Автор: ferever

Давайте, пацаны, дадим слово пацана. (c)

«Слово пацана. Кровь на асфальте» Реж. Жора Крыжовников, 2023



Пожалуй, это лучшее, что создал современный отечественный продакшн за последнее время. Изначально у меня было довольно скептическое отношение к этому кино – намесили на быструю руку очередное российское не пойми что, но после просмотра моё мнение изменилось на 180 градусов. ТВ премьера состоялась 15 апреля, и я решила, что буду смотреть сериал именно в телевизионной версии. Хотела буквально пропустить через себя то самое чувство томительного ожидания, которое испытывала в те времена, когда ещё не наступила эра современных технологий. И знаете, ребят, что? Я не пожалела ни минуты потраченного на этот сериал времени. /Чего не скажешь о многих других отечественных продуктах/

в скрытый текст.Первое, что вызвало искреннее уважение – это то, насколько серьёзно, ответственно к своей работе подошли создатели «Слова пацана». Подготовка к сериалу заняла почти полгода, режиссёр и сценарист изучали материалы по теме, смотрели выпуски программ «Взгляд», «Время». Именно по этой причине в сериале на достойном уровне – сценарий, режиссура, работа костюмера, музыкальное оформление. Второе – это каст, в котором основной упор был сделан на молодых, малоизвестных актёров. Просто поражает и то количество актеров из массовки, что приняли участие в съёмках. Во многом именно эти молодые ребята и сделали этот сериал.

Второе, что нельзя не отметить – это актёрскую работу буквально всех персонажей, начиная от главных героев и заканчивая второстепенными. Лично мне больше всего понравилась актерская игра Ивана Янковского и Рузиля Минекаева. Актеры выложились даже не на 100, а на все 150%. Работа Янковского в сериале ярче и мощнее, чем в сериале «Топи». На мой взгляд, его персонаж – Вова «Адидас» в самом широком смысле этого слова перерос уличную группировку. Во-первых, он старше многих ребят, которые составляли группу «универсамовских». Во-вторых, человек во время службы прошёл Афган, что не могло не отразиться на его мировоззрении. В одном из эпизодов он говорит своим: «чем-то мы ни тем занимаемся, пацаны». Возможно, у него была бы другая судьба, если бы не начало развала государства, которое ознаменовало собой слом эпох и все вытекающие из этого последствия.

Так же из всех «универсамовских» выделяется Марат «Адидас-младший» – брат Владимира Суворова. Герой проходит за определенное время трансформацию личности, которая отчасти обусловлена трагической гибелью его девушки Айгуль. Парень понимает, что грош цена так называемому пацанскому кодексу чести, когда свои же травят своих:

– Ты меня с кем-то путаешь. Я не прыгал и пацанов своих не сдавал.

– Своих? С хрена ли они свои-то? Потому что живем на одной улице? Что они сделали? Затравили её, что она в окно вышла. А для тебя они свои. Это сволочи. Сволочей надо наказывать. Есть закон выше, чем пацанский.


Финал сериала я тоже считаю завершенным. Читала о том, что последние два эпизода слили в сеть до официального премьерного показа, поэтому режиссер переснял финал. Оно и к лучшему, на мой взгляд, вторая версия концовки выглядит вполне логичным завершением истории.

.
.
.

Отдельно хочу рассказать о саундтреке, который стал заглавной темой сериала. Песня АИГЕЛ – Пыяла была написана в 2020 году и изначального никакого отношения к сериалу не имела. Но в 2023 году её утвердили для сериала «Слово пацана». Сказать, что песня по атмосфере и лейтмотиву невероятно удачно попала в тему сериала – это ничего не сказать. У меня ощущение, что песня была словно создана для него. Песня исполняется на татарском языке, события сериала (основанного, кстати, на реальных исторических событиях) происходят в столице Татарстана – в Казани. Тема мощная по силе воздействия и одновременно с этим чарующая, мистическая.

Ну и напоследок. Общество очень неоднозначно восприняло работу Крыжовникова. Да, фильм получился тяжелый и очень жесткий, но лично я не увидела романтизации жестокости и насилия, скорее наоборот.
«По мнению издания РИА Новости, фильм не призывает к насилию, а показывает его бесперспективность, развеивает романтизированный образ 80-х и вместо этого показывает их как эпоху «яростной борьбы за власть на всех уровнях». (с)
6

Комментарии

Мне тоже этот сериал понравился. Никакой романтизации жестокости тоже не увидел. Хотя при большом желании романтизировать могут что угодно сами зрители (создавать своё творчество по мотивам, например, которое романтизировать может), в данном случае скорее дети, подростки по незнанию, своей ещё детской наивности. Но сам сериал не романтизирует насилие
Виктор Гурьянов, да, согласна, перекладывать всецело на сериал причины детской/подростковой жестокости – это неправильно, тем более что у неё может быть огромное количество своих самых разных причин. Можно, конечно, говорить культурном явлении – влиянии кино на массовое сознание зрителя. Например, как это произошло с сериалом Бригада в 2000-х годах, но и тут хороший вопрос к обществу: а какую оно дало альтернативу молодым умам и вообще интересовалось ли тем, чем занимаются молодые люди.

здесь же, в сериале, показана жестокость в её крайне бессмысленном и примитивном виде: вот был совсем молодой человек и нет человека – вот и вся "романтика". Сегодня ты кого-то покалечил-убил, завтра покалечили-убили тебя. А по сути это путь в никуда. Вот было такое время в нашей истории – и закрывать на этого глаза, делать вид, что ничего такого не было, на мой взгляд, тоже неправильно.
я сдулся серии на какой-то, хотя Крыжовникова уважаю очень. но смотреть на говно из собственного детства, которое к тому же сейчас неминуемо возвращается — удовольствие (лично для меня) ниже среднего. то же "Горько" у Жоры хотя бы смешное. его я даже пересматриваю периодически, каюсь, грешен. )))
Heavy Rain, вот не поверишь, но именно такого комментария и именно от тебя я ожидала 😄 на самом деле очень понимаю: точно такое же отношение было у меня к сериалу Бригада, когда он только вышел. Смогла осилить буквально первую серию и закрыла тему, ибо ну на фига смотреть про лихие 90-е, когда ты сам в них вырос. Хотя фильм Брат заценила, но вот пересматривать его совсем не тянет.

а вот с творческом Крыжовникова не знакома, он стал приятным открытием для меня, стоит что-нибудь еще на досуге глянуть)
вот не поверишь, но именно такого комментария и именно от тебя я ожидала
ferever, ну я жил не в таком криминализованном месте как Ульяновск или Казань, но тоже очень неприятном.


а вот с творческом Крыжовникова не знакома, он стал приятным открытием для меня, стоит что-нибудь еще на досуге глянуть)
его поругивают конечно, за разное (хотя мой любимый наезд про "а чо он во всех фильмах свою жену снимает?" — теперь уже бывшую, правда. в "Слове пацана" она маму Андрея играет, если не путаю), но режиссёр он всё-таки хороший. мне ещё "Позвоните Ди Каприо" в своё время зашло, но пересматривать я его буду вряд ли — там тоже жестковато. "Горько" — праааа свадьбу, он ужасен в плане узнавания обстановки и типажей, но слава богу это всё теперь от меня ооочень далеко, так что, даже могу поржать. вот Баженов, помню, "Горько" не оценил, ну видимо у него вся родня — интеллигенция до десятого колена, что поделать. )))
Heavy Rain, судя по воспоминаниям Гараева, в Казани были те ещё времена; я и раньше особо не романтизировала 80-е, но о существовании таких вот молодёжных группировок ничего не знала – нам, естессна, в школе на уроках истории такого не рассказывали...

и правда – Юлия Александрова его жена)) но там много кто из звёздных родственников "затесался": Анна Пересильд, Александр Самойленко младший, Янковский, Макаревич. Правда лично у меня к их работе нет претензий от слова совсем))

ну, ок, ок, добавлю и я свои закладки – в очередь на просмотр поставлю 😄

Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)