День в истории Блогхауса: 8 декабря 2018

Шано, блог «Архив Шано»

* * *

Оригинал взят у в Непривычные зеркала.

 

Древнеегипетские бронзовые зеркала . Первое - это любительское фото из Британского музея, о втором известно, что оно примерно 1400 г до нэ, третье из Музея науки и техники более позднее от 800 до 100 г до нэ- с сайта музея истории науки и техники, Лондон

 

Казалось бы,  бронзовое зеркало вешь не очень функциональная.  Как в такое зеркало смотреться и что в нем можно увидеть?

Но от времени все стареет - это первое. Бронзовые зеркала тускнеют. А второе, хорошая полировка может объяснить, как такое зеркало выглядело.

[MORE=читать дальше]Современнику это проверить нетрудно - достаточен любой полированный металлический передмет, например, анодированная пластинка. Отражение совершенно нормальное, зеркальное. Так что когда-то нужно было достичь такого же эффекта чем-то вроде талька. Говорят, что Архимеду удалось поджечь корабли римлян с помощью медных щитов воинов. Такое было б возможно только при очень хорошей полировке.

Американские студенты попробовали, но результат вышел неважный.

 

Но экономия времени и улучшение качество отражения привели нас к стеклянным зеркалам.

 

Хотя лучшие  из них еще использовали медную основу: "В начале ХVI века братья Андреа Доменико из Мурано разрезали вдоль еще горячий цилиндр из стекла и половинки его раскатали на медной столешнице. Получилось листовое зеркальное полотно, отличавшееся блеском, хрустальной прозрачностью и чистотой. Так произошло главное событие в истории производства зеркал".

 

 

Джованни Беллини Обнаженная молодая женщина с зеркалом. 1512-1515.

Возможно, что красавица смотрится в новоизобретенное венецианское зеркало. Но так же не исключено, что в бронзовое.

[/MORE]

Шано, блог «Архив Шано»

* * *

Оригинал взят у в Ради красы.

 Гуляя по современному городу, где богато цветут салончики с накладными ногтями для дам, вспомнил вот эту картинку археологических находок аналогичного  товара в могиле (увы!) в Гизе (Египет). 

 

Ногти накладные из золотой фольги 570–526 B.C.

From Egypt, Giza, G 7757 A, (tomb of Kheperre) room VII . 1929 : excavated by the Harvard University–Museum of Fine Arts Expedition; assigned to the MFA in the division of finds by the government of Egypt.

 

 

А были еще и золотые колпачки для пальцев, которые находят в Нубии

 

 
  • 468–463 B.C. From Nuri, pyramid 6 (tomb of Anlamani). 1918:excavated by the Harvard University–Boston Museum of Fine Arts Expedition; assigned to the MFA in the division of finds by the government of Sudan.
Но по большей части эти колпачки не годятся как украшение для живого человек.Итак, и даже накладные ногти древнее изобретение. 

primavera, блог «Мышиная нора»

* * *

Прошла по ссылке.

На дыбр. Почитала общую ленту.

И что? Да ничего. Серенько. Не в смысле раскраски. Словно на "журналы" заглянула.

Ощущения как мне туда хочется не появилось. Скорее наоборот.

Нет. Мне приглашение не присылали. И я не помню, а застолбила ли я на этом великомученике свой ник. Помню что хотела, а вот сделала ли. Впрочем без разницы. Чего нового я там могу найти? Ничего!

Шано, блог «Архив Шано»

* * *

Оригинал взят у в обаяние старых вещей
1
электромотор

скрытый текст[MORE=читать дальше]
1
стиральная машина


1
мышеловка


1
раскладной диван


1
механизм для производства пакетов


1
выпускной клапан паровой машины





1
автомат для производства подков


1
проект домашний сигнализации


1
ароматизатор воздуха


1
спасательная камера на корабле


1
устройство для плетения заборов

1
детские игрушки

1

1
via

[/MORE]

Шано, блог «Архив Шано»

* * *

Оригинал взят у в большой побег

1

 

Во время второй мировой войны немцы построили специальный концлагерь Stalag Luft III для захваченных в плен летчиков союзников. В основном это были англичане и американцы. Заключенные совершили один из самых крупных побегов в истории. В рытье 4(!) тоннелей принимало участие более 250 человек. Самый длинный тоннель "Гарри" был длиной в 102 метра и проходил на глубине 8,5 метров. Это было сделано для того, чтобы немцы, использующие специальные микрофоны, не услышали звук подкопа. Также заключенные заглушали рытье подкопа спортивными занятиями и хоровым пением. Они тщательно готовились к побегу - для всех были изготовлены документы и пошита гражданская одежда. В тоннеле ходила вагонетка и были проложены вентиляционные трубы. Их сделали из молочных бидонов.

 

После побега немцы проведут полную инвентаризацию и выяснят, что для реализации своего смелого плана заключенные использовали 4 000 кроватей, 90 двухярусных нар, 635 матрасов, 192 покрывала, 161 наволочку, 52 двадцатиместных стола, 34 стула, 76 скамейек, 1212 постельных валиков, 1370 досок, 1219 ножей, 478 ложек, 582 вилки, 69 ламп, 246 канистр, 30 лопат, 330 метров электрического кабеля, 200 метров веревки, 3424 полотенца, 1700 одеял и 1400 жестяных банок из под сухого молока.

 

24 марта 1944 года сбежать удалось только 76 заключенным. Практически всех их поймают. 50 из них расстреляют. До своих удалось добраться только троим.

А в 1963 году об этом побеге снимут фильм

 

От Шано: в коментах к этой жж-записи содержатся здравые вопросы: как это педантичные немцы не заметили исчезновения такого количества кроватей столов и т.д. ?

А условия содержания англоамериканских военнопленных сильно отличаются от тех, что применялись к советским, но это, в принципе, так, общая фраза.

Шано, блог «Архив Шано»

* * *

Пишешь, бывает, рОман, и напрягаешься: а сколько ГГ должен заплатить за кусок хлеба? а сколько за лошадь? А сколько за главную героиню? Ну а тут глянул в таблички и прикинул)

Оригинал взят у в О ценах VIII-XII веков на Руси, в Халифате и Византии
Цены из статьи Федорова М.Н. "Еще о покупательной способности дирхема и динара в Средней Азии и сопредельных с нею странах в IX-XII вв. // "Советская археология", №2, 1972, с. 73-81
Русские цены - по "Краткой Русской правде" и по "Дополнительные статьи пространной Русской Правды по карамзинскому списку", по книге Тихомиров М.Н. 'Пособие для изучения Русской Правды' - Москва: Издательство Московского Университета, 1953 Комментарий из книги: Эти статьи вставлены после статьи «о месячном резу» (см. ст. 47). Время составления этих статей относится к XIII - XIV вв. (М. Н. Тихомиров. Исследование о Русской Правде (происхождение текстов), М.-Л., 1941, стр. 178 - 180). Печатается по изданию «Правда Русская», т. I, изд. АН СССР, М.-Л., 1940, стр. 352 - 354, 361.
скрытый текст[MORE=читать дальше]

Таблица пересчета денег:


Арабские
Динар (4,23 г золота)15 дирхемов*90 данаков
Дирхем (2,9 г серебра)6 данаков1,5 кератия2 ю-р. резана или

3 с.-р. резана
Кират (0,2 г золота)1 дирхем
Византийские
Номисма (4,548 г золота)24 кератия288 фолов16 дирхемов
Кератий (2 г серебра)12 фоллов2/3 дирхема
Русские
Гривна**20 ногат25 кун50 резан1500 векш
Ногата2,5 резана75 векш
Куна2 резана60 векш
Резан30 векш

*до 1000 г., потом дирхем стал "портиться", к 1066му динар стоил
уже 40-45 дирхемов. В таблице пересчитывал к "правильным" дирхемам,
по 15 в динаре.

По А.Г. Назаренко динар стоил 20 дирхемов, но позже стал расшатываться.


** по Янину В.Л., "Денежно-весовые системы домонгольской Руси и очерки
истории денежной системы средневекового Новгорода",

гривна весила 68,22 г серебра, ногата = 3,41 г; куна = 2,73 г; резана = 1,36
г.

Позже в Новгороде резана стала 1,02 г серебра, а гривна – 51,19 г.


По Назаренко А.Г. "Древняя русь на международных путях", М, 2001

гривна весила 51,16 г серебра, ногата = 2,55 г, куна = 2,047 г: резан = 1,02
г; векша = 0,0341 г серебра (меряли, скорее, по 40 - "сорочками").
То есть, это, фактически, севернорусский счет Янина.


То есть, можно считать дирхем = 2 южнорусский резан = 3 севернорусских резан


Ман = 600-800 г



ТоварВекАрабыВизантияРусь
Ценадирх-ов (по 15 в динаре)дирх-ов

(по 20 в динаре)
Ценадирх-овЦена (по доп. статьям)РезанДирх-ов ю.-р. схемаДирх-ов, с.-р. схемаЦена (по краткой Рус. правде)РезанДирх-ов ю.-р. схемаДирх-ов, с.-р. схема
Уровень зарплат
Подмастерье медника, в месяцIX15
Поденщик в бане, в день/месяц2-3/30-45
Портной, за рубахуIX-X2-8 данаков0,3-1,3
Плата в сельской местности, в месяцIX-X30 кератиев20
Квалифицированный ремесленник, в месяц2 номисмы32
Неквалифицированный работник1 номисма16
Домашний учитель в зажиточном доме, в месяцIX60-70
Библиотекарь, в год/месяцнач. XI48(4) динара720 (60)960 (80)
Чиновник, ведавший бумагой и чернилами, в год/месяцнач. XI12(1) динара180 (15)240 (20)
Прислужник в библиотеке, в год/месяцнач. XI7,5(0,625) динара108 (9)150 (12,5)
Преопдаватель фикха в медресе, в год/месяц106680(6,67) динара1200 (100)1600 (133 и 1/3)
Преопдаватель адаба и корана в медресе, в год/месяц106626 и 2/3 (2,2225) динара400 (33,3)520 (26)
Студент в медресе, в год/месяц10668 (0,67) динара120 (10)160 (13 и 1/3)
Привратник в медресе, в год/месяц106613 и 1/3 (1,1083) динара200 (16,625)260 (12 и 2/3)
Наемный воин, в месяцVIII80
Военачальник, в месяцVIII200 - 2000
Воин, в месяцКон. IX-нач. X80 динаров в год1001600 (133 и 1/3)
Уровень жизни
Скромное существование супружеской четы, в год300
Стоимость продуктов питания в день10 фоллов5/9
Хороший обед (жаркое, лепешки, сладкое, два фунта миндального печенья,
вода, охлажденная льдом)
IX-X20 данаков3,3
Гранат, 3 лепешки, жареное мясо и кувшин с водойХ2 кирата2
Продукты питания
4 мана мяса (2,8 кг), в Сырдарье (дешевле, чем в Багдаде)Х1
120-140 фунтов мяса, ВизантияХ1 номисма16
10 ирдаббов пшеницы, 696 кг, в ЕгиптеIX-нач Х1 динар1520
340-400 кг пшеницы (60 модиев)741-7751 номисма16
5,05 кг пшеницы, южный Ирак20е гг IX1
5,6 кг (7 манов) пшеницы, Хорасан30е гг XI1
8 кг (10 манов) пшеницы, Дихистан10351
5,6 кг (8 ман) пшеницы, Исфаган40е XI1
28,6 кг ржи (осьминка), Новгород, подорожание из-за проблем с торговлей113773,52 и 1/3
Хлеб, за 283 кг, в ВизантииVII1 номисма16
367-439 кг ячменя (70 модиев)1 номисма16
7,8 кг ячменя, южный Ирак20е гг IX1
12 кг (15 манов) ячменя, Дихистан10351
40 кг фиников, Аравия, урожайсер XI1
8 кг очищенного миндаля, Египет1 динар1520
160 кг винограда, Иран1 динар1520
80 кг меда, Иран1 динар1520
Овца, ВизантияIX-X1 номисма166 ногат157,5560 (?)3020
Баран,кон Х - нач ХI1 динар15201053 и 1/3ногата2,51,255/6
Коза6 ногат157,5560 (?)3020
Козел1053 и 1/3
Свиньяполугривна2512,58 и 1/360 (?)3020
Вепрь6 ногат157,55
Корова, ВизантияIX-X3 номисмы502 гривны10046,9344020
Волгривна5023,517
Третиячина короваГривна5023,51715 кун301410
Лоныцина короваполугривна2511,758,5полгривны2511,758,5
Лошадьдо 20 динаровдо 300до 40012 номисм2003 гривны1507052,756028,220,4
Однолетняя кобыла6 ногат157,55
Лоньщина301510
Третьячина кобылагривна5023,517
боевой скакун100 динаров15002000
Чистокоровный арабский скакун74912 тыс
КурицаIX-X19 кун18 (?)96
Породистый голубьIX-X59 кун18 (?)96
Верблюд, Аравиясер XI2-3 динара30-4540-60
Пррочие товары
Метр полотнаIX-X2
Метр роскошной рейской тканиХ208 дирхемов 2 данака208,33
Платок с расписной каймойХ50 динаров7501000
Хорошая одежда, Куфа40
Форфоровая посудадо 10 динаровдо 150до 200
КувшинХ0,5
Позолоченое блюдо, вырезанное из цельного хрусталя1000 динаров15 тыс.20 тыс.
Книга, дешеваяХ3
КнигаXII1 динар1520
Раб; Средняя цена раба, по Фроянов И.Я., "Начало христианства на
Руси"
100-500не выше 5 гривендо 250до 117до 88
Рабыня, красавица, певица, танцовщица1000-2000 динаров15-30 тыс.20-40 тыс.
Знаменитая певица91213 тыс динаров195 тыс.260 тыс.
240-288 кг (3 викра) угляХ1
Небольшой дом в БагдадеIX5 тыс
Драгоценные камни
Лал, 3,125 г (весовой дирхем)10 динаров150200
Гранат, 3,125 г1 динар1520
Изумруд, 0,8 г100 динаров15002000
Изумруд, 4,2 г1600 динаров3200
Жемчуг, 2,232 г800 динаров1600
Жемчуг, 0,3721 динар20


Буду благодарен за исправления и дополнения.

[/MORE]

Шано, блог «Архив Шано»

* * *

Оригинал взят у в потаенное окно, потаенный сад
В самом центре шумной столицы, прилегая к главной улице, забитой людьми и машинами, обтекаемый туристскими толпами, находится монастырь затворниц. В него не проникает ни один звук. Внутри скрыт запущенный старый сад. В полутемных коридорах висят полотна, перед которыми блекнет скучный Прадо.

С XVI века в монастыре мало что изменилось.

скрытый текст[MORE=читать дальше]17летнюю Хуану Австрийскую выдали замуж за ее 15летнего португальского кузена. Как сложился бы дальше этот династический брак, неизвестно: юный супруг через два года умер; ребенок, родившийся уже после его смерти, тоже не прожил долго. Хуана вернулась в Испанию.

Названная в честь своей бабки, Хуаны Безумной, безумна она не была. Она обладала ясным и твердым умом; успешно правила как регент в годы отсутствия своего брата-короля. Но как и ее бабка, она хотела быть единственной. Она осталась в истории как единственная женщина-иезуит.
По ее настоянию брат, король Филипп II, выкупил дом, где она родилась. Там был основал монастырь босоногих монахинь.

Духовником Хуаны был Франсиско Борджиа, блестящий придворный кавалер, отец восьмерых детей, вице-король Каталонии, а позже - иезуит и канонизированный святой. Как видно из его богатой биографии, он всегда верил в то, что делал.
Даже с помощью Борджиа, III генерала Конгрегации иезуитов, Хуана не смогла официально принять обет. В результате долгих переговоров лично с Игнатием Лойолой приняли решение о тайном членстве для инфанты. Ее имени никогда не было в списках ордена; в письмах она подписывалась мужским именем и фамилией Монтойя.

***

Иезуиты не имели монастырей, и Хуана приглашает сестер-клариссинок (орден, основанной св.Кларой Ассизской, женская ипостась ордена францисканцев). Из Италии прибыли тридцать три францисканские монахини со своей аббатиссой.. В честь этих первых жительниц монастыря число затворниц обители никогда не превышает тридцати трех.

Монастырь пышно открывают в 1559 г.
В обитель, основанную самой инфантой, начинают стекаться знатные дамы и особы королевских кровей - навсегда уходя от мира, или на время, переждать сложные обстоятельства. Все они приносят в монастырь свое приданое, если дают обет, или богатые пожертвования - если хотят крова. Монастырь не просто стремительно богатеет - в нем собираются произведения искусства, немыслимые не столько по ценности, сколько по своей редкости.
Возможно, по причине нахождения в нем бесчисленных инфант, преимущественно из Габсбургов и Бурбонов, австрийских и испанских, в монастыре много исторических портретов

***

***

Традиционная планировка разрешает лишь небольшие окна-бойницы на фасаде, светлой галереей обводя внутрений дворик-патио

***

**

В монастырь действительно не проникает ни один звук.
В полутемных залах огромные гобелены, висящие на своих местах с XVI века

В нишах-часовнях статуи реалистичные настолько, что они кажутся живыми, а ты себе - неуместным и лишним

***

Больше всего поражает большой сад - окна кажутся выходящими в другую реальность

В саду невозможно догадаться, что кругом - Мадрид.
***
Монастырь всегда был закрытым; многие монахини, в том числе и королевской крови, помимо монашеского обета, принимали еще обет молчания.
Режим их прост: они встают в 6 утра, молятся, работают в саду, вышивают золотом, выполняют работы по сохранению бесчисленных редкостей - полотен, утвари, гобеленов (за каждой закреплен определенный участок). В десять вечера -последняя молитва. Распорядок не поменялся в XVI века.

Путеводители дружно называют его "монастырем босоногих монахинь". Францисканцы, к которым относятся и кларитинки, часто звались "босыми / босоногими", потому что свои сандалии, непременную часть облачения, надевали на босу ногу. Но имя обители - Monasterio de las Descalzas Reales. "Calzas" - это предмет мужской одежды, чулки, надеваемые под штаны до колена Да, правильно, "кальсоны" оттуда То есть это что-то вроде голоногих королей.
Сложно сказать, откуда такое название и распространившийся повсеместно перевод.

В 1960 году монастырь был открыт для посещений – и, разумеется, потряс мир. В обители оказались полотна и статуи, считавшиеся либо утраченными, либо легендарными. Искусствоведы и реставраторы не подозревали о существовании многих их них.

На стенах полутемного коридора - Рубенс, Тициан, Эль Греко, Сурбаран. На лестнице - фрески Клаудио Коэльо. «Поклонение волхвов» Питера Брейгеля-старшего .
Меня поразила неканоническая Nuestra Señora de los Desamparados

В 1987 году Европейским советом монастырь Дескальсас Реалес был объявлен музеем года. Я бы сказала так: признанные музеи мира производили на меня впечатление - большее или меньшее, а вот открытием стал только этот спрятанный монастырь.
В монастырь сложно попасть - пускают редко, небольшими группками, пару часов в день с раннего утра.
Никогда не видела ничего сильнее, чем это  "потаенное окно, потаенный сад".

[/MORE]
В ЖЖ, в комментах, еще немного информации

Денис Миллер, блог «Очень Дикий Запад»

* * *

Оригинал взят у в Небоскребы 26. Начало XX века. Часть1
Оригинал взят у в Небоскребы 26. Начало XX века. Часть1


Предлагаю вашему вниманию еще один , раритетный образчик, научно- популярной статьи про небоскребы Даунтауна Нью-Йорка.  Статья  отражает современный для того времени взгляд на проблемы строительства небоскрёбов. Некоторые пассажи вызывают улыбку, но в целом подходы к строительству небоскребов  с тех пор поменялись не сильно, вот только флер новизны поистрепался.

скрытый текст[MORE=читать дальше]Итак 1907 год. Джозеф Томсон Появление 50-этажных зданий. Начало.



Если бы воображаемый гость посетил Нью-Йорк тридцать лет назад и пожелал бы увидеть городской район офисов, он обнаружил бы, что тот занимает сравнительно небольшую часть острова Манхеттен. Главным образом, это была территория к востоку от Бродвея и к северу от Уолл-стрит, простирающаяся до Сити Холл, то есть десять кварталов в длину и два-три в ширину. Он обнаружил бы, что типичное офисное здание – это сооружение из камня и кирпича высотой от шести до восьми этажей. Во всём деловом районе было от силы полдюжины так называемых «пожаробезопасных» зданий, которые в действительности не оправдывали своего названия из-за того, что в их конструкции в достаточном количестве использовалось дерево.



Если бы наш гость вошёл даже в самое совершенное из этих зданий, нуждаясь в посещении офисов на верхних этажах, ему пришлось бы подниматься наверх, пользуясь медлительным и шумным паровым лифтом. Однако, скорее всего, ему не пришлось бы взбираться слишком высоко, поскольку самые верхние этажи в этих зданиях редко использовались для офисов. Средства доступа к верхним этажам были столь неадекватны, что бизнесмены не стали бы просить своих клиентов встретиться там, если бы это было возможным. Во многих случаях верхний этаж занимали швейцары, дворники и уборщики зданий вместе со своими семьями.



Позвольте нам предположить, что этот же гость прибыл в Нью-Йорк вновь, скажем, дюжину лет спустя, в 1889 году. Теперь он обнаружит заметные изменения. Деловой район города распространился во всех направлениях, теперь расположен по обеим сторонам Бродвея, а так же как к югу, так и к северу от Уолл-стрит. Сооружения из камня и кирпича показали своё несоответствие запросам растущего в городе бизнеса. Началась эра зданий со стальным каркасом. Новые здания возвышаются на двенадцать или даже шестнадцать этажей, что вдвое выше, что он видел раньше. Если бы он вошёл в одно из них, он обнаружил бы, что лифты в них скоростные и комфортабельные. Теперь верхние этажи перестали быть нежеланными. Наоборот, они стали особенно востребованными. Дело не только в лифтах, но и во всех внутренних удобствах и приспособлениях, которыми теперь обеспечены арендаторы, с комфортом, неизвестным несколькими годами ранее.


Представим, что через двенадцать лет наш гость вновь посетил город. В 1901 году он обнаружит, что практически весь остров Манхеттен к югу от Сити Холла отдан исключительно под офисы. Люди больше не укажут ему как на стандарт совершенства на некоторые шестнадцатиэтажные здания, которые казались величественными в его прошлый визит. Его городские друзья поведут его на Парк Роу и предложат с едва скрываемой гордостью обратить свой взор на Парк Роу Билдинг, последнее и величайшее из местных архитектурных чудес. Теперь он увидит гигантское здание, чьи башни вздымаются на высоту не менее тридцати двух этажей от уровня тротуара. Чья стоимость составила около полутора миллионов долларов. Под чьей крышей уместились девятьсот пятьдесят комнат, чьи лифты перевозят в день до двадцати пяти тысяч человек.



И действительно, когда это огромное здание было построено и открыто, около девяти лет назад, оно казалось пределом, который был достигнут. Но для человеческой силы и изобретательности не существует пределов. Над самыми высокими крышами острова Манхеттен теперь возвышаются огромные башни из стали, заставляющие казаться низкими находящиеся по соседству более старые здания. Это означает подлинно новую веху в строительстве небоскрёбов. Сити Инвестинг Билдинг на Бродвее и Кортландт-Стрит на сто футов выше, чем Парк Роу Билдинг. Здания Хадсон Терминал на улицах Черч-, Кортландт-, Дей- и Фултон-Стрит, хотя и не так высоки, но зато содержат так много площади, что они будут самыми большими о тяжёлыми офисными зданиями в мире. Новое Здание Зингера на углу Бродвея и Либерти-Стрит имеет высоту не менее шестисот двенадцати футов (186,54 м) от уровня тротуара до его верхушки, сорок семь этажей офисов и девять с половиной акров (3,8 га) внутренней площади.



Несколько других зданий, которые превзойдут уже существующие как по размерам, так и по совершенству оснащения, спроектированы или уже строятся в нижнем Манхеттене. И, наконец, самое высокое из запланированных, высочайшее из всех земных сооружений, за исключением Эйфелевой башни, приобретает форму в месте, которое может быть названо деловым районом «верхний город» (аптаун). Это последнее архитектурное чудо является добавлением к прекрасному беломраморному офисному зданию страховой компании Метрополитен Лайф. Башня, которая вырастет на высоту шестьсот пятьдесят восемь футов (200,56 м) над Мэдисон Сквер, на углу Мэдисон Авеню и двадцать четвёртой улицы.


Башня страховой компании Метрополитен Лайф на Мэдисон Сквер, Нью-Йорк - за исключением Эйфелевой башни это самое высокое сооружение на земле, шестьсот пятьдесят восемь футов (200,56 м)
Эти огромные сооружения были возведены в ответ на вполне определённый экономический запрос. В течение последних тридцати лет деловая активность в Нью-Йорке постоянно увеличивала свой размах и масштаб. Кроме того стало больше объединение интересов. Жилище, служившее для малого бизнеса и небольших компаний, не могло подойти для больших трестов. Более того, для значительных концернов всей страны становилось всё более и более необходимым иметь свой офис в Нью-Йорке в чтобы быть представленными в коммерческом и финансовом центре Америки. В то время как потребности в офисной площади постоянно увеличивались, количество квадратных футов площади острова Манхеттен оставалось в точности тем же самым. Таким образом, существует только одна вещь, которую необходимо сделать. Следуя примеру человека из притчи, малые здания должны быть снесены, а на их месте должны быть возведены здания, которые поднимутся выше и ещё выше в небо.



Здания, которые стоят миллионы

Первая необходимая вещь, с которой встречается потребность в этих высоких зданиях - это конечно деньги, которые нужно заплатить за их постройку. Должны быть найдены люди, или группа людей, способных снабдить большими деньгами, которые требуются для такого предприятия. Когда небоскрёб построен и заполнен арендаторами, платящими солидную арендную плату, мы вполне готовы завидовать его владельцам, ревновать к их дивидендам, но как много среди нас таких, кто, имея достаточный капитал, готовы поместить его в такие здания, где строительные и инженерные трудности так велики, а риск неудачи обычно так серьёзен? Если же владельцы пожнут справедливую отдачу, их служба обществу будет соразмерна их прибыли.



Сама земля, на которой возводятся эти огромные сооружения, стоит немалых денег. В нижнем Манхеттене нет ни одного свободного фута земли. Чтобы возвести новое здание, капиталист должен купить землю со старыми зданиями на ней. Они должны быть снесены – это чистый убыток, потому что практически никакие из их материалов не могут быть использованы вновь. Затраты на строительство фундамента небоскрёба, уходящего в землю до скального основания часто весьма велики. А стоимость стали, камня и кирпича, строительных работ и бесчисленных деталей оборудования может составлять от полумиллиона до пяти миллионов долларов.



Проблемы для архитектора

Когда капитал обеспечен, следующая задача, не лёгкая и не простая существует для архитектора. Он должен начертить как внутренние, так и внешние планы здания. Форма и размеры участка земли, на котором оно должно быть возведено, составляют первую цепь, которая связывает его. Там, где каждый дюйм земли так дорог, что ведутся судебные битвы за владение им, архитектору нередко приходится проектировать здание, расположенное на небольшом клочке земли неправильной формы. И каждый дюйм этого клочка не должен быть потрачен впустую. Конструктор высотного офисного здания находится совсем в других условиях, чем архитектор, нанятый для возведения монумента в парке. Руки последнего свободны, разве что его смогут порицать за то, что сделанное им недостаточно художественно и привлекательно. Первый же связан по рукам и ногам и если он, вывернувшись, сумеет достигнуть цели, не обидев чьего-либо эстетического чувства, то его уже следует похвалить.



Условия, которые будут окружать здание, когда оно будет закончено, также должны быть тщательно продуманы. Каждый офис должен быть хорошо освещён, обеспечен свежим воздухом, или, точнее, так же хорошо освещён и обеспечен воздухом, как здания, с которыми приходится соревноваться за офисные площади. Близость и высота соседних зданий часто делает это сложной проблемой. Опять-таки, одно дело построить здание на углу улицы, где свет и воздух может попадать в него с двух сторон и совсем другое дело построить его в центре квартала, окружённое со всех сторон высокими соседними зданиями. В этом последнем случае, так же дороги как каждый дюйм пространства, могут быть дворы или специальные входы, обеспечивающие свет и вентиляцию.



(с) Тыц

Продолжение следует.

Все статьи про небоскребы


[/MORE]

Шано, блог «Архив Шано»

* * *

15.12.2011 в 16:01
Пишет [J]Blues_Milk[/J]:

Механика в средневековой Европе
Введение

XVII век, век бурного развития математического естествознания, принято считать началом расцвета механики как науки, а становление классической механики — одной из составных частей того, что называют научной революцией XVII в.

Однако корни механических знаний, как и научных знаний вообще, следует искать в глубокой древности. Появление и начало развития общих понятий и принципов механики относятся еще к античной эпохе истории человечества. И в применении к истории механики не меньше, чем по отношению к другим естественным наукам, справедливо утверждение Ф.Энгельса, что "теоретическое естествознание, если оно хочет проследить историю возникновения своих теперешних положений, вынуждено возвращаться к грекам".

скрытый текст[MORE=читать дальше]Проблемы античной механики, разработанные затем в средневековой Европе, явились фундаментом, на котором впоследствии было воздвигнуто здание классической механики.

Основные понятия и принципы античной механики в той или иной мере освещены во многих специальных и обобщающих трудах как по истории механики, так и по истории науки вообще.

Первые школы механики на Западе

Аль-Хазини, деятельность которого развертывалась между 1115 и 1121 гг., написал замечательный трактат — "курс" средневековой физики, в который вошли таблицы удельных весов твердых и жидких тел, описания опытов по взвешиванию воздуха, наблюдения явления капиллярности, описание применения ареометра для измерения плотности жидкости. Однако влияние его на развитие западной физики весьма сомнительно.


Еще до Аль-Хазини в арабском мире начался упадок физики, столь же быстрый, как и ее взлет. Но контакты с арабами и расцвет ; экономической деятельности к тому времени привели к интеллектуальному пробуждению в Испании, Лотарингии, Франции, Шотландии. В Италии были созданы первые учреждения, служащие для распространения и расши¬рения знаний,— университеты. В 1100 г. университет в Болонье уже достиг славы. К этому времени приобрел известность и Парижский университет.

По образцу университетов Парижа и Болоньи были созданы университеты в Падуе (1222 г.), Оксфорде (1229 г.), Кембридже, Неаполе, Риме и т. д. Примерно между 1125 и 1280 гг. в Испании и Италии были переведены труды Аристотеля, Евклида и Птолемея, одностороннее изучение которых привело к развитию схоластики. В это время труды Архимеда и Герона почти наверняка еще не были известны, так что все изучение механики было основано на трудах Аристотеля и "Проблемах механики", которые также приписывались Аристотелю.

Следует признать, что влияние этого периода на последующих физиков все еще спорно и, во всяком случае, его вклад в современную физику весьма незначителен.

Первый существенный успех связан с именем Иордана Неморария, о личности которого почти ничего не известно: мы не знаем ни его национальности, ни даже времени жизни (обычно его относят к периоду между XI и ХШ веками). В библиотеках Франции были найдены различные труды по статике, приписываемые Иордану, для которых характерно систематическое применение понятия gravitas secundum situm, т. е. изменения силы тяжести тела в зависимости от его положения. Иными словами, Иордан заметил, что сила, с которой тело давит на горизонтальную плоскость, на которую оно опирается, уменьшается, если эту плоскость наклонить, и чем больше она наклонена, тем эта сила меньше. Здесь впервые появляется понятие о составляющей силы тяжести тела в определенном направлении. Этот принцип приводит Иордана к принципу виртуальных работ, который сформулирован в таком виде; если определенный груз может быть поднят на определенную высоту, то груз, в k раз больший, можно поднять на высоту, в k раз меньшую.

Другой Иордан, быть может ученик первого, ввел понятие статического момента, которое было еще у Архимеда, и рассмотрел его применение к равновесию коленчатого рычага и к наклонной плоскости. Заметим, что в изданной в 1565 г. брошюре Тартальи этому второму Иордану приписывается установление точного условия равновесия тела, опирающегося на наклонную плоскость. Интересно, что Тарталья привел это положение как свое собственное в 1546 г. в труде "Проблемы и различные изобретения".

В XIII веке начались особенно усиленные продолжавшиеся в течение всего последующего XIV века долгие и скучные схоластические споры о физике Аристотеля и о критических замечаниях Филопона. Главными действующими лицами здесь были Альберт Великий (1206—1280), Фома Аквинский (1226—1274), Уильям Оккам (1280—1347), Иоанн Буридан (1297—1358). Ценность их трудов прежде всего в том, что они широко распространили аристотелеву физику со всеми ее достоинствами и недостатками.

Из фактов, представляющих особый физический интерес, отметим, что Альберт Саксонский, преподававший в Сорбонне с 1350 по 1361 г., предпринял попытку классифицировать движения, различая движения поступательное и вращательное (для последнего дано точное определение угловой скорости), равномерное и переменное. В его время и с его участием было создано понятие движения uniformiter difformis, или, как мы его теперь называем, равномерно-переменного движения.

Наибольший вклад в изучение равномерно-переменного движения в период средневековья внес Никола Орезм (ок. 1328—1388). Применив впервые в истории науки графическое представление движения, соответствующее современному методу координат, он установил закон, используемый, и сейчас и связывающий для равномерно-переменного движения пройденный движущимся телом путь со временем, затраченным на его прохождение.

Одновременно с Парижской школой развертывалась деятельность в. Оксфорде, где, по-видимому, Уильям Гейтсбери (начало XIV века) ввел понятие ускорения, а Уильям Коллингем сформулировал общий закон нечетных чисел, характеризующий равномерно-переменное движение.

Позднейшим последователем Оксфордской школы был Доменико Сото (1494—1560), который в комментарии к Аристотелю без какого-либо обоснования принимает, что движение падающего тела является равномерно-переменным, и дает для пройденного падающим телом пути закон, совпадающий) с современным.

[/MORE]
URL записи

Шано, блог «Архив Шано»

* * *

Как появилась пишущая машинка http://nezhna.com/post103256042/
скрытый текст

 (699x464, 69Kb)
Имя автора самой первой пишущей машинки неизвестно. Однако известно, что еще в 1714 году в Англии вышло королевское распоряжение, предписывающее одному из механиков лондонской водопроводной станции создать приспособление для печатания различных текстов. Потребовалось еще полтора столетия для того, чтобы пишущие машинки стали серийно выпускаться промышленность.

Пишущая машинка широко использовалась литераторами. Кабинет Л.Н. Толстого, к примеру, знакомые великого писателя не могли представить себе без старого «Ремингтона», так же как кабинет В.В Маяковского невозможно представить без его любимого «Ундервуда». Пионерами в применении пишущей машинки были Марк Твен и Джек Лондон.

[MORE=читать дальше]

 (700x525, 97Kb)
У «Смитс – премьера» выпуска 1908 года в отличие от современных машинок было восемь рядов клавиш: четыре - для заглавных букв и четыре - для строчных.

Портативная «Бамбина» напоминало скорее остов телефонного аппарата, к которому забыли приделать номеронаборный диск и телефонную трубку. На панели машинки была нанесена шкала с буквами и знаками препинания, вдоль которой перемещался рычажок, а сбоку имелись три клавиши. Чтобы напечатать ту или иную букву, нужно было установить рычажок против соответствующего деления шкалы, а затем ударить по одной из клавиш.

Не менее оригинально была устроена еще одна портативная машинка «Миньон», выпущенная в Риге в 1904 году. У нее знаки алфавита были заключены в расчерченную на панели сетку, над которой перемещался стержень с острой иглой. Стержень устанавливался над нужной клеткой, нажималась клавиша, опускалась игла - и буква отпечатывалась на бумаге.

 (400x349, 70Kb)
Ленту в «Иосте» выпуска 1887 года заменяла пропитанная чернилами подушечка, в которую обмакивались литеры. Соприкосновение литеры с бумагой происходило, когда лист проходил под валиком, и печатающий не сразу мог прочитать напечаную строку.
А машинистки, которые в начале ХХ века работали на «Ремингтоне-3М», вообще не видели, что они печатают, - у этой машинки была закрытая каретка. «Ремингтон» отличался еще и тем, что у него была деревянная клавиатура.
Модель машинки «Додхерти» использовалась в аптеках. У нее было два шрифта - русский и латинский. Отпечатанные рецепты автоматически выбрасывались в специальную корзину.

У портативного «Банкенсдерфера-5М» было всего три ряда клавиш и перемещающаяся вдоль вала печатающая шайба с нанесенными на нее литерами. Позже эта идея была использована в пишущих машинках с шаровидной головкой.

Еще в 1889 году «Смитс и братья» выпускали почти бесшумную и очень быструю машинку, в которой литерные рычаги были закреплены на шарикоподшипниках.

Оригинальная пишущая машина была изобретена в 1870 году нашим соотечественником Алисовым и по внешнему виду напоминала... шарманку. После того как первая партия этих машин была изготовлена, правительство потребовало обязательного утверждения цензурой печатаемых на них материалов. В результате машина Алисова практического применения не нашла.

 (539x500, 55Kb)
Из этих разработок к середине столетия сохранили свое значение около двадцати. Наиболее удачной оказалась разработка американца Шолеса. Его «Ремингтон» и стал прототипом современной пишущей машинки. Интересна история изобретения этой модели. Шолес проживал в американском городе Милуоки и по профессии был полиграфистом , однако в то время работал сборщиком податей. Шолес изобрел устройство для нумерования страниц в книгах и трудился в свободное время над его изготовлением в механической мастерской. В той же мастерской конструировал оригинальный плуг фермер-изобретатель Глидден.

Однажды Глидден принес журнал с описанием пишущей машинкой Пратта и предложил сделать аналогичную на основе принципа , заложенного в нумеровальной машине Шолеса. К работе привлекли друга Шолеса Суле , полиграфиста по профессии, и в том же 1867 году работа была завершена. Довольные изобретатели разослали своим знакомым отпечатанные на машине письма. Среди адресатов оказался Глидден, пришедший в восторг от изобретения. Он предложил авторам финансовую поддержку в счет части будущих прибылей, однако просил усовершенствовать конструкцию

Вскоре Суле и Глидден из предприятия вышли и доработку проводил оставшийся в одиночестве Шолес. Им был изготовлено около тридцати пробных машин, и наконец в 1873 году к серийному выпуску приступил завод Ремингтона. Выпуск пишущих машин нарастал лавинообразно. Только “Ремингтонов” за первые десять лет изготовили свыше ста тысяч. Появились десятки и сотни новых моделей. В начале прошлого века в среднем ежедневно выдавалось три патента на различные усовершенствования машин.

 (542x406, 35Kb)
Первые машинки известной марки «Башкирия» собирались в ручную в 20-е годы в Уфе бывшие беспризорники, объединенные в трудовые коммуны. Серийный выпуск советских машинок начался в 40-х годах с модели «Ленинград».

Первой электрической машинкой был американский «Электроматик» выпуска 1935 г. Затем последовали «Эрики», «Оптимы», «Ятрани», которые на практике повсеместно вытеснены персональными компьютерами.
avtosekretar.ru

 (699x482, 65Kb)

[/MORE]
Страницы: 1 2 3 7 следующая →

Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)