Автор: Haide Mai

Джокер

На днях мне понадобилось внимательно рассмотреть персонажа женского пола наподобие Джокера. Т.е. по своей сути фемверсия Джокера. И нет, не Харли Квин. Между Харли Квин и Джокером та же пропасть, что между Суперменом и Вандервумен. Джокера создавали разным, приписывали те или иные преступные деяния и меня градус его безумности в зависимости от требований комикса, где использовали. От спятившего бандита-клоуна до демонизированного образа абсолютного Злодея - Джокер стал для уже не одного поколения культовой личностью. Я не намерена обсуждать за что его любить и ненавидеть, как много у него фанатов и в принципе то, как с ним обращаются писатели и художники из раза в раз. Нет. Эта тема несомненно интересная и очень объемная, но речь не об этом. Речь о Джокере как о бренде. О том, что такое Джокер, что он собой являет и что остается в нем неизменным на протяжении долгих лет.

Формула его привлекательности и культовости на самом деле крайне проста. Он не играет в безумие - он действительно безумен. Позвольте мне заметить, что по-настоящему ужасным и ярким злодеем его делает не имитация безумия. Он не играет это, это в его естестве. В то время как та же Харли Квин (у которой тоже не менее богатая история создания образа, который менялся от безумной арлекинши до социопатки-маньячки) чаще всего играет в безумие. Джокер театральничает и наигранно показывает свою нормальность, когда как его норма - безумие. Харли, наоборот, ерничает и карикатурно играет в безумную, когда на деле она довольно расчетливая сучка (а вот Джокер порой не без помощи своего сумасшествия бывает крайне наивен в некоторых вопросах). И в этом-то и есть основная проблема тех, кому доводилось играть Джокера. Почему несмотря на довольно таки не каноничного Джокера-Леджера все вспоминают его с особым восторгом и считают лучшим Джокером? Нельзя не принимать во внимание и то, что Леджер умер - смерть актера накладывает особый отпечаток на восприятие его ролей. Я уверена, однажды нам доведется увидеть Джокера еще более канонного и типичного, чем показал Летжер. Но его самое важное и выгодное отличие в том, что Леджер сыграл Джокера, который не пытается казаться сумасшедшим и безбашенным. Он действительно такой и есть и лишь иногда очень картонно пытается сыграть в адекватное поведение и прикинуться обычным анархистом, маньяком, любителем взрывов, смертей и еще много чего. В сравнении с ним недавнее воплощение Джокера от Джарерда Лето выглядит нелепо и неловко. Разумеется, нашлись у нового Джокера и свои фанаты, многие защищали Джокера-Лето, называя его более канонным и похожим на комиксного Джокера. В некоторой степени тут есть правда: в последний комиксах типа «Бэтмен 0 год» Джокер приобрел более стильный вид (и стал похож на Глускина, который, кстати говоря, тоже не менее отбитый человек). Но проблема Лето в том, что его Джокер оказался крайне наигранным. Если бы возможно было поменять каст, не меняя игры актеров, я бы поменяли Лето и Робби местами. Ее Харли Квин привела людей в настоящий восторг, хотя она сыграла кого угодно (очень конкретного кого угодно), но только не Харли Квин. А причина восторга проста. Она сыграла не Харли Квин, она сыграла Джокера. Потому что в отличие от наигранного Джокера Лето ее Харли оказалась по-настоящему сумасшедшей, которая иногда очень плохо играет в нормальность. На фоне такого неумелого Джокера ее Харли оказалась на высоте. И я бы с радостью посмотрела на точно такого же Джокера как ее Харли Квин.

Можно бесконечно обсуждать что такое безумие в духе Вааса. Но факт остается фактом - Джокер ни в одной своей ипостаси не был человеком, который прикидывается безумцем. Однажды его не приняли даже в Тайное общество суперзлодеев. Причину отказа Король объяснил просто: Джокер слишком безумный и дикий для таких как они. Его безумная сторона настолько абсолютна, что его отказались брать в кружок по интересам даже самые отъявленные злодеи. Стоит ли упоминать о всем том, что он устраивал за время своего существования во вселенных DC? Забил на смерть монтировкой Джейсона Тодда, прострелил Барбаре Гордон позвоночник, после чего раздел ее и издевался, фотографируя процесс, чтобы позже показать комиссару Гордону и довести того до безумия. Заполучил силу Мистера Мксйзптлка, изменил реальность и развлекался тем, что жрал население Китая, убивал Лекса Лютера каждый день, а ко всему прочему убивал и истязал Бэтмена, а после воскрешал столько раз, что после того, как все встало на свои места, в Бэтмене не осталось внутренних сил на какую-либо борьбу. В итоге Супермен, конечно, стер воспоминания Бэтмену, чтобы тот продолжал сражаться и дальше, но факт издевательств Джокера, доведшего своего главного противника до морального состояния овоща, на лицо. Большинство злодеев даже безумных успокаиваются на том, что уничтожают своего главного противника, потому что в них все равно сохраняется какой-то рассудок. Рассудок, в котором есть центр насыщения и наслаждения. Они выполняют или по крайней мере стремятся выполнить конкретную задачу, после которой рассчитывают успокоиться. Сколько раз Джокер спасал Бэтмена от смерти и наоборот и вовсе не сосчитать. «Убийственная шутка» очень хорошо показала их взаимоотношение последней сценой. В своей одержимости друг другом они безумны ровно настолько, насколько обычные люди нормальны. Опустим тему одержимости, которую некоторые критики называли даже болезненным обожанием и влюбленностью, приписывая Бэтмену и Джокеру нетрадиционные отношения.

 

Факт остается фактом - чтобы быть отличным Джокером не нужно пытаться наигранно показать его эпатажность и эксцентричность. Надо сказать, что в большинстве комиксов Джокер редко ведет себя так. Только если ему становится крайне скучно и он пытается развлечь себя хотя бы своим же поведением. Нужно быть всего лишь конченным психом. Разумеется, без эксцентричности образ Джокера не будет полным, но тот же Леджер отлично доказал, что не нужно размахивать руками во все стороны, эпатажно орать на право и налево о том, что он сделает всем больно.

Если у вас еще остаются сомнения в крайности психического расстройства Джокера то вот вам факт: у Джокера иммунитет к силам Спектра. Бэтмен объяснил это позже тем, что сознание Джокера устроено так, что он просто не понимает разницы между хорошо и плохо, чем самым лишает себя возможности понимать, за что его Спектр может судить. Еще существует теория из «Лечебница Аркхэм» о его суперздравомыслии, т.е. он настолько здоров, нормален, адекватен и понимает устройство жизни и вселенной, что является абсолютно больным. Быть может, весь секрет успеха Джокера именно в этом?

 

© 170124

Комментарии


Лучшее   Правила сайта   Вход   Регистрация   Восстановление пароля

Материалы сайта предназначены для лиц старше 16 лет (16+)