Автор: Дракуловед

Дворец в Вышеграде. Часть 12. Культура королевского питания

В книге «Италия. История гастрономии от Лукулла до наших дней» я вычитала, что до середины 1470-х годов при дворе господствовали варварские привычки. Никто не пользовался вилками и все, в том числе король, ели из общих тарелок. Только после женитьбы на Беатриче Арагонской король Матьяш приобрёл хорошие манеры за столом.

В 1485 году Марцио Галеотто написал книгу «De egregie, sapienter, iocose dictis ac factis regis Mathiae» («Замечательные, мудрые и остроумные высказывания и дела короля Матфея»). Она была напечатана в 1563 и считается важным историческим источником о Венгрии XV века. В этой книге Марцио, в частности, писал: «Они [венгры] не едят каждый из своей тарелки, как едим мы, но все едят из одной тарелки и берут себе оттуда куски не вилкой, как мы в Италии, а пальцами» (цитируется по книге: M. Tanner. The Raven King: Matthias Corvinus and the Fate of His Lost Library. New Haven (Conn.) 2008, p. 109). Также Марцио сообщает, что король Матьяш I отказался использовать вилки, которые ему прислал в подарок герцог Феррары.

 

Даже не знаю, верить или нет, потому что в числе предметов, найденных при раскопках дворца, есть и вилки, и ложки, и тарелки. Теоретически всё это может относиться к последней четверти 15-го века, то есть к тому периоду, когда король уже женился на Беатриче Арагонской и под влиянием своей жены начал окультуриваться... Но мне кажется, что это окультуривание под влиянием жены — всего лишь миф, как и то, что после женитьбы Матьяша при дворе всё кардинально изменилось, Венгрия шагнула в эпоху Возрождения и начался массовый приезд к венгерскому двору различных талантливых мастеров и учёных.

 

Как бы там ни были, вот экспонаты, показывающие воспитанность обитателей дворца в Вышеграде:

(9 — ручки вилок, 10 — ножи, 11— ложка, 12 и 13 — тарелки)

01

 

А вот не просто посуда, а посуда с королевского стола. Она хранится в Музее истории в Будапеште. На столе в столовой вышеградского дворца стоят не подлинные вещи, но при их создании специалисты явно ориентировались вот на эти предметы:

02

03

04

05

06

07

08

 

А это тоже хранится в Будапеште, но не в Музее истории, а в Венгерском национальном музее:

09

 

Ещё посуда 15-го века из Венгерского национального музея. Она не с королевского стола, но показывает, что вилками и ложками в 15-м веке знатные венгры уже вполне пользовались:

10

11

 

Снова экспозиция в Вышеграде. Всевозможные косточки, оставшиеся от съеденных блюд. В своё время были выброшены обитателями дворца, но в итоге бережно сохранены археологами:

12

13

14

4

Комментарии

То есть на Руси к тому времени вилки были, в Западной Европе были, а у венгров не было? По-моему, это все-таки немного мифическая теория. Но это, конечно, мое субъективное мнение )
По-моему, это все-таки немного мифическая теория
Gun_Grave, я даже нашла латинский текст этой книги, на которую исследователи ссылаются. Но сам отрывок про вилки пока не нашла. Если там всё-таки это есть, такое свидетельство нельзя просто так сбрасывать со счетов, потому что Марцио Галеотто (автор книги), жил при дворе Матьяша.
(Есть, конечно, вероятность, что он "врёт, как очевидец" )

Кстати, вот этот Галеотто.
глянуть01
Его скульптурное изображение — часть Фонтана Матьяша, который также называют "Охота короля Матьяша".
глянуть02
такое свидетельство нельзя просто так сбрасывать со счетов
Дракуловед, это да. Хотя он мог быть очарован прекрасной королевой )
Кстати, вот этот Галеотто.
Суровый взгляд, высокий лоб, худое лицо. Сразу видно ученого человека )
очарован прекрасной королевой )
Gun_Grave, мне кажется, в большинстве источников, рассказывающих об этой свадьбе, подтекстом идёт, что Матьяшу очень повезло заполучить такую невесту и что он изо всех сил старался соответствовать, на свадебные торжества потратил астрономическую сумму.
Правда, через несколько лет, когда стало понятно, что королева бесплодна, про везение никто уже не заикался.

Суровый взгляд, высокий лоб, худое лицо
Это скульптура 19-го века, а тогда была тенденция идеализировать внешность, изображать "как должно быть", а не "как есть".
По этой же причине в скульптурных портретах изображали Матьяша с орлиным носом, ведь он Ворон (Корвин), хотя в реальности у него был совершенно не такой нос, а крупный и мясистый, как у отца
через несколько лет, когда стало понятно, что королева бесплодна
Дракуловед, да-а, тяжело ему было. И ведь связи, связи, ничего с ней не сделаешь, чтобы новую жену завести.

хотя в реальности у него был совершенно не такой нос
Но ведь сказано же, что Корвин! Как иначе потомки это поймут? )
тяжело ему было
Gun_Grave, хотел стать основателем новой династии, но не получилось. Хотя один внебрачный сын у него всё-таки родился.

Как иначе потомки это поймут? )
По надписи на памятнике
хотел стать основателем новой династии, но не получилось
Дракуловед, иногда природе наплевать на амбиции. Что бы было, если бы та же первая жена Наполеона не оказалась бесплодна — страшно подумать )

По надписи на памятнике
Это все не то. Я читала рассуждения о том, что памятники и картины должны производить впечатление с первого взгляда. Чтобы зрителю интуитивно сразу было понятно, кто перед ним. В такой логике да, к черту историческую достоверность, главное — образ ))) А потом потомки долго пытаются вычислить, как же на самом деле выглядел тот или иной деятель ))

Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)