Автор: Det osynliga barnet

Евгений Лукин "Грехи наши тяжкие" — сборник остросоциальных проблем

Какой бы строй вы на людей не напялили, они всё равно растянут его, разносят, где надо, увяжут, где надо, ушьют — и будет сидеть как влитой.

Про сборник, тем более такой разношерстный, говорить сложно, потому что так или иначе придется охватывать все (или почти все) элементы сборника по отдельности, а это как рассказать сразу о нескольких книгах. Ну, может, чуть короче, но все равно сложно. Но я попробую.

Лирическое отступление: если спросить меня, кто мой любимый писатель, я без вариантов назову Евгения Лукина. При всем многообразии самых разных писателей в моем читательском активе, именно его книги откликаются в моей душе чем-то таким до боли правильным, до дрожи знакомым. А сильнее сюжетов откликается язык, которыми они написаны. Это ведь тоже очень важно. То, как пишет Лукин, для меня является эталоном русского печатного слова. Не печатного слова вообще, потому что в каждом языке своя специфика, но в русскоязычной речи — однозначно. Поэтому вот и очередной сборник приобрела по случаю, знаю, что еще далеко не все у него читала, но наверстывать не сильно спешу — растягиваю удовольствие.

Сборник начинается одноименным рассказом, и по нему у меня, наверное, самые противоречивые чувства. Он довольно простой, завязка сюжета, как это сейчас говорят, пробивается на раз, но интересен не сюжет, интересны детали. Обычно подобного рода вещи всегда подаются глазами положительных персонажей: у всех вокруг обнажились их пороки, но ты, ты-то остался если не исключительно в белом, то по крайней мере не сильно замарался. Но только не у Лукина, у него вообще исключительно положительные главные герои не то, чтобы частые гости. Здесь мы смотрим на проблему глазами как раз таки типичного "грешника" с букетом пороков, которые обнажились и с этим надо как-то жить. Но что еще сильнее, не просто жить, а как-то выстраивать свою жизнь с теми, кто остался в белом, с "праведниками", пусть их и совсем немного. Каково жить праведнику в грешном обществе мы читали не раз, а вот посмотреть на проблему глазами грешника — это сильно, сильно. Вообще этот текст оставил после себя какое-то на редкость гнетущие ощущение. Неужели мы — такие? Неужели вот так могло бы быть? А ведь могло бы. И мне нравится, что когда читаешь, нет ощущения, что все герои в тексте — инфернальные мудаки, как часто бывает в подобных искусственно созданных условиях у других авторов. В том-то и дело, что нет, обычные люди. Со своими пороками, со скелетами в шкафу. И не то, чтобы злые или уроды там какие, просто вот... как все. И от этого горько немного.

Следом у меня будет самый запомнившийся текст из сборника, Понерополь. Цитата в эпиграфе как раз из него. И знаете, что мне в нем больше всего нравится? Жанр. "Попытка в утопию", каково, а? Сначала кажется, что это такая ирония, но чем дальше читаешь, тем сильнее ощущение, что не ирония. И правда утопия выходит, как ни крути. Ведь, по сути, в чем разница: антиутопия — это когда кажется, что должно быть всем хорошо, а по итогам всем плохо. А здесь наоборот: кажется, что всем должно быть плохо, а по итогам всем хорошо. Почему так? А вот черт их разберет, этих людей. Может, именно такое государство нам и надо. Может, только так и получится нормальную жизнь наладить. Не удержусь и процитирую:

Обнажать язвы общества в дружеской компании, никто не спорит, дело приятное, озорное, ибо любая держава старается выглядеть физически здоровой и очень не любит разоблачений. Теперь же Власа угораздило столкнуться с общественной формацией, не просто обнажавшей собственные язвы, но ещё и делавшей это с гордостью!

Немного на эту же тему, наверное, можно назвать Клопиков. Тоже про человеческие пороки и их обнажение, тоже к вопросу о том, что нужно нам, странным людям, на самом деле.

Из материала заказчика — крайне предсказуемый, но уж очень какой-то искренний, что ли, какой-то объемный. Читала и просто видела своими глазами и строителя этого странного, и ворота, такое все получилось живое, яркое.

Прошка с большой буквы — даже слишком остросоциальный рассказ, это было бы смешно, если бы не было так реально. Как и Розыгрыш. Оба, по сути, простые анекдоты, облаченные в форму текста, в одном случае короткого, в другом — подлиннее. Но как всегда, все решают детали. Уж очень жизненно это получило, уж очень о наболевшем. Смотришь вокруг и думаешь, чего же ждать завтра, объявления войны будущему или признаний в розыгрыше?

Словесники понравились своим миром. Широкими мазками намалеван, но уж очень интересный он вышел, этот мир, в котором все пожелания и все слова сбываются. Сама история главных героев на его фоне даже как-то меркнет, что ли, по крайней мере не так сильно выделяется, как могла бы. Но концовка мне понравилась, очень, смеялась от души.))

Когда читала Там, за Ахероном, в голове билась одна мысль: неужели это пустили печать? В наш дикий каменный век с оскорблением чувств верующих и вот этим вот всем? Да там же что ни слово — то богохульство, что не образ — то оскорбление. Как тут не вспомнить из Лукина же:

– И ты это уже написал?!

– Я это уже напечатал!!

А так хороший получился фанфик, в широком смысле даже кроссовер. И снова Баклужино упоминается, куда же без него? Мне нравится как совершенно отдельные рассказы и повести такими вот мелкими деталями сводятся в один общий мир, в одну вселенную. Это как когда я узнала, что "Разбойничья злая луна" входит в цикл "Слепых поводырей", то же самое чувство, будто собираешь мозаику и только что вот поставил на место очередной элемент. По-другому воспринимать начинаешь.

Про остальные тексты ничего не буду говорить, не потому что они плохие или не понравились, просто сказать особо нечего, тут скорее самому читать надо.

 

3

Комментарии


Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)