Венгрия — католическая страна, и в Вышеграде это тоже заметно, но символом католического мировоззрения стал не храм в центре города, а местная «гора Голгофа».
Как известно из Библии, на Голгофе был распят Иисус, а до этого он долго и тяжело поднимался вверх по склону, неся свой крест. Так вот... в Вышеграде существует тропа в гору, призванная напоминать, как было тяжело Иисусу.
Тропу никак не миновать, потому что это путь из города в Вышеградскую крепость. Все, кто поднимается в крепость своим ходом, а не сидя в туристическом автобусе, невольно проходят мимо изображений всех основных эпизодов крестного пути, затем видят крест, а затем — «могилу Христа», и это отражение именно католической культуры. Католическое искусство стремится увлечь верующего посредством максимально реалистичного изображения библейских сюжетов и образов. В католицизме считается, что каждый верующий — как тот Фома, которому требовалось прикоснуться к ранам Христа, чтобы поверить в реальность происходящего. И поэтому устроители вышеградской Голгофы уверены, что люди, поднимающиеся в Вышеградскую крепость (особенно если по жаре), обязательно проникнутся страданиями Христа, потому что физически почувствуют эти страдания, хоть и не в полной мере.
Начинается тропа здесь:
Ничто не предвещает, что сейчас на тебя будут воздействовать, но затем появляется вот такое изображение суда над Иисусом:
Вот так выглядит вышеградская Голгофа:
А вот Иисус уже несёт крест:
Как видите, существует даже гид. По QR-коду можно узнать подробнее про ту или иную веху крестного пути... Все картинки показывать не буду, потому что их очень много, но посмотреть можно вот в этом моём альбоме на Фликре.
Наконец, мы видим крест. Он пуст. Пуст потому, что Христа уже сняли с креста и похоронили.
Вот часовня, изображающая могилу:
На этом воздействие заканчивается. Сделать людей, поднимающихся в крепость, свидетелями не только казни, но и воскресения Иисуса Христа, устроители Голгофы не пытаются.
Лично меня всё это заинтересовало в контексте того, что западные ужастики и боевики, где кровь-кишки, смотрятся намного реалистичнее наших российских именно потому, что на Западе существует очень древняя традиция натуралистично изображать всякие ужасы, а в основе этой традиции — вот что:
У этой статуи (очень типичной) даже дырка от копья — именно дарка. И дырка от гвоздя — тоже дырка. На теле Иисуса видна грязь, потёки от пота... И это стремление к реалистичности за столетия оттачивалось, совершенствовалось, а результат мы видим в западных фильмах.
У нас в России другой путь, потому что Россия — православная страна, а православие в отличие от католицизма делает ставку на символы, провоцирующие у верующего определённые чувства. Ставка делалась именно на чувства, а не визуальные и тактильные спецэффекты. То есть нам в плане спецэффектов ещё догонять и догонять. И вот такую местную Голгофу вряд ли кому-то придёт в голову устроить в российском городе.
Продолжение следует...
Лучшее
Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)
Комментарии