделий покрывались черным лаком для предотвращения чугуна от коррозии.



Только редкие экземпляры были украшены золотом, серебром или полированной сталью.




 Некоторые из них были также украшены медальонами, подражая греческим классическим украшениям.






















Для таких сложных деталей и тонких секционных отливок использовалось чистое железо, в котором содержится до 0,7% фосфора.  Это было сделано для того, железо было более жидким в расплавленном состоянии, чем обычно.  Хотя этот тип фосфорного чугуна является довольно жестким и хрупким, сила металла не является основной целью, когда он используется в ювелирных изделиях. 
По поводу дня сегодняшнего.  Ювелирные изделия изначально покрывали лаком, но защитный слой стирается в течение двухсот лет, материал становится уязвимым для разрушительного действия времени и ржавеет. Поэтому, дошедшие до нас берлинские ювелирные изделия из чугуна являются редкими и дорогостоящими. 

Ссылки:
http://de.wikipedia.org/wiki/Eisenschmuck
http://en.wikipedia.org/wiki/Berlin_Iron_Jewellery
http://jewelhistory.com/2011/05/03/met-gala-2011-when-black-is-as-good-as-gold/
http://www.trocadero.com/gloriousantiquejewelry/items/1014039/item1014039store.html

[/MORE]
И еще картинки здесь http://bellezza-storia.livejournal.com/64714.html

* * *

Оригинал взят у в post



За что я люблю итальянцев, так это за то, что они такие же раздолбаи, что и мы (вот только с климатом им больше повезло). Сегодняшний рассказ посвящен одному их редкому раздолбайству и его последствиям, к счастью, почти забытым в наши дни.
Для начала загадка: На картинке слева - Венеция с высоты птичьего полета, 1905й год. Чего не хватает на фото?

скрытый текст[MORE=читать дальше]Не хватает знаменитой колокольни собора Св. Марка, известной также как Кампанилла.



Краткую историю ее падения я и хочу рассказать.

В понедельник, 7 июля 1902-го, Доменико Руполо, архитектор регионального Совета по сохранению Памятников, руководивший реконструкцией Лоджетты – входной части Кампаниллы, неожиданно обнаруживает трещину в ее стене. Сначала он не придает этому значения, он уже через несколько часов пишет о ней доклад руководству, описывая ее как «большую опасность, которая может превратиться в катастрофу, если не принять мер».
День спустя, во вторник, Руполо и его ассистент Мореско обнаруживают еще одну трещину в северо-восточной стене здания, в среду они видят, как она расширяется.
В четверг трещина распространяется вверх, вдоль линии окошек на северной стороне колокольни.

И только в субботу, когда трещина, достигнув половины высоты башни, уже бросается в глаза, собирается комиссия, состоящая из директора Совета по сохранению памятников Федерико Баркета, инженера собора Пьетро Саккардо и главного инженера города Альберто Торри. Три важных чиновника, исследовав трещину, заявляют, что тревоги напрасны, трещина очень старая, и опасности нет.

Однако, в качестве временной меры до окончания расследования, Беркет предлагает закрепить северный угол колокольни стальными тросами.
В воскресенье «очень старая» трещина достигает звонницы, т.е. практически самого верха башни. Комиссия, еще раз осмотрев место, направляется к префекту Венеции и официально заявляет, что опасности падения нет, однако некоторые небольшие фрагменты могут пострадать.

Префект объявляет, что небольшая трещина на колокольне не представляет опасности, и только на всякий случай предписывает запретить на пару дней подъем на колокольню и звон колоколов.

В понедельник в полшестого утра Руполо уже на звоннице Он видит, что за ночь трещина сильно увеличилась. Он бежит к Саккардо с криком «Поздно!». Свидетели падения описывали легкое потрескивание в течение нескольких минут, и затем с сильным гулом, слышным во всем городе, в 9.47 утра колокольня обвалилась. Меры, принятые префектом, хоть и не спасли колокольню, но привели хотя бы к тому, что жертв не было. Легенда, правда, говорит, что это сама колокольня не захотела убивать жителей города, символом которого она была в течение 400 лет. (справа)знаменитое, обошедшее весь мир фото падения башни, на деле оказавшееся одним из первых удачных примеров фальсификации фотодокументов



Другой удачей, практически чудом, было то, что не пострадал рядом расположенный собор Св.Марка. Большой мраморный валун так удачно упал на пути сыплющихся кирпичей башни, что они не смогли ударить и сломать тонкие колонны храма. Люди стали говорить, что собор спас ангел, изображенный склоненным в молитве на его центральной двери.


Через несколько дней после катастрофы развалины были перенесены во двор Дворца Дожей, и затем постепенно баржами перевезены на мыс Сабиони и там торжественно захоронены.

Вечером того же дня, когда обвалилась башня, собирается Совет города. Он единогласно принимает решение восстановить башню точно в том же виде, в котором она существовала все предыдущие столетия («Dov'era e com'era»).
Это решение Совета одобряется практически всеми слоями общества, немногочисленные попытки дискутировать о других вариантах восстановления Кампаниллы высмеиваются и подвергаются обструкции. Миланская Академия изящных искусств, объявившая конкурс на проект восстановления башни, после ряда публикаций прекращает его –«решение народа должно быть выполнено».

«Если такое несчастье уже произошло, то почему бы не предоставить возможность и современной архитектуре присутствовать в Венеции?» - спрашивал архитектор Отто Вагнер в статье, опубликованной триестской газетой «Пикколо». Вагнер был осмеян в той же газете. (справа) карикатура на предложение Вагнера - Кампанилла, собор и вся площадь в стиле модерн.

25 апреля 1903-го «Dov'era e com'era» шесть раз звучит в торжественной речи, посвященной началу строительства Компаниллы, и ровно через 9 лет, 25 апреля 1912 года, та же фраза снова является лейтмотивом открытия восстановленной колокольни.


Мне, к сожалению, не удалось найти нормальные фотки строительства колокольни
(слева) восстановление шатра колокольни
(в центре) торжественный парад с подъмом флага, тень от башни тянется слева в центр, видно, что шатер и звонница еще не построены
(справа и внизу) башня построена до звонницы, примерно 1909й год.


[/MORE]
Страницы: ← предыдущая 1 2

Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)