Автор: Berdnik

"Начинается ночь" Майкл Каннингем

Я достаточно сильно люблю издательство "Corpus". За выбор книг, за их перевод, за хорошие издания. По большей части заказываю-читаю у них преимущественно нон-фикшен, но обращаю внимание и на художественные произведения, выбор там нетривиальный. Обычно. Просматривая сайт наугад ткнула в книгу, описание показалось интересным.

 

«Питер Харрис, владелец художественной галереи, отчаявшийся найти настоящую красоту в современном искусстве, где господствует китч. Его привычная жизнь с постоянными проблемами (работа, непростые отношения с дочерью, "кризис среднего возраста" и т. д.) неожиданно взрывается с приездом Миззи, младшего брата его жены. Сорокалетний Питер ослеплен Миззиной красотой - юный шурин для него становится любимым произведением искусства, в нем он находит идеальное воплощение совершенства и свободы, которой лишен сам. Однако эротическое увлечение циничным и запутавшимся наркоманом грозит Питеру крахом его внутреннего мира, провоцирует кризис семейных отношений.»

 

Потом вспомнила, где же слышала фамилию автора. Он же автор "Дома на краю света", о котором до меня доносились сугубо положительные отзывы.

Далее без спойлеров.

 

Прежде всего стоит сказать, что тема современного искусства от меня бесконечно далека. Я никогда не испытывала желания разобраться в этом вопросе и выработать к нему какое-то отношение. Просто не интересует. О работе держателя галереи мои познания также ограничиваются скромным ничем. "Ограничиваются" важное слово. Потому, что книга не смогла донести до меня, что же представляет собой эта профессия, и большую часть книги я испытывала недоумение и непонимание, почему одни вопросы для героя важны, почему одни отношения для него важны, почему он работает и на выезде, из-за чего у него некий конфликт из-за своей работы? То есть, автор не смог ввести меня в курс дела. Точно сформулировать, чем главный герой занимается я могу только самой общей фразой "Он договаривается выставке каких-то предметов современного искусства, продает их, но может продавать и без выставки и вообще выполнять роль какого-то менеджера". Не очень понятно, верно? Возможно, автор предполагает, что читатель имеет представление об этом бизнесе, и может для зарубежных читателей такое мнение справедливо.

Но из-за такого непонимания важной части жизни героя теряется соль его конфликта с собой, вопрос его удовлетворенности работой и выбранной жизнью. Плюс из-за моего непонимания самой концепции современного искусства я не могу безусловно принять важность, допустим, его выставки - по описанию для меня это просто хлам с претензией на глубокомысленность, а для героя это ценно. То есть я понимаю, что и почему это важно, но вопрос "серьезно, это?" в голове нет-нет да всплывает.

 

Повествование ровное, с отступлениями, предпринимается попытка осветить все части личной жизни Питера, его отношения с семьей и основные противоречия на этой почве. По идее, подразумевалось, что центральная фигура истории Питер, главный конфликт приходится на него и его внутренний мир. Что-то вроде оригинального рассказа о кризисе среднего возраста. Но автор то и дело смещает внимание на того самого брата жены, Мистейка(именно, говорящее имя). Но при этом особо не делает попытки раскрыть его, ограничиваясь тем, как видит персонажа сам Питер, что он знает о нем. И по сути, это тоже является настоящим конфликтом в данной истории. Столкновение реальности и воображаемой мечты. Ничто не мешает делать несколько конфликтов на всю книгу, но у меня возникло такое ощущение, что их слишком много, и автор ну никак не успевает осветить все, пробегается по верхам и откладывает их в сторонку, и из этого вопрос, а стоило ли их ради этого вводить. Они мельче, с женой, дочерью, об амбициях, самоидентификации, саморазрушении, семейных ценностях, да чего там только нет. Не считая двух обозначенных мной еще выше. Эти не-глобальные проблемы упоминаются, описываются, но не развиваются. Они словно лежат отдельно, и мне не кажется, что они органично вписываются в общее повествование. Еще я вполне допускаю, что неправильно истолковываю понятие конфликта в литературе, чай не филолог, но сказанного мной это не отменяет.

 

Дочитывала ее через силу. Сюжет показался мне неинтересным, завязка длится и длится, дико хотелось, чтобы уже произошло что-то действительно значимое. И вот близится конец книги, а кульминация только-только наступает, и в целом она оказывается ярче и лучше написана, чем все предыдущее действо. Это дало новые силы и немного желания узнать, чем же дело закончилось.

 

Последнего аккорда простить книге я не могу. Потому, что он очень хорош. Интересный ход, написанный достойно, создается напряжение, и нужный эффект достигается. Просто замечательный.

И это слегка раздражает, потому что мнение о книге составлено, она не очень хорошая, читается тяжело, мне, как читателю, не очень понятна обстановка вокруг героев и тут оно. Тот самый момент, который просто не дает назвать книгу плохой, потому что этот момент откровенно хороший и делает всю книгу лучше вкупе с кульминацией.

 

Вот так вот я и осталась без однозначного мнения стоит ли советовать ее кому-либо.

 

 

 

 

Комментарии

У меня это же мнение после "Дома" укрепилось. Но там по-моему хоть часть с описанием детства героев хорошая, а не один момент. Правда желание смотреть фильм все равно пропало.

Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)